Учитель-фронтовик

             Опубликовано в коллективном сборнике "Священная народная. Выпуск 2 издательства "Серебро Слов", г.Коломна, 2019 год
      
               

                Посвящается  моему самому любимому
                учителю Пилипенко Фёдору Васильевичу
               


           Всё дальше и дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны. Всё меньше и меньше присутствуют в школах на «Уроках мужества» её участники. Учителя истории рассказывают своим ученикам о 1418-ти днях войны, пользуясь учебными пособиями и необходимыми документами. Другое дело, когда в школах историю преподавали учителя-фронтовики. В 1960-х годах их было не мало. К скупым строчкам пособий и документов времён Второй мировой войны они добавляли свои рассказы о той войне, непосредственными участниками которой  были. И в классах в это время стояла абсолютная тишина.
            
           Василий Федорович Бойченко, как и все его одноклассники, пошёл на фронт в июле 1941 года добровольцем. На тот момент он ещё не достиг призывного возраста. Не хватало нескольких месяцев, которые он, разумеется, себе «приписал» в военкомате. Войну прошёл «от звонка до звонка», был несколько раз ранен, в том числе и тяжело. Домой вернулся инвалидом войны. Окончил педагогический институт по специальности «Учитель истории». Стал преподавать в сельской школе. В 1968 году в школе появился новый директор. Очень молодой. А как говорится в народе, «новая метла метёт по-новому». «Выметать» стали пенсионеров. В какой-то степени директор был прав, если вспомнить поговорку «Молодым везде у нас дорога». А пенсионерам, разумеется «почёт».
         
          Спорить Василий Фёдорович не стал, уволился молча. А первого сентября его с распростёртыми руками встречали в школе соседнего села. Как инвалиду войны ему был выделен специальный автомобиль. С первого же дня его авторитет в новой школе был таким, что  учащиеся  шестого класса встречали его, глядя в окна, а некоторые  - на крыльце школы.
         
          Класс до него был не очень дружным. Вина за это лежала на прежнем классном руководителе Людмиле Григорьевне, которая, по всей вероятности, в педагоги попала чисто случайно. И сама, скорей всего, «мучилась», и подшефных «мучила». К счастью, она вовремя поменяла своё место жительства, переехав в город. Освободившийся класс возглавил Бойченко.
         
          Начал он с выборов старосты.
          - На фронте жизнь солдат во многом зависит от того, кто ведёт их в бой. От их командиров,- рассказывал  классный руководитель.-  На войне их не избирали, назначали сверху. И главное было – не ошибиться. Я начал воевать рядовым. В моём отделении командиром был сержант Фомичёв. Звучит приказ командира роты: «В атаку». Мы поднимаемся во весь рост и идём на встречу смерти. Смотрим, а наш сержантик сзади, за нашими спинами. Под пулемётным вражеским огнём отделение залегло, первым это сделал сержант. За свою жизнь он дрожал как осенний лист, слетевший с дерева. Поступает приказ командира взвода: «Всем ползти вперёд!». Никто не ползёт. Потому, что не ползёт командир отделения, а приказывает нам ползти. Тут я не выдержал и первым пополз под огнём, кланяясь пулям. Моему примеру последовали остальные. Доползли до заветной цели только четверо. Пятый –сержант- так и оставался в том окопе. Это происходило на глазах командира роты. После этого боя нас с сержантом поменяли местами. Как командир отделения я не стал мстить сержанту за его трусость. Хотя, если бы и захотел, то не успел бы: на следующий день его разорвало снарядом.
      
         После такого вступительного слова класс единогласно избрал старостой  Антонишина Павла. Он устроил всех, потому что с первого раза нашёл общий язык с Василием Фёдоровичем и , как говорится, до того особо «не высовывался».
      
         Бойченко был прирождённым оратором, ученики слушали его часами, затаив дыхание. Вскоре у большинства учащихся любимым предметом стала история. Наравне с  другими любимыми предметами. У Павла любимыми считались и история, и русский язык с литературой. Но с этого момента он историей стал увлекаться больше, не переставая дома писать для себя сочинения и вести дневниковые записи. Став взрослым, Павел Антонишин много раз перечитывал свои записи о том, как учитель Бойченко рассказывал им на классном часе о своём первом посещении Москвы.
      
        Много городов, и советских, и европейских пришлось  освобождать с боями сержанту Бойченко. Пришлось «побывать» и в самом Берлине. А вот походить по улицам и площадям столицы, посмотреть на её золотые купола как-то не приходилось. Довелось только через двадцать лет, к юбилею Победы.
      
       Можно много и бесконечно ругать Леонида Ильича Брежнева за «застой», но нельзя не отдать ему должное: в его правление к участникам войны повернулись в стране «лицом». Это, говорят, если не врут, при Сталине всех инвалидов  войны изъяли из улиц и площадей. Василий Фёдорович в мае 1965 года ехал в Москву за наградами, которые нашли героя спустя два десятилетия. Нельзя согласиться с тем мнением, что награды массово за подвиги советские воины стали получать только после коренного перелома в войне: после Курской битвы. Награждения были и в сорок первом, и в сорок втором горестных годах. Другое дело, что их не успевали получать из-за вынужденного отступления с тяжёлыми боями, из которых живыми выходили не все награждённые. Были раненые, были без вести пропавшие. Имелись и такие, как сержант Бойченко, попавшие после госпиталя в другие воинские части. Вот и не доходили награды вовремя к ним.
      
       - Подъезжаешь на поезде к столице нашей Родины Москве, - говорил своим ученикам учитель-фронтовик, - и сердце начинает учащённо биться. Какая-то гордость берёт тебя за душу: Берлин взяли, а Москву отстояли. И никогда врагу её не видать. Ведь не зря же отдали за неё свои молодые жизни курсанты  военных училищ Подмосковья, как и студенты с преподавателями московских вузов. Защищать Москву в годы войны мне не довелось, я воевал на другом фронте. Но кто бы из нас, где не находился, с каких окопов не поднимался в атаку, мысли всех были о Москве. Выстоит Москва, выстоит вся страна в этой смертельной схватке с немецким фашизмом.
       
         На уроках истории учитель Бойченко придерживался учебной программы. А вот на уроках продлённого дня он отвечал на любые исторические вопросы. Долго он не хотел отвечать на один, по тем временам «провокационный» вопрос: « Почему у многих героев Гражданской войны в России дата смерти стоит в большинстве одна и та же:1937, 1938, 1939 годы?».
        - Это, ребята, страшные годы. Когда мы дойдем с вами до них по программе, я вам расскажу, - был окончательный его ответ. И шестиклассников ответ учителя устроил. Главное: он не промолчал, как это делали другие учителя. Однако правду о тех «страшных» годах ребята узнали только уже, став взрослыми,  в годы Перестройки. Но никто из них не сомневался в том, что если бы у них и в последующих классах историю преподавал Василий Фёдорович, они эту правду узнали бы значительно раньше. К сожалению, в следующем учебном году историю им преподавал другой учитель, как был и назначен другой классный руководитель.
      
         Полистав дневниковые записи, Антонишин с улыбкой прочитал и историю со сбором помидор  на колхозном поле. Выполнив норму, ребята стали дурачиться, устроив помидорные бои. Но их  быстро остановил учитель Бойченко:
         - Не надо, ребята, больше этого делать. Помидоры, летевшие по воздуху, напоминают мне ручные гранаты и словно ранят в сердце. До сих пор мне снятся, как кошмар, сны о наших рукопашных боях в окопах, как вражеских, так и своих. Выйти  из тех боёв суждено было не каждому из нас. Я несколько раз выходил, но сразу попадал в госпиталь.
        Все молчали, сожалея о том, что невольно причинили душевную боль своему любимому учителю.
       
         Ну и, разумеется, каждый раз бывший староста с удовольствием перечитывает страницы своего дневника, касающиеся их совместного с учителем туристического похода на велосипедах в ближайший от села лес. Дисциплина была среди «туристов» как в своё время у Бойченко на фронте сначала в отделении, затем во взводе. Войну он закончил командиром стрелкового взвода. Сам учитель ехал на своём автомобиле впереди, как и положено старшему. Никто из любителей гонять по селу на велосипедах на предельной скорости на этот раз его не обгонял. И вовсе не из-за боязни сбиться с маршрута и затеряться в украинских степях. Просто из-за глубокого уважения к своему учителю, прошедшему в своё время  «долгими вёрстами войны». О чём фронтовик думал в этот момент? Возможно о том, как под Будапештом пехота шла в атаку вслед за танками. Как его, раненого, бойцы взвода посадили на броню танка, а сами с криком «Ура!» бежали ему во след. Оглянувшись назад, учитель на мгновение увидел вместо своих родных велосипедистов тех солдат из своего стрелкового взвода. Многие из которых в город не вошли. По понятной на фронте причине: смерть или  тяжёлое ранение.
      
         Прошли десятилетия. Павел Антонишин, открывая в очередной раз свои дневниковые записи школьной поры, жалеет только об одном: что так и не узнал дальнейшей судьбы своего любимого учителя. Родители Павла через год выехали из села. Связь времён прервалась. Память же  об учителе-фронтовике, как яркая звезда на небосклоне, никогда не исчезнет в душах благодарных бывших учеников и учениц. О таких людях помнят всю жизнь. Они это заслужили.

18.01.2016 г.

Фото из Интернета



Рецензии
Спаси Вас Бог, Петр. Мой папа был учителем истории, фронтовиком. Жаль, что не ценили этих людей те, от кого зависела их судьба, совсем не ценили...

Светлана Назарова 2   29.11.2021 14:08     Заявить о нарушении
На это произведение написано 75 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.