Почему я не стал Генералом! - 1 глава - 12

Глава 12
               
Вологда, приехали мы туда уже осенью. 
Так как я плоховато учился в третьем классе, в период учебы болел да и уехали мы, когда учебный год  еще был не окончен, то  мои родители решили, снова оставить меня в третьем классе.
Мне это было безразлично. Учеба шла нормально, так как я материал повторял второй раз.
Шел 1928 год. Вначале в Вологде мы жили в гостинице, так как квартира для нас еще не была подготовлена.
Это было время Нэпа ( новой экономической политики) , тогда было разрешено частное предпринимательство, на ровне с государственными предприятиями и торговлей.
Папа наш в Вологде работал в должности Председателя Вологодского Губисполкома. Запомнилось  мне там следующие случаи и эпизоды:
Идет  вторая половина учебного года, скоро Пасха , и вот на одном из уроков наша учительница говорит:
- Ребята, сейчас я вам прочитаю одну пьесу, и мы ее будем ставить на сцене.  Да!  Я вспомнил, да и ты, наверное, помнишь! Школы в те времена разделялись на ступени:               
 Школа   первой ступени,  я как раз в то время и учился там.  В ней учились, от  первого  до  четвертого класса.   
Школа второй ступени, была от пятого до седьмого класса. В те времена десятилеток еще не было.
Прочитала она пьесу, а содержание ее было антирелигиозное и   говорит:
  -  Главную роль деда Пахома будет играть Сергей Долгирев.
Почему именно она меня выбрала я и сам до сих пор не знаю, возможно потому, что я был второгодник, учился не плохо, ведь материал то проходил вторично, да и старше был своих соучеников на один год. 
Так или иначе, а я герой класса, шутка ли  играю « Деда Пахома».          
Одели меня в старинный русский наряд : рубаху, полотняную-косоворотку подпоясанную кушаком , штаны с матросского материала, в полоску, да в маленькие лапти с холщевыми портянками.
На голове парик из белой кудели, да длинная борода кудельная, ну как ни гляди- древний русский старичок- с ноготок , мне ведь было каких то 11 лет.
 Открывается занавесь, я стою   на  середине сцены и начинаю говорить :
 - Ох! И яичко, прямо мое почтенье, настоящее, для Божьего, Христово  Воскресения.
Тут входит  пионер и начинает мне говорить, что нет ни каких богов , что это придумали буржуи и Царская власть.
 Я ему отвечаю, что всякая власть от Бога дана! Он задает мне вопрос:
 - А , Советская?
А,  Советская? От дьявола, от сатаны, от черта!
 Пионер  мне  предлагает спуститься    в зал, сесть на скамью и посмотреть, что дала Царская власть, и власть попов народу. 
В  конце  я подымаюсь на сцену и отрекаюсь от Бога, попов и от церковных праздников.
Так я  впервые стал «Артистом» школьной самодеятельности. Сыграл роль «деда Пахома», как видно не плохо, так как после спектакля меня ребята качали- подбрасывали в воздух. 
Хорошо , что не уронили, что было не исключено, ведь силенки у нас было еще маловато.               
Все же как видно артистический талант у меня был. Я  хорошо читал, мог подражать поступкам окружающим мне людей  и подрожал   интонации голоса.
 Однако это поприще меня никогда не прельщало. Много позднее, когда я уже был преподавателем Ремесленного училища, а это было в годы войны с немцами 1942 год.
Я был руководителем и одновременно режиссером, мы ставили пьесы силами учащихся, но об этом позднее.
С питанием в те времена было уже совсем не плохо, а точнее сказать было полное изобилие продуктов. 
Население могло покупать как у частников , а также и в   Церабкоппах ( центральные  рабочие кооперативы).
Надо сказать, что стоимость тех или иных продуктов в частных магазинах была дешевле чем в государственных одна и та же вещь или одни и те же продукты.
Участника, так называемого нэпмана были и дешевле и лучшего качества продукты.
В то время в моде был лозунг В. И. Ленина « Учитесь торговать» ( конечно у частника) .
Я помню как папа говорил маме:
 - Не бери товары и продукты у частника, бери только в магазинах государства, хотя они  и дороже пока сейчас, но  нужно помочь, они будут дешевле.
Но опять,  если ты покупаешь в Церабкоппе, нужно быть его членом и вносить пай , за это Церабкопп даже выдавал премии гражданам, если кто длительный срок берет у них продукты по более дорогой цене.
В конце, концов, всех частников задавили налогами, а  торговать так и не научились? ( воровать, спекулировать, обманывать - преуспели)
Я забыл помянуть, что в Вологду с нами уехал и мой брат Шурик, который жил у дяди Вани в Москве.
Ходили мы с ним  на зимний каток, где я впервые учился кататься на настоящих коньках, взятые в раздевалке на прокат.
Правда до этого, пробовал в Свердловске на самодельных , сделанных из дерева с проволокой по средине. Да какое это было катанье по тротуарам, так одна фикция.
В Вологде Шурик поступил учиться в Профессиональное техническое  училище.
Помню как он принес  «пробу» , это экзамен на слесаря – кубик 4 х 4  см с точными гранями.
Учиться там надо было три года, это учебное заведение, что-то среднее между техникумом и ремесленным училищем ( были такие тогда) .
 К весне мы переехали из гостиницы, где жили несколько месяцев, в квартиру конечно коммунальную, как их тогда называли.
Кроме нашей  семьи   в ней проживало еще три , четыре семьи .С общей кухней, ванной и туалетом.
Что такое жизнь в коммунальных квартирах я  описывать не буду , так как о них достаточно изложено в литературе и кино.
Сейчас такое жилье называют- квартира с подселением, но как не назови смысл  «коммуны» остался прежним- дрязги, сплетни, ругань и драки.
Все осталось по -прежнему , как и было. Да по моему иначе не может и быть, так как самой природой заложено индивидуальность семьи без близкого соседства себе подобных, без подсматривания в «замочную дырку» за чужой личной жизнью .
Вот тут- то впервые я познакомился с « тайнами» электротехники.
Однажды в  квартире потух свет, весь вечер и ночь свету не было. Утром пришел какой то « дяденька» лет 25 и сказал :
- Я  электромонтер, где у вас свет не горит ?
 Я крутился здесь же в общем коридоре - прихожей и мне интересно было как он « свет» будет делать.
Нечего « греха» таить признаюсь, что виновником исчезновения света был Я , так как днем между проводами – открытой электропроводки идущей к розетки, я всунул иголку ( интересно было , что  произойдет), но я об этом молчал, только посматривал.
И так он разложил лестницу- стремянку, поднялся по ней к счетчику и предохранительным пробкам и стал их проверять.
Обнаружив сгоревшую, не стал вставлять сразу новую, а соединил, что- то тонкой проволокой и включил рубильник, мигнул огонек и проволочка перегорела.
- Где –то у вас» короткое замыкание, -объявил он,  - будем сейчас его искать.
Я заметался мозгами и глазами, чувствую, что сейчас буду разоблачен, а отсюда и вечернее « последствие», когда папа придет с работы, что меня конечно, ни  в коем случаи не устраивало.
Боком, боком сматываю  «удочки» в коридорчик перед кухней, шарю рукой по проводу нахожу воткнутую иголку, еле, ели вырвал ее из провода, она припаялась, сунул быстро ее в карман и как ни в чем не бывало, иду обратно.
 Электромонтер, а его то жильцы называли просто Васей, стал осматривать фонариком всю проводку, постепенно подвигаясь в тот « заветный коридорчик.
 Я как загипнотизированный следую за ним, побаиваясь разоблачения  и готов одной ногой сигануть на улицу. Стоп! А вот и найдено замыкание.
Он что-то проворчал себе под нос, подозрительно взглянул на меня , подмигнул мне и говорит обращаясь к стоящим жильцам:
 - Провода старые, изоляция нарушилась вот у вас тут и замкнуло, придется розетку снять совсем.
Возражать никто не стал, он отсоединил весь провод до верху , снял розетку и пошел обратно к электрическому щитку.
Я , делая вид, что я тут не причем и верю его словам, а чувствовал, что он меня поймал, но пока молчит. Стою около лестницы и смотрю, как он работает.
 Взглянув, улыбаясь на меня, он сказал:
 - Тебя как звать?
- Сергей,- ответил я.
- Ну вот что Сергей - воробей, хочешь, научу как пробки вставлять а?
Конечно хочу в душе закричал я, а ответил, - да хочу. 
Он пододвинулся на площадке лестницы и говорит:  - Влезай сюда и смотри, - так впервые он объяснил мне, что и как там на щитке устроено, что может произойти при замыкание- даже дом сгореть может, добавил он.
А потом шепнул на ухо: - А иголочку ты успел все же выдернуть, так ведь а?
Я промолчал, не зная, что делать, толи признаться, толи все отрицать. Он похлопал меня по плечу и сказал, больше этого никогда не делай, я ни кому  не скажу.               
 Я был от души благодарен ему за эти слова и как бы уже стал ему верным другом. Поклявшись сам себе ,не делать таких глупостей.
Одновременно с исправлением электрического света, он занялся ремонтом электрического звонка, он  у нас тоже не работал.
Я не отставал от него ни на один шаг, осмелев от его отношения ко мне, расспрашивал , что и как.
Видно этот «Вася» любил детей и любил свою профессию. Он с увлечением раскрывал передо мной  «электрические тайны»
Так как наш электрический звонок работал от батарей «Лекланше», были тогда такие, они представляли из себя стеклянные банки, специальной формы, куда в раствор соли вставлялся  цинковый цилиндр, а во внутрь мешочек набитый углем с марганцем и угольный стержень.
 Я через несколько лет спустя уже в  Красноярске делал сам такие батареи.  Так произошло мое первое знакомство с электротехникой, которое очаровало меня на всю мою жизнь в дальнейшем.
Был – бы на месте того « Васи»  кто –то другой , возможно электротехника прошла -бы мимо меня и я был бы к ней глух.
Да и твоя судьба сложилась бы по иному, так как моя заслуга, что я увлек тебя , там в Тобольске радио электротехникой, так от монтера Васи в будущем зависела и наша жизненная судьба.               
Светлая память ему , этому Васе! Его увлеченность к своему делу  отразится и  на судьбу моего сына Николая в будущем.
В нашем дворе, а он объединял три , четыре дома процветала игра в бабки. У каждого пацана всегда в кармане лежало несколько пар крашенных или без окраски бабок, а также бита, эта бабка была  залитая  внутрь свинцом для тяжести.
 Стал учиться и я играть в бабки, завел и себе свою биту ( сам свинцом заливал из папиной дроби).
Очень часто нас так сказать грабили соседские ребята, с соседней улицы, их называли «Синдикатские ребята».
 Это название происходило от территории какого - то  синдиката, т.е. не большого предприятия, на территории которого они проживали.
Синдикат этот  находился в двести метров от наших домов, так как они были более организованы, да и не много постарше нас, победа всегда была за ними, и нам играть приходилось с оглядкой.
Но вот однажды, перевес был на нашей стороне, произошло это так:
 Рассказал я Шурику, что нам не дают играть такие- то хлопцы, ежедневно устраивают набеги на нашу территорию и  отбирают бабки.
 Он со своим другом согласился нам помочь, договорились , что мы человека четыре будем играть в бабки на площадке во дворе для приманки синдикатской компании.
Шурик с другом встанут у входных ворот в наш двор и будут делать вид, что они тут ни при чем, и как только эти ребята ворвутся в наш двор, они их из двора не выпустят, а тут мы им дадим перцу…
Играем, нарочно шумим,  для привлечения и вот видим, идет компания наших врагов.
Мы делаем вид, что их не замечаем и продолжаем игру, как только они человек восемь , вошли во двор, а мой брат Шурик и его друг прикрыли ворота, тут мы оборотились к ним и с камнями, палками на них, вначале они удивились нашей храбрости, но обнаружив причину этого бросились к воротам, а там закрыто, да еще здоровые парни стоят.
Тут им от нас и перепало за все наши обиды, гнали мы их до самого их двора , даже во двор ворвались, но они как мыши попрятались по домам.
Победа была полная! Мы ликовали и со смехом возвратились на свою территорию.
Несколько дней набегов с их стороны не было, они стали хитрее и когда нас было 4-6  человек к нам не подходили, но 2-3 , бабки отбирали, да еще и носы разбивали.            
 И задумал я тогда их проучить так, чтобы они без оглядки улепетывали.
 Возникла у меня идея изготовить глиняную гранату с капсюлем из пробки от пугача и заполненную порохом.
Трудился  я над ней четыре дня, но все же сделал и стал ее таскать в кармане, выжидая удобного случая ее применения.
Однажды днем я с двумя сверстниками играем около парадного подъезда в бабки, смотрим, идут к нам четверо синдикатовцев.
Я  своим приятелям шепнул:
 - Ребята  тикайте я их сейчас» долбану.
 Мои приятели знали о гранате, что у меня была в кармане и быстро скрылись в подъезде.
Я  же вызывающе стою на крыльце и поплевываю для нахальства в их сторону, они, конечно, возмутились и ко мне на крыльцо, а  это мне только и надо было.
 Одним махом я поднялся на первый ряд ступенек внутри коридора до площадки.
Они врываются все четверо  в подъезд за мной, я размахиваюсь и бросаю вниз на площадку свою гранату и раздается взрыв, летят стекла входных дверей парадного, дым….  и тишина.
Моих врагов и след простыл,  не исключена возможность, что у них было наложено кое, что в штаны….
Выскочили жильцы дома, кругом в коридоре пороховой дым, битые стекла парадного.
Убитых нет, раненых нет, в сутолоке и обсуждении я не заметно умотал к себе домой, думал , что все обойдется. Но , увы…..               
По каким –то признакам был уличен, что это моих рук дело и опять пришлось мне пострадать от папиного ремня….
Такова как видно участь всех доморощенных « изобретателей»…. Но самая главная цель была достигнута.
Синдикатовские ребята прекратили к нам свои набеги, признали нас на равных и даже иногда совместно мы играли в бабки, так прекратилась между дворовая вражда, и наступил мир!

Был там у меня школьный приятель Миша Малышев, моложе меня на один год,  запомнился он мне тем, что хорошо мог играть на балалайке, разные русские народные песни.
 Надо сказать, что тут я впервые? насколько себя помню, заинтересовался музыкой, точнее игрой на балалайке.
 Он мне показывал, как на ней играть, даже дал мне ее домой, и вот я начал овладевать этим искусством, причем  бренчал на ней целыми днями, пока не научился, и не разобрался,   издаваемой балалайкой, звуках.
 Видя мое усердие на этом поприще, папа однажды принес новую балалайку, да не трех струнную, которая принадлежала Мише, а шестиструнную и подарил ее мне.
 Я в восторге!!! Надоел своей игрой на ней так, что мой пыл стали охлаждать, отбирая ее и повесив на стену.
 Так я впервые ознакомился с музыкальной деятельностью и ощутил в себе способность быстро в этом деле разбираться.


Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/01/19/1496


Рецензии