Почему я не стал Генералом! - 1 глава - 8

Глава 8 
               
Идет 1925 год я конечно не помню сейчас стоимость тех или иных продуктов в те времена, запомнилось лишь только то, что на одну копейку у частников,              (а их было тогда очень много) которые торговали сластями, можно было получить полную пригоршню леденцов или штук  5-6 тянучек.
 А так,  как эти  копейки нам ребятишкам давали очень редко, а тянучки и леденцы были , такие вкусные мы изыскивали способы заработать эти копейки где, как?
Их  добыть? Вот  однажды  проходя по улицам, я увидел как такие –же как я мальчишки –сверстники, сидят по углам улиц и чистят прохожим обувь, время от времени выкрикивая:
  -  Чистим, блестим, а ну подходи пока дешево.
 Меня это весьма заинтересовало, я остановился, присел к одному из чистильщиков сапог, рассмотрел его орудие производства, это был деревянный ящик куда ставили ногу и укладывали щетки и гуталин .
Посидев еще немного около него, я  твердо решил, приду домой, сделаю себе такой ящик и буду сам зарабатывать, на конфеты и кино всегда будет.
 Дня два я сидел дома, трудился над ящиком с выступом для подошвы и каблука, собрал все щетки  дома , прихватил гуталин- черный и желтый, прибил ремень к ящику, чтобы его вешать через плечо когда идешь и айда на заработки.               
Все  шло отлично пока я чистил обувь прохожим подальше от дома, избегая людных улиц,  где мог- бы встретится кто либо знающий меня из взрослых.
Я приобрел где- то  большую кепку, надвигал ее на самый лоб, какой – то пиджак с чужого плеча , одним словом несколько замаскировался от неожиданных встреч.
Дело шло, копейки в моем кармане были, тянучки ,и конфеты уже приедались, я позволял себе уже и покупку мороженного, фирма моя процветала.
В день по 15-20 копеек это уже я близок к « миллионерам» Может быть моя работа продолжалась бы  и долго , но я – зарвался мне уже 20 копеек было маловато и я решил подработать на более людной улице.
 Вот я там, где больше прохожих, где копейки идут в мой карман быстрее, выстукивая щетками дробь по ящику как заправский чистильщик, я предлагаю:
-  А вот кому почистить,  - но голову стараюсь не подымать, козырьком кепки прикрывая  лицо.
Вот на мой ящик ставят ботинок ,я  привычно стираю грязь с него, достаю черную ваксу, тщательно смазываю ботинки один потом второй и начинаю квалифицировано чистить ботинки, проведя по ним бархоткой что –бы они блестели я жду расплаты.
Вижу из под козырька кепки, как прохожий повертел ногой ботинком туда и сюда, как бы проверил хорошо ли я вычистил, а затем говорит:
- А ничего, хорошо почистил, вот так теперь ты всегда мне дома будешь ботинки и сапоги чистить.
Я поднял лицо и обомлел…, передо мной стоял мой папа… это я ему почистил  ботинки, плакали теперь мои « миллионерские  планы»
 - Собирайся, и быстро домой идем!
Я  впереди, а он  молчком сзади. Дома папа, прежде   всего, сломал  мой ящик, разложил на место, где были щетки и гуталин, говоря:
 - То-то я, смотрю, как это быстро у нас гуталин расходуется, а затем мне:
 -Как тебе не стыдно? Ты что голоден? У тебя семья большая? Стыд, позор, отец у тебя Председатель РКК и РКИ, председатель областного суда, а ты его сын « чистильщик сапог?
 Я стоял с опущенной головой, мне нечего было сказать.  Так бесславно закрылось  мое частное  предприятие - мой   «бизнес «!
Но в душе  я не понимал, почему мне работать нельзя.  Мы снова переехали на другую квартиру улица Вайнера дом 3 или 5 .
Наша квартира во дворе гостиницы , на первом этаже. И опять я заболел, но теперь уже  брюшным  тифом.
Провалялся опять целый месяц ,был без сознания несколько дней, но все же опять выжил.
Только стал ходить , как случилось непредвиденное:
 Вывел Шурик на вечернею прогулку нашего Нэра( кроме него у нас еще завелась собака Туся  тоже английский сеттер папа ведь у нас был страшный охотник.
У  Туси  было в то время 5-6 щенят от Нэра, которые еще были сосунки) и вот вдруг бежит какая – то маленькая собачка прямо на Нэра, а он такой здоровый пес, увидев ее испугался и поджав хвост в ворота, все же она успела его укусить за заднее ногу, все обошлось благополучно, эта собачонка куда – то с лаем убежала.   
Прошло около двух недель, и вот наш Нэр стал выть, лаять , убегать от людей, боятся воды.
Пригласили ветеринара и оказалось , что он заболел бешенством (не  зря он убегал от той собачонки, она была бешенная) Нэра увезли и мы его больше не видели, но случилось еще хуже.
Туся ведь ела с ним с одной чашки и вот она тоже заболела, правда ее болезнь протекала спокойнее, она тихонько скулила, грустно тявкала, но не проявляла агрессивность, и у ней оказалось тоже бешенство.
Тут уж нас всех осмотрели врачи и так как у меня и у Шурика были руки в царапинах, прописали нам прививки  Пастера в живот, уколов 7-10,повыл я и поплакал когда мне их делали вдоволь, запомнил на всю жизнь, я ведь трус уколы делать, до сего времени,  увы… это так.
Щенят Туси мама воспитала соской, им болезнь не передалась. Однажды зимой это было уже в 1925-26 году  в школу мы не ходили, был мороз свыше 40 градусов, а узнавали мы, что сегодня мороз и в школу можно не ходить, по пожарной  каланче города, так как там на мачте вывешивали два черных шара, если было очень холодно, вот и смотрели мы.
  Разбудили нас крики : -  Пожар магазин «Уралторг» горит, - это был, трехэтажный магазин его называли Центральным универмагом, он находился сзади  нашего дома. 
И вот мы с Шурой на крыше сарая, лежим и смотрим, как пожарные борются с огнем, с треском лопаются стекла рам, от туда вырываются клубы дыма ,с красными языками пламени.
Снег на нашей крыше тает, даже тепло несмотря на сорока  градусный  мороз ( стены магазина от нас в 10-12 метрах) пожарные еще в старинной форме  с блестящими медными касками с гребнем по верху ее, лезут по лестнице в окна . 
Магазин горел двое суток, погибли два человека пожарных, один задохнулся в дыму, второго придавило  обрушившееся балкой потолка.               
Мы  были внутри  после пожара в самом здании, собирали там какие-то иголки и пуговицы, еще от стен исходило тепло и кое где вился слабый дымок         ( этот магазин  позднее был переделан на театр, не – то драм  театр или оперный театр точно не помню), сейчас филармония .
Помнится мне как  мой брат Шурик, ему тогда было лет 14-15 готовился сбежать в Африку, согласно их  маршруту они должны были плыть по реке Исеть до моря, а там и Африка не далеко.
 Готовились они основательно почти месяц. Запаслись сухарями, сахаром, солью. Намеревался он взять у мамы денег сто рублей ( конечно тайком),  да  папин браунинг для самообороны.
Все это я узнал , когда он раз откровенничал  со мной и предложил мне участвовать в этой  « экспедиции»   
 Я, безусловно без особых колебаний дал свое согласие. Но, вот загвоздка, в душе, мне очень жалко было оставлять нашу маму и как  на грех, однажды (когда я выполнил ее задание) она сказала молодец, погладила меня по голове, поцеловала в лоб и сказала :
- Что то последнее время я тебя не узнаю, уж очень ты послушный стал?
И я, чувствуя большую нежность к ней сказал:
- Ничего ты мама не знаешь, скоро мы с тобой расстанемся. Она ласково спросила:
 - А куда это ты собрался?
 - В Африку  ответил я , у нас уже все готово на днях отплываем.
- А кто еще едет кроме тебя? 
- Я, Шурик и еще такие два брата, наши товарищи. Только ты мама папе ничего не говори, не скажешь?
- Нет, не скажу,  - ответила она и еще раз поцеловала меня.
Мне стало легче , что я все же ей сказал об нашем отъезде и с легкой душой побежал играть на улицу.
Вечером, когда мы дети все уже были дома, пришел папа, он все уже знал…. Меня он, как раскающего трогать не стал, а Шурика выпорол, на этом, «Африканская экспедиция» была закончена.
Шурик, все продукты запасенные для путешествия принес, ведь они были спрятаны на чердаке деревянной бани, стоящий сзади нашего дома.
Так я невольно оказался предателем, что же мне было только девять лет, немудрено! 
Я учусь уже во втором классе , пришел однажды из школы, почитал, вернее полистал учебники, приходит Шурик  и принес с собой ворох обрывков кинолент.
Стали мы их рассматривать, как медленно изменяются кадры ,  да через не  которое время  нам это надоело. 
Давай подожжем, говорят, она хорошо горит, сказал он. Сказано, сделано, зажигаем мы спичку, подносим к киноленте, она вспыхивает и пламя быстро бежит по ней, но вот огнем слегка опалило руку у Шурика.
 Он встряхивает ее, отпускает из пальцев горящий кусок киноленты, а она,  скручиваясь, вцепляется мне в нос, обжигая нос, опаливая брови и волосы, свисавшие на лбу.
 Крик, визг, и я с красным обожженным носом , покрытыми белыми волдырями…. Ох! и больно было….   
Шурику опять  попало, но ведь он не нарочно так сделал,  стечение обстоятельств, что поделаешь.
Нос у меня покрыт  струпьями коросты, она страшно чешется, временами нет терпения и я  сдираю подсохшие корочки, идет кровь и опять коросточки, так и хожу в школу с  таким опухшим, красным ,весь в болячках носом. 
Все было бы  ничего, но вот однажды в перемену, я стал поддразнивать какую –то девочку, а она была выше меня и здоровее меня,   «ей бы быть коновалом», говорили мы с ребятами между собой, так вот она не долго думая в ответ как тяпнула мне по носу, что у меня тысячи звезд посыпались из глаз, как из носа, а также из болячек пошла кровь…
Я сидел за партой  и пожалуй что ревел, роняя на тетрадь слезы, ни столь от боли как от досады что меня побила девчонка.  О!  Какие только виды  казней и мести ей,  у меня не мелькали в то время для нее, но все  обошлось, мести не было.               
Она через несколько времени сама подсела ко мне, стала участливо спрашивать:
- Сережа, тебе больно? Ну , прости меня, я больше никогда, никогда  не буду драться.
 Мне было и стыдно видеть себя потерпевшим, да еще от девчонки и вместе с тем приятно, что она так ласково разговаривает со мной.
А, детское сердце отходчивое, да и не мог я с ней драться, так как она была девчонкой, а уже это было позором связываться с ними, да и вообще я девочек никогда не обижал, даже в детском возрасте.
Вот и пришлось перетерпеть……..

На фото: Стоят слева на право 3-ий Папа, 5 -ый дядя Ваня
         Сидят  3-я Мама, и тетя Маруся

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/01/18/1906


 


Рецензии