Гл. 4. Конго. Львы поднимают голову

Еще в 1961 году на востоке страны сложился прокоммунистический анклав во главе с бывшим соратником Патриса Лумумбы А. Гизенгой, сколотившим аппозиционное правительство в городе Стенливиль, где начали формироваться его собственные вооруженные отряды. После убийства Лумумбы 18 января 1961 г. эти отряды открыли активные боевые действия, захватив столицу провинции Касаи город Лулуаборг. Войска ООН, к тому времени находившиеся в стране, провели против них ряд боевых операций, освободив захваченные повстанцами населенные пункты. Однако конголезские коммунисты на этом не успокоились. Руководство левого Национального совета Освобождения (НСО) перебралось в соседнее французское Конго, где уже в середине 1963 года начали вновь формироваться партизанские отряды для борьбы с правительством Конго.

В августе 1963 года «Голубые каски», завершив умиротворение Катанги, покинули Конго. Между тем, настоящая военная гроза в этой стране только собиралась. В январе 1964 г. вспыхнуло восстание в бассейне реки Квилу на юго-западе страны. Возглавил его Петр Мулеле, получивший подготовку по ведению партизанской войны в Китае.Конголезская армия (АНК) не смогла остановить продвижение повстанцев, которые захватывали один город за другим. Для того, чтобы поднять боевой дух своей "армии" Мулеле объявил их "львами" (или симба на местном наречии).
Колдуны совершали над новобранцами (большинство которых лишь недавно вышло из буша) ритуал с магическими снадобьями, «водой Мулеле», которые должны были сделать повстанцев неуязвимыми для пуль. От воинов требовалось лишь размахивать пальмовой веткой и повторять несложное заклинание, якобы превращающее пули в воду. Разумеется, если симба погибал в бою, то это происходило исключительно потому, что он не соблюдал инструкций колдуна. Надо сказать, это работало, поскольку не только сами симба считали себя бессмертными: солдаты правительственной армии в ужасе разбегались при встрече с защищенными магией врагами. Мулель канонизировал Лумумбу, который стал иконой революционного движения. Его бойцы поставили себе целью уничтожение всех белых, а заодно и вообще всех «зараженных бациллой капитализма», то есть всех, кто хоть как-то отличался от них самих. Отряды красных партизан жгли, убивали и насиловали всех и вся на своем пути. В этом благом деле к ним присоединились и дикари из племени балуба, видевшие в развернувшейся войне отличный способ свести старые племенные счеты. И те, и другие, грешили людоедством. Особенно зверствовали так называемые Жаньес - отряды "молодежи" — дети в возрасте от 11 до 14 лет. Юные симбы были весьма изобретательны по части пыток, так что лучше было не попадаться им в плен.

Правительства социалистических стран активно оказывали повстанцам поддержку оружием. В восточные районы был организован "воздушный мост", по которому сплошным потоком пошло оружие и амуниция. Алжирские Ан-12 и ганские Ил-18, используя Браззавиль (бывшее Французское Конго) как перевалочный пункт совершили несколько сот вылетов. Одновременно египетские Ан-12 летали на Киву через суданские аэродромы. Симба быстро перевооружались с копий и кремневых ружей на автоматы Калашникова и базуки. Уже 4 августа командующий войсками симба "генерал-лейтенант" Николас Оленга захватил Стэнливилль в северном Конго. Множество белых (включая все американское консульство здесь) попало в руки повстанцев. Мулеле решил использовать их в качестве "живого щита" и это стало его роковой ошибкой.


На фото партизаны-симба, 1964 г., город Альбертвиль.


Рецензии