О рассказе Стёклышко Игоря Иванова
(О рассказе-притче Игоря Иванова «Стёклышко»)
Глубоко убеждён, что бывают времена, когда дух народа, то есть всё самое лучшее в нём, выбирает чьи-то уста, чтобы сказать всем живущим очень и очень важное. Часто это бывает в иносказательной форме в виде предания или притчи, которая глубоко врезается в память и сохраняется в глубине сердца как спасительный указатель.
Такие произведения появляются не часто, поэтому огромным удивлением и радостью для меня стало знакомство с рассказом Игоря Иванова «Стёклышко», в котором для меня неожиданно открылась глубина народного духа, пытающегося донести до нас спасительную истину и предупреждение.
Сюжет рассказа прост и вместе с тем глубоко символичен. Деревенский сирота Никишка, обделённый мирским умом, но одарённый незлобивостью, простодушием и пророческой интуицией нашёл тайный путь, ведущий через бездонные трясины Графского болота к таинственному храму на затерянном острове, о котором ходили легенды. Свою тайну он открывает доброй Марфе, накормивщей его борщём и подарившей ему на день рождения красную рубаху:
«-- Никишка не дурак. Никишка знает, -- скороговоркой заговорил он, понижая голос до шопота: -- Я в лесу Господа видел. Туда никому хода нет, а Никишка ходит. Никишку Господь пускает… Он добрый….», «Я вот к Господу скоро пойду, за тебя словечко замолвлю. Он добрых любит.»
События разворачиваются стремительно. Из заключения возвращается заклятый недруг Никишки Васька Рыжий. Вместе с братом он обнаруживает у деревенского юродивого драгоценное стёклышко, которому блаженный несказанно радуется как подарку свыше. Васька жестоко избивает его, отнимает перстень с голубым камешком и загоревшись алчностью пускается вместе с братом на поиски клада среди болот, взяв Никишку в качестве проводника, которому он заранее уготовляет страшную участь.
Слог рассказа безупречен в своей простоте, образности и психологической глубине. Судите сами:
«Графское болото встретило настороженной тишиной. От него шла прохлада, а над водой, затянутой тиной и ряской, белесым дымком поднимался туман. Между зарослями осоки и кочками, покрытыми мхом, виднелись озерца открытой тёмной воды, чахлые елочки, и небольшие островки твёрдой земли, заросшие осиной и елью, разбросанные то тут, то там, дополняли картину огромного болота, край которого терялся в туманной дымке.
Звуки леса здесь приобретают сказочный, зловещий оттенок. Каркнет ли ворона, ухнет ли филин, или дробным эхом отзовётся стук дятла, и затеряется где-то в болотной дали, или с глухим треском вдруг завалится сухая старая ель, и ты сразу вспоминаешь Бабу Ягу, Лешего, Водяного, Кикимору, Кощея Бессмертного и злых разбойников. Здесь мистикой пропитан сам воздух, и земля, и окрестность вся, и даже облака в небе. Потому без молитвы на болота не ходи».
«Ходить по болоту, это испытывать судьбу на прочность, это шаг в неизвестность, ибо где тебя поджидает чрева земли не предугадаешь. Даже на хоженых тропах подстерегают всякие неожиданности, а здесь братья отправились в путь, надеясь на удачу – свою и убогого. Предприятие довольно рисковое, безумное по сути, ибо ещё никогда болото не отпускало своих жертв, оправдывая звание гиблого места. Но перед глазами у братьев блестел жёлтым светом металл, и синим глазом подмигивал крупный камень. И если один шёл к Господу, то другие шли к Сатане, но по странному стечению обстоятельств дорога у них была одна.»
Не продолжаю далее, чтобы читатель мог сам пережить эти события, разворачивающиеся посреди гиблого болота с такой жизненной и трагической силой.
Думаю, что пришло время прочитать этот рассказ, прежде, чем продолжать читать это размышление дальше. На прозе.ру вы найдёте это произведение у Игоря Иванова 2.
Какой смысл властно просвечивает сквозь сюжет и столь говорящие, жизненные образы? К Богу можно прийти только с чистым и незлобивым сердцем, как у деревенского блаженного Никишки. Потому что Бог сокрыт внутри человека как на незримом острове посреди опасного и топкого болота. И тот, кто пускается в путь по нему с алчным и злобным сердцем рано или поздно попадает в гибельную трясину.
Чтобы уберечься от духа алчности и злобы надо быть крайне внимательным, уметь вовремя пока ещё не поздно раскаяться в своих ошибках, искренно просить прощения у Бога и людей и часто и по-детски искренно молиться. Находить в молитве радость как во встрече с Богом.
Слова деревенского пророка звучат из тумана как апокалиптический завет из глубины веков:
«И опустился туман,
и не видно ни зги,
и разверзлась земля,
и поглотила пучина иродово племя,
и стал мир чист,
и возрадовались птицы небесные,
и засияло солнце,
и опустился Бог…»
Краткость и ёмкость этих слов в устах блаженного потрясают своей таинственной силой и значимостью, будто сказаны они и для России и для всего мира как определение Судеб Божиих, великая радость для одних и великая скорбь для других как в стихирах Пасхи:
«Да погибнут грешницы от лица Божия, а праведники да возвеселятся».
Свидетельство о публикации №216011801542
А пока ещё не наполнилась чаша и вопят праведники на Земле и над ней
о снятии Пятой Печати...
Юлиус Гольштейн Анандамурти 28.05.2016 23:01 Заявить о нарушении
С уважением,
Владислав Плеханов 28.05.2016 23:28 Заявить о нарушении