Почему я не стал Генералом! - 1 глава - 13

Глава 13

 
Но, мы опять уезжаем, папу переводят в Архангельск, председателем Архангельского Губисполкома.
Семейным советом было решено, что Шурик остается в Вологде и будет продолжать  учебу.
Перед отъездом собрались мы с ним на рыбалку, намериваясь половить в реке Сухоне, которая протекала через город.
Я на подхвате, Шурик с удочкой, ловим, вернее, сидим под мостом и ждем поклева и вдруг, поплавок сразу ушел на дно.
Шурик сделал подсечку, удочка натянулась как струна, удилище выгнулось дугой, чувствуем ,вот эта рыба клюнула, вот эта так удача.
 Леска рыскает то влево, то в право, тянуть вверх он боится, а так сорваться может, но вот потихоньку опустив удилище и перебирая его руками, а я только дрожал от возбуждения, да топтался на одном месте, а вдруг уйдет рыбина.
Медленно подтягивал Шура леску к себе, несколько раз опускал ее в глубь , как только она сильно натягивалась рыбиной, такая борьба продолжалась минут 5-10  и все же наша победа!
На берег быстрым рывком выскочил язь! Он оказался длинной 30-35 см мы были в не себе от радости, от такой удачи.
За период, когда мы ее вываживали около нас  и на мосту собрались любопытные, помогая советами, как вытащить  и не упустить, а когда язь был уже на берегу, окружающие ахнули!
Вот это да! Вот  это рыбина! По приказу брата я завернув язя в рубаху, быстро поволок его домой, а он остался еще порыбачить, но больше такой удачи не было….               
В Архангельск выехали мы на пароходе по реке Сухоне, которая впадает в Северную Двину.
На второй день нашего путешествия поднялась буря, да такая, что пароход целый день простоял у берега в плесе, качало его волнами от души, но все обошлось благополучно.
Архангельск, удивил он меня  впервые тем, что там совсем не было ночи.
Светло и светло, а солнышко чуть спрячется, а через час снова поднимается.
По времени ночь, а светло , как днем. Не привычно было вначале спать ложиться, так как было светло, мама занавешивала окна для темноты, а то не уснешь.
И опять мы живем на временной квартире, но что в ней  замечательно, так это то, что находится на берегу реки Северной Двины.
Вышел из дома, и ты у воды, у лодок и плотов.
«Болезнь» познавания у меня все увеличивалась с каждым годом, а  тут новый город, да еще не исследованный мною и отправился я , буквально на второй день по улицам и площадям, по набережным и пристаням города Архангельска.
Особого впечатления дома и улицы на меня не произвели. Город как город, как сотни других однотипных ему, но запомнился мне порт, с его каменными пирсами , где у  причалов и на рейде стояли настоящие морские суда, а какой мальчишка не мечтал быть моряком?
Плавать по безбрежным морям, открывать новые острова и биться с пиратами…
Там увидел впервые такие корабли  как ледокол « Малыгин», парусное – деревянное судно – шхуна « Альбатрос» , ледорез «Лидка» и многих других. 
Были там и иностранцы из Англии, Норвегии, Америки, но особо ничем они не отличались от наших морских судов.
Я обратил внимание только на то,  что на наших кораблях спасательные круги были окрашены на половину белой, на половину красной краской, а у них только белой с названием судна.
В основном иностранные судна , как я потом уже узнал , были лесовозы и грузились они лесом на острове « Саламбада», тут- же  почти в городе , чуть ниже по реке Северная –Двина.
Посетил я и домик « Петра первого», который был лично срублен им на берегу реки. 
Это была комната примерно 4х4 метра с маленькими окошками и довольно узкой дверью.
Постепенно завелись у меня и дружки, правда имен и фамилий их я сейчас уже не помню, за исключением одного , он был латыш, звали его Имка Эглит.
С  ним мы  целыми днями рыбачили на Северной Двине, удочками, но ловилась одна мелочь.
Вот однажды клюнула у меня рыбина и сразу утащила поплавок на дно, тяну, а она не тянется, только мотается из стороны в сторону, наконец, стали мы с ним  медленно подтягивать за леску на себя, и выволокли  к берегу камбалу, да еще какую, длиной около 30 , круглую как блин.
Схватил я ее обеими руками, прижал рубашкой и с Имкой к нему домой.
Прибежали к его маме, похвастались, а она и говорит: «Давайте ее вам сейчас пожарю?»
Мы, конечно, согласились и через некоторое время с аппетитом ее уплели.
Камбала была речная и морем не пахла  и была до того вкусная, что я до сего времени ощущаю ее вкус - во всяком случае так мне тогда показалось.
Вот мы снова на берегу, снова на том же самом месте через  несколько дней, снова ждем удачи , терпеливо держа удилища в руках, был прилив.
Я забыл сказать, что в Архангельске, а он расположен почти в устье Северной Двины, впадающей в Белое море, сказывались морские приливы и отливы , и река текла то на север к морю , то из моря на юг.
Уровень реки в течении суток колебался несколько раз. И вот наконец у меня опять клюнуло , но поплавок как- то сразу ушел на дно, я подсек ,но!…. леска натянулась и ни в зад, ни в перед.
 Мы подумали, наверное,  зацеп за корягу, или за какой  нибудь  топляк, ( затонувшее бревно) Я тогда еще раз потянул удилищем леску вверх и о ужас!!....
Из воды показалась, человеческая рука…. Нас как ветром сдуло с мостков, на которых мы терпеливо ожидали удачи.
Соскочив на берег, удочки, конечно, нами были брошены и свободно плавали, покачиваясь на мелкой ряби воды.
 Подошедшим к нам взрослым и таким же « джентльменами рыбной удачи» мы кое- как, перетрусив, объяснили, что там видно утопленник плывет, и он за удочку зацепился.
Мы как завороженные смотрели на воду. Нашлись кое кто из более храброго десятка ,чем мы, да и старше нас ребята, которые поймали мое удилище и постепенно подтягивая его к берегу.
 Подплыл утопленник, это оказался мужчина лет 30-35 . Его вытащили на берег, прибыла милиция, подошла подвода, его погрузили и увезли.
 Удилище с леской я брать не стал, так и осталась оно на берегу, я его не то, что боялся и как то брезговал, оно ведь покойника поймало.
Тут впервые я узнал, что мужчина-утопленник всегда плывет лицом вниз, а вот женщина-утопленница всегда лицом вверх, а почему?
Так это мне никто и не мог объяснить. (Давали грубое объяснение, но в него я не верил…)
Но несколько дней рыбная ловля с моей стороны была прекращена, так как  в мутине воды, Северной Двины, все время напоминала о присутствии утопленников.
Наступило средина лета. Шурик приехал в Архангельск  на летние каникулы и подружился с одним , таким как он пареньком лет 17-18, а я сдружился с его младшим   братом- моим ровесником.
 Была   у них лодка «Чайка» и  мы с этим другом ездили на ней на речку Саламбага, рыбачить.
Речка эта мне запомнилась тем, что   вода в ней была прозрачная,  дно видно на   полтора, два метра, там также водились камбалы                (правда ни одной не поймали). 
Там  на острове Саламбага, впервые я наблюдал , как грузили морские суда, лесовозы, там же увидел впервые, плавучий дог, в котором стоял морской корабль и ремонтировался.
Наступило жаркое время лета, хотя Архангельск и считается северным городом, но лето там было , как и где либо в другом более южном месте.
И вот однажды я был свидетелем такого случая:
Особым шиком у нас считалось нырянье с пирса , где  причаливались морские суда, при,  чем для того, чтобы нырнуть глубже ,брался крупный камень, прижимался к груди и прыгали с ним в воду, с пирса.
Нас было 5-6 человек сверстников, прыгали мы с пирса, с камнями, но никто не мог достать дна и принести со дна песку, это было доказательством, что побывал на дне.
Прыгал и я с камнем, но как только вода становилась черной ( я всегда нырял с открытыми глазами и до сих пор гляжу  в воде , не зажмуривая глаз)   
Я не выдерживал, отпускал камень и всплывал быстро на поверхность.  Вот настала очередь прыгнуть одному из нас, этот паренек был постарше меня, года на два.
Он взял в руки крупный камень, прижал его к груди руками, подошел к кромке пирса , и резко  оттолкнувшись от него ногами , перевернувшись в воздухе головой вниз ушел под воду….. ( расстояние от верха пирса до кромки воды было два, два с половиной метра)
Мы громко считаем раз, два, три…. десять, пятнадцать… нас счет обрывается, мы переглядываемся.
Он по нашим расчетам должен быть уже на поверхности, а его все нет. Забеспокоились, загалдели, затихли .
 Прошло еще две, три минуты и мы стали кричать: - Сюда, сюда , человек утонул.! 
К  нам     подбежали двое взрослых моряков, спросили :
 -Где? Кто? Они  стали раздеваться и почти одновременно нырнули в показанное нами место.
Вот вынырнул один, второй ( к этому времени подошли еще несколько человек, взрослых мужчин) подплыли к пирсу, ухватившись за металлические  скобы, вылезли из воды , говоря на ходу:
- Надо вызывать водолаза, внизу темно, найти не могли, глубоко.
 Спустя 15-20 минут подошел не большой катер с водолазами, при этом один уже был одет в свой водолазный костюм.
Причалил катер к пирсу,  водолазу одели шлем, и он пуская крупные воздушные пузыри, погрузился в воду. 
 На катере, в это время качали ему в ручную воздух, как ручным пожарным насосом, которые были в наше время, и которых давно нет , их заменили мотопомпы.
Через несколько минут, водолаз задергал сигнальную веревку и его стали подымать.
Из воды показалась блестящий колпак водолаза, вот он почти до груди вышел из воды, а на руках у него безжизненно свисал наш товарищ по купанью….
Когда его положили на пирс то оказалось, что у него в голове торчит какой –то острый тонкий предмет.
Им оказался обломок обычного штыка от трехлинейной винтовки и зашел то он в голову , пробив  череп всего на один сантиметр, но этого оказалось достаточно, чтобы принести смерть!    
Но как этот штык оказался в воде? Откуда он взялся на наши головы?
Все как  выяснилось, оказалось очень просто:

В годы гражданской войны, когда Красная  Армия гнала Американо-Английских оккупантов из Архангельска, вместе с остатками Белой Армии.
Они беспорядочно грузилась на суда и уходила в море и как видно в этой суматохе, бросали, ставшие им уже ненужные оружье в воду, что подтвердилось позднее, когда в этом же месте  со дна стали доставать винтовки, сабли и даже один пулемет.
Также попал и штык, который убил нашего товарища, спустя десять лет после окончания оккупации города Архангельска.
Как видно наш дружок до дна достал, но только ценой своей жизни. Это могло случиться с каждым из нас , вот к чему привело ныряние с камнями для  быстрого погружения на дно.
Но от этого  случая остался у меня навсегда след. Я с того времени  никогда в жизни не нырял головой вниз, а при необходимости прыгал в воду только стоя переворачиваясь в воде головой вниз, если это надо.

 Я  хорошо сдружился с соседскими ребятами, вместе  играли, вместе рыбачили, купались, плавали на лодках и  конечно чужих. 
 Смотришь лодка без замка хотя и весел нет, применим доски, вот и корабль готов, как  вдруг мы переезжаем на другую квартиру ближе к центру города.
Я сейчас уже не помню улицу и номер дома, но в памяти  остался только общий облик дома и, что он  находился не далеко то набережной реки. 
 На новом месте тоже были такие – же,  как и я сверстники, но меня почему то к ним не тянуло, я как говориться не прижился с ними, да и не старался завести с ними мальчишескую дружбу.
 Меня тянуло к тем местам,  к тем ребятам, где мы первоначально жили. И получилось так, что соседские ребята, посчитав, что я очень гордый и не считаю  нужным с ними дружить, решили меня отлупить….
 Началась как бы игра,  кто кого поймает и опять один на один, все происходило мирно, а вот если их двое, трое тут, я держи ухо востро и лучше успевай не заметно сматываться…
 Однажды шел я к дому в сопровождении двух , трех ребят  со старой квартиры и вдруг на встречу также идут человека три, четыре соседских ребят.
 Поравнялись, задели плечами друг, друга, остановилась, каждая компания прибросила в уме, что силы примерно равные и еще неизвестно на чьей стороне будет перевес.         
  При разговоре,  задиристом, я и предложил:
 - Давайте вместо простой драки устроим лучше  игру в войну с морским и сухопутным боем?
 Это мое предложение понравилось, как тем  так и другим, решили встретиться завтра и обсудить условия войны.
 На следующий день меня свистом вызвали на улицу соседские ребята. Их было  человек 8-10, я  хотя в душе и побаивался тумаков, но не показывал вида.
 Подошли и сопровождавшие меня ребята, да с ними еще человек пять, уселись мы на берегу и стали обсуждать , что и как…
 Было решено:
 1)С той и другой стороны могут участвовать лица не старше 13 лет и не меньше 7 лет ( количество ребят не ограничено)
 2) Война должна вестись с помощью шпаг, сабель, рапир  изготовленных из дерева ( концы которых закруглены, чтобы не поранить острием)
 3) В качестве защиты применяются фанерные щиты( конструкции какие угодно)
 4)Запрещено применять палки, камни и острые предметы
 5) Если противник крикнул, сдаюсь бой с ним прекращается ( он становится пленным или убитым по согласию сторон)
 6) Военно-морские силы состоят из кораблей изготовленных из бревен или досок, на них могут быть установлены также фанерные щиты.(За которыми будут  обороняться, « моряки»)
 7) В качестве снарядов судам – «кораблям» разрешено применять только сырую глину или мокрый ил ( камни, палки не разрешены)
  8)Вражеские суда можно топить , брать в плен только экипажами судов.
  9)Судовые экипажи не могут помогать бою на берегу, имеют право только обстреливать мокрой глиной, береговой бой.
 10)Военные действия не должны переходить в обычную  драку ,кто задрался, тот исключается из игры
 11) Всю войну провести на набережной реки, в территории между враждующими командами в 11 часов дня .
 Над этими правилами все расписались(кто как умел) и они были сданы на хранение, каждой из сторон.
 В течение почти двух, трех дней велось изготовления оружия- деревянных сабель и щитов.
 Сколачивались легкие корабли из двух бревен с установленными на них впереди и сзади  фанерными щитами в качестве четырех, шести штук, это с нашей стороны.
  В этот период было приказано ходить по другой улице к своим друзьям, на берег не выходить, так как там велась подготовка вражеского флота и « боевой « пехоты.               
 Сидеть и  шпионить за другой стороной считалось позором, и виновник мог быть избитым  по-настоящему так, что это велось все честно.
  Вот и наступил день  «военных» действий , рано утром я уже был в своем лагере.
 Не могу сказать ,что руководителем был я, скорей всего, я был только инициатором намеченной игры.
 Руководил нами, один из немного постарше нас ребят, ему было лет 12-13 ,а я являлся как бы консультантом при нем.
 И так оружье проверено, флот на плаву и мы все потихоньку двигаемся к намеченному месту «боев» (Нас  собралось человек 16-18)
 Дошли до места встречи, но никого там не оказалось… Как вдруг внезапно из каких то открытых ворот выскочила ватага наших противников с длинными деревянными мечами, длиннее наших в два раза, да и  численность их была несколько больше нас.
 Наши мечи не доставали до них, а они свободно тыкали своими мечами наши доблестные тела, нанося бесчисленные царапины и  синяки.
 Мы не выдержали натиска и стали постепенно отступать, сетуя, что у них длиннее мечи, таких не бывает.
 В это время по реке вниз по течению спускались два их «дредноута» это были плоты из 6-8 бревен ( кстати бревна по  берегам Северной – Двины валялись сколько угодно) со всех сторон обшитые досками и фанерой. 
 Внутри  их сидели « морские экипажи». которые были скрыты для нас от туда только летели комья ила и глины, так как они двигались по течению и были долее тяжелые они легко переворачивали наши миноносцы и « топили» их.
 Одним словом наступал полный разгром наших сил.
  Наш «Морской флот» - был потоплен, наши доблестные «морские волки» заляпанные илом и грязью с плачем и ревом выкарабкивались из воды на берег и утирая грязными руками свои боевые тела от дальнейшего участия в бое отказывались.
 Постепенно игра в  войну превратилась просто в простую драку , при чем нарушили правила наша сторона, применив палки  и попадающие под руки кирпичи и камни.
 Признаюсь я был не на высоте,  больше держался в задних рядах, озираясь, кабы не влепили мне, чем либо, одним словом не имел никакого военного авторитета.
 Эту свою пассивность, я бы сказал даже трусость, я себе в душе долго простить не мог. Ведь по моей вине, защищая меня, мои товарищи были побиты.
 При начавшийся обоюдной бомбардировки камнями , мы разбили несколько стекол в окнах домов, выскочили хозяева и нас с криками:
   - Лови их, в милицию их хулиганов…
Разогнали , вернее сами позорно разбежались.
\И так, я потерял всякий авторитет среди ребят, в первых , хотя я и был инициатором игры в войну, толком не сражался в первых рядах, а так сказать прятался за спинами других.
И второе один из первых  спраздновал труса и обратился в бегство, такое поведение « руководителя» подростки и мальчишки никогда не прощают, и
Получилось в дальнейшем так, те с которыми я дружил ранее , с презрением глядели на меня, не желая порой со мной разговаривать, а те среди которых я жил, но вел с ними войну, также игнорировали меня.
Я оказался не удел, остался один,  так как и те и другие меня считали предателем.
Вот, что значит жить с одними, а дружить с другими. Это послужило мне большим уроком на будущее. Фактически я остался без друзей…….
Не заметно подкралась осень, и вот я опять пошел в школу, теперь я четвероклассник.
В  первый же день мои одноклассники , спросив меня умею  я  или нет играть в футбол ( я  еще не играл кстати никогда) пригласили меня на самодельное футбольное поле, на каких и сейчас играют такие же как когда то был и я подростки.
 Так как я не знал правил игры, да и вообще в этом был профан, поставили меня на ворота, для первого раза.
 Голкипером (вратарем) кстати, всегда на ворота ставились  или новички,  или более слабые ребята. Так уже было заведено , так как вратарь , что?
 Сиди, стой и скучай, гляди, как бегают, толкаются и пинают мяч твои сверстники, а ты жди случая, когда  тебе мяч прилетит, а поэтому вратарем были по очереди, если не было новичков и слабаков.
 Так я поторчал в воротах, границами которого служили два кирпича и  от скуки потерял всякий интерес к игре ( я от природы  был очень подвижный, а тут полное безделье), тем более, что команда в которую я попал, не подпускала мяч к воротам, игра велась  все время на половине противника.
 Одним словом футбол для меня потерял всякий интерес, с этого единственного раза и я в дальнейшей своей жизни никогда не имел к нему  пристрастье, интереса, считая ее пустой игрой; ни ума много не надо, ни изобретательности.
 Только силы  больше, чтобы толкнуть корпусом противника, да длинные ноги, чтобы быстро бегать, одним словом, это не - по мне.
 Проучился я только каких -то один, полтора месяц, наш папа  в это время уехал в Москву, где получил назначение Председателем Красноярского Крайисполкома и уехал в город Красноярск.
 Вскоре и  мы всей семьей, кроме Шурика выехали на новое место….



Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/01/19/1657


Рецензии