Как выглядел Кощей? Мистические подарки русских ск

А вот с кощеем есть интересные аналогии именно той самой Мари: Кощей связан с камнем. Льдом, водой и иссохшими телами... Вот у кого как, а у меня первая ассоциация — Отце.

Альпийский «Ледяной человек»
Альпийские снега «законсервировали» тело древнего человека, который по подсчётам учёных погиб примерно 5300 лет назад.  Тело Отци настолько хорошо сохранилось  под снегом и ледяным покровом, что туристы изначально приняли обнаруженную мумию за обычного альпиниста, трагически погибшего в горах, и даже вызвали врачей. Свидетели этой находки в Альпах утверждали, что мумия изначально была словно живая, но в результате транспортировки и длительного размораживания она существенно пострадала, хотя на хорошо сохранившемся теле были отчётливо видны многочисленные татуировки со специфическими изображениями, которые, скорее всего, носили религиозно-мистический характер. Учёные определили, что у Отци были длинные волосы, густая борода и карие глаза, а его рост составлял порядка 159 см. Кроме того, это был довольно старый для тех лет человек, поскольку на момент смерти ему было в районе 45-50 лет.
Роковая находка, или проклятие Отци
Случайные совпадения, перекрёстки судеб или же и в самом деле проклятие ледяного человека, но вслед за находкой Отци последовала череда загадочных смертей многих людей, имевших прямое или косвенное отношение к обнаружению и исследованию альпийской мумии. Обнаружившие ледяного человека супруги Симон длительное время вели судебную тяжбу с властями города, требуя достойной награды за свою сенсационную находку. В итоге суд завершился в пользу Симонов. На радостях Хельмут Симон отправился к тому месту, где он вместе с супругой обнаружил мумию Отци, и… попал в неожиданно возникшую снежную бурю, оказавшуюся для него фатальной. Тело Симона было обнаружено точь-в-точь в той позе, как он нашёл ледяного человека. Как впоследствии начали поговаривать, первооткрыватель альпийской мумии оказался первой её жертвой.
Находка Отци в итоге оказалась роковой для многих, кто хоть как-то оказывался сопричастным с ней. Так, нашедший тело погибшего туриста спасатель умер через час после похорон Хельмута от внезапного сердечного приступа. Но это было лишь начало цепочки трагических случаев, которые и впрямь походили на некое проклятие альпийской мумии, чей покой в снежных Альпах был случайно потревожен. Возглавлявший бригаду врачей, которые занимались изучением ДНК мумии ледяного человека, доктор Хенн погиб в результате дорожной аварии, когда ехал давать интервью об исследованиях, касающихся Отци. Альпинист, который сопровождал доктора к месту обнаружения мумии, также вскоре погиб во время обвала в горах, в результате которого не пострадал ни один член экспедиции, за исключением имеющего отношение к загадочной альпийской находке Фрица. Коснулась мистика мумии Отци и журналиста, который присутствовал при транспортировке ледяного человека и даже снял о нём документальный фильм. Он погиб спустя пару лет после череды таинственных смертей всех, кто имел отношение к истории альпийской мумии.
Скептически настроенный в отношении возможности существования проклятия ледяного человека археолог Конрад Спиндлер сиронизировал, что в таком случае следующей жертвой рискует стать он. Ирония оказалась не к месту: вскоре погиб и он, став очередной «жертвой мумии Отци». С тех пор никто не рискует шутить по этому поводу. Мумия Отци хранится в археологическом музее небольшого городка на севере Италии – Больцано, который ежегодно многие туристы посещают исключительно, чтобы полюбоваться этой страшной, оказавшейся для многих фатальной, находкой.
Загадки альпийской мумии
Загадочная мумия Отци до сих пор является причиной длительных дискуссий среди исследователей, но, кажется, ледяной человек унёс с собой в могилу все свои тайны. Зато существует немало предположений относительно того, кем же всё-таки был этот таинственный древний человек, и существует ли в действительности проклятие мумии, или же это лишь череда трагических совпадений. Согласно одной из наиболее популярных версий, обнаруженный в Альпах ледяной человек был могущественным колдуном, и, вероятно, именно поэтому он и был убит. Также существует предположение, что ещё при жизни Отци было наложено специальное предсмертное заклинание, которое грозит смертью каждому, кто нарушит покой умершего.
Одна из наиболее невероятных версий – Отци был великим колдуном, умевшим путешествовать во времени. 
Казалось бы, полный бред, но… весьма любопытен тот факт, что обнаруженные при альпийской мумии вещи имеют существенно отличающийся возраст. Так, медный топор, судя по исследованиям учёных, датируется примерно I в.н.э., тогда как колчан со стрелами оказался на 2 тысячелетия старше самого Отци. Впрочем, есть в этом случае и более разумное пояснение. Существует предположение, что мумия Отци хранилась в каком-то скальном склепе и периодически дополнялась новыми атрибутами, а в результате таяния ледников эта древняя гробница была разрушена, а тело смещено к месту его обнаружения супругами Симон.
Длительное время преобладала версия убийства Отци в горах, где снега на множество веков «законсервировали» его тело, но современные исследования опровергли эту теорию. «Ледяной человек» умер где-то в долине, и был специально перенесён для захоронения высоко в горы. Вполне вероятно, что Отци был древним жрецом, о чём могут свидетельствовать и сакральные татуировки на его теле, и именно поэтому его похоронили в горах, где никто не должен был потревожить покой великого шамана. Как бы там ни было, а обнаружение мумии Отци лишь в очередной раз подтвердило, как много загадок в истории человечества, и насколько опасно тревожить древние захоронения.

Вот такая история. Я не буду обсуждать достоверность этих смертей, но нам важен сам факт того, что эти россказни появились и весьма схожи с рассказами про Кощея. Если уж где могут проявится психологические архетипы, то именно в таких историях.

Итак, что можно коротко и чётко сказать о пациэнте?
1. Человек был весьма высокого ранга.  И весьма богат. Точнее обладал вещами очень высокой ценности. Могила высоко в горах на перевале — вполне возможна, хотя это говорит о очень высоком уровне общественного развития, а вещи, что появлялись в ней в течении 3000 лет говорит о очень устойчивом обществе. Если честно, то сложно понять, как это можно подтвердить. Так что это именно плод современной мифологии. Но каменная могила на перевале может быть прототипом знаменитой башни Кощея.
2. Скорее всего был либо жрецом, либо шаманом.
3. Погиб в бою от попадания стрелы в плечо, который рассёк артерию, на этом как раз и построена теория, что он погиб в долине — непонятно как убийцы бросили тот же медный топор... По ценности он сопоставим с катаной известного мастера. Сейчас в США подобные клинки оценивают в суммы от миллиона долларов. Вот кто мог бросить предмет в миллион, опасаясь мести духа того, кого ты только что убил? Я не представляю такого человека. Более того вспоминается история войны в НКАР. Там армянские боевики с ножами выжидали наёмников, вооружённых как регулярная армия, что бы отобрать у них чеки, которыми им заплатило правительство Азербайджана. Их не пугали не то что духи, а даже куда более материальные опасности. В виде пары патрулей с пулемётами. Так и я не представляю, как же это могло произойти. То есть в двух случаях: или Отце их убил или их убили лица, сопровождавшие Отце.


«Первоначальные версии о том, что Эци замерз в горах, были оспорены[15]. Хранитель археологического музея Больцано Эдуард Вигл и альпинист Алоиз Пирпамер, нашедший в руке мумии нож, выдвинули версию об убийстве. У древнего человека были обнаружены повреждения позвоночника, сломанные рёбра и нос, палец на ноге отморожен, повреждена правая рука, а также ушибы и раны по всему телу.
Возможно, Эци погиб в результате двухдневной схватки. Найдены следы крови четырёх человек: кровь двоих обнаружена на колчане со стрелами, ещё одна — кровь самого Эци, а кровь четвёртого человека — на накидке рядом с телом. Криминалисты сошлись во мнении, что Эци спасал раненого товарища и нёс его на плече.[15]
В 2001 году итальянским исследователем было установлено, что в плече мумии застрял наконечник стрелы. Стреляли сзади, наконечник вошёл так глубоко, что Эци не смог его вытащить.[15] Возможно, пять тысячелетий назад в этом месте произошла стычка двух общин. Тело Эци потерялось в горах, и соплеменники не смогли его найти.
Возможно, что он вовсе не погиб трагической смертью в горах, а был с почестями погребён соплеменниками.[16]»
Так что версия о его гибели в долине как то мало согласуются с отмороженным пальцем — мёртвые не только не потеют, но и не мёрзнут.. При обнаружении у него найден был в руках нож — сложно нести кого то, держа в руках нож, тем более с повреждением позвоночника... Так что наиболее верная версия — Отце отбился от минимум двоих нападавших, которые атаковали его вплоть до плотного контакта: кровь на накидке предполагает попытку сковать движения рёберным удушением, причём противник уже был ранен. А заставить Отце повернуться к нему спиной мог только  второй противник.  То есть старый, больной артритом, уставший и замёрзший мужик угомонил двух противников. Причём раз он не пользовался топором, то нападение было неожиданным. В общем крутой и боевитый старик. И лично у меня он вызывает огромное уважение.  Осталось понять, как он со смертельным ранением мог так долго продержаться. И вот тут стоит вспомнить, что он был чем то вроде колдуна. То есть не шарлатаном, что продаёт сушёных жаб, а некий адепт эффективных психотехник, которые позволили ему дожить до такого преклонного возраста.
И вспоминаем такое странное понятие, как боевой транс. В википедии статья какая то странная:

«Боевой транс» — термин, обозначающий изменённое состояние сознания людей, участвующих в боевых действиях. В этом состоянии боец не чувствует страха («афобия») и боли («анальгезия»). Кроме этого, в состоянии боевого транса все члены группы теряют свою индивидуальность и действуют как единое целое.
В состоянии боевого транса человек способен проявить крайние формы альтруизма (например, пожертвовать своей жизнью для спасения товарищей), но также и крайние формы агрессивности (например, участвовать в массовых убийствах). Состояние боевого транса может возникнуть спонтанно, в экстремальной ситуации (например, у матери, защищающей своего ребёнка) или быть вызвано с помощью особых при;мов. Примером этих при;мов являются строевой шаг, пение хором и барабанный бой. Иногда также применяются психотропные вещества.

Про строевой шаг не знаю — ни когда не видел, что бы от него был хоть какой то эффект, кроме отупления. Для боя это не совсем подходящее состояние. Он максимум увеличивает привычку подчиняться приказам и слаженность действий подразделения. Вещи важные, но не совсем то, что надо. Про иногда применяемые психотропные вещества оставлю на совести коллектива авторов — применяли и применяют их очень часто. Причём от простейшего курева. Что притупляет чувство голода и снижает нервозность ожидания, отвлекая на простейшие действия, до весьма сложной композиций различных препаратов. Где то посередине средства вроде шоколадок Кола. Основным компанейском были амфитамины и эфедрины. Шоколадка бодрости. Ну, или обычная водка. Хотя тут эффект может быть очень непредсказуемым.


В древнегреческом эпосе состояние боевого исступления обозначалось словом ;;;;; («лисса») от ;;;;;, «волк», то есть «ярость воителя, который благодаря ей становится неуязвимым и уподобляется волку или псу»[4]. Позже смысл этого слова изменился, оно больше не обозначало воинскую доблесть, но продолжало относиться к священному исступлению[4]. Это состояние исступления сопровождалось не только «бешенством», но и потерей осознания своего «Я» и ощущением подчинения чужой (божественной) воле: "Отвагу, позволявшую воину совершать столь блестящие подвиги, он черпал в своего рода экзальтации, воинском неистовстве (lyssa), в которое он был ввергнут помимо своей воли, вдохновленный богом (menos)[5].
В «Илиаде» слово ;;;;; и его производные "трижды относятся к Гектору (I 239; 305; N 53) и однажды к Ахиллу (Ф 542—543), то есть к самым выдающимся героям обеих воюющих сторон. Лучшее описание состояния, называемого ;;;;;, содержится в стихах 237—239 IX песни «Илиады»: ;;;;; ;; ;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;; I ;;;;;;;; ;;;;;;;;, ;;;;;;; ;;;, ;;;; ;; ;;;; I ;;;;;; ;;;; ;;;;;· ;;;;;;; ;; ; ;;;;; ;;;;;;; — «Гектор же, весьма кичась силой, ужасно неистовствует, уповая на Зевса, и ни во что не ставит ни мужей, ни богов, ведь его охватила мощная ;;;;;»[4]. В Древнем Риме это состояние воинственного исступления обозначалось выражением furor heroicus. При этом слово furor означает «бешенство», «ярость», или «неистовство».
Имя скандинавского бога Одина (Вотана или Водана), покровителя воинов-берсерков, предположительно происходит от слова wut или wuot («бешенство»)[6]. В «Саге об Инглингах» Снорри Стурлусона говорится: «Один (покровитель мужских союзов) сделал так, что его мужи сражались в битве без панцирей и были безумны (galnir), как псы или волки … это называлось свойством берсеркера ;at er kalla;r berserksgangr)». («Сага об Инглингах», гл. VI). Один был покровителем не только воинов, но и скальдов: «Экстатическая природа смерти сближает воина с вдохновенным поэтом, шаманом или провидцем»[7].
 В древнейшей кельтской поэзии выдающийся воин тоже иногда именуется «яростным (бешеным) псом». Например, в отрывке из ранней ирландской генеалогической поэмы говорится: «три внука Байскне … яростные псы (condai fergga)». Кухулин также неоднократно называется «ярым псом»[4].

Правда мой любимый пример так и не привели: последняя оборона   
Ему нанесли удар мечом так, что кишки вывалились наружу. Он перепоясался плащём, что бы не зацепится ими за скалы, и прыгнул на врага, разрубив ему череп.


Феномен боевого транса находит применение главным образом в военном деле. То, что называется «боевым духом» солдат, зависит в первую очередь от того, насколько они способны входить в состояние боевого транса во время сражения. Эта способность развивается благодаря соответствующей психологической подготовке бойцов.
В традиционных обществах суть воинской инициации «заключалась в радикальном изменении сознания в результате его „погружения“ в низшие, бессознательные слои психики. Измененное после прохождения ритуала сознание обретало новые способности, выходящие за грань прежних возможностей человека. Для усиления транса использовались шоковые практики посвящения: нанесение болезненных ударов, целенаправленное голодание во время проведения ритуала и т. д. Такие действия, совершаемые взрослыми мужчинами — воинами и жрецами, — вводили сознание юноши в пограничное, экстремальное состояние, позволяющее активизировать чувственность и лучше воспринимать некоторые магические влияния»[8]. Барбара Эренрейх пишет о том, что для превращения в воина необходимо полное изменение личности: «Мужчина или юноша теряет свое прежнее „я“ и становится совсем другим человеком. Иногда даже он называет себя новым именем. В небольших традиционных сообществах эта трансформация обычно сопровождалась ритуальным барабанным боем, плясками, воздержанием от еды и временным отказом от сексуальных отношений — все это было предназначено для того, чтобы мужчина возвысился над обыденностью и смог войти в мир воинов; этот переход находил внешнее выражение в особой прическе и раскраске тела, а также ношении масок»[9].

Возможно также, что феномен боевого транса является разновидностью околосмертного переживания. Эти два состояния возникают в ситуации, когда жизнь индивида подвергается опасности. Они обладают следующими сходными проявлениями:
Быстрота реакций и мыслительных процессов
Эйфория, отсутствие страха и чувства боли
Ощущение «выхода из тела» (индивид воспринимает себя как «чистую энергию, не ограниченную телесной оболочкой»). Иногда также собственное тело кажется легким, призрачным, обладающим нечеткими контурами.
Потеря ощущения своего «малого Я» и чувство слияния с коллективным «большим Я»[23]
Некоторые исследователи предполагают, что состояние боевого транса является защитным механизмом типа диссоциации[24]. В состоянии диссоциации происходит «расщепление психики», что позволяет индивиду не допускать до сознания травмирующие эмоции и ощущения (страх, боль)[
Для входа в состояние боевого транса (например, у скандинавских берсерков) использовалось также самовнушение, предназначенное для отождествления себя с тем или иным сильным хищным животным (медведем, волком итд.). В этом смысле боевой транс берсерка (Berserkergang) близок к шаманическому трансу, поскольку в обоих случаях измененое состояние сознания сопровождается ощущением «переселения в тело зверя»[10].
Субъективное восприятие состояния боевого транса
Изменённое состояние сознания, возникающее во время боя, хорошо известно тем, кто участвовал в сражениях — как в традиционных сообществах, так и в современных западных странах[11]. Вот одно из описаний субъективных ощущений боевого транса:
Я думаю, что многие ветераны войны, если они честны с самими собой, признают, что опыт совместного усилия в бою… был великим моментом в их жизни. Их «я» незаметно превращается в «мы», «мой» и «моя» становятся «нашими», и собственная участь перестает быть центром всего…. Может быть, я упаду, но я не умру, ведь то, что реально во мне, продолжается и живёт в моих товарищах, за которых я отдал мою жизнь[12].
Эрнст Юнгер в своих воспоминаниях также описывает состояние, напоминающее боевой транс:
Со смешанным чувством, вызванным жаждой крови, яростью и опьянением, мы тяжело, но непреклонно шагали, надвигаясь на вражеские линии. Я шел вдали от роты, сопровождаемый Финке и одним новобранцем по имени Хааке. Правая рука сжимала рукоять пистолета, левая — бамбуковый стек. Я кипел бешеным гневом, охватившим меня и всех нас самым непостижимым образом. Желание умерщвлять, бывшее выше моих сил, окрыляло мои шаги. Ярость выдавливала из меня горькие слезы. Чудовищная воля к уничтожению, тяжелым грузом лежавшая над полем брани, сгущалась в мозгу и погружала его в красный туман. Захлебываясь и заикаясь, мы выкрикивали друг другу отрывистые фразы, и безучастный зритель, наверно, подумал бы, что нас захлестнул переизбыток счастья[13
Здесь данная тема раскрыта куда лучше. Так что не буду выпендриваться и просто приведу описание автора:
Вхождение в боевой транс


Ранее было сказано, что процедуры блока «В» сводятся к выработке пускового механизма для вхождения в боевой транс.
Прежде, чем раскрыть этот механизм, необходимо объяснить смысл терминов «транс» и «пусковой механизм». Транс – это измененное состояние сознания. Имеется в виду тот факт, что в своем обычном (повседневном) состоянии мы ощущаем самих себя, воспринимаем других людей и совершаем разнообразные действия в соответствии с устоявшимися привычками, вкусами, убеждениями, на которые накладываются колебания настроения и всякого рода случайности. Но в ИЗМЕНЕННОМ СОСТОЯНИИ нас не узнать: психологически и поведенчески мы становимся совершенно другими людьми. Самым простым аналогом трансоподобного состояния бывает та стадия опьянения, когда человеку кажется, что ему «море по колено», и он совершает такие поступки, которых на трезвую голову никогда бы не допустил.
Одним из видов транса является гипноз С точки зрения научной психологии, гипнозом считают «временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения (или самовнушения)… В состоянии гипноза у человека могут возникать психические и физиологические реакции, не свойственные ему при обычном состоянии сознания» (Краткий психологический словарь. М., 1985, с. 64). Говоря о гипнозе, люди часто имеют в виду что-то почти сверхъестественное. И уж практически всегда связывают с тяжелым взглядом гипнотизера, движениями его рук, командой «спать!», прочими внешними атрибутами. Между тем, суть гипноза – это разница в тонусе всей массы нейронов головного мозга и какого-то одного их участка.
Академик Иван Павлов (1849–1936) представлял гипноз как бодрствование изолированного очага на фоне сна всей остальной коры полушарий человеческого мозга. Выдающийся современный психолог Милтон Эриксон (1901–1980) доказал существование и другого вида гипноза, не связанного со сном. В этом случае люди не спят, а бодрствуют, но один участок мозга перевозбужден, как бы «сверхбодрствует». Именно вторая теория хорошо объясняет множество случаев непонятного подчинения чужой воле, а также – что важно для нас – дает ключи к технике самогипноза. Следуя разработкам Эриксона и его последователей, любой нормальный человек может научиться входить в транс (т. е. в измененное состояние сознания) самостоятельно, притом не прибегая к наркотикам, аскетизму, ритмическим движениям, особому типу дыхания и прочим традиционным средствам.
Поскольку речь идет о конкретной разновидности измененного сознания – БОЕВОМ ТРАНСЕ, перечислю главные отличительные черты такового:
• господствующей эмоцией у человека, подавляющей или вытесняющей на какое-то время любые другие эмоции, становится ярость;
• исчезают всякие сомнения, колебания, страхи, человек делается необыкновенно решительным, его воля полностью реализуется в действиях;
• значительно снижается чувствительность к боли, вплоть до ее полного исчезновения;
• намного возрастают энергетические возможности организма за счет мобилизации всех его ресурсов;
• заметно ускоряется быстрота реагирования на изменения окружающей обстановки.

В связи с этими характеристиками необходимо прояснить смысл термина «ярость», так как его нередко путают с гневом, ненавистью и другими эмоциональными состояниями. Содержание терминов обычно раскрывают через их синонимы. В данном случае словарь русского языка называет такие, как «безудержность, бешенство, буйство, исступление, неистовство, неукротимость, остервенение». Все это различные оттенки ярости. А гнев – это «возмущение, злость, негодование», т. е. совсем иное психическое состояние.
* * *
Теперь займемся пусковым механизмом. Это та волшебная кнопка, щелчком которой человек мгновенно вызывает у себя желаемое психическое состояние. А оно, в свою очередь, обеспечивает желаемое поведение в тех ситуациях, на которые рассчитан пусковой механизм. Говоря словами профессиональных психологов, он представляет «физическое действие, звук или событие, которое вызывает, стимулирует либо активизирует соответствующее действие, эмоцию, обусловленную реакцию» (Пауэлл Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. СПб, 1996, с. 41). Выражаясь немного по-другому, можно сказать, что пусковой механизм – это конкретный стимул, включающий сформированный условный рефлекс. Например, в опытах И. П. Павлова таким стимулом для бедных собачек служил звонок, на звук которого они реагировали так же, как на вид пищи (слюноотделением и секрецией желудочного сока).
У Эриксона стимул для запуска условного рефлекса (т. е. пусковой механизм) называется «якорь». В роли «якоря» может выступать то, что мы видим (чье-то лицо, характерный жест, какое-то изображение и т. п.); то, что мы слышим (голос, слово, музыка, шумы); то, что мы чувствуем (мышечное напряжение или расслабление, боль, тепло, холод, прикосновение и т. д.). Соответственно, в терминах эриксоновского гипноза «якоря» подразделяются на визуальные (воздействующие через зрение), аудиальные (воздействующие через слух) и кинестетические (воздействующие через физические ощущения).
Человек отличается от других животных, в частности от собак, тем, что у него условный рефлекс часто формируется сразу после первой встречи с какой-то последовательностью событий. Например, человек, которого избили либо ограбили на темной улице, начинает бояться темноты или хождения по этой конкретной улице. Отрицательным якорем для большинства людей является похоронная музыка. Стоит ее услышать, и настроение понижается, так как когда-то похороны вызвали тягостные переживания и неизбежные мысли о своей собственной кончине. Короче говоря, мы в своей жизни постоянно имеем дело с огромным количеством неосознаваемых нами условных рефлексов, срабатывающих от разнообразных якорей, которые тоже не осознаем. (Смысл всех этих рассуждений заключается в том, что я пытаюсь объяснить, как данный феномен поставить себе на службу.)
Тут может возникнуть вопрос: почему нам требуется именно гипнотический транс, а не какой-то другой, скажем, наркотический? Ответ содержится в приведенном выше определении сущности гипноза. Надо, чтобы вступив в бой, мы действовали в ходе его на «автопилоте», не испытывая при этом никаких других эмоций, кроме ярости. Такое возможно лишь в том случае, если нами начинает управлять преимущественно правое полушарие головного мозга (обеспечивающее наглядно-образное и наглядно-действенное мышление), тогда как работа левого (логическое, оценочное мышление) подавляется.
А это, в свою очередь, возможно лишь при условии «значительного сужения объема сознания» (условно говоря, «экран сознания» должен померкнуть) и одновременной с таким угасанием «резкой фокусировкой на содержании внушения». В нашем случае содержание представлено образом идеального бойца (киборга, хищного зверя, легендарного персонажа, киногероя или кого-то еще). Если размышления прекратятся, образ же, напротив, «вспыхнет» в мозгу ярчайшей живой картиной, то последуют «психические и физиологические реакции, не свойственные человеку при обычном состоянии сознания». И тогда сражаться с врагами будем уже не мы, какими все нас знают в обыденной жизни, а кто-то другой, чей образ «сидит» в бессознательной сфере психики, потому что мы «посадили» его туда в процессе самопрограммирования и медитаций.
Кое-кто захочет спросить: известны ли в боевых искусствах методы подобной трансформации на основе психотренинга? Конечно, да. Первыми приходят на ум знаменитые ниндзя. Позволю себе процитировать два небольших отрывка из собственной книги:
«Ниндзя мог на какое-то время становиться сверхчеловеком, произнося магические заклинания (дзюмон), сплетая пальцы в замысловатые комбинации (кудзи-ин) и мысленно отождествляя себя с одним из девяти мифических существ: вороном-оборотнем Тэнгу небесным воином Мариси-тэн, повелителем ночи Гарудой, великаном Фудо-ме и другими. В результате он обретал те психические и физические качества, которые требовались в данный момент: силу, быстроту движений, нечувствительность к боли и ранениям, прилив энергии и так далее… Он, говоря современным языком, запускал определенную программу в своем биокомпьютере. Все остальное происходило как бы само собой» (Тарас А. Е. Воины-тени: ниндзя и ниндзюцу. Минск, 1996, с. 224, 219).
Сегодня мы можем сказать, что ниндзя использовали самогипноз на основе «якорной» техники. Совершенно по Эриксону, который объяснил методы такого рода лет через 500 или 600 после их изобретения. Ниндзя задействовали сразу три якоря: кинестетический (сплетение пальцев), аудиальный (звукорезонансная формула) и визуальный (зрительный образ). Тем самым они обеспечивали надежность пускового механизма для вхождения в боевой транс. Нам остается последовать их примеру. В самом деле, зачем «изобретать велосипед», если его давно уже придумали.
* * *
Специалисты отмечают, что искусство применения «якорей» для вхождения в транс основывается на удачном выборе моментов для их постановки, удачном выборе типов «якорей» и удачном воспроизведении уже поставленных.31 Самыми надежными являются кинестетические якоря, так как телесные ощущения ВСЕГДА легко воспроизвести и они легко воспринимаются подсознанием.

Вряд ли можно надеяться, что для решения такой сложной задачи, как безотказное вхождение в боевой транс достаточно одного якоря и одной попытки его использования. Нет, это довольно длительный процесс, требующий многократного повторения на тренировках определенной процедуры, о сути которой я скажу чуть позже. Что же касается типов якорей, запускающих в действие желаемую реакцию, то мы для надежности возьмем на вооружение и жест, и звукорезонансную формулу и образ.
Жест – это сжатие пальцев обеих рук в «кулак дьявола», хотя, в принципе, вы можете использовать и что-то другое, например, сжимание большого пальца одной руки большим и указательным пальцами другой. Мантра (звукорезонансная формула) должна быть очень простой. Например, слово «раум», связанное, по воззрениям йогов, с агрессивностью. Но в любом случае слово это должно быть коротким, резонирующим, не встречающимся в повседневной речи и хранящимся в тайне от всех других людей, даже самых близких. Ну а зрительным образом станет изображение того идеального бойца, с которым вы хотите себя отождествить, причем в его окраске должны преобладать цвета агрессии – красный, желтый, оранжевый. Понятно, что об этом вы тоже не должны рассказывать ни одному человеку на свете. И еще хочу напомнить о том, что зрительный образ должен быть предельно конкретным. Вот почему весьма желательно иметь его в виде какой-то яркой картинки, служащей объектом для медитации.
Теперь о самой процедуре. Считается, что программирование – это процесс компоновки и ввода в мозг специальной информации, рассчитанной на то, чтобы вызвать совершенно определенную реакцию психики и тела. Программирование позволяет использовать скрытые возможности организма для достижения того, чего вы хотите – и чего у вас сейчас нет. Программирование наиболее эффективно в том случае, если осуществляется в состоянии релаксации (См.: Пауэлл Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы, с. 44).
Посредством медитативной практики вы «пропитали» бессознательную сферу своей психики образом идеального бойца. Чтобы получить возможность действовать в этом образе (стать им), вы начинаете внушать себе в СР следующую программу (через магнитофонную запись):
– Каждый раз, когда я буду сжимать в кулак дьявола пальцы обеих рук и произносить волшебное слово (например, «раум» – в этом месте вы должны слышать свою мантру), я буду превращаться в… (здесь называется конкретный образ).

Предположим, вы избрали образ хищного зверя. Тогда ваша тренировка может выглядеть следующим образом. Вы расположились возле своих тренажеров. Ваше тело расслаблено, лицо выражает благодушие, глаза чуточку улыбаются. Но вот вы сжали пальцы соответствующим образом и произнесли про себя мантру, представили себя зверем. В то же мгновение вы как бы взрываетесь изнутри. Мощный, парализующий волю крик, атакующая боевая стойка, перекошенное яростью лицо, дикий взгляд, оскаленные зубы. И тут же следует бой: серия мощных ударов по тренажерам. Удары в полную силу и крик обязательны, иначе, во-первых, ничего вы у себя не разовьете, а во-вторых, причините вред своей психике и телу.
Конечно, поначалу вхождение в образ будет в большей мере театром, актерской игрой, чем истинным состоянием. Так ведь на пустом месте никогда ничего не появится. Желаемые изменения психики обеспечит только многократное повторение. Рано или поздно условный рефлекс выработается. Когда он сформируется, вы сможете усложнить упражнение. Тогда, сжав кулаки и произнеся заветное слово, вы будете внешне оставаться воплощением благодушия, спокойствия, доброты, а в хищного зверя превращаться внутренне. Вот это уже высший пилотаж, недоступный абсолютному большинству тех самовлюбленных «мастеров», что в изобилии встречаются на территории СНГ и Европы.
* * *
Существует ряд условий, обеспечивающих успешность психотренинга. Их можно назвать так: соответствие, развитие, желание, вера.
СООТВЕТСТВИЕ. Культивируемый человеком образ идеального бойца должен соответствовать его общей философии жизни. О ней я уже говорил раньше (в главе «Задачи психологической подготовки»). Если такого соответствия нет, если самое важное для данного индивида – ВЫЖИТЬ, а цена значения не имеет, то ничего у него не получится. Идеальный боец не думает о том, что врагов слишком много, что шансы на победу невелики, что можно сдаться на милость неприятеля. Не думает он и о том, что с ним будет, если он кого-то убьет, изувечит, сделает инвалидом.
Он рассуждает иначе: меня хотят убить, значит враг должен быть уничтожен! Разве зверь помышляет о сдаче в плен или беспокоится о том, как бы это не ободрать шкуру противника немного больше, чем следовало? Даже если суждено погибнуть, это не волнует идеального бойца. Победа все равно останется за ним: он не сдался, не дрогнул и не дал унизить себя. Собственное достоинство, самоуважение, гордость для него дороже жизни. Между тем есть много людей, которые позволят оплевать их от головы до пяток и вообще подвергнуть любому издевательству, только чтобы не слишком зверствовали, а главное – сохранили жизнь. Все, о чем говорится здесь – не для них.
РАЗВИТИЕ. Карлос Кастанеда в одной из своих книг, посвященных магии американских индейцев, задает риторический вопрос: способен ли стать ягуаром человек, не обладающий ни одним из тех физических и психических качеств, что присущи настоящему зверю? Иначе говоря, любое здание строят из чего-то более осязаемого, чем воздух.
Идеальный боец – по определению – бесстрашен. А стать им желает человек, вполне вероятно, просто отравленный всевозможными страхами, начиная с ежедневной боязни не успеть вовремя сесть в автобус и кончая мыслями о смерти, мучающими его по ночам. Или возьмем физический план. Человек этот грезит об ударе, проламывающем стены, тогда как в действительности не способен сломать дощечку толщиной всего в полсантиметра!
Поэтому требуется развивать у себя весь набор идеальных качеств, пусть в ограниченных масштабах. Можно даже составить их перечень («инвентарь») и регулярно отмечать, как далеко удалось продвинуться по пути развития. Например, вы боитесь падать, тем более на спину? Научитесь делать это легко в любом месте. Сначала сидя на стуле, на мягкий толстый ковер. Потом без стула, затем перейдите на деревянный пол, еще позже смените дерево на уличный асфальт. Вы не обладаете сокрушительным ударом? Начните с отработки его на листках бумаги, рано или поздно дойдете до двухсантиметровой доски. Вы боитесь прыгнуть на землю с верхушки крыши одноэтажного дома? Для начала освойте прыжки из его окна.
Бессознательная сфера устроена так, что любой успех (равно как и неудача) в любой области немедленно распространяется на те отделы психики, которые обеспечивают иные виды деятельности. В первую очередь всякий успех или неудача влияет на то, что для данного индивида наиболее значимо. Мы говорим здесь о том, что хотим стать «боевой машиной», идеальным бойцом, сметающим всех на своем пути. Значит, требуется идти от одной маленькой победы над своими слабостями к другой. И делать это все время, каждый день, во всем, чем приходится заниматься. «Я сегодня не такой, как вчера», – поет эстрадный певец. Эти слова вполне нам подойдут, но требуется добавить еще одно: «лучше!».
ЖЕЛАНИЕ. И вот тут-то встает вопрос: а хотите ли вы стать сегодня лучше, чем вчера? И вообще, так ли уж требуется вам умение входить в боевой транс?
Есть разница между желанием и обычным хотением. Многие люди как будто «хотят» улучшить себя, например, научиться драться. В таком случае, почему они, заплатив деньги за месяц занятий в клубе, после одной-двух недель тренировок навсегда исчезают из зала? В прежние годы, когда я занимался по вечерам тренерской работой, меня постоянно занимал этот вопрос. Если бы дело было в том, что я им не понравился и они перешли к другому наставнику, ответ лежал бы на поверхности. Но в том-то и суть, что они «вдруг» начинали понимать, что рукопашный бой – занятие не для них. И это касается не одной лишь самозащиты. Смешно, но факт: для слишком многих людей единственное по-настоящему увлекательное занятие сводится к максимальной загрузке прямой кишки. Все остальное им как бы не по плечу.
Мастеров в любом деле немного. Почему? Да потому что только немногие проделывают на самом деле всю ту работу, что требуется для достижения желаемых результатов. Следовательно, измерить силу своего желания очень просто. Задайте себе вопрос: готовы ли вы трудиться без всякого увиливания столько, сколько потребуется, даже если это займет уйму времени? Например, вы разработали программу своей общефизической подготовки и решили в рамках ее КАЖДОЕ утро полчаса выполнять специальный комплекс упражнений. Ну и сколько раз за прошедший месяц вы нарушили свой график? Почему не занимались вчерашним утром? Ах, накануне шел интересный фильм по телевизору, вы легли слишком поздно. А кто мешал вам встать после этого как обычно? Стало жалко себя? Что ж, жалейте и дальше, только враг вас не пожалеет.
Человек, рассуждающий в духе того, что «нечего истязать самого себя дурацкими обязательствами» редко когда ведет дневник. А я его вел много лет и убедился: любые поблажки себе в течение одного-двух месяцев превращаются в зияющий провал, чем бы при этом ни занимался. Если регулярно находишь оправдание своей слабости, лени, расхлябанности, любым другим недостаткам, чего ждать от себя чудесного преображения в экстремальной ситуации? Откуда взяться тогда стальной воле, решительности, упорству? Вот мы и видим все время в кино, как «обыкновенные люди», попав в какую-нибудь гнусную историю (скажем, став заложниками или жертвами бандитов) весь фильм пытаются отыскать в себе хоть какое-то мужество. Но пока кто-то из них настроится на то, чтобы начать действовать, его и всех остальных буквально вываляют в дерьме. Более того, кого-то обязательно еще и убьют.
ВЕРА. Для большинства вера есть нечто из области религии. Тогда как в действительности вера – самая могучая сила на свете. Потенциально ею обладает каждый, но в реальности только единицы. Казалось бы, чего проще, взял да и поверил во что-нибудь. Например, в Бога. Так нет же, в душе постоянно сомневаются, отсюда афоризм, выражающий всю ущербность психологии современных обывателей: «Боже, если ты есть, спаси мою душу, если она есть!»
Чтобы вера из потенциального состояния перешла в актуальное, ее надо тренировать каждый день, наращивая помаленьку свои духовные мускулы. Мозг не знает разницы между фантазией и реальностью. Чувства юмора он тоже лишен, шуток не понимает. Что вы на самом деле думаете, то и получите. Если не ждете в глубине души успеха, не верите в собственное превращение, тем самым закладываете в мозгу яркие образы сомнений. И тогда он отвергает вашу желанную цель. Неуверенность в себе, сомнение в обязательном достижении желаемого результата делает образ идеального бойца расплывчатым, тусклым, бессильным. Такому образу не хватает «психической энергии» для воздействия на нейроны мозга, поэтому они не воспринимают его как своего господина.
Если вы, занявшись психотренингом, думаете, что дело лишь в том, чтобы как можно чаще грозно таращить глаза, вопить дурным голосом и колошматить «кулаками дьявола» по мишеням, то вы заблуждаетесь. Хотя делать все это тоже надо, секрет все же в другом. Измененное состояние сознания (транс) не может свалиться откуда-то извне. Оно должно возникнуть внутри. А для этого, помимо всего прочего, требуется истово (это значит, изо всех сил) ВЕРИТЬ в то, что так оно и произойдет. Тут не должно быть никаких свидетелей, никаких критиков, никаких насмешек. Это сугубо индивидуальное, тайное от всех занятие. Вам надо бережно растить маленький росточек, оберегая его от злых ветров, от копыт, от засухи. Помните, что горчичное зерно – самая малая вещь, однако из него вырастает могучее дерево! Так и вера собирается по капельке.
* * *
Соотношение двигательной тренировки физической и умственной (психической) должно быть равным. В этой связи не могу не вспомнить рассказ Германа Попова, создателя популярной школы Чой. Лет 12 или 13 назад он мне сказал, что когда жил в Бирме, занимался там в семейной школе «удава». Будучи в те времена убежденным марксистом, он отрицал всякую мистику и потому не ходил на утренние трехчасовые занятия медитацией и прочими не совсем понятными «штучками». Он был убежден, что главное – это вечерние трехчасовые занятия техникой боя. Но к концу своего пребывания в Рангуне (столице Бирмы), сравнивая достигнутые им результаты с результатами тех, кто занимался по полной программе, он понял, что не получил ровно половину необходимых знаний, притом более важную!
Применительно к сюжету нашего разговора, эта история означает следующее: тратите вы в неделю, скажем, 6 часов на занятия рукопашным боем, извольте ровно 6 часов уделять и психотренингу. Конечно, заниматься 6 раз в неделю по одному часу гораздо лучше, чем один раз – шесть часов подряд. Приходится говорить о подобных вещах потому, что слишком часто встречаются люди, в упор не понимающие казалось бы очевидных вещей.
В завершение темы хочу сделать предостережение: в сознательном культивировании агрессивности таится серьезная опасность. Используя имена персонажей знаменитой повести Роберта Стивенсона, можно сказать, что в каждом человеке есть две ипостаси личности: «хорошая» – Джекилл, и «плохая» – Хайд.32 Может случиться так, что человек выпестует в себе или разбудит (что почти одно и то же) кровожадное чудовище, жаждущее все новых и новых злодеяний. Навсегда останется отвратительным мистером Хайдом, прячущимся за личиной добропорядочного доктора Джекилла.

Как избежать подобной опасности? Прежде всего, стараться быть нравственным человеком. Не из страха перед чьим-то мнением, не из подражания обычаям предков, а исключительно из чувства долга перед самим собой, из уважения себя. Никогда и нигде не роняйте своего достоинства, не суетитесь, не будьте мелочны, держите свое слово и все в том же духе. Помните: чем больше достоинства, благородства, внутренней силы увидят в вас другие, тем больше станут уважать, тем охотнее подчинятся. Не делайте ничего постыдного ни на людях (это легко), ни наедине (что гораздо труднее). Нравственность и психическое здоровье связаны между собой напрямую. Но об этом надо рассказывать отдельно.

То есть можно предположить, что парни нарвались на опытного воина, который не только сумел отразить неожиданное нападение, но и выиграть этот бой, несмотря на смертельное ранение.
Но кто же тогда привёл одежду Отце в порядок, и если верить археологам, то кто провёл похоронный обряд? Соплеменники? Бросить тело такого уважаемого человека в горах? Он не похож на жертву, тем более. Если он был жрецом, то это он мог приносить в жертву, а не его. Враги? Оставить противника с такими ценностями? Видимо он сам провёл  обряд сам. И если он был в состоянии боевого транса, то не собрался ли он оборонять этот перевал вечно?  Ведь захоронение в стенах крепостей уважаемых воинов практиковалась и тысячелетиями после. Причём, если не все этнографы врут, часто это была добровольная жертва. То есть пытались создать умертвие, что привязано к месту и не пускает чужаков. А перевал в этом смысле идеальное для такого стража: обойти его можно только по другому перевалу. Собственно это достаточно чётко объясняет враждебность Кощея к Ивану-Царевичу: чужак, а значит враг. Да, Кощей похищает дев, особенно любит царевен, но весьма распространён сюжет, когда Кощей отпускает её, с условием, но отпускает.

В этом смысле Кощей действительно аналог Бабы-Яги. Только она охраняет входы в мир мёртвых, а Кощей — входы из внешнего мира. Не стоит забывать, что мир людей именуется ОГРАЖДЁННЫЙ мир.

Татуировки
На теле Эци было обнаружено около 57 татуировок из точек, линий и крестов. Четыре линии находятся слева от позвоночника, одна справа и три на левой икре, на правой стопе и на внутренней и внешней стороне правой лодыжки, соответственно. На внутренней стороне правого колена и в области возле левого ахиллова сухожилия (Tendo calcaneus) есть татуировка в форме креста. В отличие от современных татуировок, тату Эци были сделаны не с помощью иголок, а способом нанесения небольших надрезов, в которые потом засыпался древесный уголь. Татуировки на теле Эци были в тех местах и частях тела, которые были особо важны для него и, возможно, доставляли ему боль.

Скорее всего это именно аналог китайского иглоукалывания — по китайским легендам оно возникло когда один крестьянин, страдающий постоянными головными болями, треснул себя мотыгой по ноге. Причём мотыга была каменная.  Я понимаю, что при такой трактовке он мог себе и молотком по пальцу вдарить, но если заменить мотыгу ножом и удар — разрезом, то всё станет куда более  правдоподобным. Зачем уголь? Да как кровостанавливающее.

С помощью рентгена установлено, что Эци, возможно, страдал артритом.

Неудивительно в его то возрасте.

Одежда Эци была довольно замысловата. Он носил плетёный соломенный плащ, а также кожаные «пальто», пояс, штаны, набедренную повязку и «мокасины». Помимо этого была обнаружена шапка из медвежьей шкуры с кожаным ремнём через подбородок. Широкие водонепроницаемые башмаки, судя по всему, были предназначены для походов по снегу. В них использовалась медвежья шкура для подошв, оленья кожа для верхней части и лыко в качестве шнуровки. Мягкая трава обвязывалась вокруг ноги и использовалась как тёплые носки. Пальто, пояс, штаны и набедренная повязка делались из полосок кожи, сшитых вместе сухожилиями. К поясу был пришит мешочек с полезными вещами: скребком, сверлом, кремнём, костяным шилом и сухим грибом, использовавшимся как трут.
Британским археологом Жаки Вудом (en:Jacqui Wood) была выдвинута гипотеза, что «мокасины» Эци являлись верхней частью снегоступов. Согласно этой теории, вещь, идентифицируемая как часть рюкзака, на самом деле является деревянной рамой и сеткой снегоступов, а также накидкой из кожи животного для покрытия торса.
Снаряжение
Медный топор с тисовой (лат. Taxus) рукоятью, каменный нож с ручкой из ясеня (лат. Fraxinus), колчан с 14-ю стрелами с костяными наконечниками и калиновыми (лат. Viburnum) и кизиловыми (лат. Cornus) древками, а также 182-сантиметровый тисовый лук, ягоды и две корзины из берёзовой коры.
Кроме того, среди вещей Эци были найдены связки из двух видов трутовиков (лат. Laetiporus). Один из них — берёзовый трутовик (лат. Piptoporus betulinus), обладает антибактериальными свойствами и, вероятно, использовался в лекарственных целях. Другой вид — трутовик настоящий (лат. Fomes fomentarius), входил в состав огнива. Для трута использовались около дюжины различных растений в дополнение к кресалу и пириту.
Найденные у Эци каменные орудия (кремневый скребок с «примитивной» односторонней обработкой, мустьерские наконечники для стрел, кремнёвый нож с обработкой в стиле «призматический нуклеус» с деревянной ручкой) относятся к различным периодам палеолита. Кроме того, у него был с собой медный топор, похожий на находки из захоронения культуры Ремеделло в северной Италии (датированы 2700 годом до н. э.). Если бы каждый из этих предметов был обнаружен отдельно, то Эци мог бы быть отнесен к палеолиту, мезолиту, неолиту, и медному веку одновременно. Но, что парадоксально, снаряжение было у одного доисторического человека всё вместе.
Медный топор

Медный топор является единственным прекрасно сохранившимся медным топором доисторического периода. Лезвие топора в форме трапеции, длиной 9,5 см, состоит на 99,7 % из меди. Тщательно отшлифованная рукоятка длиной 60 см сделана из тиса, для закрепления на ней лезвия была обмотана узкими полосками кожи. Также на лезвии топора зафиксированы следы заточки. По словам доктора Джильберто Артиоли (Dr. Gilberto Artioli) из Миланского университета, рабочая группа университетов Милан и Триент исследовала медный топор «ледяного человека» и некоторые другие топоры того же времени. С помощью быстрых нейтронов[уточнить] и рентгеновского излучения с высокой энергией возможно исследование структуры медных кристаллов внутри топора без повреждения самого предмета. Таким образом, можно в деталях реконструировать процесс создания предмета. Различия в структуре кристаллов меди позволяют сделать вывод, что толщина лезвия топора изменилась в процессе заточки. Можно предположить, что топоры из меди в 3000 до н. э. могли принадлежать людям из высших слоёв общества, также они служили оружием. Это дает повод думать, что «ледяной человек» был либо руководителем группы, либо воином.
Лук
Самый большой предмет, найденный вместе с телом Эци, — лук длиной 1,82 м из тиса. Следы обработки чётко указывают, что речь идёт о незаконченном предмете. И всё же заготовка лука даёт понять, какой тип лука хотел сделать себе Эци. Посредством соскабливания и полировки хвощом поверхность лука должна была стать гладкой. Также отсутствует тетива, которая у доисторических луков, как правило, на одном конце была закреплена петлёй, а на другом — обкручиванием сухожилия вокруг лука.
Лук исследовал австралийский микробиолог Том Лой (англ.  Tom Loy), который при осмотре установил неприятный прогорклый запах, исходящий от лука. Его исследования установили, что лук Эци был в крови. Этому было дано два объяснения: кровь в высушенном состоянии способна защищать деревянный лук от намокания, либо же это была кровь Эци от ранения руки.
Харм Паульсен (нем.  Harm Paulsen), археолог, сделав по образцу лука Эци 9 луков и испытав их, сделал вывод, что лук Эци по своим техническим характеристикам приближается к современным спортивным лукам, и что с подобным луком с лёгкостью можно метко стрелять в диких животных на расстоянии 30-50 м. С таким луком можно стрелять и на расстояние 180 м. При натягивании тетивы на 72 см пальцы ощущают силу в 28 кгс.
Колчан и его содержимое
Колчан сделан в виде прямоугольного продолговатого мешка из шкуры. Внутри было обнаружено 12 заготовок и лишь две готовых к использованию стрелы. Заготовки были сделаны из веток калины и достигали 84-87 см в длину. Они были со снятой корой, но ещё не полностью гладкие. На кончиках есть зарубки.
Ещё в колчане были 4 кончика оленьих рогов, связанные вместе полосками лыка. Согнутый олений рог, вероятней всего, был универсальным предметом и использовался также для снимания шкуры с убитых животных. Также был найден двухметровый шнурок из лыка дерева, который был неравномерно обработан, и потому в качестве тетивы точно не мог служить, иначе он бы порвался.
Попросту говоря Отце не имел лука. Но при этом он не пользовался топором. Это ещё одно подтверждением. Что он угодил в засаду. Крови на топоре. Как я понял, не нашли.
Факты из жизни Эци
Многочисленные исследования мумии, проведённые на сегодняшний день, рассказывают многое о жизни ледяного человека.
Изотопный состав зубной эмали Эци показал, что ледяной человек не мог провести свое детство на содержащей известь земле, что в свою очередь делает возможным предположение, что местом, где родился и вырос Эци было Финшгау или нижняя долина Айсакталь (нем. Eisacktal). По родству Эци был ближе к современным жителям южной Европы, обитающим на островах Сардиния и Корсика в Тирренском море, а не к обитателям альпийских регионов. По мнению специалистов, этот факт соответствует представлениям ученых о миграционных тенденциях того периода: предки Эци пришли в Альпы с Ближнего Востока по мере распространения земледелия, а оттуда позже мигрировали в направлении Средиземноморья[13].
В результате генетических исследований ученные выяснили, что отец Эци - уроженец Сардинии, а мать принадлежала к числу жителей Тирольских Альп.[14]
Кремень, происходящий из местности вокруг озера Гарда (итал. Lago di Garda) (Италия), типология лезвия топора, набор деревьев, который Эци выбирал себе для изготовления предметов необходимости и снаряжения, а также цветочная пыльца, обнаруженная в его желудочно-кишечном тракте, — всё указывает на то, что ледяной человек жил на юге от главного хребта Альп.
В институте ботаники при университете Инсбрук был проанализирован состав содержимого кишечника ледяного человека. Было обнаружено более 30 разных видов пыльцы с деревьев. Виды деревьев указывают на принадлежность их к смешанному типу лесов, который преобладает в Финшгау (нем. Vinschgau) (Валь Веноста (итал. Val Venosta)), а именно в долине Шнальсталь (нем. Schnalstal).
То, что Эци жил на юге от Альп, доказывает в первую очередь пыльца хмелеграба, который распространен только на юге Альп, а именно в Финшгау (нем. Vinschgau).
Волосы ледяного человека
Тело Эци было обнаружено практически без волосяного покрова. Но вместе с телом были найдены клочья волос. Исследования федерального ведомства уголовной полиции Германии в Висбадене и немецкого научно-исследовательского института шерсти в Аахене показали, что клочья принадлежат не только животным, но и человеку. Одна из прядей состоит из сотен волос. Из этого можно заключить, что волосы Эци достигали 9 см длины, были волнистыми, тёмного цвета (оттенки от тёмно-коричневого до чёрного). Структура показывает, что Эци не заплетал волосы в косу, а вероятнее всего носил их свободно. С большой вероятностью у него была короткая бородка, на что указывают найденные рядом с телом коротковатые кучерявые пряди волос. Остальные волосы были идентифицированы как волосы с плеч и других частей тела.
Анализ на наличие металла в структуре волос показал, что в волосах Эци было намного меньше свинца, чем у современного человека, а мышьяка, наоборот, больше. Возможно Эци жил в местах обработки мышьяковистой бронзы и добывания меди.
Состояние здоровья ледяного человека
Достигнув возраста около 45 лет, Эци считался одним из самых пожилых в своём обществе. Его тело показывало явные признаки старения: суставы были изношены, кровеносные сосуды в процессе заизвесткования. Кроме того, не было обнаружено 12-ой пары рёбер, что является редкой аномалией в наше время.
Также на теле есть следы повреждений, которые Эци получил во время жизни: были установлены хорошо заживший перелом рёбер с левой стороны грудной клетки и перелом носа. Также на левой ноге был повреждён большой палец, что могло случиться в результате обморожения.
Зубы Эци
На верхней челюсти между резцами была обнаружена щель (4 мм), что часто передаётся генетически. Другая особенность — это отсутствие зубов мудрости. В современных популяциях эта аномалия часто наблюдается и считается эволюционной тенденцией к уменьшению челюсти. Особенно удивляет большая изношенность зубов. Коронка зубов уменьшилась на 3 мм. Но тем не менее, кариеса обнаружено не было. Слева верхняя челюсть была очень изношена, что свидетельствует о частом использовании зубов как инструмента для обработки дерева, костей, кожи, сухожилий и т. д.
Причина смерти
Первоначальные версии о том, что Эци замерз в горах, были оспорены[15]. Хранитель археологического музея Больцано Эдуард Вигл и альпинист Алоиз Пирпамер, нашедший в руке мумии нож, выдвинули версию об убийстве. У древнего человека были обнаружены повреждения позвоночника, сломанные рёбра и нос, палец на ноге отморожен, повреждена правая рука, а также ушибы и раны по всему телу.
Возможно, Эци погиб в результате двухдневной схватки. Найдены следы крови четырёх человек: кровь двоих обнаружена на колчане со стрелами, ещё одна — кровь самого Эци, а кровь четвёртого человека — на накидке рядом с телом. Криминалисты сошлись во мнении, что Эци спасал раненого товарища и нёс его на плече.[15]
В 2001 году итальянским исследователем было установлено, что в плече мумии застрял наконечник стрелы. Стреляли сзади, наконечник вошёл так глубоко, что Эци не смог его вытащить.[15] Возможно, пять тысячелетий назад в этом месте произошла стычка двух общин. Тело Эци потерялось в горах, и соплеменники не смогли его найти.
Возможно, что он вовсе не погиб трагической смертью в горах, а был с почестями погребён соплеменника
Вот такой он Кощей. Не такой и страшный. Хотя последнее из применений данного образа в виде Назгулов, вызывает массу романтических охов.


Рецензии