О чести

Честь человека высоко ценилась во все времена. Хотя, содержание этого понятия со временем претерпевало определенное изменение. В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, отец, провожая сына в Армию, напоминает ему, что есть народная пословица «Береги платье снову, а честь смолоду». По сути дела, это основной мотив всего произведения.
За честь умирали на дуэлях, а потеряв ее, считали жизнь конченной.
Честь подразумевает такие индивидуальные качества человека как смелость, благородство, справедливость, честность. Эти убеждения и принципы составляют основу самоуважения человека. Честь человека очерчивает рамки того, что человек может позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других.
Человек становится судьей себе самому. Охраняя свою честь, он, по сути дела, защищает все то, что составляет человеческое достоинство.
Потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе. Именно поэтому, когда хотят охарактеризовать недостойного человека, очень часто говорят: «У него ни чести, ни совести».
А что же такое честь и совесть?
Словари дают такое определение: «Совесть - понятие морального сознания, убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение». «Честь - достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности».
Соглашаясь с определением совести, мне кажется, что понятие чести несколько заужено. То, что мы сегодня называем честью - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, постоянная готовность любой ценой защищать свои идеалы.
Например, для древних греков честь и достоинство проводили четкую границу между готовностью человека в любой момент отдать жизнь за свое достоинство, и отсутствием этого, но тогда такой человек, по их представлениям – раб.
На тему чести и достоинства написана масса материалов, в том числе великими умами, с которыми я и не пытаюсь сравниваться.
Кое-какие из этих соображений близки мне, другие - категорически нет. Поэтому, если какие-то мысли частично использовались из других источников, то только в том случае, если они полностью совпадали с моими собственными взглядами.
В России главными носителями высоких принципов морали, чести и достоинства, являлось дворянство. Остальные слои общества были в настолько порабощенном состоянии, что говорить о защите их чести и достоинства в ту пору попросту не представляется возможным.
Дворянское понятие о чести и о бесчестии в четком и понятном виде появилось в послепетровские времена.
Государство, даже того периода, хотело иметь самостоятельных, инициативных людей, свободных в деловой сфере, и одновременно практически рабов в сфере общественной. Но ощущать личную ответственность за судьбу государства и быть при этом его рабом - немыслимо.
В умах и душах русских дворян многие десятилетия шла борьба двух этих взаимоисключающих начал. Эта борьба привела к образованию внутренне свободного дворянского меньшинства. Появление дуэлей в России было неотъемлемой частью бурного процесса образования дворянского авангарда.
Право на поединок, которое, несмотря на жестокое давление власти, отстаивало дворянство, становилось сильным знаком независимости от деспотического государства. Дворянин, оставляя де-факто за собой право на дуэль, резко ограничивал влияние государства на свою жизнь.
Право дуэли создавало сферу, в которой были равны все благородные, вне зависимости от знатности, богатства, служебного положения.
Право на поединок стало для русского дворянина свидетельством его человеческого раскрепощения, правом самому решать (пускай ценой жизни) свою судьбу. Право на поединок стало мерилом не биологической, но общественной ценности личности.
Право на дуэль, несмотря на жесточайшее антидуэльное законодательство почти во всех Европейских странах, предусматривавшее смертную казнь для всех участников и жесточайшее сопротивлении государства, непреодолимо пробивало себе дорогу.
Дуэли стали потребностью общественного самоутверждения, средством защиты своей личности от всеобъемлющих претензий государства.
Для человека дворянского авангарда ценность собственной личности была связана с сознанием ответственности за судьбу страны и государства. Человек дворянского авангарда защищал не только и не столько свое самолюбие, сколько свое достоинство человека определенной позиции. Он осознавал себя защитником и средоточием идеи независимости.
Мне нравится определение чести, данное очень известным философом Г. Гегелем:
«Одним из основных определений чести является то, что никто не должен своими поступками давать, кому бы то ни было, преимущества над собой».
За последние, примерно, 100 лет, понятие о чести оказалось в значительной мере размытым, в особенности в бывшем СССР, и нынешнем постсоветском пространстве.
Дворянство, как главный носитель высокой идеологии чести, было уничтожено. Остальная масса народа задыхалась под жестким автократическим правлением, когда главная задача - просто выжить. Поэтому, защищать свою честь и достоинство очень мало кто решался.
А тех, кто решался, ждали неминуемые репрессии.
Поэтому в массовом сознании понятие чести целенаправленно вытеснялось, заменяясь покорностью власть имущим.
В свое время я был должностным лицом в органах торговли. Мне неоднократно доводилось присутствовать на различного рода совещаниях, проводившихся с низовыми торговыми работниками. Очень часто на этих совещаниях многие из работников подвергались прямым, публичным оскорблениям, самым мягким из которых были «вор и жулик».
Но никто из них не решался протестовать в свою защиту. В эпоху всеобщего дефицита, эти люди не хотели рисковать потерей «хлебного места». А потеря чести их гораздо меньше беспокоила. Была ли у них честь? Не знаю. Может - да, а может, и нет.
 Но если даже и была, то за долгие годы превратилась в какое-то номинальное понятие, ни в коем разе не способное бороться с таким могучим понятием, как «выгода».
Если какой-то работник в больнице, в школе, или какой-то другой организации, возвышал свой голос в защиту справедливости, ответ чаще всего был стереотипным: «Не нравится - пишите заявление».
Таким образом, за долгие годы из сознания наемных работников почти полностью вытравили возможность и способность защищать свою честь и достоинство.
Ну а если где-то и сохранились отдельные «Дон-Кихоты», пытавшиеся бороться с несправедливостью, то они уже «погоды не делали».
Поэтому единственной площадкой, где еще в какой-то мере можно было защищать остаточные понятия чести и достоинства, остались межличностные отношения в доме, на улице, в стенах учебных заведений.
В настоящее время многие считают, что честь заменена более высоким понятием – принципиальностью.
Вместо человека чести – человек принципов.
Мне непонятно, может ли быть честь заменена чем-то другим?
Может ли устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство?
Может ли устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь.
К счастью, многие умы считали и продолжают считать, что честь и совесть всегда были нужны в нашей нелегкой жизни. Если бы люди ими не обладали, то страшно подумать, что было бы с человечеством.
И во все времена, заслуживающая уважения честь и чистая совесть, были теми ценностями для человека, которые не позволяли ему совершить безнравственный поступок.
Без совести и чести человеческий род давно бы угас.
Совесть заставляет нас размышлять о своих поступках, критически их оценивать.
Стыд, в этой шкале ценностей – тяжелое переживание позора перед другими, а совесть – это стыд перед самим собой, переживание из-за поступка или сказанного.
Мне кажется, что это одна из наиболее тяжелых форм переживания, зачастую преследующая человека долгие и долгие годы.
Следует сказать, что в понятии «честь» прошлых веков и нынешнего - есть существенные различия!
Раньше это понятие, прежде всего, являлось синонимом незапятнанной репутации и доброго имени.
Малейший проступок мог оказаться роковым, и зачеркнуть репутацию на всю оставшуюся жизнь.
В современном мире любой человек имеет право начать новую жизнь (иногда даже после существенных проступков).
Тем не менее, проблему чести и достоинства можно справедливо отнести к проблемам нового времени.
Если раньше за любое оскорбление, даже незначительное, люди могли стреляться, то сегодня оскорбление человека не считается чем-то из ряда вон выходящим.
Изменились времена, изменилось и отношение людей к окружающему миру.
Нам зачастую приходится утешаться тем, что Слава Богу, пока по-прежнему действуют такие ценности, как принципиальность, хотя мне очень трудно согласиться с толкованием некоторых современных идеологов, что принципиальность является нынешним содержанием чести.
Что касается долга, то очень хотелось бы верить и надеяться, что следование ему является обязательным не только для принципиальной и честной личности, но и вообще для каждого гражданина.
К великому сожалению, значительная часть современного поколения не приучена к борьбе за свою честь и достоинство. Однажды мне пришлось быть свидетелем того, что один, с позволения сказать, начальник, в страшно грубой и оскорбительной форме разносил работника. А этот молодой человек просто отмалчивался. В конце концов, не выдержав этой экзекуции, я заступился. Закончилось тем, что мы с ним окончательно рассорились, а «герой» этого эпизода - все же продолжал поддерживать с ним отношения. Скорее всего, он тогда был еще очень молод, и не научен защищать себя. Прошли годы, и я надеюсь, что сегодня он уже готов дать отпор, в случае надобности.
Как ни странно, на сегодняшний день носителями остаточных понятий чести и достоинства, в большей мере являются представители старшего поколения, чем молодежь.
Однако, нельзя не заметить, что у самых молодых вырабатывается особый кодекс поведения, сводящий к минимуму возможность оскорбления и унижения другой личности. Как следствие этого - более осторожное общение, и стремление избегать жестких конфликтных ситуаций.
Естественно, что это в определенной степени уменьшает необходимость соответствующей самозащиты чести и достоинства.
Несмотря на многие не очень-то радостные мысли, высказанные выше, я все же с оптимизмом смотрю в будущее. В большинстве стран демократизм, может быть не очень быстро, но все же пробивает себе дорогу. Одним из следствий этого неизбежно станет повышение статуса личности. В свою очередь, как прямое следствие этого, вопросы чести и достоинства обязательно займут свое исконное место.
Думая о месте чести и достоинства в нашей жизни, невольно задумываешься и о причинах, приведших к серьезной девальвации этих понятий, о нежелании и неумении их защищать.
Мне кажется, что еще почти 200 лет назад великий русский поэт
А. Грибоедов, в какой-то степени объяснил причины, приводящие к потере основных моральных принципов бытия.

Ведь надобно зависеть от других,
 В чинах мы небольших….

И далее:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
 Хозяину, где доведется жить,
 Начальнику, с кем буду я служить,
 Слуге его, который чистит платья,
 Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
 Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Завершая эту главу, мне хотелось бы выразить твердое убеждение, что такие фундаментальные понятия, как честь и совесть, будут жить до тех пор, пока существует род человеческий. И каждый будет хорошо понимать, что безнаказанно их нарушать нельзя. Ну, а чтобы такой период поскорее наступил, каждый из нас, или, по крайней мере, большинство, с учетом своих сил и возможностей, мог бы сказать о себе, что это время «мы приближали, как могли».
 


Рецензии