Абзец Мерцец

Те, кому я был дорог на этом свете сам по себе, те, кому я просто был нужен как родной или близкий, или просто очень-очень нужный человек, рассматривайте эту, завершающую мою трилогию к Ю.В. Крупнову
 
1. http://www.proza.ru/2016/01/18/305 Триабзац в Гневе Орка
2. http://www.proza.ru/2016/01/18/470 Полный Абзец в Гневе Орка
3. Абзец Мерцец
как мое Завещание о Мерцающих Шахматах.
Ибо Время близко и я это чувствую.
Конечно это не как в старом добром стишке про дедушку, который
«Взял, размахнулся и бросил в окно.
Дедушка старый. Ему всё равно»
Конечно мне не всё равно.
Но надо же хотя бы на краю Вечности сказать Человеку прямо:
«Не знаю, что Вы сделали для России великого и доброго, но знаю, что потоптавшись на этой игре Вы нанесли России реальный грандиозный вред.
Вред её интеллектуальному достижению – одному из крупнейших гуманистических открытий двадцатого столетия.»

Как только не обзывали Мерцающие шахматы мои недоброжелатели!
И «мерцалками», и «мерцательными»…
А уж сколько сил было положено на дискредитацию их автора!
Вот к примеру был создан специальный сайт, цель которого была одна – дискредитация Ратушного Алексея Алексеевича. И мне понятно, что основая причина – попытка отобрать у России это грандиозное открытие целого пласта новых Игр на плоско организованных структурах. Четыреста лет бесплодных попыток модифицировать шахматы и вдруг… Когда открытие уже сделано, когда итог уже предъявлен появляется большой соблазн присвоить созданное другим. И видимо нашлось некоторое число и в нашем случае.
В Советском Союзе открытия в этой области не патентовались и не защищались, хотя Заявку я в Комитет по делам и изобретений носил.
Мне многократно было сказано – «защищается только первой публикацией».
Но об этом я позаботился сразу же, еще до всех разъяснений.
Разумеется были разные ходы.
Но ведь я был молод.
Во мне бил фонтан открытий и это было одно из многих.
Ресурсов было мало.
Я работал то на двух, то на трех и даже четырех работах сразу.
Среди прочего и на наивреднейших и на тяжелейших производствах.
Например, на поштучной выдаче досок люди оставались без рук за год.
Я продержался три года!
И только когда уже все связки на руках были надорваны, ушел в педагогику.
Но и эти производства я по-своему любил.
О чем и написал кое-что и на этом ресурсе.
Например «Гибель четвёртой торцовки»
Именно на торцовке мерцающие шахматы и были открыты.
А еще там я писал и свою дипломную работу по истории философии на древнегреческом языке.
Понятно, что для выпускника престижного  вуза сложновато понять выпускника четвёртой торцовки.
Но…
Юрий Васильевич служил через девять лет после меня в частях особого назначения.
Опять же рядовому сухопутных сил трудновато понять военно-морского матроса.
Разница в восприятии имеется.
Но случилось так, что внезапно в 1988-ом году наши пути пересеклись во ВНИКе.
Как я попал в его список – не ведаю.
Может быть постарался Адамский, у которого на Игре в «Учительской» я успешно представил и защитил проект «Модульная школа».
А может сам Эдуард Дмитриевич Днепров, в одной редколлегии с которым я и Евгений Борисович Куркин оказались в районе 1987-го года на Конференции Московской педагогической общественности с участием актива из других территорий.
Так или иначе, но Приказ №99 подписанный Г.А.Ягодиным разместил нас на одной страничке педагогов-новаторов по алфавиту.

У Крупнова Ю.В. номер в этом списке 17-ый (семнадцатый) перед Лысенковой, а у меня 20-й (двадцатый), сразу за Палтышевым.
И на официальном сайте самого Ю.В.Крупнова ВНИК не забыт.
Указана и должность во ВНИКе – «учёный секретарь».
Для тех, кто не в курсе, отмечу, что «Учёный секретарь» - это особая в науке должность.
Это самые грамотные, самые въедливые, самые пунктуальные товарищи.
Найдут и отметят все деепричастные обороты, не выделенные запятыми.
Вычитают каждую фамилию, поправят каждую ссылку.
Потрясающие люди!
Вот и Юрий Васильевич потрясающий.
А уж как он меня потряс…
Сейчас разберём подробно.
А для того и приводим базовый абзац в книге «Гнев орка», упоминаемой самим Юрием Васильевичем на собственном официальном сайте.

Начало цитаты:
«Чтобы хоть как-то описать природу грядущей войны, укажем на один случай. Один изобретатель в западно-сибирском городке Урай в начале 90-х годов предложил совершенно новый вид шахмат. Он назвал их «мерцающими». Идея была проста, как все гениальное. Вмонтировать в стандартные шахматные фигуры функцию смены их достоинства. Например, ты видишь пешку противника, а через пять секунд она уже — раз! — и ферзь или слон. Этот изобретатель даже умудрился устроить где-то на границе с Китаем первый и последний чемпионат мира по таким «мерцающим шахматам».
С моей точки зрения, грядущая сплошная война и будет именно такой «мерцающей» войной.
Конец цитаты.

Итак, вопрос первый: знал ли Максим Калашников Урай и меня лично?
Про Урай – не в курсе, но я наших встреч не запомнил.
Как мне кажется, мы не пересекались.
Впрочем в Москве (и не только в Москве!) порою сидели целые залы, кто знает.
А знал ли меня лично Юрий Васильевич Крупнов?
Позовём в свидетели Дмитрия Борисовича Дмитриева.
Dmitriyev D. B. аспирант НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва
Талантливейший руководитель и педагог - как для детей, так и для взрослых.
Вел семинар для педагогов школы № 1314 по разработке и освоению содержания образования.
Разработчик и преподаватель метапредмета «Знак» (1990-1997гг.).
Руководитель проекта  "Разработка мыследеятельностных стандартов образования" (1995/6, 1996/7) - одного из самых значимых проектов в истории Колледжа.
Вот кто вёл игру в Урае вместе с Ю.В.Крупновым.
Он не даст мне соврать.
Он подтвердит: Юрий Васильевич Крупнов знал меня ЛИЧНО.
Не один год.
И встречались мы не только на Игре в Урае, но и на Игре в Сочи в 1988-ом году, и в Москве в Институте на Герцена – неоднократно.
И вот учёный секретарь ВНИКа, психолог, ученик Василия Васильевича Давыдова берёт понравившееся ему словосочетание «мерцающие шахматы», прекрасно зная лично АВТОРА, и пишет такое:
«укажем на один случай. Один изобретатель в западно-сибирском городке Урай в начале 90-х годов предложил совершенно новый вид шахмат.»
Это в каком же месте так учат?
Это Василь Васильевич Давыдов так учил?
Это на отделении агрономии, специализирующихся в области биофизики и физиологии растений на сельскохозяйственном факультете в Университете дружбы народов имени Патриса Эмери Лумумбы так учат?
«Один человек в России предложил соединять спирт и воду в отношении золотого сечения, приближенно 2 к 3»
Неплохо?
Нехило?
Весело?
Мне не очень.
У меня в момент этой публикации в книге вообще НИЧЕГО НЕ БЫЛО.
Я просто погибал.
И вдруг – упоминание!
В книге!
В книге авторитетной!
И сразу очевидно, что Максим к сему не причастен.
И не может быть причастен.
Игру в Урае и события вокруг неё я могу осветить гораздо подробнее чем может предположить Юрий Васильевич.
Сам он на игре заявил дословно следующее:
«Для нас, Алексей Алексеевич – это Урай, а Урай – это Ратушный».
Подкреплю эту ничего почти не значащую фразу с неожиданной стороны.
В своё время создавался один Консорциум, в основании которого участвовал именно ГОРОД УРАЙ.
И именно горд Урай  уполномочил меня специальной доверенностью прямо представлять интересы именно этого самого города Урая в том самом Консорциуме.
То есть юридически не только для Ю.В. Крупнова…
Не только…
И вот я читаю:
«Один изобретатель в западно-сибирском городке Урай»
Не откажу себе в удовольствии отметить, что кроме «западно-сибирского» никаких других «городков» поименованных как «Урай» на картах мира вы не найдёте.
А что помешало учёному секретарю прямо написать:
«Ратушный Алексей Алексеевич?»
Написать толстую книгу и не осилить указания на автора, известного лично несколько лет?
Прекрасно зная, что в науке НЕОБХОДИМО ССЫЛАТЬСЯ, что некрасиво брать ЧУЖОЙ ТЕРМИН и использовать его БЕЗ ССЫЛКИ.
Причем это знание – прямая должностная обязанность!
Аккуратист и педант Ю.В.Крупнов, фиксирующий на игре любую мелочь в КНИГЕ позволяет себе роскошь попользоваться ЗАНЯТЫМ ТЕРМИНОМ и не сослаться!
Фантастика!
Глаза отказываются верить!
Академик Андрей  Ильич Фурсов читает эту книгу и ему тоже нравится словосочетание «Мерцающие шахматы».
И он начинает его активно употреблять.
Но даже и на «одного изобретателя из городка Урая» уже не ссылается.
А зачем?
В науке принято ссылаться на автора по имени, отчеству и фамилии.
А проще – по имени.
Но что в имени тебе твоём?
(Вопрос звучавший и на Игре в Урае!!! Правда в классической редакции при обсуждении выступления Грибова В.Н.)
Кто я такой, чтобы на меня ссылаться?
Не член ВАКа.
Не член диссертационного совета.
И вообще не член….
В общем не член…
Обойдётся и так!
Но это с точки зрения выпускника Университета Дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
С точки зрения выпускника Ленинградского университета имени А.А.Жданова – был и такой университет, выпускники которого тоже иногда становятся весьма и весьма известны – так не обойдётся.
Юрий Васильевич Крупнов ОБЯЗАН был сослаться ПРЯМО, и прямо указать и автора и источник информации о мерцающих шахматах, раз уж он взялся вкручивать читателям мозги на эту тему и ввинчивать в «стандартные» фигуры «лампочки», извиняюсь – «функции»
Поскольку выпускник специализировавшийся. как биофизик, наверняка знает и биологию и физику, хотя бы в самых общих чертах, то ему предстоит осветить для нас – взволнованных его авторитетным сообщением читателей, как именно можно
ВМОНТИРОВАТЬ ФУНКЦИЮ?
Сначала хотелось бы получить решение сей нетривиальной задачки в общем виде, а уже затем и в нашем весьма специфическом случае:
Как «вмонтировать функцию в стандартные фигуры»?
Теперь попросим объяснить, что же это за «функция» «смены их достоинства»?
Я пока не о наличии или отсутствии ДОСТОИНСТВА у стандартных фигур.
Поясню для только что подошедших, для тех, кто не в курсе.
Я много лет работал над Общей теорией игр.
И самый первый тезис этой теории за десять с лишним лет до ОТКРЫТИЯ Мерцающих шахмат формулировался так:
«Фигура – это СИМВОЛ точки отсчета, формулы хода и знака – который указывает на состояние «ход-не ход».»
И вот мне автор указанного ПЕРЛА приписывает, что якобы я «предложил»  «простую» «идею» «вмонтировать функцию в стандартную фигуру»!!!
Для меня, как шахматного профессионала, фигура – это комплекс полей в двух состояниях, абстракция, абстракция и еще раз абстракция, «мыслеобраз» говоря языком моей несовершеннолетней дочери.
А ученик В.В.Давыдова, сподвижник Д.Б.Дмитриева и самого – страшно подумать – Ю.В.Громыко , учёный секретарь ВНИКа, методолог прямо несколькими строками ниже требующий не допускать слабости методологии никак не врубится, что «шахматные фигурки» и шахматные фигуры – это РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ, что в ШАХМАТНУЮ ФИГУРУ ВМОНТИРОВАТЬ если что-то и можно, то только «превратив» её, для начала, в фигурку.
Комплекс полей пульсирует.
То одно поле, то комплекс…
С различными формами актуализации.
Впрочем мы ведь только пытаемся разобраться: а разобрался ли учёный секретарь с применяемым им понятием?
А что он описывает далее?
«Например, ты видишь пешку противника, а через пять секунд она уже — раз! — и ферзь или слон».
Для не играющих в шахматы:
Пешка, дойдя до последней горизонтали в момент достижения последнего поля (для белых на восьмой, для черных – на первой горизонталях) ПРЕВРАЩАЕТСЯ по желанию играющего в Ферзя, либо в Ладью, либо в Слона, либо в Коня.
Одной из моих первых опубликованных в «большой прессе» шахматных задач была задача –таск (рекордная задача) на ПРЕВРАЩЕНИЕ ПЕШКИ В ЧЕТЫРЕХ РАЗНЫХ ВАРИАНТАХ В ЧЕТЫРЕ РАЗНЫЕ ФИГУРЫ. Опубликовал её в журнале «Костёр» третий Ферзьбери – Юрий Барский, автор знаменитого «Арчебека».
Но и в описании ОБЫЧНОГО, ЗАУРЯДНОГО и ОБЩЕИЗВЕСТНОГО ПРЕВРАЩЕНИЯ выпускник Университета имени Патриса Лумумбы находит новые и неожиданные краски.
«а через пять секунд она уже — раз!»
Дорогой Юрий Васильевич!!!
За пять секунд опытный игрок может сделать до десятка ходов!
Это с переключением часов.
Без переключения часов – БОЛЬШЕ!
А в уме играющий прокручивает НЕВООБРАЗИМОЕ число вариантов за доли секунды.
И успевает и оценить позиции и сделать выбор.
Пять секунд – для шахматного маэстро – огромный срок!
Сразу ясно, что в реальные шахматы Вы… как мне кажется… не очень.
Но что это за методологическая слабость писать о том, в чем не разбираешься, чего, откровенно скажем, не понимаешь?
И кто Вас уполномачивал освещать в книгах вопрос о том, что такое Мерцающие шахматы?
В итоге подвели Андрея Ильича, который ведь активно распространяет то, не знает чего!
Вы хоть раз прочли мою Общую теорию игр?
Вы хоть одним глазком пробежались по специальной теории игр?
Ведь и ту и другую я в комплекте привозил в Сочи!!!
Ну взяли бы и прочли.
Для прикола.
Вы описали в своем «например» банальное превращение пешки, не нуждающееся ни в каких «вмонтированиях» в «стандартные» фигуры.
Шахматы – это огромный прекрасный волшебный чарующий мир.
Это Вселенная эмоций, это Мириады Галактик чувств.
Вы научились рисовать карандашом простые ломанные линии?
И с этим вы берётесь рассказывать о творчестве Айвазовского?
Вы умеете играть на фортепиано «Куба – Любовь моя!» и готовы трактовать Родиона Щедрина и его конспект «Кармен» автора Бизе?
Как это было?
До самого момента Чуда?
Я сидел голодный, больной, без документов и надежды на выживание, и читал данную мне на несколько минут в книжной лавке книжку.
Я понимал, что вот-вот умру.
Я точно знал, что это последние строки, которые я вижу.
Я плакал.
Мне было больно за Вас!
Мне было стыдно за Вас!
Мне было больно и обидно за великую прекрасную державу, достоинство которой вы скупыми мазками просто втаптывали в грязь.
Вы месили с грязью одну из самых фантастических находок двадцатого столетия, добытую моими кровью, потом, и многими годами тяжелейшего труда.
Не выкопав ни одной грядки на этой ниве вы просто схватили не принадлежащее Вам и понесли!
Надо же!
Какая игрушка красивая!
Мерцающие шахматы!
А кто придумал?
Да какая кому разница?
А что это значит?
Да не всё ли равно?
Главное  - война будет мерцающей!
Вот и писали бы о мерцающей войне!
Без непонятных Вам шахмат!
Вы унизили не меня.
Я – капелька воды на поверхности Мирового океана.
Вы унизили Россию.
Ту самую, о которой как бы вроде бы и печётесь.
Ничего Вашего я читать более не хочу.
Вы мне предъявили НЕ ПРОРАБОТАННЫЙ, НЕ ВЫВЕРЕННЫЙ, НЕ ВЫЧИТАННЫЙ, ДЕЗИНФОРМИРУЮЩИЙ ТЕКСТ.
С меня – довольно.
Но я покажу Вам один приём в благодарность за невольную пропаганду испоганенной Вами идеи и опошленного Вами термина.
Я – мастер Слова.
И дал имена собственные МНОЖЕСТВУ выработанных мною самостоятельно понятий.
Для таких НЕПРОРАБОТАННЫХ текстов я предлагаю ввести новый никем пока не занятый термин: "абзец мерцец".
Рассмотренный нами здесь отрывок Вашего опуса я именно так и определяю.
Абзец мерцец!


Рецензии