Общий знакомый. из рассказов бывалого моряка

 Забрался я однажды с приятелем лес в поисках грибов. Дни стояли тёплые, и мы решили ехать с ночёвкой, чтобы пораньше встать и первыми добраться до грибных мест. Сидя за костром густотёмной августовской ночью, мы заговорили о своей прежней службе на флоте и интересных людях, с которыми там приходилось встречаться. Мы служили на разных флотах и в различных сферах деятельности, но совершенно неожиданно для меня все трое сталкивались с одним человеком, о приключениях которого знали не понаслышке, а в какой-то мере став сопричастными с ними.               
 Затронул тему Алексей. "С твоими водолазами, начал он, обращаясь в мою сторону,- по настоящему я столкнулся, служа механиком на подводной лодке под Петропавловском До этого мы, подводники, соприкасались с проверяющими из Аварийно-спасательной службы флота только перед выходами на боевую службу или перед учениями, связанными с оказанием помощи "аварийной" подводной лодке. Эти проверяющие обычно имели невысокие воинские звания лейтенанта или старшего лейтенанта, реже капитан-лейтенанта. Но опасались мы их больше, чем любое другое начальство в гораздо более высоких чинах. Если такой лейтенант готовил акт проверки, в котором указывалось много замечаний по состоянию лодочных спасательных средств и подготовленности экипажа к их использованию, то это грозило изданием циркуляра начальника штаба флота, запрещавшего выход той или иной лодке в море до устранения отмеченных в акте недостатков. В результате экипаж лишался дополнительного денежного вознаграждения, так называемых "морских" в размере 30% оклада до тех пор, пока наши спасатели не проверят вновь и не доложат о своём положительном заключении. При этом некоторые наши офицеры застревали в служебном продвижении или в присвоении очередного воинского звания.               
 Вот потому с вашими проверяющими никто из руководства подводников не вёл себя грубо или вызывающе, хотя по званиям мы бывали на 3-4 ступени выше. Конечно, мы понимали, что эти ребята делали своё дело добросовестно и для нашей же безопасности. А уж найти прорехи в таком второстепенном для подводников хозяйстве, как спасательные средства, было совсем не трудно. Основное внимание на лодках уделялось тем средствам, которые делают её грозной боевой единицей. Спасательные же системы предназначались для разового использования, когда возникает реальная аварийная ситуация. Такая психология довлела над подавляющим большинством подводников и потому приводила иногда к плачевным результатам.      
 Помните, как в 80-е годы на Севере аварийно всплыла лодка из-за сильного пожара в кормовых отсеках? Об этом много писала наша и зарубежная пресса. Часть экипажа тогда погибла из-за того, что им не нашлось места на спасательном плоту. Причина же была в том, что первый надувной спасательный плот экипаж спустил на воду неумело, и его тут же ветром унесло далеко от лодки. Для правильной вывалки плота следовало изнутри отсека повернуть рычаг дистанционного управления, и тогда спокойно открывалась крышка наружного лёгкого корпуса лодки, плот вываливался и надувался одновременно, оставаясь закреплённым за корпус лодки растительным тросом. А тот экипаж вскрывал эту крышку, спустив к ней с палубы мичмана с ломиком. Находившийся на лодке второй экипаж, как всегда, менее обученный, к сожалению, не знал ни о наличии рычага , ни о его назначении. И хотя все вели себя мужественно, люди, не нашедшие себе места на оставшемся плоту, не смогли долго продержаться в холодной воде и не более, чем через пол часа погибли от переохлаждения. Опять же, к сожалению, такой случай не единичный.               
 У меня же конфуз с участием флотских спасателей случился такой. Год прошёл, как я попал на лодку после училища, когда к нам прибыли с проверкой спасатели. Их проверяющий ходил по отсекам и осматривал наши спасательные снаряжения, опрашивал моряков о правилах их использования. Затем, уже выходя из отсека, за который я был ответственным, спросил: "А что это здесь за пустая ниша под палубой?" Один из старослужащих матросов возьми вдруг, да и скажи(как будто его, а не меня спрашивали), что здесь раньше хранилась надувная спасательная лодка(предмет мечтаний многих рыбаков-любителей). Я-то уже понимал, что эту лодку забрал кто-то из предыдущих начальников и списал её с учёта, поэтому она и не числилась в висящем здесь же перечне аварийного имущества отсека. Новую же по каким-то причинам на то место не положили: то ли ещё не получили, то ли уже ушла по пути предыдущей. Ожидая серьёзных неприятностей, я набросился на своего матроса: "Лопата ты совковая, кто тебя за язык тянул? Тебя, что ли спрашивали? Ты бы лучше вот так активно выступал на политзанятиях, но там ты свой язык прячешь в отверстие ниже спины и его оттуда никакой лебёдкой не вытащить!" Видимо, моя эмоциональная реакция рассмешила проверяющего капитан-лейтенанта. Он улыбнулся и сказал: "Ладно. Потом разберёмся", чуть позже предложив мне привести всё в соответствие, а сейчас он как бы не заметил нарушения.               
 В другой раз у меня случилась более серьёзная неприятность. Во время нашей стоянки у пирса один из моих разгильдяев-матросов нёс ночную вахту у трапа с берега на борт лодки. Он решил поспать, а чтобы висевший на плече автомат не мешал этому процессу, он его снял и положил на лодочную палубу у своих ног. Расплата поступила незамедлительно. Задремав, матрос столкнул автомат ногой и тот, тихо булькнув, ушёл на дно. Мой часовой, конечно, переполошился, сон вмиг сбежал с него, исправить ничего уже было нельзя. Утром по приходу на лодку я был сразу же оповещён о происшествии. Чтобы не докладывать в штаб и не получить нагоняя, я решил своими силами найти оружие. Вы знаете, что на каждой лодке готовят группу нештатных водолазов для выполнения несложных забортных работ, в том числе при разматывании троса с винтов, если не повезёт. Я выбрал троих самых опытных старшин, но поиски на грунте не дали результатов. Все они жаловались на отвратительную видимость под водой, особенно вблизи дна, покрытого слоем сбрасываемых за борт в течение многих лет пищевых отходов, консервных банок и другого твёрдого мусора. Вода цвела от всей этой дряни. Дело выглядело совсем плохо. За автомат отвечал я, а не мой матрос. Такой порядок, как вы знаете, действовал в советские времена в армии и на флоте. Пришлось докладывать в штаб и вызывать на помощь военных водолазов-спасателей.               
 Где-то часа через три к нашему борту приткнулся водолазный рейдовый бот ВРД, с которого на палубу лодки перешёл здоровенный мичман, старшина команды водолазов. Неожиданно тонким при его комплекции голосом он спросил, в чём дело и зачем его звали. Я всё объяснил. Водолазы с ВРД одели этого мичмана в снаряжение и собирались закрепить на его голове медный 3-х болтовый шлем, который всегда одевается последним перед спуском водолаза. Но мичман Дрейчук, я хорошо запомнил его фамилию, велел им подождать, а мне предложил принести сюда литр спирта. Понимая, что без этой разменной флотской монеты не обойдётся, я велел принести две бутылки запрошенного продукта. Через пару минут всё было исполнено. Я-то полагал, что мичман заберёт спирт с собой после работы, но неожиданно он вытащил пробки из бутылок и содержимое вылил в медный котелок своего шлема, а затем через окно незадраенного переднего иллюминатора вытянул целый литр неразбавленного спирта на моих ошалевших от увиденного глазах, да ещё в присутствии своих подчинённых. Вы все флотские офицеры и знаете, что такое 96-градусный спирт. Вы можете одним духом выпить хотя бы стакан неразбавленного спирта, не говоря уже о литре? Да ещё не запивая и не закусывая? Однако, мичманяга лихо справился с такой, похоже, не очень сложной для него задачей. Он резко глубоко выдохнул и велел закрутить ему шлем и иллюминатор. Одевали его на палубе лодки, но шланг подачи воздуха тянулся с ВРД. Как только иллюминатор завернули, мичман вдруг боком упал с палубы в воду. "Ну, всё!,- подумал я,-  теперь мне полный конец. Теперь буду отвечать ещё и за гибель мичмана, так как я напоил его смертельной дозой. Он, конечно, утонул, и меня посадят!"- решил я. Но пузыри из-под воды начали перемещаться, означая, что водолаз ходит по грунту.               
 Минут через пятнадцать мичман подал условный сигнал, чтобы его поднимали. Слава богу, жив! Я облегчённо вздохнул. Вскоре водолаза подняли наверх. Но что поразительно: в одной руке он держал автомат, а в другой - утопленный кем-то ранее морской бинокль. С тех пор я поверил, что водолазы нашей аварийно-спасательной службы - это настоящие асы и на них можно надеяться в любой ситуации
 Ёрзавший всё это время Юра вдруг сказал: "А я знаю твоего героя!" -"Этого не может быть!- воскликнул я, - он служил на Дальнем Востоке, а потом на Севере, о чём я вам сейчас расскажу. Ты же, Юра, всё время служил на Чёрном море".- "Нет,- настаивал Юра,- знаю я вашего Дрейчука. С ним в Севастополе произошёл забавный случай, о котором хочу рассказать.               
 В описываемое время меня направили на месячные курсы переподготовки по спасательному делу в Севастопольском водолазном отряде на Херсонесе. Там в это время завершала обучение на водолазных специалистов группа мичманов-сверхсрочников, и они становились офицерами в чине младшего лейтенанта. Так вот, дежурил я как-то по казарме, обходя поздним вечером спальные помещения обучавшихся офицеров и сверхсрочников. Вдруг слышу, что из кубрика мичманов доносятся громкие крики. Я вошёл туда, включил свет. В углу помещения у своей койки, которых там было десятка два, стоял здоровенный детина, как потом я узнал Дрейчук, и с расширенными от ужаса глазами кричал: "Парни! Во! Во!"- разводя руки в стороны и показывая, что это "во" размером было не меньше метра. Проснувшиеся водолазы поначалу хотели запустить в него своими ботинками, но пуск произвёл только один из них и удачно: ботинок ударил оравшего верзилу по голове, заставив его замолчать. Затем проснувшиеся осознали, что кричавший действительно чем-то очень напуган: такое выражение ужас а на лице простого человека невозможно подделать.               
 Через минуту, при включённом свете, он рассказал, что недавно вернулся из города. А так как в кубрике все уже спали, он не стал зажигать свет. Тем более, что луна достаточно хорошо освещала помещение, а его кровать стояла у окна. Он разделся и полез было под одеяло, как вдруг с постели соскочило нечто бесформенное и длинное и побежало, громко стуча по полу лапами. После этих слов сосед крикуна подошёл к его тумбочке и распахнул полуприкрытую дверцу. Из нижнего отделения тумбочки выбежал здоровенный ёжик, вызвав приступ громкого смеха у всех присутствующих, а у Дрейчука - справедливый гнев. Он поймал ежа и со злостью выбросил в открытую форточку первого этажа. Вскоре выяснилось, что ежа поймал и подсунул в постель Дрейчуку его приятель, спавший через кровать. Когда ёж соскочил с кровати испуганного, свет луны отбрасывал его длинную тень, придавая ежу гипертрофированные размеры. Ко всему, Дрейчук был "под градусом", что придало дополнительную силу его воображению.               
 Несколько успокоившись, Дрейчук хотел было лечь в постель, но раздосадованный преждевременным пробуждением сосед, частично в шутку, частично всерьёз стукнул его по голове своей здоровенной ватной подушкой, приговаривая: "Эх, ты, "во-во". Если кто не знает ощущения от удара такой подушкой по голове, могу по собственному опыту подтвердить, что ею можно даже нокаутировать человека. От полученного удара Дрейчук побледнел и, обидевшись на ударившего, решил зачем-то достать свой чемодан, лежавший на высоком платяном шкафу. Он подставил стул и потянул было свой здоровенных размеров старый потрёпанный чемодан, скреплённый для прочности металлическими уголками. В этот момент одна из ножек стула отломилась, и Дрейчук, чтобы не упасть, обеими руками ухватился за наполовину выдвинутый чемодан. Не прошло и секунды, как он лежал на полу, а ему на голову свалилась эта "мечта оккупанта" в виде доставшегося от родителей, видимо, ещё времён покорения Крыма Потёмкиным чемодана.               
 Не могу описать силы хохота наблюдавших за этой сценой в её развитии. Я пытался утихомирить их, так как за стеной проснулись спавшие там офицеры. Пострадавший, обхватив голову руками, молча удалился в умывальную комнату, но смех ещё долго не умолкал.               
 Вот так я познакомился с вашим Дрейчуком,- завершил Юрий. "Ну что же,- сказал я,-сам бог велел мне завершить эту историю про новоявленного Афанасия Никитина, сходившего по трём морям. Меня же судьба свела служить с ним на одном спасательном судне Северного флота, где я оказался у него во временном подчинении К тому времени Дрейчук ходил уже в звании лейтенанта, впрочем, как и я. Первое наше знакомство состоялось весьма оригинальным образом. На следующее утро после прихода на новое судно, куда я был переведён для укрепления водолазной службы с более современного спасателя с перспективой на повышение, командир корабля пригласил меня к себе в каюту и предложил отправиться за своим начальником в комендатуру посёлка Роста, пригорода Мурманска.               
 Как потом выяснилось, Дрейчук, выпив как обычно после схода на берег в ближайшем кафе, отправился "добирать" в Мурманск в ресторан "Арктика". После ресторана он надумал ехать к себе домой в Североморск. Время было позднее, автобусы ходили очень редко, а дело происходило холодной зимой.  Поэтому Дрейчук встал в очередь на такси, отправлявшиеся от железнодорожного вокзала. Подошла его очередь садиться, он уже открыл правую дверцу машины, но тут его оттолкнули трое подошедших высокого роста моряков торгового флота, тоже прилично выпивших. Все они уселись сзади и хотели было закрыть дверцу, но тут Дрейчук сунул свою левую руку в машину и ему слегка прищемили его толстые пальцы. Тогда Дрейчук рывком открыл дверцу, схватил за шиворот ближайшего морфлотовца левой рукой и, держа того на весу, правой дал ему в подбородок, после чего отбросил одной левой в сторону. Тот лежал на снегу, не шевелясь. Стоявшая сзади очередь зааплодировала. Дрейчук вновь нагнулся, залез в машину и схватил следующего, разделавшись с ним точно таким же макаром. Третий здоровяк, видя, что они трое нарвались, решил спастись бегством. От волнения он никак не мог открыть дверцу рядом с собой с противоположной от экзекуции стороны, а потому полез на выход через дверцу водителя. Беглец уже почти вылез наружу, но не успел оторвать ногу от заднего сиденья, от которого отталкивался. Могучая сила втянула его за эту ногу обратно и вытащила в дверцу с противоположной стороны. Причём, обратный путь он совершил гораздо быстрее. Быть бы и ему битому под нескончаемые рукоплескания толпы, но в это время Дрейчук почувствовал похлопывание по плечу. Решив, что кто-то из двоих предыдущих седоков очнулся и просит добавки, Дрейчук прижал третьего свои телом к такси и повернулся для встречи. Но тут его ждал сюрприз.               
 Вот такая специфичность морской службы. Она может объединить людей даже никогда не служивших в одном регионе, но имеющих общего приятеля или знакомого, которого знают в противоположных концах нашей необъятной страны. Дрейчук же продолжил службу, и о некоторых из его известных приключений расскажу в другой раз


Рецензии