Мистические подарки русских сказок 2

Баба Яга - Великая Мать русского народа. Часть I.


«У Бабы Яги множестов ипостасей. Наставница, Похитительница и Пожирательница имеют дело исключительно с детьми – юными и наивными аспектами нашей души. Яга-Воительница, напротив, встречается на пути только взрослых богатырей или, в контексте психической метафоры, испытывает наши чувства, идеи и установки, успешно достигшие совершеннолетия, то есть, прошедшие порог Сознания, укрепившиеся в Эго. Любопытно, что у этих Ведьм не только разные предпочтения: дети – у Похитительницы или взрослые – у Воительницы, но и география. Первая Яга существует в северославянском фольклоре. Это Лесная Яга, Колдунья, которая проводит обряд инициации. Она – древняя Мать того праславянского племени, которое, прорубая путь подсеками и лядинами, уходило все дальше и дальше вглубь лесной чащи, спасаясь от свирепых кочевников. Этот многовековой процесс продвижения на север, выраженный формулой В.О. Ключевского «внук умирал не там, где дед», изрядно изменил форму культа предков. Каждое новое поколение праславян все дальше уходило от родины пращуров, захороненных в домовинах, так напоминающих избушкуачнём  на курьих ножках. «Домовины» – избы для покойников, установленные на очень высоких пнях, корни которых выглядывали из-под земли, что и делало их похожими на куриные ноги.»

Начнём с того, что движение славян на север началось  в VI веке нашей эры. Но образ Бабы Яги носит как минимум массу примет шаманизма, которого у славян замечен не был.  То есть этот персонаж надо искать в более древних слоях.  В общем не будем искать всё сами, а начнём с того, что заглянем в любую энциклопедию, что бы узнать, что же про это думают авторитеты? Заодно не надо подтверждать всё ссылками. Сразу предлагаем взглянуть на статью. Я же просто скопирую — что бы самому не лазать туда постоянно.


Ба;ба-яга; (рус. Яга, яга-баба, еги-баба, ягая, Ягишна, Ягабова, Егибоба; укр. Баба-Язя, Язя, Язі-баба, Гадра; польск. j;dza, baboj;dza; чеш. jezinka, Je;ibaba[4] «ведьма», «лесная баба»; в.-серб. баба jега; словен. jaga baba, je;i baba)[5][6] — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье[1]. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя[7]. Помимо русских встречается в словацких[8] и чешских[9] сказках. Кроме того, является обрядовым святочным персонажем в бывших славянских землях Каринтии в Австрии, масленичным персонажем в Черногории и ночным духом в Сербии, Хорватии и Болгарии.


М. Фасмер возводит[10] имя Яга к праслав. *(j)egа, рефлексами которого являются сербохорв. jeзa «ужас», jeзив «опасный», словен. jezа «гнев», jeziti «сердить», др.-чеш. jeze «lamia», чеш. jezinka «лесная ведьма, злая баба», польск. j;dzа «ведьма, баба-яга, злая баба», j;dzi; si; «злиться» и т. п. Однако в русском языке есть когнат ко всем перечисленным примерам из славянских языков: язва. Что ставит под вопрос существование связи между именем Яга и приведенными примерами из славянских языков. Также возможна этимология, в рамках которой древнее заимствованное название было переосмыслено славянами и сближено с производными от праславянского *(j)egа (народная этимология), что объясняет флуктуацию, выраженную в наличии вариантов с -z- и -;- в западно-славянских языках (имя переосмыслено) и наличии варианта с -г- в русском языке (не переосмыслено).
Фасмер сближает слово, кроме славянских языков, также с прибалтийскими, английским, исландским. Отклоняя связь с тюрскими, индийским, албанским, латинским языками.
Этимологи сближают праславянское яга (*;ga) с обозначением змей, гадов, что указывает на хтонические истоки образа[5].

То есть филологи так же утверждают что даже имя возникло без влияния тюркского элемента, а в месте генезиса славянской общности. Да, что там у нас с кельтской Бригитой?
Богиня войны
Бригита (в Британии[1] — Бригантия[2]) — в традиционной Ирландской мифологии: дочь Дагды, была важным[3] женским божеством Ирландии[3], богиней войны[4], а в мирной жизни - богиней поэзии[5], ремесел[5] и врачевания[5], а также помогающей женщинам при родах[5]. Иногда под именем Бригиты подразумевают три женских божества, покровительствующие мудрости, кузнечному мастерству и искусству исцеления[источник не указан 158 дней].
В Ирландии бытует традиция зарывать у трёх ручьев живого цыплёнка, дабы добиться расположения Бригиты.
В ирландских сагах Бригита представлена супругой Бреса, бога полуфоморского происхождения, некоторое время, после первой битвы при Маг Туиред (Мойтуре) с племенем Фир Болг, стоявшего во главе Племен Богини Дану. Бригит родила от Бреса трёх сыновей.
На севере Англии[1] Бригиту почитали под именем Бригантия[2], что означает «могущественная, вершина, королева»[7]. Ей особо поклонялись бриганты, господствовавшие на севере Англии до прихода римлян. Бригантия — богиня благосостояния, врачевания[5], войны[4] и воды[
Праздник Бригиты — Имболк — отмечают 1 или 2 февраля[8], в пору, когда у овец появляется молоко (по другой версии - в пору, когда у овец появляется новое потомство).

Ну вот и свидетельство того, что боевитая богиня была у индоевропейцев задолго до выделения славян. Так что тут два варианта: или славяне полностью отреклись от своих прежних богов, что сильно противоречит факту сохранения наиболее древней структуры языка, либо подобный образ был у них задолго до появления степных амазонок. Собственно наличие той же Ипоны и персонажей вроде Скатах, говорит о том, что славянам не надо было дожидаться сарматов, что узнать лошадей и драчливых дев. То есть Баба-яга чисто индоевропейский и до славянский персонаж. Искать его источники в других культурах не надо. Они максимум усложняли и оживляли давно сложившийся образ. Изучение его тоже имеет давние истоки:
Письменное упоминание Бабы-яги сделал в 1588 году английский путешественник Джильс Флетчер в книге «О государстве русском». Он читал о поклонениях кумиру «золотой или яге-бабе», приехав в пермский край к самоедам обнаружил, что это «пустая басня».

М. Забылин пишет:
Под этим именем почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали и услаждается при этом, пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных и особенно те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества, или символы житейских потребностей. Таким образом баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живёт, всегда, где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. … Вообще, о бабе-яге остались следы только в народных сказках, и её миф сливается с мифом ведьм[7].
Существует также версия, что под Бабой Ягой скрывается богиня Макошь[8]. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т. н. хтонические существа (см. демонология, народная демонология), к которым принадлежит и Баба-Яга.
Итак, Баба-Яга сложный и интересный образ. Её демоничность оставим на совести Забелина: сё же он … Забелин и вне критики. Но не всё надо понимать буквально.  А вот наличие у кельтов схожего персонажа в виде Бригиты заставляет задуматься о том, что образ Яги не просто древний, а очень древний и совсем не славянский — он появился задолго до появления самих славян. Ибо  по современным представлениям,  вначале отделились кельты в VIII веке до нашей эры, потом германцы в VII, а уж потом в V веке и опять до нашей эры уже отделились славяне.

Теперь посмотрим что же современные исследователи понимают под этим образом.

В славянском фольклоре Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, обитает на границе леса, в избушке на курьих ножках (или подпёртой блинами[5]), окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). В сказке «Иван-царевич и Марья Моревна»[3] живёт Яга Ягишна (баба Яга, костяная нога) «за тридевять земель, в тридесятом царстве, невдалеке от моря за огненной рекой», где владеет табуном славных кобылиц. Яга — мать трёх демонических дочерей (иногда — царевны, чудесной невесты героя), змея, которого убивает герой сказки.
Владимир Даль дополняет: «она простоволоса и в одной рубахе, без опояски: то и другое — верх бесчиния».
Ну, примерно как крутить ключи стоя у трёх вокзалов в комбедресе.  Как то так. Это я для тех, кто не совсем представляют нормы приличия в те времена.

Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, недетерминированной натуры.

Двойственная природа Бабы-яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации[13]. Так, во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но, либо, накормив-напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

Ну, я бы не был столь категоричен: Баба-Яга похожа на пограничника: одних охраняет, с другими строго проводит беседы, третьих бьёт нещадно.  Это воинственное существо, которая обладает всеми признаками древних воительниц высокого ранга: мало того, что владеют магическим оружием, так сами являются магическими адептами. Но и противники у них как в этом мире, так и в подземном. По мне это функции чёрной шаманки. Не в том смысле, что они злодеи, а  в том, что основным объектом их общения являются духи подземного мира.  Собственно в этом нет ничего необычного: уже в христианскую эпоху владение магией для ирландской принцессы было достоинством, а не постыдным недостатком. То есть спустя полторы тысячи лет  в Ирландии можно было встретить наследниц Бабы — Яги., которые могли не только железным пестом проломить череп, но и сварить зелье, а потом радостно водрузить череп в ларец и выставить на обозрение гостям. Чем не Баба-Яга? Живёт не в гробу и нога не костяная. Но вот  помрёт — и усе атрибуты будут на месте. А уж спустя тысячу лет очень сложно отличить Бабу-Ягу, которая спит в домовине от Брунгильды, что лежит на вечном костре.  А ведь месть Брунгильды была страшна.  Так что не будь она столь красива, была бы вылитая Баба-Яга.
Знаменитое сажание на лопату может иметь ни чуть не менее позитивные аспекты: напомню, что в западных и южных регионах были распространены банные процедуры в натопленной печи, кое где в баню превращался весь дом: выносили вещи и парились. И дом вымыт и хозяева чистые. А так же был такой метод лечения простуд: ребёнка облепляли тестом и сажали в печь. Так что мотив изжарить и съесть далеко не всегда означает съесть ребёнка, а не болезнь-лихоманку, которые часто имели антропоморфные и персонифицированные  облики. Что опять же сближает Бабу-Ягу с шаманкой. Каким образ Бабы-Яги виделся другим славянам?
В бывших славянских землях Каринтии в Австрии «Баба-яга Пехтра» (нем. Pechtrababajagen) является обрядовым ритуальным персонажем[14][15] при обходе домов в Крещенский вечер и перед Пепельной средой (на Масленицу). Во время обхода иногда в группе кто-то приделывал деревянную ногу и ходил прихрамывая — в старых описаниях Пехтра имела большую «гусиную» ногу.
У словенцев Помурья во время встречи весны в Юрьев день, когда водили «Зелёного Юрия» или «Весника», зиму называли Бабой Ягой[16]:
Оригинал
Zelenega Jurja vodimo,          
Maslo in jajca prosimo,
Je;i-babo zganjamo,
Mladoletje tro;imo![17]
Перевод
Зелёного Юрия водим,
Масло и яйца просим,
Бабу Ягу прогоняем,
Весну рассыпаем!
В Сербии, Черногории и Хорватии зовётся Бабой Рогой (то есть Рогатой бабой) и ею пугают маленьких детей, когда те капризничают и не хотят ложиться спать[18] (ср. Бабай).
В Черногории (в г. Рисан) в обряде ряженья на Масленицу один из участников одевается Бабой Ругой («дедовской бабой») и носит на руках «ребёнка» (куклу). Образ символизирует предков и, считается, что обеспечивает плодородие на предстоящий год.

Баба-яга обычно изображается в виде большой горбатой старухи с большим, длинным, горбатым и крючковатым носом («лежала из угла в угол Баба-Яга, костяная нога, нос в потолок, губы на притолоке висят»[19]). По мнению белорусских этнографов, здесь Баба-Яга предстает в облике покойника в гробу-домовине, и именно этим объясняется, «нос в потолок врос»[20].
На лубочной картинке она одета в зелёное платье, сиреневую кичку, лапти и брюки[21]. На другой картине Баба-яга одета в красную юбку и сапоги[22]. В сказках нет акцента на одежды Бабы-яги.

В общем всё не так однозначно... Хотя это уже из другой оперы. Странные люди, что изучают мифологию научными методами, изобрели такую штуку, как мифологический архетип. Это некий лишённый подробностей сюжет. То есть если взять истории о Бабе-Яге, свести их воедино то получим некий обобщённый образ. Вот что у них получилось:
Мифологический архетип

В современном представлении Баба-яга — хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти[1]. По этой версии, Баба-яга — это проводник (душ умерших) в потусторонний мир и одна нога у неё костяная для того, чтобы стоять в мире мёртвых.
Женский образ Бабы-яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Хозяйка леса, Баба-яга — результат антропоморфизма. Намёком на некогда животный облик Бабы-яги, по мнению В. Я. Проппа, является описание дома как избушки на курьих ножках.

Немного странное предположение — если у ирландцев женщины ходили во главе флота ещё в 17 веке, то из этого не следует. Что там был матриархат.  А то церковь, что на курьих ногах-намёк на первоначальный образ?  В смысле там поклонялись куре? А потом злые хрисиане изъяли и переделали?

«Внешний облик (костяная нога, железные зубы, длинные седые волосы, отвислые груди, способность чуять запах чужого и т. п.) указывает на связь с демоническими персонажами иного мира, мертвецами (избушка как домовина-гроб); атрибуты, занятия и сверхъестественные способности — ступа и пест, печь (где она зажаривает похищенных), прядение, полёты по воздуху в ступе, на помеле — также относятся к женским мифологическим персонажам, ведьмам.
Образ Бабы-яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов.
Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную, по его мнению, деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лжегероя, самозванца-антагониста».
Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать. «Еда, угощение непременно упоминаются не только при встрече с Ягой, но и со многими эквивалентными ей персонажами. …Даже сама избушка подогнана сказочником под эту функцию: она „пирогом подпёрта“, „блином крыта“, что в детских сказках Запада соответствует „пряничному домику“. Этот домик уже своим видом иногда выдаёт себя за дом еды».
Параллели в сравнительной мифологии
Учёные связывают с Бабой-ягой ряд схожих персонажей других народов. Согласно указателю типичных сюжетов сказок, сюжет, схожий со сказками о Бабе-Яге очень распространён в мире. По общепринятой классификации Аарне-Томпсона — это АТ480 «Мачеха и падчерица», по которому кроме Бабы-Яги аналогичным персонажем в сказках выступают: русский Морозко[24], немецкая Фрау Холле (Госпожа Метелица)[24][25], которая тоже является «матерью ветров», шведская «Лесная хозяйка», и другие духи мертвых предков[26]. Специалисты считают, что в этом отразился древний обряд возрастной инициации юношей и девушек. В нём инсценировалась символическая смерть (например прохождение через огонь, «печь Бабы-Яги»), а после обряда испытуемый считался рождённым в новом качестве[27][25]. В сказке подобное испытание прошла падчерица, а родная дочь мачехи погибла[26]. Другой сюжет, крайне популярный во всём мире — это АТ327В, про маленького мальчика, победившего людоеда. Самой известной сказкой является «Мальчик-с-пальчик» Шарля Перро. Этот сюжет тоже связывают с обрядом посвящения юношей в мужчины. В сборнике Афанасьева точный аналог сюжета — это сказка № 105 «Баба яга и Заморышек», см. также «Лихо», и миф о циклопе Полифеме и Одиссее. Таким образом, сказочные Яга, фрау Холле, Морозко, людоеды, и другие старики и старухи — все происходят от персонажей, охраняющих вход в мир мертвых. С этим же связывается избушка Бабы-Яги и пещера госпожи Метелицы, которые многие учёные считают древними местами захоронений[26][25][28][24].
Восточнославянским мужским аналогом Бабы-Яги представлен Кощей Бессмертный. Его имя связано со словом «кость», и несёт идею циклически умирающего и воскресающего божества. Если в сказке уже фигурирует Кощей, то Баба-Яга предстает его матерью или тёткой[24].
Ю. С. Степанов проводит параллели с персонажами других народов по целому ряду признаков. Этимологически имя Яги одного корня -ie с др.-инд. Яма (владыка царства мёртвых), лат. Янус (бог входов и выходов), греч. Иасо; (богиня исцеления) и Ясон (букв. «целитель»). У Януса есть жена Iana, являющиеся его женской ипостасью, иногда встречается вариант «Диана»[29].
Анализируется принадлежность персонажей сразу «двум мирам»: двуликий Янус является богом перехода между двух противоположных миров, также и поворачивающаяся избушка Бабы-Яги является переходом между обычным миром и волшебным, кроме этого имеет переход в мир смерти — в печь[30].
У Януса имеется сюжет ловли детей, который в лице своей пары (Диана или Карды) то охраняет их от вампиров, то наоборот допускает их к ним, спящим в доме. Так же и Баба-Яга, — то сажает детей на лопату, чтобы сунуть в печь, то отпускает их, сама садясь на лопату[31].
Анализируется наличие костяной ноги. Костяная нога — атрибут др.-инд. Ямы[31]. Отмечается родство с греч. эмпусами (суккубами-вампирами, оборачивающихся в собак-сук или девушек, и являющихся спутницами и дочерьми Гекаты. Геката, держалась кладбищ и перекрёстков, как и женская пара Януса — Диана)[28]. У эмпусов была одна нога ослиная, другая бронзовая, сама Геката тоже носила бронзовые сандали. У Бабы-Яги в разных сказках нога может быть костяной или металлической, или разные — «одна нога говённа, другая назёмна»[28].
Родство с германскими фрау Холле — владычицей царства мёртвых, и Бертой (или Перхтой) — связанной с плодородием земли и прядением, подчёркивает также наличие у обоих уродливой ноги, и при этом у Берты — железный нос (перемещение атрибута в образе персонажа)[32][28]. При этом, третье германское имя этих персонажей — Штампа, которое переводится как «толочь, мять» и «тяжело ступать, топать ногами». В этом видится связь с Бабой-Ягой, которая без ступы, — её неприменимого атрибута, плохо ходит[33] или не ходит вообще[24]. Также Степанов, опираясь на работу А. А. Королёва, предполагает связь Берты-Перхты — добрых ипостасей Бабы-Яги — с кельтской Бригитой[34].
Другими аналогами Бабы-Яги в современном фольклоре являются литовская богиня Рагана, и баскская богиня Мари — хозяйка горы Амботоruen[24].
Связываются также греческая Калипсо[25], старуха Лоухи карельского эпоса Калевала[35][36] и персонажи других мифологий[25].

Как видим у Бабы-Яги есть масса параллелей: даже у басков есть подобный персонаж. А баски уникальный народ: язык их не имеет аналогов, а  многие слова идут от пещерного быта. То есть персонаж стремительно отодвигается за пределы истории, уходя в эпоху великого оледенения. Правда тут общность сводится к потусторонним свойствам и к женскому полу. По сему остановимся на кельтах, тем более, что они являются очень консервативным сообществом.


Рецензии