08 03 000 Ад и рай

Есть некие "традиционные" представления об аде и рае. Традиционно выделяют несколько "кругов ада".

Википедия:
"Ад - место, где отбывают наказание грешники.
В аду грешники страдают, мучаются.
Ниже можно увидеть, с какими грехами люди попадают в тот или иной круг:
В "Божественной комедии" Данте Алигьери представляет ад, у которого 9 кругов (последние круги ещё делятся на пояса), и чем ниже круг, тем грехи, совершённые при жизни человеком, серьезнее. Основных кругов 7, потому и говорят «Семь кругов ада».
Чем ниже круг, тем грешники в нем серьезнее. Их грехи более тяжелые.
Седьмой, восьмой и девятый круг еще подразделяются на отдельные части.
Перед входом в Ад помещаются жалкие души, которые при жизни не делали ни зла, ни добра.

I круг Ада – некрещеные младенцы, добродетельные нехристиане
II – сладострастники
III – гурманы, обжоры, чревоугодники
IV – скопидомы и расточители
V – ленивые и гневные
VI – лжеучители
VII – тираны, разбойники, самоубийцы, игроки и моты, содомиты
VIII – обольстители, льстецы, прорицатели, гадалки, взяточники, лицемеры, воры.
IX – обманувшие тех, кто им доверился.

Модель Ада Данте такая же, как у Аристотеля, у которого
в 1 круге – грехи невоздержанности
во 2 – грехи насилия
в 3 – грехи обмана.

Данте в произведении во 2-5 круг "поместил" невоздержанных
в 7 круг - насильников
в 8 круг - обманщиков
в 9 круг - предателей

Чем больше грех связан с духовным падением человека - тем он более непростителен и наоборот, чем материальнее грех, тем он простительнее. В католицизме самый страшный 9-9 - нижний круг КАИНА, в котором находятся те, кто посягнул на жизнь ближнего.

А некоторые считают, что кругов ада всего 12 или даже 14.

Поговорка: "Пройти семь кругов ада" - связана с христианским учением, согласно которому, чтобы у грешной души был шанс попасть в рай, нужно пройти семь кругов ада, в которых очиститься от накопившихся за жизнь грехов. И степень мучений при прохождении этих кругов будет сопоставима с величиной греха".

Но и раввинское средневековое описание ада как Геены огненной, хоть и не является каноническим, но зато описывается весьма красочно :) Живенько так, в подробностях. Причем адские пытки соответствуют земным грехам. "Некоторые грешники были повешены за ресницы, некоторые за уши, другие за руки, иные за языки. Вдобавок к этому женщины были подвешены за волосы и груди огненными цепями. Такие кары назначались на основе совершенных грехов: те, кто подвешен за глаза, с похотью смотрели на жен и имущество соседа; те, кто подвешен за уши, слушали пустые и хвастливые речи и не внимали Торе; те, кто подвешен за языки, изрекали глупость и клевету; те, кто подвешен за волосы, грабили и убивали соседей. Женщины, подвешенные за волосы и груди, открывали их перед молодыми людьми, чтобы соблазнить их".

Но и кроме кругов ада выделяют несколько "небес" рая. В соответствии с "уровнем святости", наверное :)

"Семь небес
 Исламское предание повествует о вознесении Мухаммада к трону Аллаха через семь небес:

1 небо Адама
2 небо Иисуса и , по некоторым данным Яхьи
3 небо Юсуфа
4 небо Аарона
5 небо Идриса
6 небо Моисея
7 небо Авраама, где находится Бейт аль-Мамур и Лотос крайнего предела
Расстояние между небесами равно 500 лет.

Пространство и координаты
Рай, «ширина которого равна ширине неба и земли» (Коран, 57:21)
Исламское предание повествует о вознесении Мухаммада к Трону Аллаха через семь небес, расстояние между которыми составляет 500 лет. «Рай имеет сто ступеней, между которыми есть расстояние в сто лет» (Тирмизи, Джаннат 4 2531)
«Поистине, есть в раю шатёр (сделанный) из полой жемчужины, ширина которого равна шестидесяти милям. В каждом из его углов находятся (женщины), которые не видят тех, что находятся в других углах, и которых будут посещать верующие. И есть два сада, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из серебра, и два (других) сада…и ничто, кроме накидки величия, что будет покрывать собой лик Господа, не помешает людям, которые окажутся в райском саду, взирать на Него» (аль-Бухари 4879, 4880).

Цветовая гамма
Цвета: зеленый, серебряный, золотой.
Согласно хадису Ибн Сада, «рай создан из серебряных кирпичей и золотых кирпичей, на которых будет ароматный мускус. Там будет галька из жемчуга и яхонта» (Тирмизи, Джаннат 2, 2528).
«Праведник будет одет в зелёный шёлк, атлас, парчу и золото и лежать на коврах с зелёными подушками в особых шатрах гигантской величины, сделанные из яхонта, жемчуга и других камней» (Коран, 18:31; Тирмизи, Джаннат 23, 2565).
«Они облачены в зеленые одеяния из атласа и парчи, на них ожерелья серебряные, и напоил их Господь напитком чистым» (Коран, 76:21).

Число:
Небес - 7
Ступеней - 100
Врата - 8
Расстояние между небесами - 500 лет

Участники: верующие мусульмане (мужчины и женщины), гурии, прислуживающие юноши.
«Верующие спасутся от огня и будут задержаны на мосту, перекинутом между раем и адом, где обиженные смогут воздать равным своим обидчикам за то, что они претерпели от них в мире этом» (аль-Бухари)
 «Войдите в Рай, вы и ваши жены, будьте ублажены!» (Коран, 43:70)
«Первая группа тех, кто войдет в Рай, будет подобна луне в ночь полнолуния. Они не будут плеваться, сморкаться и испражняться. Их сосуды будут из золота, расчески - из золота и серебра, кадила - из ладана, а вместо пота у них [будет выделяться] мускус. У каждого из них будут две жены, настолько прекрасные, что через их тела можно увидеть костный мозг их голеней» (аль-Бухари 6/318, Муслим 2834)
 «Любая умершая женщина, муж которой был ею доволен, войдёт в Рай.» (Тирмизи).

Действия
Действие: питье, поедание, наслаждение окружающим, сопряжение, общение, пение.
«Воистину, богобоязненные пребудут в безопасном месте, в Райских садах и среди источников. Они будут облачены в атлас и парчу и будут восседать друг против друга. Вот так! Мы сочетаем их с черноокими, большеглазыми девами. Там они будут просить любые фрукты, будучи в безопасности. Там они не вкусят смерти после первой смерти. Он защитил их от мучений в Аду» (Коран, 44:51–56).
«Обитатели рая будут пить райское вино, которое не будет пьянить» (Коран, 56:19).
«В раю не будет естественных испражнений — все будет выходить из людей посредством особого пота, подобного мускусу, с поверхности кожи» (Муслим, Джаннат 18, 3835; Абу Дауд, Суннат, 23, 4741).
«Там будет всё, что души пожелают и усладятся очи» (Коран, 43:71)
«Ешьте и пейте в награду за дела ваши в истёкшие дни!» (Коран, 69:24)."

И ещё бла-бла подробностей.
Ну, это такой разносторонний исламский рай. Христианский рай поскучнее будет. Но, в общем тоже, отражает чаяния простого народа: вкусно жрать и ни хрена не делать. Видимо, это и есть предел мечтаний для недоразвитых личностей. Причем, нужно отметить, что древние представления об аде и рае полностью материалистичны. Люди кушают и наоборот. Пьют и наоборот. Поют... Хоть сейчас собирайся и двигай толи в райский шатёр, толи на адскую сковородку :) Ну вот же прямо здесь, за углом, неподалеку. За одним углом рай, за другим - ад, а прямо пойдешь ни чего не найдёшь. Так и хочется спросить, а где здесь у вас карусель? Хочу, потому что. С детства недокатался. Где будет карусель, туда и пойду. Хоть в ад, хоть в рай. Ах, у вас нигде так-таки нет карусели? Тогда увы. Тогда и я к вам не ездок :) И ваши представления о загробной жизни мне не интересны.

Вообще -то представления об аде и рае слишком уж поляризованы. Мальчики направо - девочки налево. Святые в рай - грешники в ад.  А как же быть со святогрешниками? Человек ведь существо сложное и многогранное. Мало того, что безгрешных нет, так и рафинированные негодяи тоже не часто встречаются. Гитлер, и тот кошек любил, акварели рисовал, не говоря уже о прочих достоинствах.
Конечно, все евреи на все сто процентов уверены, что Гитлер попал в ад. А вот поклонники Гитлера на сто процентов уверены, что в ад попадут те самые евреи, которые были уверены, что Гитлер попал в ад.

А то, вот ещё, традиционная американская забава: сядь в машину времени и убей Гитлера первым. В детстве. В глубоком детстве. Глубочайшем. Маме его аборт сделай...
Ну, и куда ты попадёшь после этого? Или убить убийцу не убийство? А не мешать ему убивать - убийство?

Анекдот кстати.
" Что Вы станете делать, когда увидите как крокодил подкрадывается к каннибалу?"

Вот такие этические и нравственные задачи приходится решать регулярно. Причем, решать их приходится людям, заведомо добродетельным.
А уж таким как я и вовсе рассчитывать не на что. Из всех перечисленных смертных грехов у меня были ВСЕ. Но и из всех добродетелей тоже ВСЕ. Человек, как известно, существо сложное и многогранное. Ну, и куда мне деваться после этого? А?
Поэтому и был придуман сюжет с весами. Якобы кто-то взвешивает на одной чаше весов грехи, а на другой - добродетели. От того какая чашка победит, и зависит дальнейшая судьба человека - в ад или в рай. Пока один помощник Бога тянет человека в рай; другой, слуга дьявол, настойчиво пихает его в ад.  Казалось бы, всё просто. А на самом деле? Какая добродетель может уравновесить убийство? Скромность? Кротость? Любовь? Два раза любовь?
А может, любовь к кошкам?

При таком подходе у Гитлера появляется не просто шанс, а стопроцентные шансы на попадание в рай.  Двестипроцентные. У него да, а на его жертв ещё посмотреть надо. Простили ли они Гитлера. Всей душой, всем сердцем, до четвертого колена? А хотя бы и простили? Вот встретился палач с жертвой в раю. Как вам это нравится?

Ох! Ну, так это хорошо, если тебя убили. Хоть какая-то минимальная гарантия. А если не добили? Руки-ноги оторвали, а живым оставили? И доживаешь ты свои дни в унынии и злобе на судьбу и несправедливость. И попадаешь за это в ад, при всём при том, что твой обидчик покаялся и причастился и попал-таки в рай. С хорошим настроением. Добродетели перевесили пороки...

Нет. Кто-то что-то в этом христианстве недодумал.
Чтобы повысить шансы на попадание в рай для хороших людей было придумано "отпущение грехов" Как будто уже совершенный грех исчезает если его "отпустить".  Вот я убил, покаялся и снова убил. Нормально, да? А, нет. Убил я десять тысяч, а потом покаялся. Хорошо покаялся. Два раза. Даже три. И попал в рай. А вот другой никого не убил, а только жене изменил, негодник. Но не покаялся. Не успел. Не дали. Шел, понимаешь, в церковь, а тут лихач промчался на красный свет, и всё. Один покаяться не успел, а другой успел. Хороший - в ад, плохой - в рай. А справедливость где?

Вот поэтому церковь и решила помочь верующим. Придумала индульгенции - возможность покаяться заранее. С предоплатой. При условии, что предоплаченный и впредь будет вести себя хорошо.  Перевоспитается.
Хорошо? Хорошо! Да только народец хитрей оказался. Купил одну индульгенцию, а ворует весь год. Словно абонемент на трамвай.
Доходы церкви упали, бизнес зачах :) А если серьёзно, как раз история с индульгенциями наглядно демонстрирует невозможность освобождения от грехов. То есть психотерапевтический эффект налицо. И профилактическая работа по недопущению новых грехов проведена на должном уровне. Но вот чуда освобождения от уже совершенного греха так и не случилось. Всё-таки. Покаяние - это не машина времени, чтобы исправлять прошлые ошибки.

Таким образом, легенда о рае - словно морковка для осла - помогает двигаться в нужном направлении. Ну, а легенда об аде - соответственно, кнут, служащий той же цели.


Но делать со старыми грехами? Теоретически, освободится от греха помогают покаяние, исповедь и причастие.
Покаяние - это значит самому осудить свой проступок. А для того, чтобы было легче это сделать, есть стандартный кодекс со списком грехов и неправильных поступков. Кто и когда определил их неправильность, неизвестно. Причина, по которой они попали в категорию неправильных, не обсуждается. Да и вообще ничего не обсуждается. Либо делай, как сказано, либо в рай не попадёшь. Всё просто.

(Само слово"покаяние"  происходит от "Каин". Видимо, Каин всё таки пожалел об убийстве брата. Но в Библии об этом ни полслова :)

Исповедь - явление, скорее, политическое, чем рациональное. Доложить, кому следует, и, тем самым, окончательно избавиться от греха. Грязное бельё вывесить. И не просто вывесить, а напрочь выкинуть. Остаться во всём чистом.
Ну, и ? Причастие - это заполнить пустоту после изгнания из души греха (Е-) тем же количеством Е+ (Божьей благодатью). Окончательное избавление от греха. 
Так это работает в теории. А на практике, батюшка, обычно, назначает тебе за грехи какое-нибудь наказание. Не сильно трудное, но, как правило, способствующее укреплению твоей связи с Церковью.

И что ещё дополнительно настораживает. Во всех религиях в рай попадают только "свои".
Адепты. И неофиты.
Словно рай - это такой междусобойчик, исключительно для внутреннего употребления. И никого чужого в рай не пускают, будь он хоть трижды безгрешный. Причем, иудеи попадают не в общий рай, а в свой персональный еврейский. Исламисты - в свой, а христиане - в свой. Где-то сбоку от еврейского, но подальше от исламского.
Ну, хорошо. Чужие в рай не допускаются. А в ад? Запросто! Не крещёный, значит, в ад. Проходи, садись, рассказывай... Не правильно это как-то получается. Не нормально. Если рай у вас только для своих, то и ад тоже только для своих должен быть. А всем остальным остаётся что-то другое. Более нейтральное. А то как начнут все нехристи в аду скапливаться, переполнится он грешниками, опрокинется и... Ага! Понятна абсурдность ситуации?

Разумеется, что должна сохраняться определённая пропорция между адом и раем, между добром и злом, между "+" и  "-", наконец. "+" = 1,6 "-". УС. И никуда от этого не деться.
Стало быть и в рай должно попадать в полтора раза больше народа, чем в ад. Если не по количеству, то по суммарной "мощности" :)
Но и душа после смерти, соответственно, сама притягивается к нужному "полюсу".  К "+" раю или к "-" аду, в зависимости от того, чего в ней больше, грехов "-" или добродетелей "+". А может статься и такой вариант, когда "+" нейтрализует "-", и что тогда? Полный ноль?

Проблема в том, что мы не знаем, в каком виде путешествует душа после смерти. То есть:
1 Сохраняется ли земной опыт (память)?
2 Сознаёт ли душа себя как личность (свобода воли)?
3 Сохраняются ли у неё, хоть и виртуально, такие земные атрибуты как органы чувств, эмоции...

Понятно, что все средневековые представления о душах - полная чушь. Нет у души глаз, чтобы видеть; носа, чтобы нюхать; ушей, чтобы слышать и серотонина, чтобы радоваться. Члена, кстати, тоже нет, и все 40 тысяч исламских девственниц так и останутся девственницами до скончания веков. Да и половых различий нет. Так что, душа - это не мальчик или девочка, а сплошной унисекс.
Понятно, что подобное положение вещей не может нравиться. Поэтому опытные теологи изо всех сил утверждают, что руки-ноги и прочие уши будут воображаемыми, виртуальными. Воображаемым ртом пьёшь виртуальное пиво, а виртуальным членом тешишь воображаемую гурию. Даже не резиновую!

Цитата некстати.
"Мужчины и женщины такие разные, что даже от одинаковых действий получают разное удовольствие".  Я.

Всё как во сне. Во сне ведь мы тоже сохраняем форму, идентифицируем себя как личность, сохраняем полный набор эмоций и чувств и какую-то отдельную часть памяти...
Но тут неизбежны некоторые сомнения.

Наши приключения во сне вовсе не являются путешествиями в "тонкий мир". Если душа во сне и путешествует, то несколько иначе. Это уже мозг расшифровывает полученные сигналы и переводит их в более-менее привычные образы. А как ты будешь общаться с мозгом, если ты его с собой не прихватил? То-то!
Так что вопросы самоидентификации оказываются куда сложнее, чем кажутся.
И опять же, во сне, зачастую, появляются дополнительные функции и умения. Например, многие летают во сне. Откуда взялось это умение?

Остаётся открытым и вопрос с животными. Согласно христианских представлений, душа у животных тоже есть. Только она, якобы, не "бессмертная". Как это? Умирает вместе со смертью животного? Допустим.
Тогда в чем отличие души бессмертной от души смертной? Чего такого есть в душе человека, что отличает её от души животного; что позволяет ей жить вечно? Какое такое принципиальное отличие между ними? Какое качество? Или только количество? Или это такое количество, которое перешло в новое качество? Пусть вопрос и дальше остаётся открытым.

Помнишь приключения в аду олигарха Сильвестра Сергеева?  Когда черт долго и нудно распинался об уважении, и восхищался проделками олигарха, а потом. по-дружски, предложил ему раскалённый ломик в задницу. Олигарх, конечно, на дыбы. Про уважение напомнил. А черт ему, мол, ломик ломиком ... А уважение осталось! В общем, проснулся олигарх весь в поту: "Так что же. мне теперь вообще умирать нельзя?!"

Вот так. Ломик в задницу или раскалённые сковородки. Каждый представляет себе ад, как он его боится. А то ещё и у Босха есть разные весёлые картинки, посвященные наказанию грешников за их провинности. Не заскучаешь.
Сегодня, допустим, тебя на вертеле жарят, а завтра, положим, ледяной водой на морозе обливают.  Это в аду. А в раю? А в раю ничего этого не делают.  Уже хорошо. Живи и радуйся.
А что тогда делают в раю? И тут у теологов происходит мозговой спазм. Проблема в том, что вернувшихся из ада хватает: воспоминаниями делятся, мемуары пишут, красочные, в подробностях. А вот возвращенцев из рая что-то не наблюдается. Толи в  раю так уж хорошо, что возвращаться не хочется.  Толи наоборот, охрана райских врат настолько совершенна, что хрен кто пройдёт туда, и уже совсем никто - оттуда.

Поэтому сведений о рае намного меньше, чем об аде... Ну, хорошо. Допустим, что любимое занятие обитателей рай - ни чего не делать, а только плотно сидеть на заднице и слушать райскую музыку. Не знаю, как вы, а я трёхчасовой концерт классики переношу с трудом. То есть, первый час - с удовольствием, второй - с пониманием, а дальше уже с трудом. Ну, ладно. Музыка райская, нетрадиционная, так что, допустим, хватит её часов на пять. Пусть на десять. Пусть на двадцать. Лет. Веков. А дальше? Чем заняться остальную вечность?
Или вот собирать райские яблочки... Не говоря уже о том, чем собирать, остаётся вопрос, зачем собирать? Чтобы не заскучать? Полагаю, что это занятие будет ещё скучнее музыки. Больно уж движения однообразные.

К однообразным скучным движениям можно отнести и те 40 тысяч девственниц ислама - мечту правоверных. 
В общем, правоверные, не слишком-то рассчитывайте на своих гурий. Подведут они вас. Под монастырь. Подозреваю, что уже на первой тысяче гурий запросишься в ад - отдохнуть и развлечься. Так что, сочувствую очередному борцу за веру, подорвавшемуся на собственном мнении. Голова отлетела в одну сторону, а задница - в другую. И как ему теперь в раю гурий развлекать, когда это теперь опытный импотент на все свои двести процентов?

Учитывая все эти, и многие другие соображения, становится понятно, что современные представления об аде и рае куда как обоснованнее и логически привлекательнее.
Ведь речь идёт уже не о райских яблоках и адских сковородках. Ад и рай переносятся в духовную плоскость. В аду плохие люди мучаются совестью, а в раю хорошие не мучаются, а наоборот, радуются, что в аду плохие мучаются. Нормально, да?
Ну, хорошо, пусть в аду останутся лень, злоба, ненависть и зависть, обида и прочий эмоциональный негатив. А в раю - с точностью до наоборот - лишь любовь, радость и счастье. Голый позитив. Прекрасно. И что дальше? Вот  я попадаю в рай и превращаюсь в кусок радости. Это я понимаю. Не понимаю только, где же буду при этом Я? Ведь Я - не одна только радость, даже чисто эмоционально.  Я - это такая немножко цельная личность, с самыми разными эмоциями и чувствами.

Когда какой-нибудь святой Пётр отделит агнцов от козлищ, и отправит мой шматок радости в рай, то чуть поменьший шматочек злости куда денется? В ад отправится? А мне тогда куда деваться? Надвое разорваться что ли? Или вся моя злость будет преобразована в нечто более социально ценное? В спортивную злость, например. Буду там, в раю, спортом заниматься. Быстрее-выше-сильнее... Или же вообще изничтожат во мне злость под корень, и останется во мне одна только радость и благолепие? Не хочу! Не хочу я лишаться своей злости. Без неё получаюсь я не я, а кто-то третий. Какой-то благостный юродивый дебил. То есть, в этом случает нарушается основное условие - цельность души.

Такая же неопределённость а отношении ада. Ну, откуда взяться совести в злодее, у которого её сроду не было? И кто его тогда будет грызть в аду, кто будет воспитывать, мучить, не давать спать ночами, взывать к раскаянию... ?

Получается, что душа - это прежде всего воспоминание, весь накопленный жизненный опыт, который нужен, чтобы... Чтобы что? Нафига он кому-то кроме меня нужен? И кому? Святому Петру?

В общем, получается, что во всей этой истории об аде и рае что-то весьма не логично.
То есть, либо ты попадаешь в рай (как вариант, твоя Е+ соединяется с Е+ Бога), либо в ад. Но в любом случае, это уже получаешься не ты. Кто-то другой, наверное, хороший, наверное лучше, в сто раз лучше, но уже не ты. Или хуже. Но опять не ты. Ни в рай не ты, ни в ад не ты. Теряешь персональность. Ну, чем ты в таком случае отличаешься от животного? Я так понимаю, что Е+ никуда не девается. Получается, что Е+ животных тоже так или иначе соединяется с Е+ Бога.
А главное условие бессмертия души человека - сохранение своей уникальности и того неповторимого опыта, который она получает во время земной жизни. Всё что не так - это более-менее смерть.

Что значит, душа сохраняется но не полностью? Точно такой же идиотизм как "Ленин умер, но почка его живёт".
Ну, хорошо. С грехами в рай не принимаем, а без грехов мне туда нафиг не надо. Так же как и в ад с добродетелями.
И что дальше?
Получается, что теория рая и ада имеет огромное морально-нравственное, воспитательное и политическое назначение. Какое угодно, но только не реально-практическое.

Ну, и не будем забывать, что весь этот загробный дуализм - учение довольно новое.
А вот в представлении месопотамцев, как и  греческом Аиде, различий в участи грешников и праведников не было. Главное различие было между теми, кто был похоронен в соответствии с обычаями, теми, кто нет.
Ну, ладно. Попробуем порыться в других религиозных теориях и практиках. Авось отыщется что-нибудь ценное и многомудрое... Или прикольное.


Рецензии