О рассказе Стёклышко Игоря Иванова

                "...И опустился Бог…"
                (О рассказе-притче Игоря Иванова «Стёклышко»)

Глубоко убеждён, что бывают времена, когда дух народа, то есть всё самое лучшее в нём, выбирает чьи-то уста, чтобы сказать всем живущим  очень и очень важное.  Часто это бывает в иносказательной форме в виде предания или притчи, которая глубоко врезается в память и сохраняется в глубине сердца как  спасительный указатель.

Такие произведения появляются не часто, поэтому огромным удивлением и радостью для меня стало знакомство с рассказом Игоря Иванова «Стёклышко», в котором для меня неожиданно открылась глубина народного духа, пытающегося донести до нас спасительную истину и предупреждение.

Сюжет рассказа прост и вместе с тем  глубоко  символичен. Деревенский сирота Никишка, обделённый мирским умом, но одарённый незлобивостью, простодушием и пророческой интуицией нашёл тайный путь, ведущий через бездонные трясины Графского болота к таинственному храму на затерянном острове, о котором ходили легенды. Свою тайну он открывает доброй Марфе, накормивщей его борщём и подарившей ему на день рождения красную рубаху:

 «-- Никишка не дурак. Никишка знает, -- скороговоркой заговорил он, понижая голос до шопота: -- Я в лесу Господа видел. Туда никому хода нет, а Никишка ходит. Никишку Господь пускает… Он добрый….»,  «Я вот к Господу скоро пойду, за тебя словечко замолвлю. Он добрых любит.»

События разворачиваются стремительно. Из заключения возвращается заклятый недруг Никишки Васька Рыжий. Вместе с братом он обнаруживает у деревенского юродивого драгоценное стёклышко, которому блаженный несказанно радуется как подарку свыше. Васька жестоко избивает его, отнимает перстень с голубым камешком и загоревшись алчностью пускается вместе с братом на поиски клада среди болот, взяв Никишку в качестве проводника, которому он заранее уготовляет страшную участь.

Слог рассказа безупречен в своей простоте, образности и психологической глубине. Судите сами:

«Графское болото встретило настороженной тишиной. От него шла прохлада, а над водой, затянутой тиной и ряской, белесым дымком поднимался туман. Между зарослями осоки и кочками, покрытыми мхом, виднелись озерца открытой тёмной воды, чахлые елочки, и небольшие островки твёрдой земли, заросшие осиной и елью, разбросанные то тут, то там, дополняли картину огромного болота, край которого терялся в туманной дымке.

Звуки леса здесь приобретают сказочный, зловещий оттенок. Каркнет ли ворона, ухнет ли филин, или дробным эхом отзовётся стук дятла, и затеряется где-то в болотной дали, или с глухим треском вдруг завалится сухая старая ель, и ты сразу вспоминаешь Бабу Ягу, Лешего, Водяного, Кикимору, Кощея Бессмертного и злых разбойников. Здесь мистикой пропитан сам воздух, и земля, и окрестность вся, и даже облака в небе. Потому без молитвы на болота не ходи».
 
 «Ходить по болоту, это испытывать судьбу на прочность, это шаг в неизвестность, ибо где тебя поджидает чрева земли не предугадаешь. Даже на хоженых тропах подстерегают всякие неожиданности, а здесь братья отправились в путь, надеясь на удачу – свою и убогого. Предприятие довольно рисковое, безумное по сути, ибо ещё никогда болото не отпускало своих жертв, оправдывая звание гиблого места. Но перед глазами у братьев блестел жёлтым светом металл, и синим глазом подмигивал крупный камень. И если один шёл к Господу, то другие шли к Сатане, но по странному стечению обстоятельств дорога у них была одна.» 

Не продолжаю далее, чтобы читатель мог сам пережить эти события, разворачивающиеся посреди гиблого болота с такой жизненной и трагической силой.

Думаю, что  пришло время прочитать этот рассказ, прежде, чем продолжать читать это размышление дальше. На прозе.ру вы найдёте это произведение у  Игоря Иванова 2.

Какой смысл властно просвечивает сквозь сюжет и столь  говорящие, жизненные образы? К Богу  можно прийти только с чистым и незлобивым сердцем, как у деревенского блаженного Никишки. Потому что Бог сокрыт внутри человека как на незримом острове посреди опасного и топкого болота. И тот, кто пускается в путь по нему с алчным и злобным сердцем рано или поздно попадает в гибельную трясину. 

Чтобы уберечься от духа алчности и злобы надо быть крайне внимательным, уметь вовремя пока ещё не поздно  раскаяться в своих ошибках, искренно просить прощения у Бога и людей и часто и по-детски искренно молиться. Находить в молитве радость как во встрече с Богом.

Слова деревенского пророка звучат из тумана как апокалиптический завет  из глубины веков:
 
                «И опустился туман,
                и не видно ни зги,
                и разверзлась земля,
                и поглотила пучина иродово племя,
                и стал мир чист,
                и возрадовались птицы небесные,
                и засияло солнце,
                и опустился Бог…» 

Краткость и ёмкость этих слов в устах блаженного потрясают своей таинственной силой и значимостью, будто сказаны они и для России и для всего мира как определение Судеб Божиих, великая радость для одних и великая скорбь для других как в стихирах Пасхи:

                «Да погибнут грешницы от лица Божия, а праведники да возвеселятся». 


Рецензии
"«Да погибнут грешницы от лица Божия, а праведники да возвеселятся»."

А пока ещё не наполнилась чаша и вопят праведники на Земле и над ней
о снятии Пятой Печати...

Юлиус Гольштейн Анандамурти   28.05.2016 23:01     Заявить о нарушении
Не знаю. Может быть и так. Спасибо за Ваш отзыв.

С уважением,

Владислав Плеханов   28.05.2016 23:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.