Бхагавад-гита всем. обзор. диалог. часть 19. прило

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ОБЗОР. ДИАЛОГ. ЧАСТЬ 19. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

http://yasbogom.ru/article.php?articleId=24&chapterId=27

На приведенной ссылке рекомендуется находить  ту или иную главу и соответствующий стих, который указан в тексте.



Ученик.

Скажи, о, Великий, почему Бог Кришна объясняет Арджуне, как достичь Тебя, на примере материальных объектов? Ст.4-11 гл. 7.

БОГ:

Следует знать, что Партха, Арджуна, жил в тот период, когда знания о Боге носили исключительно прикладной характер. Т.е. человек  еще был недостаточно разумен и более полагался  и в религии на свои чувства – зрение, слух, обоняние, вкус. Он еще не мог, если говорить о каждом, а не об единицах, йогах, углубиться в себя и через работу энергий в нем увидеть присутствие Бога, осознать существование Бога. Отсюда, ведь, и жертвоприношения, сильные эмоциональные переживания, развивающие религиозность на основе чувств – ритуалы, убийство животных, вкус, запах, действие всех чувств, музыка, пение. Более сложные пути требуют  то, к чему не всякий человек готов и не всякий изыщет столько времени и Бог не даст, ибо надо заслужить многими аскезами, а им у каждого свое время. Человек должен был знать Бога непременно, ибо это и есть цель его жизни в материальном мире и при тех условиях, которые ему будет каждому обеспечивать Бог. Тогда интеллект человека был значительно слабее, чем на данный период, начало третьего тысячелетия, оно же первое тысячелетие правления Бога Кришны на всей Земле. Интеллект - это как бы общий уровень сознания людей, который не говорит об их религиозности, но говорит о готовности воспринимать в целом достаточно сложные религиозные знания на более энергетическом, духовном уровне, когда и на материальном уровне человек уже углубляется в себя и начинает видеть присутствие  энергий Бога и задумываться о них, но каждый в свое время. Тогда человеку это было рано понимать и связывать с присутствием в себе Бога в религиозном смысле. Поэтому в данной гл. 7 Бог преимущественно привлекает внимание Арджуны к вещам более материальным, понятным, но также абсолютным, но более слабого уровня, через них давая понимание о Боге, через пока этот путь усиливая и поддерживая веру. По сути, Бог дает Арджуне духовные азы, как те ступени, которые не перешагнуть и не проигнорировать. Ведь, главное в религии, в праведном пути человека – не грешить. Для этого необходимо очищение. Очищение само собой не происходит. Необходимо, чтобы человек всегда осознавал, что он находится перед Лицом Бога. Поэтому надо всегда помнить о Боге. Это – мало, но это уже основание для Бога вести такого человека в необходимом направлении и как бы с его согласия управлять им  в его деяниях, просто напоминая, что то или это грех, недопустимо, наказуемо. Таким образом, главное – всегда думать о Боге. Это может каждый человек, склонный к религиозному пути и мышлению, это привлекательно, не сложно, не обременяет и ленивого, кажется, ничему не препятствует и ничто не препятствует. Но как думать о Боге? Для этого Бог указывает те, понятные для человека направления, которые ему по силам ума, по ступени развития и интеллекта, что может  делать почти каждый и этот путь может охватить хорошее большинство, причем, наглядно, без внутреннего особого сомнения или сопротивления, ибо не все религиозные вещи человек может принять, даже с ними согласившись. Нужны качества и духовная практика. А здесь – просто принять и смотреть в эту сторону. Это ст. 4,5,6,7,8,9,10,11,12 гл. 7. В этих стихах  Бог Говорит о тех видах энергии, которые изначально есть более материальные, включая живые существа, поскольку, имея низкое материальное сознание, направленное преимущественно на материальный мир и материальные отношения, они в Боге все же считаются отнюдь не высшей энергией, но которая Волею Бога будет развиваться до уровня более высокой или одухотворяться, но и она никогда не достигнет состояния Высшей Божественной энергии. Но для того уровня развития человека ему следовало дать понимание о себе более высокое, т.к. иначе живое существо, человек, может принять себя за материю, а потому считать свою материальную привязанность обоснованной, тем ограничивая свое духовное развитие, что недопустимо.

Но, тем не менее, человек должен знать относительно себя, что он есть не материя, а, прежде всего, душа, т.е. энергия Бога. Но когда эта душа облачена в тело, когда она мыслит преимущественно на уровне тела, тогда она есть, хоть и считается живым существом, низшей энергией Бога, направляемой Богом на духовное развитие. Но это духовное развитие, как и материальное, непременно управляется Богом. А Бог, направляя к Себе, выводя на более высокую духовную ступень, требует мыслить о Себе и притом мыслить так, чтобы душа могла видеть, воспринимать Бога хотя бы через Его грубые или материальные энергии. Но что же еще следует человеку понять?  Только то, что Бог постигается не только через органы чувств и здесь мыслительный процесс. Не только, скажем, так, что  человек пьет воду и может себе сказать, что вкус воды есть Тело Бога или энергия Бога. Также, улавливая аромат цветов, человек может это связывать с Богом, также, видя луну, вспоминать, что свет солнца и луны от Бога. Также, человек может эти знания легко  расширять, начиная постепенно видеть Бога везде, во всем, во всех материальных проявлениях на Земле. Так организованный, благодаря ст. 4-12 гл. 7  ум, будет постоянно напоминать человеку о Боге, делая ум привязанным к Богу. Но что это может дать человеку в итоге? Сосредоточенность на Боге и привязанность все же к пониманию присутствия везде Бога через материальные объекты и даже поклонение им, также привязанность к своим материальным чувствам. Поэтому такое восприятие мира хоть и есть прогресс и очищает человека, ибо постоянно напоминает ему своими средствами о Боге и то, что человек всегда находится перед Лицом Бога и старается не грешить, контролируя себя постоянно, но такого рода памятование само по себе недостаточно никак, ибо памятуя о Боге, нельзя поклоняться предметам, воде, луне, солнцу… Непременно требуется и духовная практика, направляющая только на Бога, на что также указывает Бог Кришна в ст. 1 гл. 7.

Несомненно, говоря о йоге, как связующем процессе,  Бог имеет ввиду только и однозначно преданное служение Богу Кришне. Также надо понимать, что этот путь постижения Бога более всеобъемлющий, ибо включает в себя не только медитацию на Бога через процессы и предметы материального мира, но и дает человеку именно духовную связь с Богом, выводя к Богу через осознание себя частицей Бога, неотделимой и условно отделенной, а также выводит на контакт с Богом через посвящение Богу любой своей деятельности, тем ее одухотворяя, и так она, эта частица, живое существо начинает путь не привязанности или отрешенности от материального мира и здесь отношений. Путь преданного служения Богу Кришне есть из всех самый прямой и необратимый путь к Богу. Но и то, что Говорит Бог в ст. 4-11 гл. 7, крайне важно знать. Однако, не следует сказанное Богом понимать буквально. Все есть только энергия Бога, причем низшая, не одухотворенная, ей не следует поклоняться, а только Тому, от Кого все изначально исходит. Также, познать Бога в своей мере можно только предавшись Богу. Есть осознанное и неосознанное предание себя Богу. Неосознанное есть подготовка к осознанному. Неосознанно люди полагаются на Бога вследствие того, что так в судьбе ведет Бог, ставит в непростые жизненные ситуации и вынуждает человека положиться на Волю Бога. Такая практика в материальном мире есть, и она, непременно,  бывает в жизни каждого верующего и не верующего. Но у преданных происходит абсолютно осознанное предание себя Богу и только вследствие развитых духовных качеств, духовного опыта и практики и непременно вследствие преданного служения и поклонения Богу Кришне. Добровольно, как преданный, материальный человек предаться Богу не может, поскольку у него нет необходимых совершенных знаний. Но и Сам Бог так предаться не позволит, но ведет так, чтобы принудить, когда все пути выхода из ситуации перекрыты и остается только уповать на Бога. Таковы первые уроки, помогающие начинать себя вручать Богу и смотреть, как Бог помогает. Но именно этот процесс дает человеку осознать в большой степени Личность Бога, поскольку человек, проходя через страдания, как бы говорит Богу: «Помоги мне, о, Всевышний. Я не знаю, что мне делать и придаюсь твоей Воле». В итоге он видит, как Бог начинает решать его проблемы через других людей, сам мыслительный процесс, ситуации, время и начинает видеть, что Бог его слышит, что Бог ему действительно помогает, направляет, дает  из разных источников советы, дает терпение, понимание, смирение. Это дает человеку чувство того, что он приблизился к Богу, начинает чувствовать Милосердие Бога, Божественные качества через все события в своей судьбе, видит, как Бог осторожно ведет, как поддерживает, когда страдаешь, как шлет помощь, надежду, как помогает решать жизненные вопросы и временем, давая более слабую утихающую боль и удаляя ее. Таким образом, человек начинает чувствовать Бога в своей судьбе постоянно, видит некоторые  как бы личностные отношения с Богом и начинает их видеть у других людей в их судьбах, иногда не осознанные. И если есть необходимость, им на это указывает на их личных событиях, переживаниях и исходах. Войдя в это состояние осознания постоянного присутствия Бога в своей жизни, человек уже не может из этого выйти, ибо там – ожидает иллюзорная энергия Бога, направляющая стрелки на материальный мир и здесь отношения. Это не истина и становится крайне неприемлемой, но Только Бог и Воля Бога, и Милость Бога. Таким образом, мысль о Боге становится жизненной потребностью и крайней необходимостью. Человек становится преданным Богу, абсолютно зависимым от Бога, признающим это, черпающем в этом наслаждение и уже не желает без Бога мыслить, выбирать, желать, устремляться или даже помогать и советовать, говоря себе, что его желания неотъемлемы от Бога и совпадают с Волей Бога, что делает любые препятствия преодолимыми или терпимыми.

Ученик.

Но как долго человек идет к этому пониманию?

БОГ:

Постижение Бога есть достаточно долгий и непростой процесс. На самом деле это путь развития духовных качеств, преодоления невежества через изучение Святых Писаний и непременно очень обширная духовная и материальная практика. Все только под управлением Бога и доли активности человека при росте его духовного самосознания. Человек  не всегда точно может знать, на какой ступени духовной реализации он находится в тот или  иной отрезок своего существования. Для того, чтобы человек мог правильно понимать свой путь и более-менее точно в нем ориентироваться, ему крайне необходимо быть независимым от гунн природы материального мира, иллюзорных энергий Бога, которые имеют свойство вовлекать человека в материальные игры и роли, таким образом делая его зависимым от материальных отношений в материальном мире и принимающим его условности. Поэтому Бог обращает внимание Аоджуны на три гунны материальной природы, на их непременное воздействие в условиях материального существования. Именно вследствие влияния этих гунн человек никогда не может правильно воспринимать окружающий его материальный мир, а потому не видит за всем стоящего и всем Управляющего Бога. Поэтому, непременно следует быть независимым от гунн природы. В противном случае приблизиться к Богу невозможно. Об этом Бог Говорит в ст. 12-14 гл. 7. И здесь же Бог Кришна наставляет, что освободиться от этих трех гунн природы, всегда сопровождающих материальное творение, можно только в результате преданного служения.

О том, кто именно не может предаться Богу, а потому зависим от гунн природы, сказано в ст. 15 гл.7. Однако, здесь следует пояснить. У Бога нет низших, совсем не угодных Богу живых существ, ибо никто сам не может управлять  своим развитием. Всех ведет только Бог. Но каждый начинает свой путь уже в человеческом теле строго в свое время и поэтому каждый находится только на своей ступени развития. Но когда человек имеет небольшое число человеческих воплощений, он, считается, еще не развил опытом материальной жизни те качества, которые необходимы для служения Богу Кришне. Ему еще предстоит и дальше путь рождений и смертей, но уже в человеческом теле. Но на низших ступенях такие люди проявляют себя, как глупцы, злодеи, как глубоко невежественные люди, полностью зависимые от иллюзорных энергий Бога, а потому считающие себя теми, кто независим, является создающим и распоряжающимся, кто полностью рассчитывает на себя и считает себя причиной. Такие люди проявляют в основном низшие демонические качества. Но надо понимать, что никто на низших ступенях развития долго не задерживается, поскольку Бог ведет каждого человека и Знает, какими средствами следует его поднимать вверх. Но до определенного периода такие люди не могут вовлекаться в преданное служение, и это их естественный путь, где каждый ведом  Богом, проходит через материальную практику, свои Урока и Наставления и, таким образом, развивает те качества, которые в свое время и приведут через религиозный путь к преданному служению Богу Кришне в материальном мире непременно.

Но, а какие люди подходят для преданного служения, об этом Бог Говорит Арджуне в ст. 16 гл. 7. Но следует понимать, что такое разделение людей было дано Богом для того, чтобы человек мог надеяться всегда на то, что он непременно в свое время может быть вовлечен в преданное служение Богу. Дело в том, что порою некоторые, исходя из рода деятельности человека, могли думать, что именно вот такие люди вряд ли смогу угодить Богу. Своими Словами в ст. 16 гл. 7 Бог однозначно указал, что на такой почве разграничений нет. К Богу могут идти и многострадальные, и ищущие истину, и те, кто желает обогащения, и те, кто изучает Святые Писания. На самом деле, чем бы человек не занимался, как бы его не вела судьба, в любом случает только Бог Знает его истинное положение перед Богом и потому решает вопрос относительно того, следует или не следует вовлекать человека в преданное служение теперь. Также, следует понимать, что каждый человек и сам не может доподлинно знать свои качества и свои склонности. Поэтому никогда не следует за другого решать, достоин ли он служить Богу Кришне или нет. Однако, также следует знать, что из всех людей, перечисленных в ст. 16 гл. 7 , выше те, кто изучает Святые Писания. Этот путь невозможно не выделить, поскольку именно так идущий человек начинает практиковать преданное служение, поскольку невозможно, изучая Святые Писания, не  получить внутри себя от Бога устремление к определенному виду духовной практики, которая постоянно раздвигает свои границы, ведя человека по пути добродетели, аскетизма, поклонения Богу Кришне, что становится для человека образом жизни. Без совершенных духовных знаний человек как бы тормозит в своем развитии, впадает в сомнения, нерешителен, постоянно чувствует потребность в ясности пути, в активности, не зная, на что направить свои усилия, что в итоге и не всегда сразу приводит опять же к Святым Писаниям. Также те, кто уже идут по пути преданного служения, эти люди, поклоняющиеся Богу Кришне, посвящающие Ему плоды любой своей деятельности, такие люди также достигнут Бога. Также следует понимать, что все эти люди, несомненно, после многих и многих рождений в итоге достигают Бога Кришну и идут к своему изначальному положению. Но каждый, непременно, прежде, чем оставить колесо сансары, проходит немалый путь материального и духовного развития в материальном мире, каждого индивидуально ведет Сам Бог Кришна, и каждый непременно в итоге достигает те качества, которые угодны Богу.

Таким образом, постижение Бога в материальном мире – путь долгий, путь духовного и материального развития, путь непременно преданного служения. Нет человека, который бы через это не прошел. Чем бы человек ни занимался, как бы себя не проявлял, он всегда находится перед Богом, всегда управляем Богом. Только Бог Знает его истинную ступень развития, его потенциал и Знает, как и какими средствами и куда его вести. Только Бог поднимает человека по ступеням собственного развития, постепенно развивая те качества, которые угодны Богу и подходят для преданного служения. Вот об этом  и гл. 7. Но если человек не готов к преданному служению, то это говорит только о том, что ему еще необходимо пройти  ту материальную практику и те Божественные Уроки и Наставления Бога через материальные игры и роли, которые и разовьют в нем необходимые качества через последствия греховной деятельности и так будут поднимать по ступеням духовного и материального развития.

Ученик.

Почему человек не может сам управлять своим развитием? Что ему надо понимать, чтобы он начинал сотрудничать с Богом в своем пути материального и духовного развития?

БОГ:

Этот вопрос не столь и прост, и далеко не каждый может дать на него достаточно правильный ответ. И тем не менее. Ответ  такой. Человек слишком малая частица Бога, чтобы обладать такими свойствами, позволяющими полностью управлять своим собственным развитием. Ведь, необходимо полностью знать все свои рождения, знать, что имел ввиду Бог, давая человеку тот или иной путь в материальном мире, какие были у Бога цели и Планы на человека. Необходимо знать также и те средства, которыми надо развивать себя. Эти средства должны иметь три основных направления. Это природа, другие живые существа и свое собственное тело. Все это необходимо выстраивать в отношения, в состояния, в природные явления, в животный мир, всем этим, значит, надо уметь управлять. Также надо знать, как влиять на человека через его чувства, как, через какие энергии он должен пройти, в какую меру, чтобы в нем развилось то или иное качество. Надо уметь выстраивать ситуации, вовлекать себя и других в те или иные игры и роли, надо вовремя остановить гнев или дать человеку терпение, или сделать его сосредоточенным, дать или убрать зависть, научить аскетизму и контролю ума, чувств, желаний… Все это должно быть человеку по силам, все это должно иметь и основу – великий духовный и материальный опыт… Не счесть, сколько надо знать человеку, чтобы управлять собою, чтобы вести самого себя и при этом состыковаться с судьбами других людей, а значит, надо все знать и о других людях, знать все о природе, о всех возможных стихиях, ими управлять, уметь поднимать ураганы и штормить океаны и моря, надо сохранять сушу и воду, воду наполнить живыми существами, как и воздух, как и землю. Необходимо позаботиться о планетах, о  спутниках, о светилах,  все это увязать в единый работающий организм, имеющий свои законы, незыблемые и имеющие  великую поддержку… Все это, чтобы человек жил, выжил, развивался… Поэтому речи не может быть о том, чтобы человек дал себе все и сам себя развивал. Он не Создатель. Он полностью подчиненное живое существо и не может ничего предпринять сам. Его главная задача в материальном мире, это идти по тому пути, который указывает Бог. А путь этот, прежде всего, есть  Божественный выбор, то, что непременно должно через опыт материальной жизни и через духовную практику вывести человека на уровень сотрудничества с Богом, осознанного, опирающегося только на Слово Бога, на Святые Писания, на Волю и План Бога.  А этот путь дается только Богом от начала до конца на Земле и не имеет границ на духовном плане. Поэтому надо понимать, что не он, не от него, не он создающий и распоряжающийся, что он полностью подчинен Богу, Тому, Кто есть изначально Причина всего движущегося и неподвижного, видимого и невидимого. Однако и к Богу Кришне сразу прийти невозможно. На материальных ступенях развития человек еще не может полностью понимать, почему с ним происходит то или иное событие. Некоторые иногда полагают, что некие Высшие Силы влияют на судьбу, не понимая, или не осознавая присутствие Самого Бога. В таком случае, находясь на такой ступени развития,  чтобы обеспечить себе успех в работе или многих других делах, чтобы помочь себе или избежать страдания, они поклоняются или духам, или полубогам, или умершим предкам, принося им жертвоприношения. Такой путь также непременно дает Сам Бог, как и веру, как и ритуалы поклонения. Надо понимать, что на самом деле в материальном мире человеком может управлять только Бог. Но если человек стоит на низкой ступени своего духовного развития, то поклонение Богу Кришне невозможно. В этом случае Бог дает веру более низкого уровня. Но надо также знать, что все жертвоприношения принимает и распоряжается ими только Бог. Но человек это на своей ступени знать не может. Именно об этом  и Говорит Бог в ст.21 гл. 7.

Однако, какую бы веру Бог не давал человеку, необходимо, чтобы человек непременно жертвовал, поскольку это извечное требование Бога к человеку непременное условие его успеха  с тем, чтобы человек платил за то, что ему дает Бог. Человек должен знать чувство благодарности к Тому, Кто ему дает, Кто обеспечивает успех, Кто охраняет. Это крайне необходимо. Без этого, без жертвоприношения, не будет ничего. Это то, что устанавливает связь с Богом, что всегда помогает человеку надеяться на Бога и таким образом входить с Ним в контакт и получать плоды такой деятельности. Также, Бог Кришна предупреждает, что не следует поклоняться другим живым существам. Но здесь следует также отметить, что те, кто поклоняется Богу Кришне, идут без сомнения к Богу Кришне, но те, кто поклоняется духам и приведениям, как и полубогам, они продолжают свой путь в колесе сансары до тех пор, пока не разовьют те совершенные духовные качества, которые и направят к Богу Кришне. Понятно, что никто не идет к духам и полубогам. Но так было сказано для тех людей времен Арджуны, которым так мыслить и понимать на тот период так полагалось. Таким образом,  в ст. 21-23 Бог Кришна Говорит о тех людях, которые еще не знают Бога Кришну, как и не знают, от кого все исходит. Но для таких людей Бог скрыт иллюзорными энергиями. Они также не могут знать о качествах Бога, поскольку для них эти знания еще сокрыты, о чем сказано в ст. 24-26 гл. 7. Т.о. Бог утверждает, что все люди как бы делятся на два типа. Одни  подвержены иллюзии и идут по пути рождений и смертей и другие, которые не зависят от гунн материальной природы и которые служат Богу Кришне. Об этом в заключение гл. 7 сказано в ст. 27-28. И снова Бог Кришна повторяет, что разумные люди, которые ищут убежище в Боге Кришне, они достигают Бога, сливаясь с Ним. Но и здесь допускается неточность, и на это человеку следует обратить внимание. Невозможно на самом деле достичь Бога, но достичь совершенные качества в свою меру, служить Богу, предаться Богу вполне возможно. Таким образом, в данной главе 7 Бог Говорит о том, при каких условиях возможно достижение Бога, что значит достичь Бога и как это происходит с людьми. Также сказано о том, на сколько Бог позволяет Себе поклоняться, от чего это зависит, как зависит от уровня сознания людей и зависит ли это от того, как зависит человек от гунн материальной природы. Человек, который непременно стремится достичь Бога должен прежде всего служить Богу Кришне, быть добродетельным, развивая и проявляя качества, угодные Богу. Об этом сказано в гл. 17. Однако, следует также понимать, что никогда Бог не скажет человеку, что для него преданное служение невозможно, ибо и преданное служение знает свои ступени развития. Но все же  и в начале пути к Богу необходимы качества и уровень этих качеств знает и видит в каждом только Бог.


Рецензии
Кто не ищет - тот не находит.
Путь к Богу бесконечен, но этим Бог и наградил души.
Искреннее желание понять свою истинную суть, настойчивость и знание нужной теории может привести к Богоосознанию в течение одной жизни.
Да обретут все достойные Абсолютную Истину!

Двойной Дракон Огдоадор Младший   20.01.2016 23:15     Заявить о нарушении