У нас праздники, да всё святочки

ВЕСЁЛЫЙ НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК КОЛЯДА пришёл к нам из далёких языческих времён и с принятием христианства не исчез, а лишь немного видоизменился. Издавна он под разными названиями существовал у многих народов мира и проводился в честь зимнего солнцеворота. Он имел место быть в Древнем Египте, Константинополе, Голландии, у скандинавов, германских племён и других народов.

Описание колядок, шутовского веселья гуляний, гаданий и всего прочего мы можем найти в произведениях русских писателей. Художники посвящали этой теме картины.

 На Руси Коляда считается богиней мира (Коляда – около лада), колядовать в более старом понимании, - значит колдовать, то есть нести мир. Это и праздник пиршества, и достатка. Ему посвящается целая неделя от Рождества и до Крещения.

Заслуженный работник культуры России В.Н. Раков в своей книге «Родники народного творчества» описывает его словами простых крестьян. Рассказывает М.Б. Сухорукова, 1912 г.р. (с. Гремячево Перемышльского района Калужской области):

«На Рождество сначала утром в церковь идём. Потом дети- христославы от дома к дому ходят, Христа славят. А за ними, смотришь, и другие детишки прибегают. Потом колядовать ходили. Я сама тоже колядовала. Намажемся, нарядимся, под окном стучим и поём хозяйке с хозяином: «Коляда, Коляда, как пришла Коляда накануне Рождества, блин да лепёшку подай у окошка. Кто не даст пирога, то корову за рога, кто не даст орехов, то кобылу за вихор, кто не даст табаку, то жену сволоку...» Мы эти слова знаем из старины».

Впрочем, в каждой местности существовали свои обычаи, исполнялись свои песни.
Вот как в игровой форме праздник Коляды показали нам в Калужском Доме мастеров. Под звон колоколов появились дети-христославы, несущие в руках Вифлеемскую звезду. Христославы поют песни и молитвы, славят Христа:

Христос рождается.
На небе ангелы святые.
И тихий свет оттуда льют
На землю звёзды золотые.

Хозяева заранее готовили «вынос» для христославов, так как считалось, что появление их в доме принесёт в семью благополучное существование.

- Мы Христа славим, звезду носим, у хозяев ничего не просим, а подадут - не бросим. Покушайте нашей кашки, отведайте нашего пива, а мы посыпем вам пшенички, чтобы всё родилось, велось, год не перевелось. Чтоб в дому веселились ребятки, цыплятки, телятки! Хлеб да соль!

Христославы угощают нас очень вкусной кашей, посыпают зерном, а взамен получают сладости.
- Спасибо этому дому, пойдём к другому!

Христославов сменяют ряженые (ансамбль «Калужская тальянка»). Артисты - мужчины и женщины наряжены в одежду противоположного пола, животными, чертями. И, конечно, присутствует «коза», ведь она приносит в дом благополучие и богатство. В начале веселья «коза» вдруг падает. «Коза пала, дайте козе кусок сала!» «Козе» подают и приличный шмат сала, и кусок пирога.

Уж ты, тётушка, подай, подай,
Ты, лебёдушка, подай.
Ты отведай пирог -
С рукавицу широк.
Подавай, не помай!
И начинку не теряй!

Подкрепившись, «коза» поднимается. Звучат озорные песни, частушки, шутки,
пожелания:

Сколько осиночек –
Столько вам свиночек.
Сколько ёлок -
Столько коровок,
Сколько свечек -
Столько овечек!

Во время праздника девушки присматривали себе женихов, а парни - невест.
А вот как народные гулянья в родном селе описывала всё та же М.Б. Сухорукова: «Рождество проводили как праздник. Начинаем все на игрища собираться. Снимем дом, керосину по бутылке принесём, прядева по 'несколько горсточек, это что хозяйка запросит. Денег по сколько-то снесём. Днём по домам у себя прядём, вышиваем, а по вечерам идём на игрища. И так до Крещения». (Из книги В.Н. Ракова «Родники народного творчества».)

После озорства и шуток начиналось гадание при свечах. Желающие погадать отдают небольшие предметы. Артисты поют:

У нас праздники, да всё святочки,
Пекли блинчики, да всё ладочки...
Ведущая достаёт предмет:

- А чи-й-то это краля?
- Моя.
Гадалка:
- Муж будет нездешний!

Песня:
Сидит петушок на веточке,
Кричит петушок: кукарекачку!
Кому песняй-та прибудется,
Кому прибудется, тому и сбудется...

Так с весёлыми песнями и при¬баутками нагадали всем женихов хороших. Девчушки, участвующие в представлении, тоже хотели погадать, но им было сказано: «Рано вам ещё гадать на женихов-то. Сидите себе на печи!»

Рождественских гаданий существовало много, и сегодня девушки гадают, кто в шутку, а кто и всерьёз.

Гадание на башмаке. Бросьте из окна что-нибудь из обуви (туфлю, сапог, ботинок, пляжный тапочек, кроссовку, босоножку - всё равно что, на ваш выбор) и выходите следом. Если повезёт и вы найдёте выброшенный башмачок, то внимательно посмотрите, как он лежит. Если носком к дому, это означает, что в новом году замужество вам не светит. Но, может, это и к лучшему. Может, вам и так неплохо.

Гадание на воске. Это гадание - одно из наиболее старинных и любимых нашими прабабками (и многими поэтами). В прозрачный стакан или глубокую тарелку налейте воды и на дно положите кольцо без камня, снятое с пальца гадающего. В ложке над пламенем свечи растопите воск или парафин со словами «Гори-гори, свеча, топись-топись, воск, назови мне имя суженого» резко вылейте расплавленный воск в воду в центр кольца.
 А потом внимательно разглядывайте форму застывшей восковой фигуры. Вот одно из толкований гадания на воске: если воск растечётся полосками — предстоят вам дороги, переезды. Ляжет звёздочками - ждите удачи на службе, в учёбе. Если образуется человеческая фигурка - появится новый друг, а если зверь — будьте осторожны: у вас есть тайный недоброжелатель. Цветок означает замужество или встречу с новым приятным партнёром.

Гадание на кошачьей лапке. Загадайте желание и позовите свою кошку. Если она переступит порог комнаты левой лапкой, желание сбудется. Если правой - увы, не суждено. Но сдаваться не надо, переходите к другому гаданию.

Народный мастер P.M. Головачёва рассказала о том, какие куклы готовились для зимних серебряных святок.

Коляда. С ней ходили колядовать. На кукле были юбка в горох (горох - снег, символ хорошего урожая) и меховая накидка - символ богатства.

Соломенная куколка. Их делали несколько штук и ставили в снег. Они показывали дорогу парням к той избе, где собирались на праздничный вечер. На кукле - платье, фартук и лента на голове.

«Банник». Живёт в бане. Туда девушки ходили гадать. Изготавливался из мочала, обматывался куском простой льняной ткани или полотенца. На голове - льняная шляпа. Одна рука у него была голая, другая лохматая. Если девушке казалось, что «банник» коснулся её голой рукой, значит, жених будет бедный, если лохматой - богатый. Тут уж и парни тихонько подбирались и устраивали всякие шуточки.

Крестец. Его украшали лентами. Ставили 19 января. Один крестец указывал на
место, где вода освящена, другой ставили непосредственно у проруби. Народ наш, как известно, на Крещение  любит окунуться в проруби, чтобы снять грехи и оздоровиться. Крестец брал грехи на себя. Потом его сжигали.

На коллаже:

В центре:
Христославы.
Ансамбль "Калужская тальянка" на празднике Коляда в Доме мастеров.

Слева:
Народный праздник Коляда.
Ансамбль "Роща" на празднике Коляда в Доме мастеров.
Детский праздник Коляда в Доме мастеров.

Справа:
Авторские куклы Р.М. Головачёвой:
Коляда.
Соломенная куколка.
Банник.
Крестец.


Рецензии
Даже не знал о таком. Спасибо за интересную информацию. И за превосходную миниатюру.

Юрий Куценко   21.07.2017 20:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий! Надо помнить о народных традициях, чтобы не быть Иванами, не помнящими родства. И я рада, что вы узнали что-то новое для себя.

Татьяна Азарова Плесовских   22.07.2017 11:16   Заявить о нарушении
Я вообще люблю историю и исторические факты. И совершенно не понимаю, например, своих соотечественников, которые пытаются вымарать семьдесят с лишним лет истории, как будто её вообще не было... Недавно вот прочитал, что на территории Украины запрещается упоминать Щербицкого и Шелеста, первых секретарей... Не было их - и всё тут. Детский сад...

Юрий Куценко   22.07.2017 11:51   Заявить о нарушении
У нас тоже есть желающие переврать или забыть историю. Надеюсь, всё образуется. Переболеем и выздоровеем. Вообще то на Западе так принято. Там всегда перевирали всё о нас. Такие они люди.

Татьяна Азарова Плесовских   01.08.2017 12:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.