У нас праздники, да всё святочки
Описание колядок, шутовского веселья гуляний, гаданий и всего прочего мы можем найти в произведениях русских писателей. Художники посвящали этой теме картины.
На Руси Коляда считается богиней мира (Коляда – около лада), колядовать в более старом понимании, - значит колдовать, то есть нести мир. Это и праздник пиршества, и достатка. Ему посвящается целая неделя от Рождества и до Крещения.
Заслуженный работник культуры России В.Н. Раков в своей книге «Родники народного творчества» описывает его словами простых крестьян. Рассказывает М.Б. Сухорукова, 1912 г.р. (с. Гремячево Перемышльского района Калужской области):
«На Рождество сначала утром в церковь идём. Потом дети- христославы от дома к дому ходят, Христа славят. А за ними, смотришь, и другие детишки прибегают. Потом колядовать ходили. Я сама тоже колядовала. Намажемся, нарядимся, под окном стучим и поём хозяйке с хозяином: «Коляда, Коляда, как пришла Коляда накануне Рождества, блин да лепёшку подай у окошка. Кто не даст пирога, то корову за рога, кто не даст орехов, то кобылу за вихор, кто не даст табаку, то жену сволоку...» Мы эти слова знаем из старины».
Впрочем, в каждой местности существовали свои обычаи, исполнялись свои песни.
Вот как в игровой форме праздник Коляды показали нам в Калужском Доме мастеров. Под звон колоколов появились дети-христославы, несущие в руках Вифлеемскую звезду. Христославы поют песни и молитвы, славят Христа:
Христос рождается.
На небе ангелы святые.
И тихий свет оттуда льют
На землю звёзды золотые.
Хозяева заранее готовили «вынос» для христославов, так как считалось, что появление их в доме принесёт в семью благополучное существование.
- Мы Христа славим, звезду носим, у хозяев ничего не просим, а подадут - не бросим. Покушайте нашей кашки, отведайте нашего пива, а мы посыпем вам пшенички, чтобы всё родилось, велось, год не перевелось. Чтоб в дому веселились ребятки, цыплятки, телятки! Хлеб да соль!
Христославы угощают нас очень вкусной кашей, посыпают зерном, а взамен получают сладости.
- Спасибо этому дому, пойдём к другому!
Христославов сменяют ряженые (ансамбль «Калужская тальянка»). Артисты - мужчины и женщины наряжены в одежду противоположного пола, животными, чертями. И, конечно, присутствует «коза», ведь она приносит в дом благополучие и богатство. В начале веселья «коза» вдруг падает. «Коза пала, дайте козе кусок сала!» «Козе» подают и приличный шмат сала, и кусок пирога.
Уж ты, тётушка, подай, подай,
Ты, лебёдушка, подай.
Ты отведай пирог -
С рукавицу широк.
Подавай, не помай!
И начинку не теряй!
Подкрепившись, «коза» поднимается. Звучат озорные песни, частушки, шутки,
пожелания:
Сколько осиночек –
Столько вам свиночек.
Сколько ёлок -
Столько коровок,
Сколько свечек -
Столько овечек!
Во время праздника девушки присматривали себе женихов, а парни - невест.
А вот как народные гулянья в родном селе описывала всё та же М.Б. Сухорукова: «Рождество проводили как праздник. Начинаем все на игрища собираться. Снимем дом, керосину по бутылке принесём, прядева по 'несколько горсточек, это что хозяйка запросит. Денег по сколько-то снесём. Днём по домам у себя прядём, вышиваем, а по вечерам идём на игрища. И так до Крещения». (Из книги В.Н. Ракова «Родники народного творчества».)
После озорства и шуток начиналось гадание при свечах. Желающие погадать отдают небольшие предметы. Артисты поют:
У нас праздники, да всё святочки,
Пекли блинчики, да всё ладочки...
Ведущая достаёт предмет:
- А чи-й-то это краля?
- Моя.
Гадалка:
- Муж будет нездешний!
Песня:
Сидит петушок на веточке,
Кричит петушок: кукарекачку!
Кому песняй-та прибудется,
Кому прибудется, тому и сбудется...
Так с весёлыми песнями и при¬баутками нагадали всем женихов хороших. Девчушки, участвующие в представлении, тоже хотели погадать, но им было сказано: «Рано вам ещё гадать на женихов-то. Сидите себе на печи!»
Рождественских гаданий существовало много, и сегодня девушки гадают, кто в шутку, а кто и всерьёз.
Гадание на башмаке. Бросьте из окна что-нибудь из обуви (туфлю, сапог, ботинок, пляжный тапочек, кроссовку, босоножку - всё равно что, на ваш выбор) и выходите следом. Если повезёт и вы найдёте выброшенный башмачок, то внимательно посмотрите, как он лежит. Если носком к дому, это означает, что в новом году замужество вам не светит. Но, может, это и к лучшему. Может, вам и так неплохо.
Гадание на воске. Это гадание - одно из наиболее старинных и любимых нашими прабабками (и многими поэтами). В прозрачный стакан или глубокую тарелку налейте воды и на дно положите кольцо без камня, снятое с пальца гадающего. В ложке над пламенем свечи растопите воск или парафин со словами «Гори-гори, свеча, топись-топись, воск, назови мне имя суженого» резко вылейте расплавленный воск в воду в центр кольца.
А потом внимательно разглядывайте форму застывшей восковой фигуры. Вот одно из толкований гадания на воске: если воск растечётся полосками — предстоят вам дороги, переезды. Ляжет звёздочками - ждите удачи на службе, в учёбе. Если образуется человеческая фигурка - появится новый друг, а если зверь — будьте осторожны: у вас есть тайный недоброжелатель. Цветок означает замужество или встречу с новым приятным партнёром.
Гадание на кошачьей лапке. Загадайте желание и позовите свою кошку. Если она переступит порог комнаты левой лапкой, желание сбудется. Если правой - увы, не суждено. Но сдаваться не надо, переходите к другому гаданию.
Народный мастер P.M. Головачёва рассказала о том, какие куклы готовились для зимних серебряных святок.
Коляда. С ней ходили колядовать. На кукле были юбка в горох (горох - снег, символ хорошего урожая) и меховая накидка - символ богатства.
Соломенная куколка. Их делали несколько штук и ставили в снег. Они показывали дорогу парням к той избе, где собирались на праздничный вечер. На кукле - платье, фартук и лента на голове.
«Банник». Живёт в бане. Туда девушки ходили гадать. Изготавливался из мочала, обматывался куском простой льняной ткани или полотенца. На голове - льняная шляпа. Одна рука у него была голая, другая лохматая. Если девушке казалось, что «банник» коснулся её голой рукой, значит, жених будет бедный, если лохматой - богатый. Тут уж и парни тихонько подбирались и устраивали всякие шуточки.
Крестец. Его украшали лентами. Ставили 19 января. Один крестец указывал на
место, где вода освящена, другой ставили непосредственно у проруби. Народ наш, как известно, на Крещение любит окунуться в проруби, чтобы снять грехи и оздоровиться. Крестец брал грехи на себя. Потом его сжигали.
На коллаже:
В центре:
Христославы.
Ансамбль "Калужская тальянка" на празднике Коляда в Доме мастеров.
Слева:
Народный праздник Коляда.
Ансамбль "Роща" на празднике Коляда в Доме мастеров.
Детский праздник Коляда в Доме мастеров.
Справа:
Авторские куклы Р.М. Головачёвой:
Коляда.
Соломенная куколка.
Банник.
Крестец.
Свидетельство о публикации №216011901293
Юрий Куценко 21.07.2017 20:11 Заявить о нарушении
Татьяна Азарова Плесовских 22.07.2017 11:16 Заявить о нарушении
Юрий Куценко 22.07.2017 11:51 Заявить о нарушении
Татьяна Азарова Плесовских 01.08.2017 12:06 Заявить о нарушении