Гегель и Социализм

Вышла в свет книга (на русском языке) «Гегель. Биография». Автор: Жак д’Онт. Француз. Свою работу («Гегель. Биография») он начинает словами: «Перед нами новый Гегель, совсем не такой, каким мы привыкли его видеть. Кое в чем историю его жизни биографы передали неверно….».

Заметим.
 Жак д’Онт (1920 – 2012) - французский историк философии. Сторонник марксистских взглядов. Исследованиями в области Гегеле-ведения занимается с начала 1960-х годов.

 У Жака д’Онта «новый» Гегель возникает в силу того, что (ЯКОБЫ) обнаружены новые данные в биографии Гегеля. В частности, акцентируется внимание на «духе времени» (в связи с изменением временной дистанции, обретением нового исторического опыта)…

То есть. Мы (как бы) более не можем довольствоваться ранним историческим исследованием. То, что ранее понятно было (и для историка, и для читателя), теперь (ЯКОБЫ) перестало быть таковым…

 Д’Онт (в частности) подробно описывает масонские контакты Гегеля и устанавливает его связи с масонством в молодости (и до самой смерти). Д’Онт убеждает читателя в том, что масонство не является случайным эпизодом в биографии Гегеля. Д’Онт вычленяет тех лиц, которые поддерживали Гегеля и придавали ему возможность действовать столь сильно и уверенно.

 В сущности (на наш взгляд) у д’Онта Гегель предстает как проповедник умеренно-либеральных взглядов. Лгущий. Искажающий (преднамеренно) собственные мысли (как в опубликованных при жизни книгах, так и в лекциях). Говорящий одно, а думающий нечто иное. Работающий в стиле «намеков и умолчаний». Преднамеренно вводящий противоречия в свою систему – как знак для «посвященных». И т.д. На наш взгляд, у д‘Онта работы Гегеля (как бы) «проваливаются» в образовавшуюся «щель». Это - более не текст, который надлежит понимать. А - некое послание, с «нужными» и «ненужными» фрагментами.

 Д’Онт (всё же) отмечает: «Каждому гегельянцу надлежит учиться – не торопясь, не жалея труда, медленно продвигаться вперёд по тексту – распознавать то, что Гегель установил твердо и искренне. И не доверяться (с ходу) тому, что сказано “на публику”, для цензуры, для полиции, для врагов, для дурней. А также (вне сомнения) - другим Гегелем - раздвоенным, переменчивым и неуверенным»…

Нечто подобное мы (недавно) прочитали о Т.Г.Шевченко. Автор: украинский писатель Олесь Бузина. Книга называется: «Вурдалак Тарас Шевченко». О.Бузина свою книгу («Вурдалак Тарас Шевченко») начинает словами: «Цель этой книги — развенчать миф о Шевченко. Вы узнаете совсем другого Кобзаря — не гения и святого, а алкоголика и завистника. Неуклюжего ловеласа, отбирающего у бывшей невесты подарки. Блюстителя нравственности, шпионящего за женой друга. И раскаявшегося «революционера», выпрашивающего у властей прощение. Эту темную сторону Тараса всегда тщательно скрывали. Но она есть. Он был именно таким — в своих дневниках, письмах и десятках мемуарных свидетельств, не переиздававшихся после 1917 года. Я начинаю там, где другие заканчивали».

Олеся Бузину украинские бандеровцы (недавно) убили около его дома. Естественно, никто не наказан.

 На днях (официально) сообщили, что в Москве (на Киевском вокзале) будет установлен памятник украинскому писателю О.Бузине.

 Разумеется, большим вопросом остаётся вопрос: Какое отношение Гегель имеет к СОЦИАЛИЗМУ?

Напомним (однако).
 «Характеризуя свой диалектический метод, Маркс и Энгельс ссылаются обычно на Гегеля как на философа, сформулировавшего основные черты диалектики. Это, однако, не означает, что диалектика Маркса и Энгельса тождественна диалектике Гегеля. На самом деле Маркс и Энгельс взяли из диалектики Гегеля лишь ее "рациональное зерно", отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху и развив диалектику дальше с тем, чтобы придать ей современный научный вид…» (И.В.Сталин «О диалектическом и историческом материализме»).

 «Гегель… всё-таки был ограничен, во-первых, неизбежными пределами своих собственных знаний, а во-вторых, знаниями и воззрениями своей эпохи, точно так же ограниченными в отношении объёма и глубины. Но к этому присоединилось ещё третье обстоятельство… Гегель был идеалист, т. е. для него мысли нашей головы были не отражениями, более или менее абстрактными, действительных вещей и процессов, а, наоборот, вещи и развитие их были для Гегеля лишь воплотившимися отражениями какой-то «идеи», существовавшей где-то ещё до возникновения мира. Тем самым всё было поставлено на голову, и действительная связь мировых явлений была совершенно извращена… Как бы верно и гениально ни были схвачены Гегелем некоторые отдельные связи явлений, всё же многое и в частностях его системы должно было по упомянутым причинам оказаться натянутым, искусственным, надуманным, словом — извращённым. Гегелевская система как таковая была колоссальным недоноском, но зато и последним в своём роде…» (Ф. Энгельс "Развитие социализма от утопии к науке", май 1880 г.)

Логику Гегеля тщательно проанализировали (уже давно) и Маркс, и Энгельс, и Ленин, и Сталин. Они (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин) давно пришли к выводу о том, что Гегель (всего лишь) разработал систему диалектики как совокупности логических ЗАКОНОВ и КАТЕГОРИЙ. Он сформулировал основные ЗАКОНЫ диалектики, по которым развиваются идеи, мысли. Он показал, что источником развития являются противоречия. Гегель дал характеристику основным понятиям (КАТЕГОРИЯМ) диалектики, показал их взаимную связь, превращаемость друг в друга.

Январь 2016.


Рецензии