Смертельная схватка

Роз-Мари Хасановна
КИНДЖАЕВА (в девичестве Галимзянова)
               
Родилась 1 мая 1923 годав г. Душанбе. Призвана в 1942 году Анжеро-Судженским ГВК. Участвовала в обороне Москвы, в 1-й ударной армии, 56-ой артиллерийской бригаде, в 418 стрелковом полку, 133 стрелковой дивизии, в 251-й
стрелковой дивизии, 31-й армии, в составе 3-го Белорусского фронта, была командиром отделения снайперов.

Роз-Мари рассказывала: «Командир роты Лаврентьев Николай Иванович в письме пишет:«На войне я встретил девушку, которая вела себя скромно, с солдатами шутила, подбадривала. Я помню Вас маленькой девчонкой, бежавшей по траншее со снайперской винтовкой за спиной или просто на плече. Увидев Вас в Москве, мне пришли на память воспоминания о боях под Оршей. Наша 251 с.д. участвовала в Витебско - Оршанской операции ,в прорыве обороны немцев, называвшейся «Железный пояс».
Впереди проходил противотанковый ров залитый водой, с
заминированным подступом. Пехота с танками пошла на штурм. Нам
удалось захватить три траншеи, перед рвом, до двадцати наших танков
Т-34 было подбито. Немцы со свежими силами обошли нас с флангов и
окружили. Командир батальона принял решение вызвать огонь на себя. Бои
шли день и ночь, доходило до рукопашной схватки. В одно из декабрьских
наступлений немцы подбили гусеницу Т-34 на нейтральной полосе. Мы ночью
доставляли в танк боеприпасы. Вы, Роз-Мари, с этого танка дн;м со
снайперской винтовки вели обстрел. Мне было дано указание прикрывать
танк огн;м из пулем;тов. В темноте я с ординарцем ш;л по траншее и на
меня прыгнул немец. У нас была смертельная схватка, мы долго с ним
барахтались. Другой немец прыгнул на ординарца, Павку Подорова,
который быстро прикончил фашиста и пришел мне на помощь, ударив
немца прикладом по голове. Фашисты вели шквальный огонь по нашему
переднему краю из многих пулем;тов. В ту ночь Павка был убит осколком
от разрывной пули, который попал в висок. Нам на помощь приш;л третий
батальон.
Морозным утром 10 января 1944 года власовцы атаковали наш батальон
с правого фланга. Прибежал ко мне связной и, запыхавшись, сообщил, что
немцы наступают цепями одна за другой.. Слышу разрывы снарядов, мин,
стрельбу. Я побежал по траншее, ведущей на передний край, вижу
растерявшихся ,бегущих навстречу солдат, возвращаю их обратно. Слышно
как Вы, Роз- Мари, говорите в рупор, обращаетесь к власовцам на разных
языках, чтобы они сдались во имя жизни. Я дал команду вести только
прицельный огонь по наступающей цепи, лучших гранатометчиков выдвинул
вперед. Мы спрятались и прекратили стрелять, чтобы подпустить цепь
поближе. По команде открыли огонь, забросали немцев гранатами.
Так было уничтожено три цепи власовцев, четвертая повернула
обратно, мы ее расстреливали вместе с минометчиками и
артиллеристами. В этом бою я был тяжело ранен в голову и грудную
клетку, потерял сознание, очнулся на операционном столе в медсанбате.
Тогда геройски погиб прокурор А.Г.Шестаков. Помню убитых Вами двух
немцев на опушке леса возле трех берез».
Вооружившись винтовкой с оптическим прицелом, тщательно
маскируясь, я искала выгодное место для наблюдения за вражеской
позицией, прицеливалась на 500 и 800 метров. Командир батальона
приказал занять высоту 19. До противника было несколько метров, знала,
что ид;т впер;д. Была видна нейтральная зона, раздавались дал;кие
выстрелы. Танкисты с правого крыла готовились к встрече с противником,
а слева обстреливали мином;тчики. Я вскарабкалась на высоту, подползла в
разбитый танк Т-34, сделала два выстрела и сбила вражескую огневую
точку. Затем быстро спустилась вниз, поползла по застывшей ледяной
земле в траншее и спряталась в разбитом блиндаже. Тем временем
Лаврентьев бегал по траншее, как ошалелый и негодовал: «Пропала девка, я
же говорил ей не лезть повторно в танк. Заметили и сбили башню танка».
Когда я появилась перед ним вся запачканная и зам;рзшая в мокрых
съ;жившихся сапожках, он смотрел округл;нными от удивления глазами и
говорил с горечью: «Ты что, с неба свалилась? Я что тебе говорил? Лезешь
куда не надо, прямо под пули! Где только ты росла?» Потом пожалел, снял
со своих ног портянки и помог мне намотать их на ноги. Вечером
Лаврентьев подош;л и говорит: « Мы окружены, есть лишь один путь
через лес».
Мы с Валей подошли к командиру полка Алексееву, показали ему карту,
высказали: «Попробуем проползти через лес к своим». Офицер, стоящий
рядом, категорично возразил: « Да вы что? Только что была разведка, там
вражеская позиция». Полковник задумался на мгновение и принял решение:
«У тебя, Роз-Мари, есть карта, да;м боевое задание – пройти через лес,
доставить до комдива пакет и довезти раненых до полевого медсанбата».
«Есть выполнить! Разрешите идти?!», – выпалила я. В машину тр;хтонку
погрузили пять раненых из полкового ансамбля. Я села в кабину с шоф;ром.
Ехали по мосту на большой скорости под обстрелом. Заехали достаточно
далеко в лес. Лишь здесь немного успокоились и накрыли теплее раненых
шинелью. Мне предстояло идти пешком по лесу в штаб дивизии. Было
темно. Вспомнила, как Лаврентьев подбежал к командиру батальона и
говорит: «Пулем;т отказал, а немцы наступают цепями. Смотри, смотри,
.солдаты побежали врассыпную». Он крикнул троим: «Стойте, стрелять
буду! Что, нервы не выдержали? Вас надо под военный трибунал!» Мы
должны выдержать натиск, без боя не давать врагу ни метра земли!»
Солдаты стояли, опустив голову. Думая о боевых друзьях, я заблудилась -
потеряла тропинку и не могла выйти на шоссейную дорогу. Вдруг, вдалеке я
заметила два т;мных силуэта. Сердце замерло. Притаившись в высохшем
кустарнике под деревом, сидела целясь из пистолета. Две фигуры в т;мной
форме приближались к кустарнику и вот уже слышна немецкая речь.
Только двое прошли мимо я подумала: « Вдруг эти лазутчики возвратятся и
будут везде рыскать?» Я немного привстала и дважды выстрелила в спину
фашистам из пистолета, приготовила гранату. Лазутчики упали и я
прильнула к холодной земле. Тихо, не шелохнувшись, лежали долго. Не
заметила как уснула. Когда продрогла от холода и росы, открыла глаза и
увидела рассвет. «Где же пакет? Не потеряла ли его?»– первая мысль,
которая пришла в голову. Пакет был при мне. Осторожно встала, а
взглядом искала лазутчиков. Было неприятно видеть м;ртвых. Я забрала
оружие и вс;, что было у фашистов,пошла куда глаза глядят. Нашла
тропинку, обрадовалась.
Лес шумел от л;гкого прохладного ветерка, а девушка, тяжело
нагрузившись вражескими автоматами,торопливо шла по направлению к
шоссейной дороге, по которой изредка проезжал нагруженный транспорт.
Вот и легковая машина показалась вдали. Подняла руку, Виллюс
остановился. Сидевшие в н;м шоф;р Серебряков и генерал-майор Вольхин
смотрели с недоумением. Я отчиталась о ночном происшествии, передала
пакет. Шоф;р зав;з всех в лес к месту, где лежали двое убитых фашистов,
а потом вырулил на дорогу, прямо в штаб 251 стрелковой дивизии. Вольхин
сказал: « Тебя, Роз-Мари, за геройство представлю к награждению медалью
«За боевые заслуги».
КинджаеваРоз-Мари освобождала множество населенных пунктов, среди
них, в Московской области - Солнечногорск, Дмитров, Рогач;во, Клин,
Калинин; Сафоново, Ярцево, Орша, Смоленск, Ржев; в Белоруссии - Борисов,
Витебск, Минск; в Литве - Каунас, Вильнюс; в Польше - Сувалки,
Гданьск.Дважды была ранена. Затем участвовала в «Прибалтийской
операции» в составе штурмовой авиационной дивизии 1 воздушной армии
Прибалтийского фронта.
За доблесть и мужество была награждена фронтовыми и юбилейными
медалями, орденом Отечественной войны II степени.
После войны работала хореографом. С хореографическими коллективами
участвовала на смотрах, вконкурсах и фестивалях.
Умерла 15 июня 2008 года.


Рецензии