Где лежит, сидит, стоит или прячется выбор?

Допустим, что свобода выбора существует. Напрашивается вопрос: где она, свобода выбора, расположена? Где прячется?

Чтобы ответить, следует прежде выяснить и понять, из каких элементов мы состоим. В каждом объекте, в том числе и в человеке присутствует четыре определяющих фактора:
 
1) Внутренняя суть. Это первичный материал. При изменчивой форме внутренняя суть остаётся одной и той же. Например, зерно разлагается в земле - его внешняя форма исчезает а из внутренней сути зерна возникает новый росток.
Наша внутренняя суть, наша основа, наш генетический код – заложено в нас изначально, и повлиять на него мы не можем.
 
2) Свойства, не поддающиеся изменению. Есть законы, они вечны, неизменны и незыблемы, из них проистекают те свойства, которые не поддаются изменению. Из пшеничного зерна никогда не произрастёт другой злак, кроме пшеницы. Зерно порождает только ту самую утраченную прежде форму. Законы подобного рода и производные от них свойства задаются природой изначально.
Таков второй из составляющих нас элементов, и повлиять на него мы также не можем.
 
3) Свойства, поддающиеся изменению посредством воздействия среды.
Сорт зерна не меняется, но его внешняя форма варьируется в зависимости от окружающей среды. Под воздействием внешних факторов оболочка сути трансформируется согласно заданным законам и претерпевает качественные изменения. Влияние окружающей среды приводит к тому, что дополнительные факторы придают сути новое качество. Для зерна такими факторами могут стать солнце, почва, удобрения, влажность, количество осадков и т.д. Что касается человека, то его внешнюю среду составляют родители, воспитатели, учителя, друзья, коллеги, книги, которые он читает, материалы, получаемые из СМИ, и т.п.
Таким образом, третий фактор – это законы, согласно которым среда воздействует на человека, трансформируя его поддающиеся изменению свойства.
 
4) Изменения самой окружающей среды. 
Среда, оказывающая влияние на рост пшеницы, сама подвержена воздействию внешних факторов. Например, засуха или наводнение способны привести к потере всех пшеничных посевов. Для человека четвертым фактором являются перемены в самой окружающей среде, меняющие форму ее воздействия на свойства, поддающиеся изменению.

Эти четыре фактора задают общее состояние любого объекта. Они определяют наш характер, образ мыслей, выводы, к которым мы приходим, даже наши желания и действия.

Человек не может изменить свой корень, свой генетический код, то есть, свою суть.

Человек не может изменить законы, которые управляют его сутью как таковой.

Человек не может изменить те законы, по которым внешние факторы воздействуют на его развитие.

Среду, в которой человек обитает и от которой полностью зависит, он может сменить на другую, более благоприятную для его продвижения к реализации цели своей жизни. Может, но не всегда хочет или не всегда это ему позволено. Но, всё-таки, может.
 
Иными словами, мы неспособны влиять на себя напрямую, поскольку не определяем собственную суть и законы, которые ею управляют.

Законы, по которым на нас воздействует среда, мы тоже изменить не в силах.

Однако мы всё-таки можем оказывать влияние на свою жизнь и судьбу путём улучшения окружающей среды. Единственный свободный выбор – это выбор правильного окружения.

Если мы вызовем изменения внешних условий и улучшим свое окружение, то скорректируем влияние среды на наши поддающиеся изменению свойства. И только так можем хоть как-то и в чём-то определять своё будущее.

Процесс развития напрямую зависит от взаимоотношений с окружающей средой. Если имеем возможность осознанно выбирать такое окружение, которое будет правильно влиять на желания, мысли и действия, будет создавать обстановку, подходящую для развития, то с его помощью и сможем добиться результатов своего развития.

Подытоживая всё сказанное о четырех факторах, формирующих человека, легко обнаружить источники, которые нами управляют. Их всего два: врожденные свойства и приобретённые свойства, то есть, перенимаемые от окружения.

Любопытно, что и наука пришла к аналогичным выводам. В 90-х годах обозначилась новая область исследований – генетика поведения. Дисциплина эта ищет связи между генами и личностными когнитивными поведенческими качествами людей: от гнева, авантюризма, стеснительности или насилия до полового влечения. И выводит такие результаты поиска: гены определяют примерно 50% свойств характера, тогда как остальные свойства зависят от окружения.

Поскольку мы неспособны изменять внутренние данные, то и следует обратиться к внешним параметрам, то есть, к своему окружению. Всё, что мы можем сделать, стремясь реализовать цель своей жизни, это выбрать хорошее окружение, которое будет подталкивать нас вперёд.

Тот, кто прилагает старания в выборе наилучшего окружения, удостаивается от него правильных мыслей. Благодаря окружению, он может реализовать заложенный в него потенциал.

Да, все так, всё кажется хорошо. Но...
"Мы выбираем, нас выбирают,
Как это часто не совпадает"...

Вкладываться придётся не только в выбор, но и в создание окружающей среды. Как? Только «возлюби ближнего как себя самого», потому что другие наши широко применяемые принципы, типа «разделяй и властвуй», «бей ближних, чтоб дальние боялись», – в этом «тяжёлом случае» не работают. 

Однако, для понимания и внедрения в жизнь этого принципа требуется высокий уровень осознания. А он есть у меня?

Люди - одновременно общественные и эгоистические существа. Ничто так ни важно для человека, как мнение окружающих о нём. Цель жизни многих людей состоит в том, чтобы снискать почёт и признание общества. Мы невольно подчиняемся абсолютной власти общественного мнения, и готовы отдать последние силы за уважение, почитание и славу. Вот почему социум может прививать своим членам различные ценности и формы поведения, пусть даже самые абстрактные. Общество выстраивает в нас даже критерии самоуважения. Иначе говоря, даже если никто не узнает о каком-либо нашем поступке, мы его ожидаемо совершим ради самоуважения.

Чтобы приступить к формированию нового правильного желания, устремлённого на заботу о благе ближнего и на объединение всех как частей единой системы, мы должны находиться в обществе, которое поддерживает подобные устремления. Если альтруизм будет в глазах окружающих высшей ценностью, это естественным образом обяжет каждого из нас следовать альтруистическим законам и включить их в систему личных приоритетов.

Где же взять такое идеальное общество? Ау!!!

И где же всё-таки свобода выбора? Мы пробежали по кругу, вернувшись в начало. А что пишут о начале Писания? «В начале сотворил Бог небо и землю»...


Рецензии