Время смыслов. Глава 32

1. Отношения между Бухариным и Мандельштамом не укладываются в парадигму экзономики. В терминах нашей матрицы Бухарин, принадлежащий к советской элите (В) помогает Мандельштаму, принадлежащему к группе "иных",социально,а может быть и политически чуждых (Е),потому что любит и признает его дарование как поэта (рекогнитивная линия ВЕ).Со своей стороны, Мандельштам,осознающий себя независимой,критически мыслящей личностью (С),не просто пользуется услугами "покровителя", ему на самом деле интересен Бухарин,как человек, он ему сочувствует и в то же время спорит с ним и его группой "иных"Е советских руководителей.С точки зрения Мандельштама с Бухариным и ему подобными можно на определенных условиях сотрудничать,взаимодействовать до тех пор, пока это сотрудничество остается сотрудничеством (ассоциативная линия СЕ), а не превращается в инструментальное господство/подчинение FH. Таким образом в отношениях Бухарина и Мандельштама задействованы обе полугоризонтальные диагонали, рекогнитивная ВЕ(признание,помощь)и ассоциативная СЕ(сочувствие,спор,сотрудничество), которые и определяют этономику СЕВ.

2.Вот эта позиция критически мыслящей личности С с ее собственным отношением к принципам справедливости А (нормативная линия СА, более или менее в рамках кантовского категорического императива)совершенно не приемлема для коммунистической экзономики, принципиально ориентированной на уничтожение частной сферы и связанных с ней частных мыслителей (см.на эту тему размышления Рубашова в отрывке,цитированном в предшествующей главе)с их попытками своим путем добраться до истины. С другой стороны она сближает Мандельштама с русской разночинной традицией,от критически мыслящей личности Писарева,до Белинского,на свой страх и риск готового заявить Богу протест против будущей мировой гармонии.

3.Как и Бухарин, но по другим причинам Мандельштам (ср. сходство в их положении, отмеченное в воспоминаниях Надежды Мандельштам)сознает свою обреченность и принимает ее, как плату за право жить и мыслить свободно, хоть в некоторой степени уподобляясь тем самым своим историческим предшественникам,на которых он в данном случае сознательно ориентируется.

Чур,не просить, не жаловаться! Цыц!
Не хныкать,
Для того ли разночинцы
Рассохлые топтали сапоги,чтоб я теперь их предал?
Мы умрем,как пехотинцы,
Но не прославим ни хищи,ни поденщины,ни лжи

4.В приведенном в предшествовавшей главе (глава 31) отрывке из Воспоминаний Надежда Мандельштам рассказывает о том, как Мандельштам использовал свое знакомство с Бухариным, чтобы убедить его в необходимости отменить приговор пяти пожилым людям, которых должны были расстрелять. В терминах нашей матрицы он (в качестве критической личности С)использовал не только свое личное, частное знакомство с Бухариным (идиографическая линия СВ)как членом советской правящей элиты В,но сочувствуя не близким ему лично приговоренным людям (иные Е)сформулировал какие то рациональные доводы, которые убедили Бухарина войти в положение этих людей (тем самым задействовав рекогнитивную линию ВЕ) и способствовать отмене приговора. Таким образом в этом примере были задействованы все три линии, определяющие этономику в нашей матрице:ассоциативная, идиографическая и рекогнитивная.

5. Не один Мандельштам, но многие люди в том числе и высокопоставленные представители номенклатуры в эти годы делали усилия,чтобы предотвратить казни или добиться освобождения близких знакомых им людей. Так Буденный с помощью обращения лично к Сталину вытащил из тюрьмы одного из лучших советских военачальников времен ВОВ,Константина Рокоссовского, которому во время допросов в застенках НКВД сломали четыре ребра. Но в основном это были лично знакомые близкие люди,номенклатура в принципе понимала если не принимала правило "каждый за своих". Однако Мандельштам в данном случае пошел дальше этого и в соответствии с принципами этономики (ассоциативное отношение к "иным" СЕ), вступился за людей, которые не были ему "своими",за чужих. Отсюда недоуменные вопросы номенклатурных чиновников, которые Надежда Мандельштам упоминает в приведенном в 31 главе отрывке "А вам то, что?".

6.Между "своими" и "чужими" была пропасть,вырытая как репрессивной политикой власти так и общим кризисом горизонтальных культурных и общественных связей в эпоху модерна(вспомним неокантианское отрицание соотношения между левой и правой вертикалями матрицы, идиографической линией BC и номотетической линией AD,которое я отметил в начале книги). Но этономика, когда она работала как надо,до известной степени перекрывала эту пропасть. Но кто же помимо Мандельштама и горстки ему подобных обреченных людей являлся носителем этономики в тридцатые годы?

Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в следующей 33 главе.

Конец главы.


Рецензии