Новогодняя поездка к прабабушке. 2. Подсолнухи

      
      Минут через 10 приехала «Скорая помощь». Поставив укол, врач быстро привел Илону в чувство. Уходя, доктор посоветовал Илоне: отказаться от праздничного застолья, не волноваться, принять успокоительное  и постараться хорошенько выспаться.

      Илона вскоре уснула. Девчонок тоже уложили спать. Татьяна с Виктором пошли заносить вещи, оставленные в ограде. Василий вызвался помогать им.

      Баба Лена присела за стол. Подперев кулаком правую щеку, она мысленно обратилась к Богу: - Господи! Ты все ведаешь, все знаешь про нас, грешных. Огради моего внука Васеньку от нового потрясения. Сколько уже бед и неприятностей он перенес в жизни, сколько горьких минут и часов ему пришлось пережить. Что еще судьба приготовила ему, чтобы испытать на твердость духа?  Чувствую, неладное что-то происходит, а понять до конца не могу. Вразуми меня, Господи! Подскажи в чем  дело.

      Баба  Лена закрыла глаза и картины прожитой жизни, так и замелькали в ее сознании.В апреле 1953 года они с мужем сыграли свадьбу. Ей только что в январе исполнилось 17 лет. Ивану уже стукнуло 23.Взрослый мужик.Самостоятельный. Он – прораб. Она – доярка. Жили дружно, весело, счастливо. Вначале о детях не думали, а задумались, когда за 30 перевалило. Долго по врачам ездили, пока им  окончательный диагноз не поставили – бесплодие у обоих. Вот уж горе, так горе!

      Никому они о своем диагнозе не сказывали, но в деревне всюду  глаза и уши имеются. В одном конце чихнешь, с другого: « Будь здоров!» - слышится. Сарафанное радио круглые сутки работает. Такого насочиняют местные кумушки, что и сами порой забывают, где- ложь, а где- правда. Кто сочувствовал им, кто злорадно хихикал, кто злобился неизвестно за что на них из зависти, а кто-то и частушки ехидные сочинял, да на танцах распевал под гармошку:

                Наш Ванюшечка  - прораб! Жены своей, Еленки,  раб.
                День и ночь ей  верно служит, а она живет, не тУжит!

                Не стану горевать о том, что жену привез он в дом.
                Ленку Ванечка разлюбит, и со мною жить он будет!

                Жена у Вани, будто пава, на уме одни забавы.
                Ни дочурки, ни сынка!  Дал бы ей скорей пинка!

                Счастья с Ленкой не найдешь! Зря ты, Ваня, деток ждешь!
                Ну, какая она мать?! Все бы петь ей, да плясать!
               
        А они жили, как и прежде, любя, уважая, и жалея друг друга. Огород, домашнее хозяйство, работа спасали их от отчаяния. Вот тогда и пристрастились оба они участвовать в кружках художественной самодеятельности в сельском клубе.

       И судьба смилостивилась над ними. В 1980 году из села Сагайское переехала в Моторское семья молодоженов Зорькиных, их дальних родственников. Дарья устроилась уборщицей в аптеку, а Петр сторожем в среднюю школу. Вечера и праздники всегда стали проводить вместе.

       12 июня 1981 года в семье Зорькиных родился сынок Васютка. Такой славный темноглазый и черноволосый малец. Весь в мамку свою уродился. Знать счастливым будет.

       Отец  его - Зорькин Петр Игнатьевич, как настоящий русич, был рыжеват, со светло-голубыми ясными глазами, рыжеватыми густыми бровями , пышными усами и с конопушками на лице.

       Мамка Василька, Дарья Валерьевна, была чистокровной красавицей хакаской. Большие,слегка раскосые, темно-коричневые глаза - смородинки-моховушки. Полные красные, чувственные губы. Густые, черные, словно вОроново крыло, пышные, длинные до колен волосы, заплетенные в тугие косы. На голове всегда цветастый полушерстяной платок с кистями, спереди надвинутый до бровей, а сзади узлом завязанный чуть пониже макушки.

       А как она пела  свои народные хакасские песни на концертах!  Зрители просто млели от мелодичного необыкновенного звучания ее голоса . В ее пении слышались звонкие трели жаворонка в полуденном небе, шелест опавших осенних листьев, плеск речной волны, крики чаек, нежное звучание ветра в ковыльной степи. И сама она в эти минуты походила на дивную восточную красавицу, сошедшую, словно бы прямо с экрана, из сказочного фильма.

       Петр не верил выпавшему ему счастью. И хозяйка отличная. И жена послушная. И любящая, заботливая мать. Да, видать, кому-то сильно не по нутру было видеть счастье семьи Зорькиных. Вот и сглазили их судьбу завистники, повернули жизнь в другое русло…

       И затряслись от сдерживаемых рыданий худенькие старческие плечики Елены Николаевны. И затрясла она седенькой головой, словно отгоняя от себя горькие воспоминания.
 
       А во дворе уже почти всю поклажу снесли и сложили аккуратно в просторную летнюю кухню. Осталось у ворот  стоять только несколько целлофановых пакетов. Один пакет разорвался нечаянно, и прямо на снег из него вывалились разноцветные шапочки, варежки, шарфики да узорчатый полушалок с кистями.

        У Василия даже дыхание перехватило. Перед глазами тут же возник образ его любимой матери. Похожий платок был на ней, когда они с отцом уходили вечером искать корову.

      Этот вечер 31 июля 1993 года ему не забыть никогда. 12-летний пацан, он стеснялся друзей, когда мать кликала его вечерами: « Мой вороненочек, иди домой, ужин уже на столе».
 
      В Моторском только маленьких детей принято было называть: «Мой груздочек. Моя беляночка. Мое солнышко. Моя ромашечка». На все село только он один  слыл  вороненочком. Это вызывало смех у его друзей. Ему было обидно и хотелось, чтобы его, как и всех, называли груздочком.

      Мать подозвала его к себе и быстро проговорила: « Знаешь, вороненочек,  наша корова Апрелька сбежала из стада и не вернулась домой. Возможно, она  пасется  в леску  у болота. Мы с отцом пойдем ее искать. Домой вернемся очень поздно. Лучше иди сразу к бабе Лене и деду Ване спать, а утром мы тебя заберем».

       Дарья  хотела приобнять и поцеловать сыночка, но он ловко увернулся: " Я не маленький, мама. Хватит меня целовать», и побежал к друзьям. Ночевал он у  Чепрасовых в ту ночь.

       Проснулся  Вася поздно. Родители еще не вернулись. Не вернулись они и к обеду. В их дворе жалобно выла дворняга Узнайка. Соседи закрестились: « Ох, не к добру собака воет!»

      К вечеру несколько мужиков во главе с участковым милиционером отправились на поиски пропавших Зорькиных к болоту, внимательно осматривая окрестности по пути.

      Шкуру, копыта, крупные кости и голову коровы, облепленных густым  роем  больших черных навозных мух и всевозможных насекомых, нашли недалеко от села в густом березняке. Чуть подальше в чащобе лежали убитые Петр с Дарьей.

       Как и в жизни, они лежали рядышком, глядя друг другу в глаза  и взявшись за руки.

        У мужиков скулы свело судорогой от сдерживаемых рыданий. На что уж участковый  не привык проявлять эмоции при исполнении служебных обязанностей,  и тот на минуту, тяжело вздохнув,прикрыл глаза широкой ладонью, а затем шумно высморкался, заматерился  и произнес, грозя кому-то в лесу: «Ну, все, падлы! Отбегались!  Гадом  буду, пока не изловлю вас».

       Завели уголовное дело. Убийцы были пойманы через 4 дня. Ими оказались пятеро заключенных, сбежавших из Минусинской тюрьмы.

        По их показаниям, они разделывали мясо убитой коровы, когда Зорькины неожиданно подбежали к ним с упреками: « Мужики, что же вы делаете? Ведь это наша кормилица! Как нам теперь жить?!» Не говоря ни слова,  двое заключенных метнули в них свои ножи прямо в сердце…

       В память о матери и отце у Василия даже не осталось ни одной фотографии. Вместо фотографии  в  книжном шкафу на отдельной полочке  стоит старинное  фарфоровое блюдце с изображением яркого оранжевого подсолнуха с  надписью: "Солнце мое! Иду за тобой!»

       Это блюдце всегда стояло на столе у родителей с кусочками сахара к чаю.
Родители пили чай, улыбались, глядя на подсолнух, и подмигивали друг другу, словно заговорщики.  А глаза их, как солнышки, сияли и излучали тепло.

      Бабушка Лена потом объяснила ему, что подсолнух  во все времена  считался у людей эмблемой верной любви. Как головка подсолнуха постоянно следует за  солнцем, так  и влюбленные  всегда тянутся друг к другу.

       После трагической гибели родителей  Вася долго не мог прийти в себя:  занедужил,потерял аппетит, забросил все игры с друзьями, тихо сидел у  Чепрасовых в спальне, думая,как ему жить дальше без отца и матери. В детский дом ему не хотелось ехать в Каратуз.
 
       На 40 день после гибели родителей Васе приснился удивительный  сон.
Теплое летнее утро. Родители с ним на велосипедах едут за 15 километров  в  деревню Ширыштык  рыбачить на  Амыл, левый приток  Тубы. В лесу звонко щебечут птицы, жужжат пчелы и надоедливые комары, стрекочут кузнечики. Поляна около берега густо  поросла высокими цветущими подсолнухами. Все их желто-оранжевые головки с коричневой сердцевиной повернуты к утреннему солнышку. На каждой шляпке сидят мохнатенькие пчелы,собирая сладкий ароматный нектар.

      Родители развели  костер и готовят, из пойманных пескарей и ельцов, наваристую вкусную уху.Папа подкидывает ветки в костер. Мама, негромко  напевая свою любимую песню, подает «своему вороненочку»  уху в хакасской пиале.
 
      Вася ест уху, а мать с отцом, погладив  его по голове, по воде, словно по невидимой дорожке, уходят от него на другой берег. Он собирается бежать за ними,  чтобы догнать и вернуть  их.

       Вдруг,  из  зарослей подсолнухов  появляются баба Лена и деда Ваня и говорят ему:  «Останься с нами, Василек. Как мы будем жить без  тебя?  Ты – наш внук теперь. Мы – одна семья. Не уходи! Время твое  уходить  пока не пришло. У тебя еще много дел на земле».

      Поскольку деда Ваня еще тогда работал, отдел опеки и попечительства несовершеннолетних разрешил ему и бабе Лене взять Василия под опеку.

     После окончания в 1999 году  Моторской  средней школы, Василий  выучился в Абакане в университете на юриста заочно. В апреле 2003 года сыграли золотую свадьбу деда Вани и бабы Лены прямо в клубе. А через 2 месяца и Василий женился на Илоне.

      Деда Ваня после золотой свадьбы, словно иголку проглотил. Долго болел. Дождался рождения правнучек в марте 2004 года и через месяц тихо скончался, сказав на прощание: «Все свое на земле я выполнил. Пора и в путь домой на небо собираться. Простите меня, если кого ненароком обидел. А я всех давно уже простил. Оставайтесь с миром на земле. Не поминайте лихом.

      Уверен! Там на небе меня ждут твои родители, Василий. Я  расскажу им, какой замечательный сын у них вырос, какая жена у него красавица и не забуду упомянуть о крохотульках, Милане и Майе. Пусть они твоему счастью, Василий, порадуются».

   После  смерти Ивана  Егоровича  к бабе Лене  перешла жить его сестра Татьяна.

   Продолжение следует:  http://proza.ru/2016/04/04/1388




      
 


Рецензии
Галина, какая трагедия. Вася остался сиротой, и добрые бабушка Лена и дедушка Ваня
заменили ему родителей.
В целом глава интересная, жизненная и поучительная.
С симпатией.

Владимир Чугай   27.10.2022 19:46     Заявить о нарушении
Эти 90-е годы, Владимир, были тогда страшными. Я тогда работала в отделе опеки и попечительства несовершеннолетних. Сердце и душа разрывались от боли и жалости, когда узнавала о трагедиях детей, потерявших родителей.Слава Богу, что всегда находились сердобольные люди, бравшие на воспитание таких детей.
С благодарностью. Галина.

Галина Гостева   28.10.2022 16:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.