Лек. 1. Религиоведение в системе научного знания

Лекция 1. 
План: 1.1. Религиозное и светское познание.
1.2. Познание, основанное на мифе и вере.
1.3. Предмет и структура религиоведения.
1.4. Классификация религий.
1.1. Религиозное и светское познание. Как отрасль гуманитарного знания (а также предмет преподавания), религиоведение возникает вместе с другими гуманитарными дисциплинами во второй половине ХІХ в. на грани философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, археологии, языкознания и имеет своим заданием беспристрастное исследование религий мира. Существуют два основных подхода к изучению религии: теологический (богословский) и светский (научно-философский). Теологический (богословский) подход рассматривает религию «изнутри» — как встречу и постоянное переживание человеком присутствия Бога в жизни людей и окружающем мире. Богословы подчеркивают, что существует существенная разница между «знанием о Боге» и «знанием Бога». Поэтому, существует богословие у каждой из конфессий: у христиан - католическое, протестанское, православныое, у мусульман – суннитское и шиитское, а также богословие буддистское, иудаистское, индуисткое, языческое и других религий и их конфессий. Светский научно-философский подход изучает религию «извне» — как составную часть человеческой культуры в ее связях и взаимодействии с другими компонентами культуры.
1.2. Познание, основанное на мифе и вере. Мифологическое и религиозное познание являются иррациональным, не научным, потому что имеют не рациональное основание, а фантазию и веру. Мифологическое познание объясняет мир исходя из генетического принципа порождения чего угодно из чего угодно. Поэтому результаты этого познания находятся в постоянном противоречии науке. При всем многообразии мифов в них можно найти повторяющееся. К ним относятся так называемые архетипы. Эти архетипы являются результатом земного опыта многих поколений людей. Этот опыт является основой творческой переработки коллективным бессознательным (выражение К.Г. Юнга). С точки зрения религии в мифах очень много демонических мотивов (сюжетов, персонажей) именно потому, что в них присутствует этот негативный опыт. Поэтому в мифах можно выделять не только внешнюю антинаучную сторону, но и внутреннюю, которая хранит накопленный поколениями земной и генетический опыт существования.
Религиозное познание опирается на изучение священных книг (священных писаний). В них излагается якобы воля Бога, переданная через пророков или апостолов, но зафиксированная поначалу устно, а затем письменно людьми. Знание этой воли помогает правильно понимать содержание всех остальных видов мировоззрения, содержание и суть всего, что происходит в мире. Кроме священного писания существует священное предание, под этим понимается все то, что написали лучшие представители церкви (религии). Там излагается опыт понимания священного писания, опыт духовной жизни. Знание того и другого опыта помогает верующему находить прямой путь к Богу, Правильно понимать его волю. Религиозное познание должно помочь верующему как можно реже совершать грех. Грехи являются препятствием для достижения душой места упокоения. Поэтому существует множество процедур искупления грехов: исповедь, покаяние, раскаянье, молитвы, посты, аскетизм, добрые дела и т.д. Особенность христианства заключается в том, что за грехи человека был распят сын Бога. Поэтому вера в него – необходимое условие спасения души. В исламе вера во всемогущего единого бога и его пророка. В буддизме вера в достижение нирваны как освобождения от страданий.
1.3. Предмет и структура религиоведения. Светское религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функции религии в обществе, её структура и основные компоненты, её многообразные формы в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии с основными сферами культуры. Религию изучают также история, философия, социология, психология, культурология, этнография (антропология), экология, география, когнитивные и другие науки. Религиоведение отличается от них тем, что исследует религию в соответствии с наработанными в своей истории методами, подходами и установками. В отличие от теологии – совокупности религиозных доктрин о вере в трансцендентальную сущность, религиоведение – это учение о корнях гносеологии веры человека. Задача теологии – утвердить человека в вере и форм ее воплощения в культе, задача религиоведения – дать знания о причинах возникновения и механизмах воздействия религии на человека. Религиоведение привлекает ряд философских, общенаучных и специально-научных методов исследования. Среди этих методов универсальными являются два: метод историзма (понимание исследуемого явления, во-первых, в тех условиях, в которых оно существует, во-вторых, учет не только нынешнего состояния исследуемого явления, а процесса его возникновения, предыдущего развития и последующих тенденций функционирования в целом); метод объективизма (воссоздание явления в его внутренней сущности, независимо и от представлений о нем людей, и от теоретико-методологических предпочтений самого исследователя).
Религия (набожность, святыня, предмет культа) – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование сверхъестественного бога или богов. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).
Существуют различные типы человеческих представлений о богах: политеизм (язычество) представление о множестве богов, персонифицирующих какую-либо из сторон человеческой жизни; пантеизм - вера в Бога, тождественного природе и миру в целом; деизм - идея Бога - Творца универсума, не вмешивающегося в человеческую историю; монотеизм или теизм (эти понятия часто используют как синонимы) - вера в единого Бога - высшее Бытие, личное и моральное, Творца, ответственного за свое творение.
Философствовать о религии может не только верующий, но и атеист, и агностик. Философия религии принадлежит философии, а не теологии. Это такое философское мышление, которое проясняет сущность и способ бытия религии, отвечает на вопрос: Что есть религия как таковая.
По своей внутренней структуре религиоведение является полидисциплинарным образованием. Комплексность религиоведения объясняется сложностью структуры ее объекта, который содержит одновременно материальные, духовные и социальные составляющие. До недавнего времени в структуре религиоведения выделялись лишь четыре его дисциплины — философия религии, социология религии, психология религии, история религии. Уже в прошлом, ХХ в., к ним добавились еще две – феноменология религии, география религии.
Сначала главное внимание в религиоведении уделялось истории религий. Даже труды по философии, социологии, психологии религии основывались прежде всего на историческом материале. Повышенный интерес к историческому материалу во второй половине ХІХ — в начале ХХ ст. объяснялся взрывообразным ростом этого материала в результате этнографических исследований первобытных народов с их верованиями и обрядами, археологическими находками, расшифровкой древних типов письменности, благодаря чему открылись новые грани духовной жизни великих древних цивилизаций. Позже на роль ведущей отрасли религиоведения выдвигалась феноменология религии, которая предложила много всеобъемлющих классификаций разнообразных религиозных явлений.
В последние десятилетия ХХ в. процесс специализации религиоведения продолжался. Появились новые его сферы, в частности, политология и этнология религии. Политология религии изучает особенности процесса взаимодействия религиозного и политического факторов развития общества, которые, скажем, могут сказываться в формах сочетания религиозной и политической власти в разных соотношениях: теократии (преимущества духовной власти) или цезарепапизма (преимущества власти светской); разные модели государственно-церковных отношений; роль в общественной жизни таких факторов как религиозное реформаторство или фундаментализм и т.п. Этнология религии прослеживает взаимосвязь и взаимодействие религии и народа (этноса): истоки и происхождение этих двух феноменов, влияние религии на формирование народа и наоборот то, как этнос формирует свою религию и какие изменения вносит он в чужие религии, принимая их как свои. В научной литературе можно встретить и указания на лингвистическое, сравнительное, конфессиональное религиоведение. Интересным новейшим ответвлением религиоведения можно считать «феминистскую теологию».
Основные разделы религиоведения. Философия религии изучает сущность и природу религии, объясняет основные идеи и принципы (основная причина существования мира, возможность бессмертия человеческой души, соотношения души и тела), на которых она основана.
В отличие от теолога или богослова, философ не удовлетворяется объяснением религии как «веры в высшее Начало», Бога, богов, но пытается ответить на вопрос, какие она имеет основания в человеческом разуме и опыте. Философию религии следует отличать также от религиозной философии. Последнюю образуют система взглядов на мир и человека с точки зрения присутствия в ней Божественного Начала, тогда как первая претендует на исключительно рациональную трактовку феномена религии и его наглядных проявлений.
В границах философии религии традиционно выделяют два направления — апологетика (оправдание) религии, защита ее необходимости (Г. Лейбниц, В. Соловьев) и философская критика религии. Самым известным способом философской апологии религии является учение философа-рационалиста Нового времени Г. Лейбница о «наилучшем из миров». Наилучшим он является в том понимании, что Бог как самое Совершенное Существо среди бесконечного количества возможных миров избрал для творения тоже наиболее совершенный — тот, у которого наибольшее разнообразие соединяется с наибольшим порядком. К этому же совершенству стремится и человек. Однако из-за низкого уровня самосознания он не всегда может его реализовать. Именно поэтому в мире существует зло — как плод человеческого несовершенства, но никоим образом Божественного Провидения.
Формы философской критики могут отличаться — пантеизм (Б. Спиноза), деизм (Дж. Локк, Ф. Вольтер), скептицизм (И. Кант), атеизм (П. Гольбах, Б. Рассел).
В пантеизме Бог отождествляется с миром, природой. Его сторонники рассматривают Бога не как сверхъестественную личность, а как абсолютный (безличный) дух, слитый с природой в единое целое.
В деизме Бог предстает безличностной первопричиной мира, то есть высшим разумом, с деятельностью которого связано творение мира. Кроме того, Бог, после создания мира не вмешивается в происходящие в нем процессы и явления.
Атеизм как наиболее последовательная критика религии отрицает существование Бога, потустороннего мира, бессмертие человеческой души и другие основополагающие принципы религии. Он утверждает, что религия выдумана самими людьми как следствие их бессилия перед силами природы и отражения определенной системы социальных отношений. Мир же не создан никем, и извечно функционирует по своим собственным естественным законам, подвластный познанию и преобразованию со стороны человека, который опирается лишь на собственный разум. В западной интеллектуальной традиции принято рядом с атеизмом как чрезмерно радикальной позицией ставить агностицизм — утверждение об отсутствии убедительных доказательств, на основании которых можно прийти к выводу — существует Бог или нет.
Скептики не отрицают религию так открыто, как сторонники атеизма, но подвергают сомнению содержание религиозного сознания. Показательной относительно этого является позиция И. Канта, выдающегося представителя немецкой классической философии (1724–1804). Он отстаивал философское рассмотрение религии «в пределах только разума» (именно такое название имеет один из его трудов). Такой подход, по его мнению, призван не отрицать религию, а находить рациональное содержание в религиозных верованиях, чтобы таким способом создать «разумную религию». «Разумная религия», в свою очередь, должна помогать людям понять свои социальные обязанности как божественную волю, как безусловное требование вести добропорядочную жизнь.
В сравнении со временем своего расцвета в XIX — в начале ХХ вв., в наше время философия религии, вероятно под воздействием кризисных явлений в самой философии, сузила предметную сферу исследования, уменьшила размеры своих научных притязаний. Там возобладала мысль, что философия религии призвана лишь устанавливать, насколько логическими выглядят те или иные религиозные верования, как следует понимать язык религии — буквально или метафорически, в какой мере ее верования соединяются с другими мировоззренческими системами.
В социологии религии рассматривается общественная закономерность возникновения, развития и существования религии на протяжении всей истории человечества, ее составные компоненты и структура, место, роль и функции религии в обществе, влияние на другие элементы общественной системы, особенности обратного действия конкретного общества на религию. Социологическое исследование может осуществляться на двух уровнях. На теоретическом уровне раскрываются общие характеристики взаимодействия религии с обществом, на эмпирическом — конкретные состояния религиозности (уровень религиозности в определенном регионе, типология отношения к религии, мнение о религии разных групп населения и т.д.). Делает она это через систему специфических категорий и понятий, заимствованных из терминологического аппарата философии, социологии, других религиоведческих дисциплин, или созданных на этой основе самостоятельно.
Социология религии не может обойти вниманием и место религии в обществе, которое изменяется в процессе его развития. Это отражается в ряде понятий: «сакрализация», «секуляризация», «религиозный плюрализм» и др. Сакрализация (лат. sacer – священный) может быть охарактеризована как привлечение к сфере религиозного санкционирования разных форм общественного, группового и индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов. Подобный процесс, связанный с ростом влияния религии на общественную систему в целом и отдельные ее подсистемы, был присущ ранним стадиям развития религии. Кроме того, он определяет реальное место религии во многих странах современного мира.
Секуляризация (позднелат. secularis – мирской, светский) представляет  собой высвобождение общества от влияния религии. Она проявляет себя в: сужении круга функций, выполняемых ею; отчуждении церковной собственности в интересах государства или других учреждений; освобождении от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений; изъятие образования из ведения Церкви; развития светского искусства, морали и др. Наглядным примером секуляризации может служить история европейских стран начиная с Нового времени. Религиозный плюрализм (лат. plurimus – множественный, многочисленный) означает поликонфессиональный характер религиозности народов, социальных групп, граждан одного государства. Считается одним из признаков современного демократического общества.
Предмет психологии религии можно определить как изучение психологического основания и источников религиозного феномена, психики религиозных людей (их настроений, чувств, переживаний, мотивов и побуждений, религиозного опыта), значение психологического фактора в функционировании религии.
Для психологии религии на разных этапах ее существования центральными оставались несколько проблем: 1) проблема истоков и источников религиозных чувств, точнее говоря, соотношение индивидуального психологического и коллективного социального факторов в их формировании; 2) проблема специфики религиозных чувств, в частности, соотношение в них эмоциональных и рациональных, сознательных и бессознательных составляющих; 3) проблема закономерности религиозного опыта и форм его проявления (экстаз, одержимость, прозорливость и т.п.), а также проблемы религиозного страха, сущности религиозного фанатизма и т.д.
Коллективисты, к числу которых принадлежали психологи-марксисты, отмечали следующее. Все содержание психики индивида является порождением и отражением его взаимодействия с окружающим миром, в том числе с общественной средой. Поэтому, в частности, при рассмотрении индивидуальной религиозности нужно понимать, что она сложилась главным образом через религиозное воспитание в семье, обучение в религиозном учебном заведении, под воздействием участия в религиозной общине, чтения религиозной литературы и т.д.
В географии религии преобладал методологический принцип географического детерминизма — объяснение всех фактов религиозной истории человечества географическими условиями той территории, где они происходили. Например, было замечено, что все три мировые религии (буддизм, христианство, ислам) появились в сравнительно узкой полосе между 20—40* сев. широты восточного полушария, где природные условия являются наиболее пригодными для человеческой жизнедеятельности. В отечественной науке объяснительные возможности принципа географического детерминизма продемонстрированы в ряде историко-культурологических трудов известного советского историка, этнографа и географа Л.Н. Гумилева (1912–1992).
В первой половине ХХ в. под воздействием бурного развития социологии возобладал географический нигилизм, который отрицал существенное значение географического фактора в развитии религии, кроме того, распространилось мнение о необходимости более внимательного исследования обратного влияния религии на географическую среду.
Во второй половине ХХ в. в географии религии стала господствовать смешанная модель — равновесие во взаимодействии религии и окружающей среды. Считается, что на ранней, начальной стадии возникновения и формирования религии преобладает влияние среды на религию. Именно природные условия территории отражаются на специфике ее вероучения, культовой практики и религиозной организации, следовательно — на формах природопользования, способах ведения хозяйства, особенностях расселения, демографических процессах. Таким образом, устанавливается равновесие между религией и территорией, которое на последующих стадиях существования религии может быть нарушено по тем или иным причинам –– или изменениями в природной среде, или изменениями в социально-экономическом укладе, или изменениями в самой религии, или под давлением других религий. В последние десятилетия географическо-экологический подход к изучению религии получил довольно широкое распространение.
История религии — базовый религиоведческий подраздел, который занимается изучением возникновения религиозных представлений, основных этапов, закономерности эволюции религии и основных религиозных явлений в истории человечества.
В течение ХІХ — в начале ХХ в. в истории религии существовало несколько самых заметных направлений, которые с разных теоретических и методологических позиций подходили к решению упомянутых выше заданий. Хотя современное религиоведение не разделяет подавляющего большинства выдвинутых в то время историками религии теоретических построений, собранный и обнародованный ими фактический материал продолжает оставаться фактической базой для религиоведческих исследований и в наше время. Со временем история религии сдала свои позиции в религиоведении, уступив место другим его отраслям. Однако интерес к истории религии никогда не угасал. Другое дело, что современных историков религии, которые потеряли надежду создать объективную периодизацию или типологизацию религии, пригодную во всех без исключения случаях, сейчас больше интересует не история религии вообще, а история отдельных проявлений религии (конфессиональная история, история церквей, деноминаций, сект, религиозных движений и учений).
Сколько всего религий существует в мире, доподлинно не знает никто. Чаще всего речь идет о тысячах разнообразных религиозных форм, которые существовали на протяжении значительного отрезка человеческой истории, возникли недавно или сохранились в современном мире с давних времен. Естественно, что возникает потребность в упорядочении, типологизации религиозных феноменов, независимо от времени или места их существования. Прежде всего можно говорить о религиях живых и мертвых, религиях первобытных и родоплеменных, национальных и мировых, религиях естественных и религиях откровения.
1.4. Классификация религий. Разделение религий на мертвые и живые (современные) опирается на историю. Мертвые религии — это те, что когда-то существовали, но со временем исчезли. Некоторые из них оставили после себя память в виде руин святынь, гробниц, других памятников, иногда в виде религиозной литературы, легенд, мифов и т. д. Живые религии — это ныне существующие религии, оказывающие влияние на сознание и поведение определенных групп людей, а также появившиеся в последние десятилетия новые религиозные движения.
Разделение религий на естественные и религии откровения опирается на генетический принцип (принцип происхождения). Под естественными религиями имеются в виду те из них, которые возникли непосредственно в той или иной социально-экономической системе. Эти религии появились не вследствие деятельности пророков, харизматических личностей, т. е. людей выдающихся духовных качеств, их учение не основывалось на каких-либо письменных источниках — откровениях или священных писаниях. Верования передавались из поколения в поколение в рассказах, обычаях и обрядах. В таких религиях религиозная группа отождествлялась с человеческим коллективом, поэтому каждый человек уже в силу своего рождения и воспитания исповедовал эту религию. Первобытные человеческие коллективы, такие как семья, род, клан, племя, опирались на кровную связь и укреплялись благодаря общей религии, включая совместный культ. Со временем группы, связанные кровным родством, превращались в более крупные объединения по территориальному признаку, вследствие чего естественные религии расширяли свой ареал. К естественным религиям относятся первобытные и родоплеменные религии и значительная часть религий национальных, таких как синтоизм или индуизм.
Совсем другой характер имеют религии откровения. Они связаны с личностью основателя и фактом сверхъестественного откровения, или озарения. История знает многих таких основателей. Они появлялись довольно часто на разных территориях и в разных религиях. Среди религий откровения наиболее известны зороастризм, буддизм, христианство, ислам. Когда говорят об основателях религии, не имеют ввиду, что отдельный человек буквально основал ту или иную религию. Считают, что он сыграл определяющую роль в консолидации уже существовавших в данной группе верований и культа.
Во всех религиях откровения можно выделить этапы, очень схожие между собой. Сначала появляется сам вдохновленный свыше будущий основоположник, который ходит с места на место, учит, но ничего не записывает. Со временем он собирает вокруг себя группу учеников. Жизнь такой группы связана простыми отношениями и религиозными практиками. Следующим этапом становится смерть учителя. Никто из учеников не оказывается в состоянии заменить умершего учителя. Происходит реорганизация группы, а сам умерший учитель становится объектом почитания. Этот момент является новой стадией, группа перестает быть группой учеников, а становится первой общиной будущей религии. Развитие религиозной организации выдвигает на первый план харизматичность не персональную, а уже групповую. Объединительным элементом в этот период является скорее культ, нежели учение. Но с момента установления организационной дисциплины первая община переходит в новую формацию — церковь. В этой формации главное внимание уделяется развитию вероучительной доктрины, формулируются основные положения веры и культа, устная традиция становится письменной, появляется канон Священного Писания, а с ним и принципы правоверия, ереси, раскола. Этот процесс связан с различением священнослужителей (клира) и простых верующих (мирян). Становление церковной организации не всегда происходит так гладко — часто оно довольно сложно, наталкивается на сопротивление и не лишено попыток возвращения к первичным формам. Существуют и другие критерии для классификации религий: количество верующих и их удельный вес в общей численности населения (статистический); ареал распространения (картографический); формы распространения: дискретные, т. е. разбросанные по всему миру (иудаизм, кришнаизм), и континуальные, т. е. распространенные компактно по странам и континентам (христианство, ислам); правовой статус (религии, которые поддерживаются государством; религии, которые не поддерживаются государством; религии, к которым государство относится нейтрально); государственный статус (религии, имеющие статус государственных; религии, статус которых не закреплен государственными документами; религии национальных меньшинств); уровень организации (жестко централизованные, нежестко централизованные, децентрализованные религии).
Религии также могут быть: политеистическими (большой пантеон богов) и монотеистическими (единобожие); урбанистическими (городскими) и сельскими.
Географический и этнографический принцип. Если религия функционирует в пределах одного рода или племени, то она называется родоплеменной (ранней, первобытной). Это определение учитывает не только принцип исповедания, но и его способ. Родоплеменные религии очень тесно связаны с жизнью данного племени, выражают его традиции, способ жизни, политические, общественные, экономические и культурные особенности, отражают мысли и чувства членов данной группы, санкционируют ее обычаи и обряды. Родоплеменные религии в основном являются религиями естественными, но не все естественные религии являются родоплеменными.
Большее распространение имеют религии этнические и региональные (национально-государственные), связанные с существованием какой-либо нации или народности. Подобно религиям родоплеменным, они выражают не только географический или этнографический принцип, но также и способ существования. Национально-государственные религии воплощают более высокий уровень развития того общества, в котором они существуют. Типичным примером может служить религия евреев — иудаизм.
От родоплеменных и национально-государственных религий отличаются мировые религии, поскольку они не ограничиваются ни этническими группами, ни территорией, но могут охватывать — если не в действительности, то по крайней мере в идеале — любую территорию и любого человека. Существуют они в различных политических, общественных и экономических системах. Последователи мировых религий, основываясь на своем учении, хотят выразить потребности и желания не одного племени или народа, но всех людей.
Новые религиозные движения (нетрадиционные религии), которые появились в большом количестве в последнее время, чаще всего генетически происходят от какой-либо национально-государственной или мировой религии, но уже не связывают себя с ней, претендуя на собственную уникальность и универсальность.
Таким образом, можно представить следующую классификацию религий: 1) ранние (родоплеменные, первобытные) формы религии язычество (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия, шаманизм и т. п.); 2) этнические и региональные религии (национально-государственные), распространенные в границах определенного государства или у определенных народов (иудаизм, индуизм, зороастризм и т. д.); 3) мировые религии (буддизм, христианство, ислам); 4) новые религиозные движения (нетрадиционные религии).


Рецензии