Кабала филистеров

     В первом послании апостола и евангелиста Иоанна (2, 16-17) говорится: «Не любите мира, ни того, что в мире… Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…» Эти слова сказаны около двух тысяч лет назад и речь здесь идет о том, что мы называем «мирским». Это не значит, что всё на земле плохо. Дурна жизнь обывательская и безыдейная. Но ведь остается высокая духовность и в честном труде, и в заботах о ближнем, и в желании истины, и в любви, и в творчестве...

     Однако постепенно обывательский (филистерский) мирок отвоевывает себе всё больше и больше территорий и остановить его нашествие представляется делом трудным и почти невозможным. Совесть, честь, правда дискредитируются, а кабала филистеров преподносится как благо. Филистеры – люди, для которых выгода, бесконечные приобретения, бесцельное и несметное накопительство важнее всего на свете. Достижению этой пустой и ненужной затеи всегда сопутствовало лицемерие…

     Мы смотрим на окружающую действительность глазами англосаксов, то есть в современном понимании – американцев и англичан. Они создают для нас общепринятые   клише, расхожие тезисы и навязчивые стереотипы, которые в малой части своей отражают реальность. Почему так происходит? Потому что англосаксы не только пока по видимости мощнее других наций, но, прежде всего, потому, что в их руках находится не менее девяноста процентов коммуникаций – электронных и прочих СМИ, Интернета, различных каналов связи с общественностью других стран, агентов влияния…

     Современная история филистерства начинается с пуританина Кромвеля. Он, защищая интересы угнетаемого народа, дал личное распоряжение отрубить голову королю, взошел на его трон под именем лорда-протектора, жил в королевских резиденциях по-королевски и попытался передать Англию в наследство своему сыну…

     Нищий капитан-артиллерист итальянского происхождения Бонапарте во славу   Франции изгнал англичан из Тулона, был любим народом за невиданную скромность и перенесение совместных тягот. А потом в Париже, будучи генералом, палил из пушек по разгневанной толпе прямой наводкой. Провозгласив себя императором, установил особый монарший оклад, превосходивший довольствие всех царствующих особ Европы, вместе взятых. Дворцы по всей стране отобрал в свою пользу и в пользу своих многочисленных родственников. Эти и им подобные скромняги одним миром мазаны…

     Есть фигурки помельче. Временщик Керенский, стоявший горой за народные интересы, отправил царскую семью в Тобольск, а сам спал на постели императрицы Александры Федоровны, армейская кровать Николая II была жестковата. Ныне здравствующий революционер Хасбулатов, придя к власти, первым делом добился для себя и своей семьи вселения в квартиру Брежнева…

     Величие Англии померкло, и сейчас мы наблюдаем абсолютное лидерство и абсолютную откровенность США. Самыми высшими ценностями провозглашены накопительство, лукавство и отторжение чужой, преимущественно иностранной, собственности при помощи разного рода манипуляций. Британский писатель Ивлин Во охарактеризовал американский стиль поведения как тупое хвастовство. Метко сказано. Только не пойму, где в этом словосочетании главное слово, а где – второстепенное?


Рецензии