Почему я не стал Генералом! - 1 глава - 17

  Глава 17

               
Вот мы с тобой вышли из  приделов Тобольского кремля и идем все прямо по прямой улице, слева чуть в стороне от дороги появилось здание «Тобольской тюрьмы», она в наше время называлась « Исправ. Дом»  правда, невинное название?
Однажды мне пришлось побывать в ее начале, внутри двора, но об этом я напишу несколько позднее.
Если ехать на лодке или пароходе с низовья Иртыша, то, прежде всего на крутом правом берегу, вначале увидишь кирпичные стены тюрьмы с вышками по углам( тюрьма стоит на самом берегу яра - Паниного бугра) , а потом уже появляется город и вид на кремль.
Вот мы проходим с тобой мимо здания Рыбопромышленного техникума, где позднее я учился.
Миновали с тобой и больничный городок, и медицинский техникум, и мы на Табольском кладбище.
Кстати, о кладбищах:  До 12 лет я панически боялся  кладбища, я всегда их обходил стороной, боясь даже взглянуть в их сторону, для меня страшнее кладбища, казалось, не было ничего.
Но! Однажды произошел со мной такой случай: Вся наша семья, находилась в Москве.
У папы был отпуск, кроме того он ждал назначение в другой город.  Мои родители сняли дачу на лето в деревне «Сходня», это по Октябрьской железной дороги .
На  расстоянии 16-18 километров от Москвы до дачной платформы «Сходня», деревня в которой мы отдыхали ,находилось в двух, трех километров от станции.
В один из дней мои родители собрались ехать в Москву, так как хотелось побродить по городу, сходить в музеи или кино.
 По прибытию в город они мне сказали, что останутся ночевать в городе, будут у дяди Вани ( он проживал с семьей на Покровке 38 ), сейчас Чернышевского, это недалеко от «Земляного вала».
А , возможно будут у Нюры - моей двоюродной сестры, но старше меня лет на 15-18, которая жила на Спартаковской улице, в районе «Елоховской площади» .
Но говорили они об этом как бы не уверено и я не был уверен где они будут.
  Вот я получив на свои расходы один рубль,  а это  были тогда солидные деньги , не менее чем сейчас три, четыре рубля , отправился по улицам Москвы.
Конечно в первую очередь, я посетил  любимый мною музей это Политехнический, затем отправился в Исторический музей,  кстати, он находился тогда в соборе - «Храма Христа спасителя» почти на берегу  Москвы реки.
Позднее этот храм был взорван и разобран по указанию «корифея» на его месте намечался в строительстве дворец Ленина, да и тот не был построен.
 Как сейчас вижу позолоченные купола этого белокаменного собора с мраморными ступеньками и стенами.
Подходя к Политехническому музею , обязательно проходил мимо»Китайской стены»-которой тоже сейчас не существует, я помню как из ее бойниц выглядывали стволы старинных чугунных пушек.
Она как и кремлевские стены также имели зубцы, только несколько другой -дугообразной формы.
«Китайская стена» проходила от Москвы реки мимо площади Ногина, Исторического музея ( он оставался вне ее территории), затем поворачивала к центру в районе площади Дзержинского ( в месте где сейчас стоит памятник первопечатнику Федорову, от нее сейчас только кое где остались кусочки ),разобрана и уничтожена, она  была – якобы мешала движению - какому?
В те времена и автомашин в Москве почти не было – извозчики только , да ломовики!
Но я опять отвлекся. День  пролетел незаметно, вечером , когда уже начало по немного смеркаться, я отправился по адресам, рассчитывая застать там папу и маму.
Но ни в том, ни в другом месте их не было, и я решил, что, наверное, они поехали на дачу.
Вот я снова на Октябрьском вокзале беру билет на дачный поезд, он оказался последним в этот день и отправлялся в двенадцатом часу ночи до станции  Клин .
 Сижу в вагоне поезда, именно поезда так как электрички тогда не ходили и такие дачные поезда двигались медленно.
Пыхтя и посвистывая по дороге, не торопясь. Пассажиров становилось все меньше и меньше,  и через каких-то 15-20 минут   мы будем на Сходне. 
Вот в вагон  зашли двое мужчин, громко спросили:
 - Кому на Сходне сходить, есть попутчики? Отозвался я и одна женщина. Вот поезд остановился, мы все вышли и стали советоваться кому, куда надо идти.
 Выяснилось, что мужчинам и женщине надо в дом отдыха «Сходня» он находился в  0,5-1 километре за деревней «Сходня».
Тут мне надо пояснить, что в деревню «Сходня» было три основных пути.
 Первая, основная шла через станцию лесом, она была самая короткая, по ней идти я один не решился , так как « праздновал» труса.
Второй путь совпадал с моими попутчиками, он шел  вначале по путям железной дороги, затем от переезда полями, не большой рощей и в дом отдыха, а   оттуда я как бы должен идти также сосновым бором еще 0,5-1 километр, да еще и одному.
Третий путь, причем самый короткий, проходил вначале по линии железной дороги до будки обходчика, а затем полями прямо в деревню.
Я слыхал, что тут надо было только не ошибиться в тропах, а то можно было от будки обходчика попасть на сельское кладбище, туда тоже шла тропа только я не знал где она проходит , да и не думал я на нее попасть.
 Итак, я выбрал третий путь, все же часть пройду с людьми, а там полями не страшно, не то, что лесом темным идти, все будет видно впереди и сбоку.
Доходим до будки стрелочника, я попрощался с попутчиками и по ясно видимой тропе , пересекающей поле, отправился по ней один….
Шла первая половина ночи, в небе светила; полная, яркая луна, лишь иногда ее закрывали не большие, быстро проходившие облака.
 Широкая тропа , по которой я шел, была хорошо видна и я совсем перестал чего –то бояться.
Прошел первые 300-400 метров, вижу, что моя тропа раздваивается: одна повернула направо к небольшому кустарнику, вторая влево к оврагу.
Я остановился, раздумывая, а по какой же тропе мне идти? В это время справа, где был не большой кустарник, я услыхал далекий голос пропевшего петуха ку-ка-ре-ку….
 Его голос решил мои колебания и я решил идти на его голос, так как он кричать  мог только в деревне.
В этом-то  как оказалось позднее, и была моя ошибка. Иду, поглядываю, то  в одну, то в другую сторону и только мельком на землю, где извиваясь между какими-то  продолговатыми буграми, проходила тропа.
Я  еще в уме удивился, что это кроты нарыли свои холмики какие-то продолговатые, да и великоваты что-то.
Думал об этой странности кротов, одновременно я стал замечать, что среди кустарников, на которые, я вначале не обращал внимания, стали появляться какие-то кривые, довольно стройные стволы берез, но мои разглядывания прервала темная тучка, закрывшая луну на какой-то период.
Невольно сосредоточив все свое внимание на тропе, чтобы не потерять ее я гляжу только себе под ноги.
Но вот спустя 5-10 минут луна словно выпрыгнула из тучи, осветив своим светом окружавшую меня местность.
И только тут я понял, что  я  нахожусь  на кладбище…… Странные продолговатые холмики - явно могилы, а кривые березы ,мелькавшие среди кустарника, могильные кресты.
Цепенея от ужаса и страха,  я почувствовал, что  мое лицо, руки покрылись холодным потом, ноги стали тяжелые, как деревянные и отказывались идти.
 Казалось, что с каждым шагом вперед у меня ветер свистит в ушах, что за моей спиной уже навис большой, оскаливающийся, страшный скелет покойника и с громоподобным хохотом,  готов в меня вцепиться……
Кое как, овладев собой и увидев на короткий миг, что тропа пошла по прямой линии, я  зажмурил глаза , отрешившись от дум,  буквально помчался по ней….
Бегу, ветер свистит в ушах, но вот, об что-то запнувшись я упал плашмя, закрыл лицо руками, и прижался к земле всем телом, ожидая чего-то очень страшного…..
 Кругом стояла полная тишина, я почти не дышал, лишь биение моего сердца молотом стучало у меня в висках.
Немного придя в себя, я медленно приподнял голову и увидел перед своим лицом - белый могильный крест….
Вскочил и дальнейший свой путь, выпал из моей памяти. Медленно, как бы возвращаясь из какого-то забытья, или сна вижу себя, что я стою около нашего дома (дачи) , стучу в окно, говоря сиплым голосом:
 - Бабушка открой это я.  Моя бабушка Паросковья Сергеевна ( да будет ей земля пухом) открыла дверь, что-то  ворча про себя, впустила меня в дом, что -  то  спрашивая меня.
Не помню, что я ей отвечал, мне хотелось только спать, спать….Не раздеваясь, я упал на диван и проспал до обеда.
Бабушка потом говорила, что она меня будила, но я только мычал и продолжал спать.
Проснувшись, увидел знакомую обстановку и сразу вспомнилась прошедшая ночь, точнее часть ночи, до того момента, как я открыв глаза увидел перед собой могильный крест.
Как я прошел остальную часть кладбища, не помню до сего времени. От пережитого мною ужаса и страха, я не заболел, меня не схватила нервная горячка, лишь только с тех пор я полностью перестал бояться кладбищ.
В последующие годы я с большим удовольствием , иногда даже ночью посещал кладбище городов и местечек где мне приходилось бывать, находя в этом даже какое-то особое успокоение для себя.
Вот мы входим на Тобольское городское кладбище . Проходим, одиноко стоящие чугунные литые ворота ( ограда кладбища, тогда была уже разрушена).
 Кладбищенская дорога когда –то посыпанная красноватым песком и мелким гравием, превратилось уже в грязное месиво, смешавшись с землей и глиной.
 Ведет она к не большой,  каменной церкви находящийся в центре кладбища.
 Проходим  мимо черных  памятников братьям «Муравьевы-Апостол», Семенова- Боротынского, Кюхельблюхера- друга Пушкина,   рядом с ними лежат их подруги, воспетые Пушкиным в своих одах и стихотворениях.
Да! Это часть нашей русской истории. А вот в стороне и могила скромного, не заметного учителя женской гимназии Ершова, который увековечил свое имя всемирно известно сказкой  « Конек-Горбунок».
Вот  справа могила  одного из первых молодых летчиков, разбившими под Тобольском - надпись стерлась, лишь только косо прибитый , наполовину расколотый пропеллер его самолета, говорит о том, что  здесь похоронен пилот.
 Могилы и памятники многих, хорошо известных на Руси, жившие когда-то людей, сделавших очень многое для улучшения жизни народа , науки и культуры человечества - пришли в упадок и наполовину разрушены, оказались забытыми « Благодарными потомками», а жаль…. 
Вот стоит мраморный, белый, пузатый как самовар памятник  одному из богатейших купцов Сибири, который всю свою жизнь, все свои действия, направлял только к обдиранию «Ближнего своего», удивляя своей: жестокой, беспощадной жадностью к наживе, даже своих единомышленников друзей, «видевших виды» купцов и богатеев.
Но он тоже, история. Такие, как он  невольно ускорили,  приближение народного гнева - народной революции.
И, по-моему,  должен он стоять «Чучелом» для народа олицетворяя собой, все те темные силы, которые угнетали наш многострадальный народ.
Не плохо –бы к его памятнику приложить доску со всеми его « благодеяниями» для людей, чтобы каждый, кто прошел мимо- прочитал и плюнул на его могилу. 
Да! Много» дров» наломали наши родители, старшие братья и их «идейные» руководители в вопросах истории,  памятников и произведений искусства.
  Хотя – бы даже и кладбищенских, так как кладбище это ведь последние пристанище живших когда-то людей и память о них нами -это уважение самих себя ,уважение человека, человека, уважение к его слабостям, уму и проницательности, уважение человеколюбию.
Ведь того не ведая, - своим наплевательским отношением к Истории, они невольно создавали  у нас, своих детей, полное безразличное отношение к своим предкам, уважение тех, кто умер, даже к своим близким.
А это отразилось потом, когда мы стали взрослые, стали иметь своих детей, которых  воспитывали в свои зрелые годы, также с безразличием к прошлому и всему из него хорошему нам это не прививалось с детства и юности, а мы так и передали эту эстафету своим детям.
 А как это горько и обидно. Ведь только, тогда, когда мы стали стареть, когда появилось время для раздумий и  воспоминаний о прошлом.
Мы стали понимать эту утрату,  этот пробел в нашем воспитании.  И очень трудно сейчас восстановить то, что сделано, тот вред человеку России,  который нанесли нам, а мы последующему поколению.
 Сейчас пишут об этом, много труда и сил начинают вкладывать в восстановлении прошлого.
Но, увы! Раз выпущенный «Джин» низменные чувства очень трудно заставить изменить.
Трудно, но надо! Ведь дело дошло до того, что к своему стыду мы многие, порой не знаем не только своих дедов и прадедов, я имею ввиду их фамилии, имена, кто они были, а даже года рождений, фамилии своих непосредственных родителей ( я имею ввиду девичьи фамилии матерей).
 Порой придя на кладбище мы не знаем где были похоронены наши родители, не говоря уже о бабушках, и дедушках. 
Стыдно, очень стыдно, но факт! О том , что это именно так приведу примеры:
Однажды лет 13-14 тому назад (1967) мы с женой  Анной  гостили у ее родного дяди, в деревне Еловка ( Томской области Кожевниковского района).
 Прошли по всей деревни, дошли до ее кладбища и попросили его указать  где похоронен его отец ( дедушка моей супруги) и к стыду его, а нам было тоже совестно , ( вспоминая самих себя) он искал, искал да так и не нашел его могилу и это на небольшом деревенском кладбище.
Позднее он признался, что  не был на нем с момента похорон своего отца, это лет 35 - 40 каково?
А я лично не знаю: где, на каком кладбище похоронена моя бабушка Парасковья Сергеевна, знаю,  что в Москве, а где?
А вот где похоронен дед ( отец моего папы) не знают, вернее не знали даже мои родители, а это было  сплошь и рядом у людей нашего поколения и наших родителей.
Стремление к каким-то высшим идеалам, к какому-то весьма смутному будущему» счастью» привело к прививанию себе и нам, как я уже сказал наплевательского отношения, ко всему прошлому и происходящему в обыденной, повседневной нашей жизни  и это произошло в условиях ломки всех обычаев и устоев Русского народа. 
Мы наш, мы новый мир построим, вот его и строили,  а из старого мира забыли взять все то, что в нем было хорошие, без чего не может жить человек- уважению к прошлому……….

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/01/20/350


Рецензии