Цикл статей о соционических квадрах

Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры.
(П.Сорокин)

Квадры. Часть 1 – вступление, понятие, описания (т.е. «база»)


Есть соционика «интровертная», направляющая на самоанализ (ею по большему счёту мы в паблике и занимались), а есть – «экстравертная». Эта – о взаимодействии с обществом. Резкое расширение внимания с одного ТИМа (глубина) на все ТИМы, то есть то, что называется в терминологии соционики «соционом» (это уже ширина). Почему до сих пор мы занимались лишь интровертной? Да потому, что это, как грится, база, без которой, как ни крути… если хотим понимать глобальные процессы.
Но не будем забывать, что, как нет «чистых» интроверсии и экстраверсии, так и оба «вида» соционики взаимосвязаны и не могут друг без друга ; И скоро вы без труда поймёте, почему.

Итак. Чтобы сразу стало понятно – как образуются квадры?

Мы знаем, что ТИМов в соционе 16 (а «17-й особый» и тп – миф!). Квадра – деление на 4 этих 16-ти. Получаем 4 раза по 4, а один раз по 4 – и есть квадра. То есть квадра это объединение 4-х ТИМов по особым признакам, отличающим их от представителей оставшихся трёх квадр. Что это за признаки такие? Если говорить по-простому (а для начала скажем так), то это похожий взгляд на мир, некоторые ценности, особенности поведения – всё то, что называется «духом квадры». Даже юмор в квадрах и тот свой ;
Почему так происходит, где возникает магия? Вспомним аспекты функций (для запамятовших, а ещё лучше всем глянуть – http://vk.com/wall-76668286?q=&w=wall-76668286_1287, http://vk.com/wall-76668286?q=&w=wall-76668286_1288 ). У каждого ТИМа ценностные функции – 4 из 8 (например, у ЭИЭ «Гамлета» – ЧЭ, БИ, ЧС и БЛ). Как некоторые уже догадались, ценностные функции могут совпадать у некоторых ТИМов – как раз у четырёх ; Эти-то ТИМы и образуют квадру. Так, кроме «Гамлета», ценностные ЧЭ, БИ, ЧС и БЛ у его дуала «Максима Горького», зеркальщика «Есенина» и дуала зеркальщика (т.е. активатора «Гамлету») «Маршала Жукова». У всех – одинаковые.

16 ТИМов («социон») делятся на четыре квадры:
Первая (Альфа);
Вторая (Бета);
Третья (Гамма);
Четвертая (Дельта).

Они определяются, как уже было сказано, ценностными функциями представителей квадры. Например, в ценностях либо структурная логика (БЛ), либо деловая (ЧЛ), либо силовая сенсорика (ЧС), либо сенсорика ощущений (БС). Также с интуициями и этикам.
Квадра построена так, что в состав входит по два типа с одинаковыми ведущими функциями (например, бетанские «Гамлет» и «Есенин» с ведущими этикой эмоций (ЧЭ) и интуицией времени (БИ), а разница ТИМов в разной позиции функций – у «Гамлета» базовая — ЧЭ, творческая — БИ. У Еся наоборот). У дуалов ЭИЭ и ИЭИ эти функции слабые, нуждающиеся в подпитке извне. Зато сильные другие ; Такие, что и на себя, и на дуала (а также зеркальщика) с лихвой хватит (если, конечно, ТИМ уже сложился и психологически раскрыт, но говорим о таком случае). В нашей любимой Бете Жукову и Горькому хорошо бы получать ЧЭ и БИ «от мира», т.к. это функции дополнения и активации, которым необходима стимуляция извне, есть потребность в этих функциях, но самостоятельно их развить и управлять ими сложно, т.к. они слабые; и как раз эти функции — черная этика и белая интуиция — сильные у соквадрийцев «Гамлета» и «Есенина». Таким образом, в квадры ТИМы объединяются в соответствии с соционическими функциями, находящимися на 1 (базовая), 2 (творческая), 5 (дополнение) и 6 (активация) позициях в модели А соквадрийцев.
Если что, о модели А здесь - http://vk.com/wall-76668286?q=&w=wall-76668286_97 и здесь - http://vk.com/wall-76668286?q=&w=wall-76668286_126

Всё-таки зачем?

Знание квадр и понимание их особенностей может быть полезным при выборе круга общения, создании коллективов (в т.ч. рабочих) и т.п. – в квадре (при минимальном количестве «засланцев» из других и отсутствии неадекватов) снижена возможность конфликтов, вызванных недопониманием, неприятием важной как воздух для другого человека позиции. Дополняются слабые функции друг друга и усиливаются ведущие. Отсюда – приятная атмосфера и все печеньки ;

Приступим! Первое знакомство. А потому поверхностное

Альфа квадра (ИЛЭ «Дон Кихот», СЭИ «Дюма», ЛИИ «Робеспьер» и ЭСЭ «Гюго»), сильные функции  — Сенсорика ощущений (БС), Этика эмоций (ЧЭ), Интуиция возможностей (ЧИ) и Структурная логика (БЛ). Вкратце эти ценности можно назвать: «чтобы было весело, комфортно, интересно, и понятно».
Объединяющая стихия – воздух. Восприятие внешнего мира отличается лёгкостью, открытостью, подвижностью. Они направлены во все стороны, живут ожиданием новой интересной информации, откуда бы ни исходила. Увлекающиеся люди, предпочитающие обстановку неформального общения. Демократичны по натуре, отрицают жёсткость и зарегулированность. Почти оторваны от твёрдой почвы, без труда переносятся в любые отрасли человеческой деятельности. Узкая специализация – не для них (разве что ЛИИ «Робесьер» может быть не против). Находясь в непрерывном поиске, могут стать центром нарождающегося вихря – источником будущей грозы. Но сами грозу не пекут.

Бета квадра (ЭИЭ «Гамлет», ЛСИ «Максим Горький», СЛЭ «Маршал Жуков» и ИЭИ «Есенин»), сильные функции — Силовая сенсорика (ЧС), Этика эмоций (ЧЭ), Интуиция времени (БИ) и Структурная логика (БЛ). Вариант «второквадрального» взгляда: «жизнь — борьба, но обязательно есть место празднику, есть Настоящий смысл и высокие мотивы, которые надо упорядочить и на их основе построить систему».
Стихия – огонь, придающий бетанцам следующие качества: деятельную натуру, страстность, целенаправленность и силу (часто – нетерпение к слабостям, понимающимся в широком смысле). Страсти кипят, ищутся и находятся поля деятельности, где можно применить энергию и почувствовать так необходимый дух борьбы, свершений и служения Идеи!

Гамма квадра (ИЛИ «Бальзак», СЭЭ «Наполеон», ЛИЭ «Джек Лондон» и ЭСИ «Драйзер»), сильные функции – Деловая логика (ЧЛ), Этика отношений (БЭ), Силовая сенсорика (ЧС) и Интуиция времени (БИ). Если в двух словах, то звучит так: «У каждого есть свой скелет в шкафу, дело в жизни, на которое не жалко времени и сил, но не будем забывать и о стиле».
Водная стихия, растекающаяся по поверхности, заполняя собой углубления и трещины. Так и характер третьей квадры отличается непостоянством, скрытыми рифами, подспудным волнением, невидимыми сверху течениями. Твёрдо стоящие на земле индивидуалисты, серьёзно смотрящие на окружающий мир и знающие ему цену (как и себе).

Дельта квадра (ЛСЭ «Штирлиц», ЭИИ «Достоевский», СЛИ «Габен» и ИЭЭ «Гексли»), сильные функции – Деловая логика (ЧЛ), Этика отношений (БЭ), Сенсорика ощущений (БС) и Интуиция возможностей (ЧИ). Пример позиции четвёртой квадры — «Хорошие отношения — основа всего, ради комфорта можно и поработать, но чтобы жизнь не казалась скучной, в ней обязательно должны быть сюрпризы!»
Восприятие мира предельно реалистично, поэтому – земля. Земля – наиболее консервативная, но в то же время и самая плодородная стихия. Такова в целом и атмосфера Дельты, объединившей реалистов, превыше всего ценящих стабильность существования и незыблемость оправдавших себя традиций (в том числе этических).

Источники:
1. 2. http://www.tipirovanie.ru/socionika-kvadra.php
3. http://psy-resource.com/kvadry-v-socionike/


Квадры. Часть 2 – Немного о формировании и подробно о ценностях квадр


В прошлой статье описано, каким образом образуются квадры и что каждая из себя представляет (ссылка). То – первое знакомство, а сегодняшняя статья расширит предыдущую по тем же подтемам: образование квадр и квадральные ценности. А также упомяну о паре подводных камней. Приступим ;
 
Квадра – это не только 4 ценностных аспекта функций, но и три дихотомии (дихотоми;я – раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой. Как логика-этика и др.). Это – особые «квадральные дихотомии», относятся к т.н. «признакам Рейнина», о которых поговорим позже.
1. Центральность/Переферийность (Решительность/Рассудительность). Связана с «цветом» ценностных сенсорики и интуиции. Ценностные ЧС и БИ – квадра «центральная» («решительная»), БС и ЧИ – «переферийная» («рассудительная»). Если кратко – первые предпочитают как можно быстрее принять решение и приступить к осуществлению, вторые – готовы много времени потратить на обсуждение решения, после чего могут его так и не принять и быть удовлетворёнными.
2. Коллективизм/Индивидуализм (Аристократизм/Демократизм). «Коллективисты» («аристократы») – этики-интуиты и сенсорики-логики (т.е. представители 2 и 4 квадр), «индивидуалисты» («демократы») – этики-сенсорики и интуиты-логики (1 и 3 квадры). При «коллективизме» целое активнее своих частей, а при «индивидуализме», наоборот, часть активнее целого.
3. Восходящие/Нисходящие (Весёлые/Серьёзные). Связана с «цветом» ценностных этики и логики. Ценностные ЧЭ и БЛ – у первых двух квадр («восходящие»), ценностные БЭ и ЧЛ – у последних двух («нисходящие»). Дихотомия напоминает разницу между молодостью и старостью. «Восходящие» квадры в силу психологической «молодости», ориентированы на будущее, а нисходящие – на прошлое. Ведь старение – естественный процесс утраты энергии с одновременным накоплением информации. Основная проблема молодых квадр – гармония разума (БЛ) и чувств (ЧЭ). Как подчинить желания и порывы души необходимости и закону? Основная проблема старых квадр совершенно иная – гармония пользы (ЧЛ) и отношений (БЭ). Как извлекать выгоду, не нарушая нравственности и не портя отношений? Наиболее глубокий рубеж разделяет именно молодые и старые квадры. В психологическом отношении это конфликт поколений.

Перед дальнейшим изложением сделаю важную оговорку.
Различайте квадральность «по крови» и по воспитанию! Человек рождается с определённым ТИМом (и идёт с ним до конца жизни), но никто не застрахован от привитого мировоззрения НЕ своей квадры. Причём имеется ввиду воспитание в широком смысле слова – не только в семье, но и духом времени, не только медленное, педагогическое, но и быстрое, импринтированное, через закладку подсознательных программ в шоковые моменты.
Отсюда следует, что если человек настойчиво декларирует какие-либо убеждения, это вовсе не означает принадлежность к соответствующей этим ценностям квадре. Часто бывает наоборот – кричащий громче всех «держи вора!» сам на руку не чист.
Судить надо не по словам, а по делам. Ни одному человеку ещё не удалось избежать драматического расхождения между словом и делом.

Итак, время рассказать о квадральных ценностях подробно. Пойдём в порядке очерёдности квадр: сначала Альфа, потом Бета, Гамма и Дельта. Знания, которые понадобиться для лучшего понимания статьи – «аспекты функций» (ссылка), «знаки функций» (ссылка) и общее представление о квадрах (ссылка).

ПЕРИФЕРИЙНЫЕ ИНДИВИДУАЛИСТЫ
«Чтобы было весело, комфортно, интересно, и понятно»
(Семейно-познавательные ценности)
Социально-экономический аспект:
Для Альфы подходит экономика семейного типа – все работают согласно силам и способностям. Гос. институты в альфа-обществе не развиты, господствует авторитет старших по возрасту. Гос. власть поэтому осуществляют пришельцы, либо царит анархия, но не в смысле «разбойничей вольницы», а как ситуативное лидерство того, кто в данный момент сумеет заинтересовать, увлечь, продемонстрировать знания. Такое общество теоретически может существовать неограниченно долго, но гибнет в результате стихийных бедствий или контактов с более агрессивными соседями. Оно возможно только в условиях очень защищённой периферии, особого параллельного мира, который, зная о существовании мира цивилизованного и даже соприкасаясь с ним, остается вне прямого влияния.
Духовно-психологический аспект:
У альфийцев есть ориентация на ближних других – свою малую группу. Иными словами, свойственен умеренный индивидуализм. Познание альфа-квадральных сайентистов имеет безобидные мотивы, основывается главным образом на простом любопытстве. Оно (само по себе, без посредничества других квадр) НЕ превращается в догму или мощное вероучение, вербующее фанатичных адептов, как у Беты, и не приводится в движение посредством материального интереса, прямой денежной выгоды (прикладная наука), как у Гаммы. Люди, объединённые альфа-ценностями, обычно достаточно трудолюбивы, чтобы обеспечить всем необходимым себя и потомство, но недостаточно конкурентны, чтобы создавать необходимый для экспансии прибавочный продукт.
Ценностные аспекты функций:
«минус» ЧЭ: Минимизация отрицательных эмоций. Избегание ссор и скандалов, эмоциональной нестабильности вообще – важнее, чем получение положительных эмоциональных всплесков. Эмоциональные проявления отличаются большой силой и контрастностью и часто касаются посторонних людей.
«плюс» БС: Положительные ощущения, комфорт. В атмосфере напряжения сложно себя реализовать. Стиль деятельности характеризуется расслаблением, свободой, наличием удобств. Приём приятных ощущений в малых дозах на окружающем пространстве.
«плюс» ЧИ: Поиск идей. Часты разговоры о будущем, неизведанном, возможном. Альфийцы могут показаться неисправимыми мечтателями – они стремятся заглянуть дальше всех, за горизонт, выдвигают и с удовольствием обсуждают «безумные» теории. Однако на деле большинство их теорий перспективны, собраны  на окружающей территории, причем эти знания отличаются большой проработанностью, многочисленными подробностями.
«минус» БЛ: Системный анализ. В первую очередь универсальные законы, которые правят миром. Причем все традиции, условности, ограничения при этом отбрасываются. Анализу подвергается буквально всё. Главная цель – всеобъемлющая, захватывающая дух обширностью и стройностью единая картина мира. Идея целостности, разумности и справедливости всего сущего.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВИСТЫ
«Жизнь — борьба, но обязательно есть место празднику; есть Настоящий смысл и высокие мотивы, которые надо упорядочить и на их основе построить систему»
(Романтико-силовая система ценностей)
Социально-экономический аспект:
Для Беты характерны общественная (государственная) собственность в соединении с авторитарной властью. Такое сочетание позволяет соединить и долго удерживать под единым управлением крупные территории. Нормой для Беты является мобилизационная экономика, построенная на концентрации всех материальных, информационных и человеческих ресурсов в одних руках. Она действительно оправдана там, где возникают экстремальные ситуации. Экономический финал такого уклада сводится к простой формуле: денег много, товаров мало.
Духовно-психологический аспект:
Только в Бете психологически достоверным выглядит романтизм. На её типах строится треугольник персонажей любого романтического произведения. Прекрасные молодые герои либо гибнут, либо побеждают и вступают в брак. Но спокойной семейной жизни им вкусить не дано. Удел героев и страдальцев – борьба. Поэтому если автор пишет продолжение, то должен придумать обострение в виде внезапной угрозы, исходящей со стороны или изнутри (предательство). В любом случае без образа врага не обойтись.
Другие ценности Беты – героизм и самоотверженность. Её можно назвать квадрой пассионариев. Пассионарий, по Л.Гумилёву, – человек, способный пожертвовать многим, вплоть до собственной жизни, во имя борьбы за идею. Бета – главный поставщик беззаветных борцов и фанатиков любого толка.
Один из любимых лозунгов – справедливость. История знает много массовых движений под ним, от восстаний рабов и крестьянских войн до современного политического популизма. Сопутствуют уравнительные настроения, связанные с перераспределением собственности принудительным путем. Логические изыскания направлены на сферу управления (причём, в отличие от Дельты, глобальными образованиями).
Бете для укрепления идеалов очень показан спартанский образ жизни, предполагающий аскетизм, постоянные тренировки (физические и духовные), а также принудительный коллективизм. Такая организация общества даёт чрезвычайную устойчивость. Хорошим историческим примером служит Спарта, просуществовавшая около пяти столетий.
Ценностные аспекты функций:
«плюс» ЧЭ: Способность радоваться малому. На фоне бурных драматических эмоций даже небольшая положительная деталь – повод для поднятия настроения. Притяжение и накапливание положительных эмоций. Эмоциональные проявления отличаются богатством оттенков и нюансов и лучше всего видны в небольших компаниях друзей.
«минус» ЧС: Минимизация слабости. Стойкость в борьбе с лишениями и противником. Сила воли – непременное условие эффективной деятельности. Стойкость, решительность, выносливость и несгибаемость имеют высший авторитет. Ориентация на достижение крупных задач, обычно связанных со свержением или подавлением превосходящего противника, инициатива исходит от «минус» ЧС. При этом стремление держаться в тени.
«минус» БИ: Избегание опасности. Настрой на недопущение ошибок. Ценится опытность. Предчувствие назревающей опасности, глобальных (обычно неприятных) изменений.
«плюс» БЛ: Организаторская логика. Опирается на чувство долга, гражданственность, верность избранному делу. Поэтому Бета – самая дисциплинированная и организованная квадра, умеющая быстро собрать силы в кулак в случае опасности или возникновения экстремальной ситуации. Углубление в узкую сферу, анализ подробности, проработка деталей, выбор из многих систем лучшей и составление плана её внедрения.


ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ИНДИВИДУАЛИСТЫ
«У каждого есть скелет в шкафу, дело в жизни, на которое не жалко времени и сил; но не будем забывать и о стиле»
(Либерально-прагматическая система ценностей)
Социально-экономический аспект:
Приоритет частной собственности над государственной и демократической власти над авторитарной. В Бете собственность тоже может принадлежать одному лицу, но лишь в порядке распорядительства, а не окончательного владения. Её всегда можно отнять силой, передать другому лицу, национализировать и т.п. Гамма-принцип же таков: государство для личности, а не личность для государства. Государственная жизнь в Гамме строится на широкой автономии отдельных территорий, связанных друг с другом скорее экономически, чем политически. Унитаризму предпочитают федерализм. В хозяйственную жизнь Гамма привносит товарно-денежные отношения. Родная стихия – свободная рыночная экономика. Конечное состояние такого рода экономики прямо противоположное по сравнению с экономикой мобилизационного типа: товаров много, денег мало. Отсюда вытекает сильная роль рекламы и многообразие способов продать избыточный товар (распродажи, скидки, призы, многоуровневый маркетинг и т.п.). Точной характеристикой зрелой гаммы поэтому будет термин общество потребления.
Духовно-психологический аспект:
Гамма характеризуется в первую очередь индивидуализмом. Индивидуализм следует понимать как ориентацию на себя, а не на других. Эгоизм больше не скрывается, а считается нормой. Отсюда особая роль денег – они становятся символом человеческого успеха. Коренная ценность Гаммы – прагматизм. Философия прагматизма истинным признает всё, что приносит пользу. Абсолютная истина или даже стремление к ней отвергается. В интеллектуальной жизни происходят критические и антидогматические процессы – то, что сейчас именуют постмодернизмом. Постмодернизм – это широкое философское учение эклектического толка, в основе которого лежит смешение жанров и стирание границ.
Другая идеологическая опора – либерализм как свобода выбора. Понятно, что такое положение невозможно в долговременном плане без терпимости к инакомыслию. Любые догмы рушатся, бета-запреты снимаются. Со временем либерализм всё больше проявляется как стремление всё поставить с ног на голову, соединить несоединимое. Когда человек насыщается отдельными блюдами или напитками, то начинает смешивать их. Такая смесь, эклектизм – характерная черта зрелой Гаммы.
Ценностные аспекты функций:
«минус» БЭ: Критика зла. Стремление уйти от плохих людей и отрицательных отношений, оградить себя от врагов. Психологическая дистанция, оценка отношений в целом, деление на друзей и врагов.
«плюс» ЧС: Стойкость и противодействие. Отстаивание себя и позиций. Удержание власти. Защищённость, способность дать отпор, не выпустить из рук достигнутое – вызывает уважение. Решение конкретных тактических задач, привлечение внимания, инициатива как ответ на чей-то вызов, при этом не нападение, а отстаивание территории и права на лидерство.
«плюс» БИ: Конкретное будущее. Постепенное продвижение (хотя и резкая критика прошлых идеалов). Приближение шаг за шагом ближайшего, реального будущего. Вера в линейность развития. На основе близкого, внимательного, подробного наблюдения за людьми и явлениями предсказание их поведения и изменений в ближайшем будущем.
«минус» ЧЛ: Риск и предпринимательство. Отказа от бесполезного, мелкого, привычного. Порицание тупого накопления и рационального потребления. Успешная реакция в условиях экономического дефицита. Крупные, порой весьма рискованные дела, глобальные деловые проекты на долгосрочную перспективу.

ПЕРИФЕРИЙНЫЕ КОЛЛЕКТИВИСТЫ
«Хорошие отношения – основа всего; ради комфорта можно и поработать, но чтобы жизнь не казалась скучной, в ней обязательно должны быть сюрпризы!»
(Гуманно-трудовая система ценностей)
Социально-экономический аспект:
Дельта напоминает Бету приверженностью к общественной собственности, однако собственность становится не государственной, а корпоративной, управляется территориально, а не ведомственно. С ходом времени Дельта закономерно оформляется в общество самоуправляемых территорий, имеющих сравнительно небольшие размеры.
Власть в Дельте принадлежит старейшинам – опытным людям, заслужившим признательность многолетней деятельностью. Для подобной формы государственного устройства принят термин меритократия. Есть и её негативная разновидность – геронтократия. Наглядный пример – «кремлёвские старцы», правившие Советстким Союзом после Н.Хрущева. Если для гамма-общества в качестве ключевой характеристики подходит термин общество потребления, то для Дельты – экологическое общество.
Духовно-психологический аспект:
В Дельте нет сайентистской установки, господствующей на этапе индустриализма. Упование на науку как движущую силу социального прогресса уходит, надежды возлагаются на нравственное чувство самого человека. Дельта будет совершенно не похожа на мир роботов, клонов, мутантов и тому подобных сайентистских продуктов, которыми напичканы американские гамма-фильмы о будущем. Дельта-типы сплачивает умеренный коллективизм. Они придерживаются ориентации на проверенную временем традицию. Ненасильственное «бытие» добровольно отказавшихся от «хватательных» ЧС-ценностей людей – и есть общество, регулируемое идеологией четвёртой квадры.
Ценностные аспекты функций:
«плюс» БЭ: Хорошие, теплые отношения. Этические ценности позитивного характера: признание религии, индивидуальности и неповторимости каждого, невмешательство во внутренний мир человека, конкретный гуманизм и др. Близкая психологическая дистанция. Акцент на оттенки отношений. Человеколюбие, прощение зла.
«минус» БС: Отсутствие дискомфорта. Нежелание менять заведенный порядок, исключение вредного влияния внешней среды, минимизация отрицательных ощущений. Сложно работать аврально, высоко ценится удобство рабочего места. Сильнее реакция на неприятные, острые ощущения, стремление уйти от напряжения и неудобства. Реакция отличается большей силой, а область сенсорного восприятия весьма значительна.
«минус» ЧИ: Уход от неинтересного. Несмотря на заземлённость квадры, дельтийцы уважают необычных, талантливых людей, предлагающих альтернативу. При этом идеи обязательно должны быть перспективными, интересными. Хорошо оцениваются глубоко спрятанные способности, возможности. Улавливание перспективы в целом, альтернативно, по-крупному.
«плюс» ЧЛ: Потребление и рациональное использование ресурсов. Предпочтение качественных и доработанных товаров, отсутствие риска, испытанные системы. НЕ свойственен риск, аврал, экономический хаос, махинации. Общество качественного потребления может быть только стабильным. Экономия, накопительство. Внимание к подробностям. Сбор конкретных фактов. Узкая сфера интересов. Дела «здесь и сейчас».

Каждая квадра специализирована на свои среду и время. В общих чертах выглядит так:
• идеология Альфы эффективна в небольших уютных группах семейного типа (ориентация на вечность),
• Бета идеологически побеждает в больших централизованных группах, сплочённых единой целью борьбы за какой-либо национальный, классовый или религиозный идеал (ориентация на будущее),
• ценностные нормы Гаммы возобладают при действиях поодиночке на основе временных соглашений ради материального интереса (ориентация на настоящее),
• идеология Дельты оптимальна в группах среднего размера корпоративного типа, где общий результат одинаково зависит от успеха каждого её участника (ориентация на прошлое).

Использованные источники:
1.
2. http://www.socioniko.net/ru/articles/valu.html
3. http://www.socioniko.net/ru/articles/gul-znaki.html


Квадры. Часть 3 - квадральные "комплексы"


В прошлых статьях по квадрам мы подробно рассмотрели квадральные ценности. Как и любая ценность, корни квадровых "комплексов" растут из ценностных квадре функций (о них см. в предыдущих статьях). Если есть "хорошо", то "плохо" тоже всегда будет, соответственно можно сказать, что комплексы берутся из "минус ценностей". Но в ходе исследований были выявлены более конкретные "маячки", на сигналы которых представители разных квадр реагировали по-разному. "Маячками" могут быть как слова, действия, так и ситуации в целом. Какие-то слова/действия мы воспринимаем как оскорбление, какие-то нас злят, к каким-то нейтральное отношение, хотя ДРУГИХ это может ранить, обидеть и даже вогнать в депрессию. В одних и тех же ситуациях одни чувствуют себя как рыба в воде, а других гложет необъяснимый дискомфорт. Об этих ситуациях чуть дальше.
А сейчас очень хочу заметить - восприимчивость человека зависит в первую очередь от него самого и его психического состояния. Во всех нас присутствует доля (бОльшая или меньшая) "последней свободы", дающая нам возможность самим выбирать реакцию на каждый стимул (что, кстати, отличает людей от животных). Поэтому квадральные комплексы, как и многое в соционике (да и психологии), не абсолютная истина, но лишь общая тенденция. Которой вовсе не обязательно соответствовать. Однако, это - часть соционической теории и при грамотном использовании может помочь с типированием и изменением отношения к реальности и окружению.

Вот они:
1. Альфа квадра - комплекс "зажатого рта"
2. Бета квадра - "комплекс шестёрки"
3. Гамма квадра - комплекс "связанных рук"
4. Дельта квадра - комплекс "подрезанных крыльев"
Теперь подробнее.

1. В альфа квадре - ЖЕСТОЧАЙШАЯ КОНКУРЕНЦИЯ МНЕНИЙ. Спор, дискуссия, диспут - самая распространённая и самая естественная форма общения и обсуждения важных проблем. Каждый считает своим долгом (естественным и законным правом) свободно высказываться по любому вопросу и поводу, не ограничиваясь в средствах выражения, в лексиконе, во времени. Каждый считает себя вправе подавлять своим рассуждением мнение оппонента, вытесняя его из спора, из аудитории, из темы, из системы (вплоть до требований: "Убирайтесь вон!"). А слишком долго выслушивать оппонента, — и именно потому, что он не ограничивает себя временем рассуждений, — в альфа квадре не любят. Это в квадрах решительных "молчание — золото, слово — серебро", а в рассуждающей квадре субъективистов — Альфе — каждое слово на вес золота.
Альфиец боится:
*Что сам не успеет высказаться и перевести спор в удобное русло;
*Что упустит инициативу в споре и его мнение будет подавлено, а точка зрения опровергнута;
*Что забудет какой-то самый важный и весомый аргумент, которым мог бы запросто вытеснить оппонента из спора и утвердить своё мнение;
*Быть не услышанным или не понятым аудиторией.
Альфийцы терпеть не могут словесных нападок, атак, лишающих их возможности вставить слово. Страхи, которые они при этом испытывают - страх невозможности свободно высказываться, обсуждать свою проблему, отстаивать свою точку зрения, - и есть "комплекс зажатого рта".

2. В бета квадре - БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ, ЗА ДОМИНИРУЮЩЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ. Все устремляются наверх, борются за право личного доминирования (или как минимум достойного места в системе). При необходимости каждый готов жёстко вытеснять, чтобы самому не оказаться вытесненным. Бетанец боится, что "пряников сладких не хватит на всех", а изгнанным в нижние слои системы достаются "кнуты" вместо пряников — наказание вместо поощрения. В нижних слоях иерархии не выживают, а тем более, — тонкие и одухотворённые натуры, для которых слова "честь" и "достоинство" — не отвлечённые понятия и не "пустой звук". Быть вытесненным на дно иерархии — значит распрощаться с мечтой и с душой: душу загубят, мечту заплюют.
Бетанец боится:
*Расстаться с честью, достоинством, тем положением в обществе, при котором возможно жить по принципам и в согласии с идеалами;
*Быть ввергнутым в нищету и бесправие;
*Унизительных расправ и наказаний;
*Зависимости от чужой злой воли,
*Неопределённости социального статуса и положения;
*Наветов, клеветы, ложных обвинений;
*Тайного сговора за спиной, сплетен, злословия, интриг и предательства, — боится всего того, что помешает выживать и восстанавливать социальный статус в экстремальных условиях. Бетанец не терпит неуважения к чинам и авторитетам, — нарочито уничижительного или шутливо-фамильярного отношения к ним; нарушения субординации и принятых правил. Стремится предусмотреть опасные моменты и не допустить их.

3. В гамма квадре - ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВЫСОКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ЛИЧНЫХ ДЕЛОВЫХ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ, из-за чего у гаммийца возникает ощущение "тесноты" — скованности в свободе действий, творчества, частной инициативы, частного предпринимательства. Первоначальная активность, с которой они вступают в каждый новый контакт, вовлекаются в каждое новое предприятие, очень быстро сменяется разочарованием и апатией всякий раз, когда они чувствуют себя оттеснёнными от дела, ощущают безразличие к их профессиональным способностям.
Гамиец боится:
*Недоверия к творческому потенциалу, умениям, квалификации;
*Неспособности отстоять право на свободу частной инициативы, на свободный выбор профессии и свободный, творческий труд;
*Недоверия к реальным показателям их деловой и творческой успешности;
*Неспособности отстоять трудом право на свободу творческой самореализации;
*Невозможности реализовать себя в любимой работе.
Оставшись без работы, не находя применения силам, творческим амбициям, гаммиец чувствует себя пленником обстоятельств, заложником бесцельного и бессмысленного существования (как это часто бывает с вынужденными безработными в период экономических кризисов, или вынужденными домохозяйками).
При любых условиях гаммиец отстаивают своё ("демократичное") право на жестокий и оперативный ответ действием. (Главное, чтобы руки были развязаны, тогда (в отличие от альфийца) необязательно и на помощь звать: можно не разжимая рта и самому справиться с неприятелем).

4. В дельта квадре - КРАЙНЕ ВАЖНО БЫТЬ НУЖНЫМ И ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ САМОВЫРАЖАТЬСЯ. Дельтийца раздражает сам факт критики, замечания: нашёлся кто-то не в меру инициативный, кто воспользовался возможностью, ситуативным преимуществом и выступил в роли критика: сумел уязвить, сумел навязать своё мнение. А кто его спрашивал?! Стать героем, мастером высочайшего класса в дельта квадре очень почётно. Стать нужным, незаменимым, ценимым за труд.
Дельтиец боится:
*Недооценки его потенциала;
*"Подсечек", подрезающих "крылья" творческих замыслов;
*Некомпетентного, сумбурного и хаотичного влияния, оказываемого амбициозными профанами на его работу;
*Разрушения мечты, связанной с полётом фантазии;
*Оказаться ненужным, заменимым в глазах других.
Девиз дельта квадры: максимум успехов, возможностей и перспектив, — максимум реализации возможного и желаемого.

(При написании использованы работы В.Стратиевской)


Рецензии