Почему я не стал Генералом! - 1 глава - 18

Глава 19
               
И опять про кладбище. За свою прожитую жизнь я много раз бывал на разных кладбищах городах и сел, поселков и деревень выбирая для этого свободные от работы время.
И каждый раз они навевали у меня грустные мысли о бренности нашего бытия , что  тоже не за горами время, когда и ты вот также будешь лежать под холмиком и никто и ничто уже не будет тебя ждать, а жизнь будет продолжаться, и продолжаться, смывая с земли поколения за поколениями.
 У меня даже сложилась своя теория, о прошлом того или иного города, местечка - не ходи в город, зайди вначале на его кладбище и ты будешь знать:  - кто там жил, кто он был, чем он знаменит.
Это конечно касается старых кладбищ , периода нашей юности, нашего детства. Сейчас все серо, все однообразно и нет в нем души, нет в нем любви к людям. 
Может быть, смешны мои рассуждения по этому поводу, но  на старых кладбищах были такие памятники, которые действительно по праву было  назвать, что это настоящие  произведения искусства , и вызывали восхищение своим видом.
Но увы , все было разрушено, все было уничтожено в последующие годы , правления нашего « дорогого» - « отца родного», « корифея» только не наук, а от науки!
И, что самое удивительное происходило со мной после посещения кладбищ, я как бы становился нежнее ко всему: людям, животным, ко всему тому, что окружало меня.
Я   как бы очищался от всей той рутины, которая засасывает человека в повседневной жизни.
 В Омске по улице 10 лет Октября тротуары были вместо  асфальта из могильных плит. Идешь по ним, а под ногами мелькают слова:» Здесь покоится тело раба божьего Федосия… 
 Здесь покоится тело раба божьего учителя гимназии Русакова и так далее и тому подобное.
Что это? Наша культура? Наше уважение к людям?
А  люди шли и шли, молодые посмеивались, а пожилые зябко переступали ногами, стараясь не наступить на надписи, сделанные на плитах.
Приведу еще и такой пример , отношения к историческим памятникам в дни моей молодости.
В  центре Омска на левом берегу реки Омки, где сейчас стоит статуя Ленина, стоял красивый беломраморный Собор.
Он стоял на возвышенности и действительно был красив, представлял собой как архитектурную память основания города Омска, кстати в нем был похоронен основатель города Омска.
 Первый его губернатор , о котором в дни празднования 250 - летия города очень хорошо отзывались наши газеты. 
Так вот этого основоположника города, при разрушении собора выбросили из склепа на улицу как мусор, а он при вскрытии оказался, что он мумифицированным.
 И увезли на городскую свалку, не забыв присвоить его саблю лежащую в гробу, и отделанную драгоценностями, а потом когда праздновали  250 -  летия города писали : «Ох! Да, Ах!» ( схватилась….. когда ночь прошла).   
Эра « дорогого корифея» кончилась, но  сколько жизней он унес с собой? Миллионы ни в чем ни повинных людей, тысячи зданий и сооружений представлявших собой историческую ценность не только России, но всего человечества.
Конечно, сейчас положение с этим вопросом коренным образом изменилось, все то ,что можно было восстановить восстановилось и восстанавливается.
 Отношение к прошлому  всемирно улучшается, о чем не редко пишут в газетах, журналах и книгах.
И очень отрадно это  читать и слышать.  Безусловно, нельзя во всем обвинять наше старшее поколение, они и хотели бы порой многое оставить для потомков, многое сберечь от разрушения, но указание свыше и отсутствие средств на это  тушило всякие их инициативы, в этом деле.
Извини меня, старого дурака, за мои философские рассуждения, но  ведь не только к старости  мне стало жаль прошлого истории, а и в молодости я не был безразличным к  старине, истории и искусству.
Но, продолжаю свои воспоминания  давно, давно, прошедших дней, нашего детства и юности.
Мне   вспомнился сейчас такой случай:  На одном из уроков биологии, как мне помнится, было это, когда мы учились в 6 классе.
Учительница ,  которую мы очень уважали, к сожалению я не помню ее имя, отчество сказала:
 - Ну, вот ребята с сегодняшнего дня,  мы будем изучать, анатомию и биологию человека, только жаль, что у нас нет скелета, придется его  изучать по книгам и плакатам.
Тут у меня сразу мелькнула мысль, а ведь на кладбище мы видели много костей от людей так как находясь там, мы часто видели как могилы разрывали, выбрасывали от туда ранее захороненных.
И вновь хоронили своих « любимых», а выброшенные останки людей тут же где либо присыпали слегка землей  и это в лучшем случае или просто  разбрасывали их кости по сторонам лопатой.
Так же поступали и с остатками полусгнивших гробов , надзор , наблюдение за кладбищами отсутствовал, так как считали наши» идейные» руководители зачем зря деньги тратить на покойников, кому они нужны.
Одним словом порядка в этом не было, как не было и уважения человека, человеком, хотя и умершего.
Копай, ломай, круши все на кладбище, делай что хочешь. И делали, и копали, и ломали и драгоценности в могилах искали.
Все было в наше время, все боялись в защиту кладбищ , слова сказать – враз в « контрики» попадешь, Ты что? Против советской власти?
 А там тюрьма, лагеря и прочие « прелести» режима « незабвенного» « отца родного».
Так вот изложив свой план, изыскание человеческого скелета, мы с тобой отправились на известное нам Тобольское кладбище.
Побродив по центральным пустынным алеем,   между вновь зарытых могил, где видели только отдельные кости « рабов божих» , мы углубились в более «густонаселенные» места и видим вдруг , что кто-то раскапывает какую-то могилу.
 Подошли, видим, вытаскивают из могилы еще почти целый, мало сгнивший гроб, и кидают его в сторону.
От удара об землю он открылся. Ура! Нам повезло….. В нем лежали кости человеческие, да еще и частично скрепленные, где  сухожилие.
Долго не думая, мы собрали их в мешок, который прихватили с собой и довольный своей « удачей» под недоумевающие взгляды  гробокопателей удалились.
На следующий день, мы с не которой гордостью и таинственностью, прямо на пол в классе , высыпали нашу добычу.
Учительница, с ужасом глядя на нас  и на  добытый нами скелет, остолбенела! Но вот она пришла в себя и расспросив нас откуда все эти кости, приказала, немедленно собрать все обратно в мешок, только не берите их руками, тряпками, тряпкам.
После чего осмотрела наши руки на наличие на них царапин и ранок, велела быстренько вымыть руки, а кости закопать  так как на них ,наверное сохранился трупный яд, как она сказала и эти кости без специальной обработки опасные.
Вы можете заболеть. Но, мы не отступили и не струсили и вот сидим у нас во дворе сзади сарая и варим кости в казане, где у нас вода с хлоркой и известью.
На поверхности нашего варева, время от времени появляются блески жира , мы его сбрасываем деревянными палками, доливаем воды и продолжаем кипятить.   
Но вот вода стала чистая и прозрачная, сливаем ее и укладываем кости, теперь уже в не большой фанерный ящик и вновь несем в школу, нашей биологичке.
Пожурив нас за самовольство и упрямство, она велела поставить ящик в лабораторию. Прошло полтора месяца .
Однажды придя в класс на урок биологии, мы были приятно удивлены. Наши, добытые нами кости скелета лежали на столе, чисто белые- покрыты бесцветным лаком, о том что это именно наши, мы видели по ряду примет.
Поблагодарив нас за кости скелета, наша учительница объяснила, что их отдавали на реставрацию и дезинфекцию.
Мы с тобой были горды своим « подвигом», ловя на себе восхищенные взгляды девчонок и не много завистливые взгляды ребят.   
Ай, да мы! Ай, да Серега с Мишкой! На этом  наши кладбищенские приключения еще не были закончены. 
Помнишь, как мы ночью бродили по кладбищу, ища светящие огни над могилами – а их не было.
Как ложась на свежие могилы, мы нюхали в целях могил определялся как пахнут покойники ( запах был не приятный, приторно-сладковатый) , а наши поиски были  черепа
 Которые мы хотели электрифицировать - вставить лампочки от фонариков в глаза и поставив на стол, как настольную лампу?
Вот уж! Воистину дураки! Теперь идем с тобой назад , в нижнею часть города. Вот проходим деревянное , одноэтажное, невзрачное здание Медицинского техникума.
Он памятен мне только тем, что в нем когда - то  училась моя первая детская, юношеская любовь.
Ты помнишь ее? Ведь  не раз между нами ты был добровольным почтальоном.
Мы не умели тогда еще и даже стыдились личных контактов с девчонками, точнее полу девочками, полу девушками .   
Только в записках, мы были смелее, частично раскрывали свои чувства к ним, довольно грубоватым »корявым» языком.
Яна Раецкая, где ты? Жива ли ты? Ведь и ты теперь старушка,- и давно уже  «бабушка Яна»   
О! Эта детская, чистая, наивная любовь! В этом здании, здании Медицинского техникума у меня произошел такой случай: 
Было это в 1932-1933 году, я был уже студентом первого Тобольского Рыбопромышленного техникума.
В один из субботних вечеров в Мед  техникуме был вечер для студентов, я решил  туда сходить и пошел один.
Расхаживаю по коридору техникума, впереди меня идут две девушки, но так как в коридоре было не очень светло, я не узнал кто они такие .
Но вот одна из них нарочно громко чихнула, в шутку , я  идя сзади обращаясь к ним сказал:
  - Спичка в нос, - она обернулась, а та которая чихнула, в ответ мне сказала:
 - Спасибо пес , -  эта была Таня Табатчикова, а рядом с ней моя  бывшая любовь Яна .
Я мало знал в то время эту девочку-девушку Таню, до техникума она училась в другой школе, правда я видел ее на концертах, которые как-то давали школьникам в театре, где она очень хорошо пела и мне запомнилась одна из песен ее репертуара.
Это песня о сером домике, воспроизвожу ее по памяти:
Серый домик двухэтажный в переулочке стоял.
Жил в нем старенький, но важный , седовласый генерал.
В сером домике, было тихо.
В сером домике,  была скука.               
В сером домике я портниха  у ворчливой старухи жила.
В нашем доме, жил рабочий и монтер один Сергей .
Часто я их поздний ночью провожала до дверей.
В сером домике, было тихо.
В сером доме никто и не знал,
В сером домике у портнихи комитет бунтарей заседал.
Помню как из-за тумана ночью барин к нам пришел.
Гулкий выстрел из нагана и Сергей упал на пол .   
Той же ночью за амбаром порешил рабочий люд ,
что пришла пора пожарам и защелкал пулемет.
В сером  домике, с фронта вести .               
В сером   домике, штаб богачей.
В сером домике жаждут мести,  и  шпионы стоят у дверей.
Но пришла победа с фронта в серый домик в 10 дней.
Был доставлен для ремонта Искалеченный Сергей.
В сером домике , снова вести в сером домике, нет богачей,
 В сером домике у портнихи будет много, сияющих дней….
Как видишь , я запомнил эту песню, запомнил и ее мотив, и как видно потому, что там упоминается Сергей, а тем Сергеем я видел себя.
Да, тем более, что летом я работал электромонтером   на городской электростанции.
Более, ближе я эту девочку Таню узнал в Омске, где она училась в Омском Мед. Институте , но об этом опишу тебе позднее...

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/01/21/1303               


Рецензии