Из дневника 12 января 2016, вт

Ин.1:10 "В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к Своим, и Свои Его не приняли". Это о первом пришествии Иисуса на землю? Уже в начале Евангелия подводится итог служению, о котором будет рассказано дальше? Или это о том, что еще прежде Своего воплощения Иисус был в мире и не был познан миром? Кстати, если верно второе толкование, то оно говорит о возможности рождения свыше в ветхзаветный период, см. стихи 12-13.

Ин.1:15 "Идущий за мною стал впереди меня, п.ч. был прежде меня". Иоанн понимал, что Иисус на временной шкале - везде. Т.е. Бог вездесущ не только в пространстве, но и во времени.

Ин.1:23 "Я глас". Как цельно написана первая глава Евангелия Иоанна: Иисус - Слово, а Иоанн Креститель - голос. Слово несет смысл, предусмотренный автором Слова, а голос несет слово. Вот суть служения свидетеля (а Иоанн Креститель - именно свидетель): быть голосом для Слова.

Ин.1:46,49. "Из Назарета может ли быть что доброе?.. Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев". Нафанаил так рано так много познал об Иисусе! Коллектив апостолов еще только собирается, а апостолами они еще не назначены. Иисус только вышел на открытое служение. У Иисуса только появляются первые ученики. А Нафанаил уже называет Иисуса Сыном Божьим и Царем Израиля. Откуда у него это? 1) Вероятно, он получил некое личное откровение от Бога под смоковницей; 2) он имел изрядный заряд скептицизма (см. его вопрос Филиппу), а это предполагает способность критического осмысления реальности, а это, в свою очередь, предполагает самостоятельность мышления и свободу от стереотипов; 3) он был готов познавать новое, прилагая к этому усилие немедленно после возникновения когнитивного раздражителя (Нафанаил сразу пошел к Иисусу, чтобы удостовериться, Мессия ли Тот).

Ин.2:19 "...и Я в три дня воздвигну его". Разве Иисус Сам "воздвиг" Свое тело после смерти, Сам воскрес? Всегда думал, что Он тут был бессилен (как человек), Он воззвал к Отцу из ада, а воскресил Его Отец (Пс.17 и ряд новозаветных текстов). Или это издержки образного языка?

Ин.2:24 "...Иисус не вверял Себя им, п.ч. знал всех". Понимание избавляет от излишней (наивной) доверчивости.

Ин.3:10 "Ты учитель Израилев и этого ли не знаешь?" Т.е. на основании открытого в Ветхом Завете изучающие его должны были разбираться в учении о Духе Святом и рождении свыше?..

Иов.33:8 "Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов". Если человек слышит Слово Божье, но не понимает его смысл, он слышит только звук.

===

Ин.3:13 "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах". Т.е. сойдя на землю, Иисус одновременно оставался сущим на небесах? Как это? Что это значит?

Может быть, это в том смысле, как далее написано "Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли" (Ин.3:31). Т.е. речь о сущности - небесный ты человек или земной ("Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" 1Кор.15:47-49), новой природы или ветхой.

Или речь о вечном существовании Христа на небе, а то, что есть на земле прочного, есть и в вечности. Как об этом сказано в Еф.2:5-6: "и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе". Не посадит на небесах в будущем, но уже посадил. Получив возрождение на земле, мы сразу "появляемся" на небе, в вечности. Ведь находясь в вечности, мы сможем заглянуть в свою земную жизнь, в частности, в момент возрождения.

Представим нашу земную жизнь во времени как книгу в процессе написания, а наше нахождение в вечности как положение читателя этой книги, который может открыть книгу на любой странице. Вот и получается два "агрегатных" состояния человека: в книге, которая еще пишется (земля, время) и вне уже написанной книги с возможностью заглянуть на любую страницу книги (небо, вечность). Вообще про время и вечность думать очень интересно. Одна фраза Фомы Аквинского "Вечность существует вся сразу" чего стоит (т.е., по его мнению, вечность, в отличие от времени, не состоит из неотвратимо следующих последовательно друг за другом моментов времени)! Кстати, я писал год назад немножко об этом (http://www.proza.ru/2015/02/15/1025).

Или это означает нечто совсем иное?

===

Дописал стихотворение «Червоточина». Над третьей строкой последней строфы думал полдня. Кстати, подумалось: а почему я обязательно должен соблюдать равным количество слогов в рифмующихся строках? Ничего, если ритм будет чуть более "раскачанным", это придает ему естественности и разговорности. Песенные тексты: там да, надо блюсти точность.

В список оговорок проповедников: «...во втором Петре сказано...».

Когда Лука и Павел (в посл. Галатам) говорят о призвании и подотчетности Павла, акценты отличаются.

В одной из своих книг (в "Коротких интервью...") Дэвид Фостер Уолллес заигрывал с метафорой пчелы: «Чтобы замереть, пчела должна двигаться очень быстро». Сама эта идея завораживала его: чтобы остановиться, просто зависнуть в воздухе, над цветком, пчеле нужно затратить в разы больше энергии, чем при полете.

Когда человек постоянно использует неопределенный артикль "как бы" и определенный артикль "на самом деле" - непонятно, так как бы или на самом деле? Леонид Володарский на TEDxMoscow https://tjournal.ru/c/19565-leonid-volodarskii-na-tedxmoscow

Синоним "быстро": "стриженая девка не успеет кос заплести" (Аверченко)


Рецензии