Олег Видов Часть 2 Глава 50 ВГИК Переезд

               
                ГЛАВА 50 - 1978 год
               ВГИК Второй раз – Фильм « ПЕРЕЕЗД »   
 
  В разные годы  Олегу делали  предложения учиться режиссуре, предлагали 
  поступить на высшие режиссерские курсы,  В реальности к такому решению 
  Олег пришел в середине семидесятых годов. Учиться режиссуре он решил в
  своем родном ВГИКе. И как уже имевший их диплом и, вероятно, как
  заслуженный актер РСФСР, был принят сразу на третий курс, руководителем   
  которого был легендарный режиссер советского кино   Ефим Дзиган. 
               
                Дзиган Ефим Львович
                Кинорежиссёр, сценарист, педагог

   Родился он 2 (14) декабря 1898 года в Москве в скромной семье, не имеющей
   отношения к искусству. Отец его работал на текстильной фабрике.
   После школы Дзиган устроился чернорабочим на строительство Казанского
   вокзала, а вечерами учился  в Народном университете имени Шанявского.
   Вращаясь в рабочей среде, он, по  его воспоминаниям, именно там обрел   
   убеждения, определившие его судьбу.

   В 1919 году вступил в ряды Красной  Армии. Оказавшись случайно в Москве,   
   увидел объявление о приеме в техникум кинематографии. Сдал экзамены, но
   был отправлен командованием для службы на Кавказе. 

   Демобилизовавшись в 1923 году поступает в школу-студию видного кинорежиссера
                Б.В. Чайковского.

   Вначале Дзиган готовился стать актером. В 1925 году снялся в фильме 
   руководителя школы «В тылу у партизан», исполняя в то же время обязанности   
   ассистента режиссера и оператора. Чайковский картину завершить не успел –
   скончался. С группой его учеников стал заниматься Всеволод Пудовкин.
   Именно он обнаружил в Дзигане «явное режиссерское мышление». 
               
                В 1923 году окончил киношколу Б. В. Чайковского.
   С 1924 года — помощник оператора, ассистент режиссёра на различных
                студиях страны.               

          В 1932—1941 годах и с 1954 года - режиссёр «Мосфильма».               
 В 1941—1954 годах работал на студиях Алма-Аты, Баку, Минска, Киева, Ленинграда.

  Дебютировал как режиссёр в 1922 году фильмом «Первый корнет Стрешнев»         
                (совместно с М. Э. Чиаурели).         
  Вершиной творчества стал фильм « Мы из Кронштадта », поставленный по
  сценарию Всеволода Вишневского.  Фильм посвящен борьбе кронштадских               
  моряков против белогвардейских войск Юденича.

  Ему удалось талантливо передать суровую атмосферу революционной эпохи.
  Несмотря на идеологическую заданность сценария, мужественные образы               
  моряков, защитников Петрограда, вызывают у зрителя чувство сопереживания.

  « В картине нет проходных информационных сцен. В каждом отдельном эпизоде   
  выразительно прослеживается последовательное движение единой идеи фильма.   
  Обращает на себя внимание плотный, лаконичный монтаж. Для реализации               
  глубокого замысла фильма гармонично мобилизованы все кинематографические 
  выразительные средства. Одна из самых пронзительных тем фильма – тема детей.   
  Именно в детском доме расположились на ночлег моряки и пехотинцы перед               
  сражением. Всех пробуждает крик: «В ружье!». И вот по лестнице скатывается               
  лавина бойцов вместе с детьми, которые тоже готовы принять участие в               
  предстоящей схватке, и в этом кровавом празднике взрослых мы увидим               
  спускающегося по опустевшей лестнице чуть ли не грудного малыша. Чем не               
  рифма к побоищу в «Броненосце» Эйзенштейна с детской коляской, несущейся в               
  смерть? Вспомним юнгу Мишу Гуриненко, которого – связанного, с камнем на шее
  – топят в волнах Балтики вместе со всеми взрослыми моряками! Дитя как жертва
  Гражданской войны – может быть, самый сильный образ в фильме. Оригинальное 
  решение героической темы находит Дзиган в реализации батальной сцены, в               
  которой немногочисленные красные отбивают наступление превосходящих сил               
  белых. Появляется  «надежды маленький оркестрик». От него в финале сражения
  остается лишь трубач, но по-прежнему звучит непобедимый голос жизни. В   
  заключительном  эпизоде фильма новый десант кронштадтцев выходит из вод               
  морских, символизируя революционное бессмертие большевистской идеи.               
  В финальном кадре памятником застывает гранитно-суровое лицо главного героя
  фильма Артема Балашова. »

   Фильм  «Мы из Кронштадта», получил первую премию Международной выставки               
                в Париже.          
               
                Соавтор сценариев к ряду своих фильмов.
                Снял  16 фильмов   и  среди них :
     1936 — Мы из Кронштадта               
     1938 — Если завтра война               
     1941 — Первая конная               
     1967 — Железный поток
   
             С 1958 года — педагог ВГИКа, профессор (1966).

    В 1958 году ему присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР»
    В 1966 году-  Звание «Народный артист РСФСР».
    В 1969 году – Звание «Народный артист СССР».

   Последние  десять лет жизни Ефима Дзигана было целиком связано с            
                преподавательской  работой во ВГИК.
     « Если бы меня спросили, – обронил он незадолго до своей кончины,
 – что я считаю лучшим из всего мною сделанного, я бы сказал, что это мои
              ученики – молодые режиссеры ».
 
   К тому времени, когда на его курсе занимался Олег Видов, многие из его
   учеников были уже известными. Это и Элем Климов, и Эдмон Кеосаян, и
   Владимир Грамматиков, и  другие...
   
        Ушел из жизни  Ефим Дзиган 31 декабря 1981 года  в Москве.
                Похоронен  на Новодевичьем кладбище.
               
                *   *   *
       В одном из интервью на вопрос – « Почему он пришел в режиссуру ? »
                - Олег Видов ответил:

   « Я считаю приход актеров в режиссуру закономерным явлением, потому что               
   режиссер – следующая ступень творчества, от исполнителя – к создателю.               
   Я отнюдь не хочу сказать, что актер – не созидающая творческая личность,               
   но он создает лишь образ, тогда как режиссер – создатель  произведения
                в целом "

     И с этим мнением Олега нельзя не согласиться. Он прав, именно режиссер   
   является создателем своего произведения -фильма. И только от него зависит,   
   каким это произведение будет. К сожалению, в советское время очень многие    
   факторы  мешали режиссерам до конца выполнять эту функцию.

   А режиссер Олег Видов продолжает: « После многих лет актерской работы               
   я почувствовал в себе силы попробовать себя на  режиссерском поприще » 

   Обучение этой творческой,  специфической профессии далось актеру нелегко.               
   Он все годы учебы продолжал постоянно сниматься в разных фильмах. А также               
   было необходимо заново сдавать некоторые общеобразовательные экзамены,               
   многие, из тех, что он сдавал во время учебы на актерском факультете:
   историю, философию, истмат, диамат и прочие. И он со всем этим справился.
 
      Очень хорошо он вспоминает о своем руководителе курса:

  « Моему учителю Народному артисту СССР, профессору Ефиму Львовичу Дзигану –               
  я обязан приобщением к таинствам новой для меня и такой сложной профессии.               
  Его советы я всегда буду вспоминать с чувством глубокой признательности и 
                благодарности ».

                *   *   *

   В 1978 году происходит для Олега важное, знаменательное событие, он получает               
   диплом об окончании  режиссёрского факультета ВГИКа. Учеба в мастерской   
   Ефима Дзигана закончилась. Он снял свой дипломный фильм «Переезд», и получил
   из рук режиссера Ростоцкого диплом с отличием.

     Вначале в виде дипломной работы он хотел снять  фильм по произведению
   Тургенева, но как рассказывает сам Олег, ему это не утвердили. Тогда он
   решил сделать фильм, имеющий отношение к реальной  современной жизни.               
               
                Таким фильмом и стал снятый им « Переезд ».
               
       В основе сюжета ситуация, которая происходит ежедневно на одном из
                подмосковных переездов.    
 
   Это был короткометражный художественный фильм  продолжительностью 20 минут.
  Сценарий, который он написал сам, утвердили и было принято решение, что свой               
  диплом он будет снимать на Мосфильме. 

   Тот факт, что для  своей дипломной работы он сам написал сценарий, Олег
                объяснил следующим образом:   
 
   « На мой взгляд, так называемое «авторское кино» -наиболее перспективное... 
   видением: где будут расхождения между миром образов увиденных сценаристом и 
   попыткой режиссера « материализовать » эти образы. Это не означает, однако,               
   что я собираюсь ставить фильмы только по своим сценариям, Единственное
   требование к сценарию – чтобы он отвечал моей творческой позиции ».

   Говоря о творческой позиции, он имел ввиду в первую очередь позицию
   гражданскую, общечеловеческую. О чем неоднократно рассказывал мне, говоря
   о том, какие сюжеты он хотел снимать, еще тогда в советское время. Но тогда
   в то  время его планам не суждено было сбыться. Слишком смелыми они были
   для тоталитарного общества.

   Сниматься в своем фильме он пригласил ряд известных актеров: 
                Ирину Муравьеву, 
                Петра Вельяминова,
                Евгения Евстигнеева,
                Михаила Кокшенова,
                Романа Громадского и других. 
                И все они согласились.

    Почему для дипломной работы были выбраны такие актеры, он объяснил так: 

    « Во- первых, они отвечали моему представлению о героях моего фильма.               
    Главную и необычную для себя роль сыграл Петр Вельяминов. Мне кажется,               
    что актерские возможности его актерского диапазона практически  не               
    ограничиваются рамками амплуа и жанра. И поэтому с ним работать было      
    необыкновенно интересно. Он привнес в свою роль такие узнаваемые
    черточки, что сыгранный им персонаж приобрел яркую социальную
    наполненность.               
    Я очень люблю Евгения Евстегнеева – он очень талантливый интересный               
    актер – автор, ироничный, думающий, тонкий человек....»

    Олег рассказывал, как Евгений Евстигнеев приехал на съемки, взял
    прочитал свои реплики,  потом совершенно спокойно предстал перед камерой
    и очень точно все сыграл. За один день они сняли все эпизоды с его
                участием.

     Фильм был принят комиссией института, и Олег Видов получил свой
                режиссерский диплом.
  (На фото -Олег Видов - режиссер во время съемки фильма «Переезд» -
                Рабочий момент съемок.)
               
                *   *   *      
     В центре повествования   (фильма) молодая женщина (Ирина Муравьева).               
      Она  работает дежурной   на переезде через железную дорогу.

    Фильм начинается ранним зимним утром в квартире героини.
    Мы видим как очень по - доброму, нежно она провожает своего мужчину
    (Роман Громадский). Он уходит, а она смотрит в окно, и он ей
                машет.

   А дальше перед нами уже железнодорожный переезд, мимо которого мчится
   поезд. Закрытый шлагбаум, и возле свой будки, как положено, стоит она,
   с желтым флажком в руках. С обеих сторон переезда стоит масса автомашин,
   ожидающих, когда откроется движение. Поезд прошел, но шлагбаум не
   открывается и продолжаются звонки, говорящие, что идет следующий поезд.
   А водители нервничают. Они каждый день ездят на этом переезде и теряют
   много рабочего времени, они нервничают, обсуждая эту ситуацию.

    Ирина Муравьева внесла в этот образ свое человеческое обаяние, и свой
                многогранный талант.
   Её героиня такая же, как многие советские женщины, на жизнь не жалуется, 
   работает честно, добросовестно, с чувством ответственности, но при этом
   понимает и тех людей, с которыми сталкивает ее эта работа. Порою ей стыдно
   смотреть им в глаза.

   Действие разворачивается, когда к переезду подъезжает на Жигулях мужчина      
   зрелого возраста, работающий где-то начальником (Петр Вельяминов). По его
   вопросу – «Давно стоим?» становиться понятно, что он первый раз на этом
   переезде. Оценив обстановку, он вносит предложение просить дежурную на
   переезде, что бы она пропускала по одной машине между поездами. Его слова
   все водители встречают с энтузиазмом и набрасываются на дежурную.

   Она же резонно замечает, что сэкономишь минуту- потеряешь жизнь. Она очень
   по -доброму, с улыбкой воспринимает претензии водителей. Добрая улыбка
   героини Муравьевой привлекает к себе внимание этого мужчины. Видно, что она
   ему чем то понравилась. А водители продолжают с ней пререкаться.

   А вот на переезде показывается обычная железнодорожная тележка, которая 
   используется для диагностики исправности путей. Её толкают две женщины, а
   за ними идет работник технической службы - дядя Федя (Евгений Евстигнеев).

   Водители набрасываются на него. А он им спокойный Евстигнеевским голосом
     говорит  – «Не кричите. Мешаете работать», и то, что переезд находиться
   в ведении МПС и работает так, как необходимо железной дороге. Ведь все
   хорошо знают, что вначале была ЖД, а потом появились машины. Ждите.

   По сути Олег описал и показал в своем фильме ситуацию, которую многократно      
   наблюдал сам. Жил то он совсем недалеко от того самого Панковского переезда
   на Казанской ж-д между Люберцами и его Томилином, на котором  снимал свой 
   фильм. В своем простом, бесхитростном сюжете Олег показал ситуацию, которая
   имела место по всей стране, в очень многих сферах хозяйственно – 
   экономической деятельности. Когда из -за ведомственных интересов, из-за 
   специфики организации отдельных видов деятельности страдали другие 
   производства, сферы, а самое главное люди, связанные с этими видами 
   деятельности. А в результате страдали интересы всего государства. В данном   
   случае страдают разные производства, стройки, которые ждут грузы, 
   простаивающие на этом переезде. Пропадает рабочее время многих людей, а
   вместе с ним и результаты их деятельности и вместе с ними их заработок. 
   Вот об этом и рассуждают водители, собравшиеся на переезде. И один из них
   разумно замечает, что если бы построили мост, то он бы окупился за месяц.
   Но дело не в том за месяц, или вероятнее всего за большее время окупился бы 
   мост, а в том, что в огромной стране таких переездов десятки тысяч и на
   всех них стоят и ждут сотни тысяч автомашин, теряя время и деньги. И в
   результате очень конкретное обращение к чиновникам наверху – Не уже ли вы
   не видите этого.

   И вот Олег и как сценарист и как режиссер вкладывает именно в уста такого
        же чиновника приехавшего на переезд на жигулях совет водителям :

     – А вы напишите коллективное письмо.  Все встречают это предложение с
   энтузиазмом и отправляются писать это письмо. А мужчина направляется к
   понравившейся ему дежурной. Заводит с ней разговор, узнает, что она живет
   с дочкой. На его попытки завязать разговор, она реагирует по-своему. И он
   делает вывод, что ей «палец в рот не клади». Ну а водителей пишущих письмо,
   он называет «Запорожцами, пишущими письмо султану».               
   И на совет дежурной пойти и подписать это письмо, говорит, что это 
   бессмысленно, все равно ничего не изменится. А тут проходит последний поезд,   
   и он спешит в свою машину.      

   Вначале его совет написать письмо, а в конечном итоге его слова о
   бессмысленности этого становятся важным символом того состояния, в котором 
   находилась страна. Позже это время справедливо назовут эпохой застоя.
   Действительно, застой был не в экономике или других сферах жизни, застой
   был в сознании общества, в сознании тех, кто определял жизнь этого
   советского общества. Застой в сознании всех элементов жизни этого механизма,
   всех тех, кто управлял деятельностью этого механизма. И то, что это было
   именно так, красноречиво говорит заключительная часть фильма.

   Написать коллективно письмо не получается. Тогда один из водителей говорит: 
   «Я напишу письмо, а вы подпишите и идет в свою машину заканчивать письмо.»

   Когда же открывается шлагбаум, все водители, забыв о письме, которое они
   хотели подписать и отправить, разъезжаются в разные стороны. Им уже нет
   дела до этой проблемы. Они спешат решать свои маленькие конкретные дела.
   И обращение к ним водителя, написавшего письмо, остается «Гласом в пустыне». 
   А когда дежурная, которая не может равнодушно видеть, как каждый день
   происходит одно и то же и ничего не меняется, говорит железнодорожнику
                дяде Феде:
                – Я ухожу от сюда
           Он ей твечает, что ты же в системе МПС.   –
               " Уйдешь из системы и пропадешь ". 

      И вот камера с высоты показывает нам этот, совершенно типичный для               
   всей страны   переезд и идущие мимо поезда.  Засыпанная снегом крыша и
   вокруг трубы оттаявшее пространство. Все просто, буднично, до мелочей
                реалистично. 

                И тихо звучит голос дежурной:
                -  « Я ухожу от сюда ».   

   И хотя вначале не верится, что она это сделает, но потом, вспомнив
   дальнейшую судьбу самого Олега-режиссера, начинаю понимать, что уже тогда
   он в уста этой дежурной невольно вложил свои собственные мысли. Не может 
   нормальный человек работать, отдавать себя такой системе. У каждого может
   наступить такой момент, как у дежурной на этом переезде.               

   Он, конечно, никого не призывал уходить из системы – от системы, но в его 
   сознании уже была мысль, что выходов не так много, а возможно, только один.

     А  закончить свой фильм Олег смог также великолепно, как и его сделать
 
  - К переезду подъезжает тот же мужчина на Жигулях, и улыбаясь, собирается
   что-то сказать дежурной, смотрит в будку, где она стоит. И мы видим, как
   его лицо меняется. Улыбка исчезает и появляется досада.

   И камера показывает нам крупным планом, как дежурная стоит, прижавшись к   
   своему приятелю, который, как скала прикрывает её.               
   На их лицах счастливые улыбки. А через переезд начинает следовать очередной    
   поезд, и дежурная поднимает свой желтый флажок. 
               
                И кадр замирает – конец фильма.

  При всей социальной направленности Олег создал светлый и добрый фильм,
  перенеся в него частичку своего человеческого добра, мироощущения..
            
  Как мне кажется, в фильме нет ни одного лишнего кадра. Все на своем месте.
  А хорошо подобранный актерский ансамбль говорит о том, что Олег хорошо знал 
  способности многих своих коллег и точно выбирал тех, которые могли воплотить
  его замысел. Все участвовавшие в съемке фильма очень хорошо справились со 
  своими задачами, создав запоминающиеся образы. Можно сказать, что все они 
  сыграли эпизодические роли, но каждая из них при этом имеет право считаться
  и главной – важной.
             
              Ведь весь фильм продолжается всего 19  минут.
            
                *   *   *

  Но конечно самой главной в фильме была героиня прекрасной актрисы               
  - Ирины Муравьевой. В то время, когда её снимал в своём фильме Олег Видов,               
  она была еще только в начале своего победного шествия на киноэкранах               
  страны, хотя в театре уже была одной из ведущих актрис.

   Хорошо помню её прекрасные роли в спектаклях Театра им. Моссовета и               
   те четыре года, когда мы с ней параллельно занимались в ГИТИСе.

   Хорошо помню, как во время гастролей театра Моссовета в Киеве, меня с ней 
  познакомила Неля Пшенная. Они во время гастролей жили в одном номере гостиницы
  Москва. Неля Пшенная в то время была женой актера театра имени Ермоловой 
  Алексея Шенина, с которым я был хорошо знаком...

  Помню спектакли с участием Ирины Муравьевой. Даже в совместных спектаклях               
  с таким мастером, как Плят, она не теряла свою яркую индивидуальность. Точно 
  также и в этом фильме рядом с Евгением Евстигнеевым и Николаем Кокшеновым.      
               
              ДЕЖУРНАЯ НА ПЕРЕЕЗДЕ – АКТРИСА ИРИНА МУРАВЬЕВА
            По знаку Зодиака - ВОДОЛЕЙ, а по году рождения - БЫК


             Ирина Муравьёва родилась 8 февраля 1949 года в Москве.
                Её отец был военным инженером.

   Сразу после окончания школы он добровольцем ушёл на фронт, дошёл до
   Германии. Там он встретил свою будущую жену, девушку из Беларуссии,
   которую во время войны немцы  угнали  в Германию.  Вскоре после               
   освобождения Германии они поженились.

   В 1947 году и в 1949 году у них родилось две дочери. Ирина была младшей..
   С 1956 по 1966 год будущая актриса занималась в обычной московской школе.   
   После окончания десятилетки она подала заявление в  театральные вузы               
   столицы,  но её ни в один из них не приняли. Она пошла  работать и               
   готовиться к следующим экзаменам. На следующий год  в 1967 году её приняли               
   в студию при Детском театре.

        В 1970 году окончив учебу в студии, она осталась в этом театре.
       С 1970 по 1977 год работала в  Центральном детском театре.
           Среди спектаклей в которых она участвовала  следующие:

  1970 г. — « Сомбреро », по пьесе С. В. Михалкова, - Шура Тычинкин;               
          — « 2001-й год » по пьесе С. В. Михалкова,  - Федя Дружинин;               
  1972 г. — « Сказка о четырёх близнецах » по пьесе П. Панчева – Бонка;               
          — « Двенадцатая ночь » Шекспира.- Виола / Себастьян;               
          — « Снежная королева » Е. Л. Шварца. -  Ворона;               
  1973 г. — «Молодая гвардия», по роману А. Фадеева - Любка Шевцова;               
          — «Димка-невидимка», по пьесе В.Н.Коростылёва и М.Г.Львовского –Галя;    
          — «Чинчрака» по сказке Г. Д. Нахуцришвили - Царевна Лали.               
  1977 г. — «Коньки», по пьесе С. В. Михалкова.
      
      В эти же годы по Центральному телевидению транслировался спектакль               
      Московского театра юного зрителя «Два клёна» по пьесе Е. Л. Шварца с               
                Ириной Муравьёвой в главной роли.   

             С 1977 по 1993 год работала в  Театре имени Моссовета.
     Среди спектаклей, в которых она участвовала в Театре Моссовета, следующие:

   1977 г. — « На полпути к вершине » по пьесе Питера Устинова;.               
   1977 г. — « Дом на песке » по пьесе Рустама Ибрагимбекова;               
   1978 г. — « Превышение власти » по пьесе В. К. Черных;               
   1978 г. — « Дальше — тишина » по киносценарию В. Дельмар;               
          « Уступи место завтрашнему дню » — Рода внучка Люси Купер;               
   1979 г. — « Братья Карамазовы », по роману Ф. М. Достоевского — Грушенька;               
   1982 г. — « Комната » по пьесе Э. В. Брагинского;               
   1986 г. — « Цитата », по пьесе Л. Г. Зорина. — Людмила;               
   1989 г. — « Максим в конце тысячелетия » по пьесе Л. Г. Зорина.
 
   Во время работы в Театре им. Моссовета актриса  Окончила заочно ГИТИС
                им. А. В. Луначарского.
               
                С 1993 года работает в Малом театре.          
    Среди спектаклей, в которых она участвовала в Малом театре, следующие:

  1994 г. — « Вишнёвый сад » А. П. Чехова. Реж. И. В. Ильинский – Раневская;               
  1994 г. — « Волки и овцы » А. Н. Островского. Реж. Виталий Иванов – Купавина;       
  1996 г. — « Чайка » А. П. Чехова. Реж. В. Драгунов - Аркадина;               
  1998 г. — « Лес » А. Н. Островского. Реж. Ю. М. Соломин – Гурмыжская;               
  2002 г. — « На всякого мудреца довольно простоты » А. Н. Островского – Мамаева;               
  2007 г. — « Власть тьмы » Л. Толстого,  реж. Ю. Соломин – Матрёна;               
  2012 г. — « Священные чудовища » ("Почти всё о любви ") Ж.Кокто - "Эстер"               
  2013 г. — « Филумена Мартурано » Э.де Филиппо, реж.Стефано де Лука                - Филумена Мартурано;               
  2015 г.— « Восемь любящих женщин » Р.Тома, реж. В. Бейлис – Бабушка.
            
                В кино она начала сниматься в 1973 году.
 
 Одна из первых больших ролей в кино — Сюзанна в детективе Самсона Самсонова «Чисто английское убийство»

    Широкую популярность актрисе принесло участие в легендарной картине               
  «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. Сначала Ирина Муравьёва               
  отнеслась к сценарию весьма скептически, но роль авантюристки Людмилы               
  принесла актрисе всенародную славу и любовь зрителей. За эту роль Ирина
         Муравьёва была удостоена Государственной премии СССР.

  Затем Ирина Муравьёва снялась в картине «Карнавал» Татьяны Лиозновой, где               
  сыграла провинциалку Нину Соломатину, которая стала актрисой, несмотря на               
  все беды, которые с ней приключились. Знаменитая сцена-монолог у телефона-
  автомата «Позвони мне, позвони!» стала всенародным хитом. 
   Её  написал  композитор  Максим Дунаевский на стихи Роберта Рождественского.
          
           В кино она снялась в 45 фильмах и среди них:

  1973 г. — « Разные люди »  - Зинаида Багляева;               
  1974 г. — « Чисто английское убийство » — Сюзанна;               
  1977 г. — « Дуэнья » — Инесса, дочь Джеромо;               
  1978 г. — « Переезд » (короткометражный) — дежурная на переезде;               
  1979 г. — « Москва слезам не верит » — Людмила Свиридова;               
  1979 г. — « Охота на лис » — Марина, жена Белова;               
  1980 г. — « Мы, нижеподписавшиеся » — Алла Ивановна Шиндина;               
  1981 г. — « Карнавал » — Нина Соломатина;               
  1984 г. — « Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад » — Софья Павловна Книгина;               
  1985 г. — « Самая обаятельная и привлекательная » — Надя Клюева;               
  1988 г. — « Артистка из Грибова » — Галина Владимировна Кадетова;               
  1990 г. — « Мы странно встретились » — Вера;               
  1991 г. — « Кто вы, мадам Блаватская? » — Блаватская;               
  1992 г. — « Милостивые государи » — Дольская, Паша, Княгиня;               
  1992 г. — « Большой капкан, или Соло для кошки при полной Луне »                — Виктория;               
  1993 г. — « Эта женщина в окне » — Евгения;               
  1994 г. — « Анекдотиада, или История Одессы в анекдотах » — Императрица Екатерина II;               
  1998 г. — « Любовь зла » — Мать Константина;               
  1999 г. — « С новым счастьем! » — Вера;               
  2001 г. — « С новым счастьем! 2. Поцелуй на морозе » — Вера;               
  2008 г. — « Одна ночь любви — Анна;               
  2009 г. — « Самая лучшая бабушка — Анна Семёновна;               
  2009 г. — « Китайская бабушка » — Екатерина.
 
                И это все главные роли.

   Кроме этого было 15 фильмов – спектаклей,  во  многих из них она сыграла тоже                главные роли.
            
         Участвовала в озвучивании почти 20 мультфильмов.

    В 1981 году стала Лауреатом « Государственной премии СССР » за роль в                фильме « Москва слезам не верит »

  В 1982 году Ирина Муравьёва была признана лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран».

   В том же году фильм «Карнавал» побил все рекорды, став лидером кинопроката.

   В 1970-х и 1980-х годах вела воскресную детскую утреннюю программу «Будильник».
   
      В 1983 году ей было присвоено Звание « Заслуженная артистка РСФСР »

   В 1994 году присвоено Звание « Народная артистка Российской Федерации - за                большие заслуги в области искусства.
   
                В 2005 году награждена  Чеховской медалью.

     В 2006 году награждена Премией Правительства Российской Федерации в                области культуры.

  В 2010 году на VIII кинофестивале отечественного кино «Московская премьера»                была удостоена приза за лучшую роль взрослого в фильме «Самая лучшая                бабушка» реж. Елены Жигаевой и Ираклия Квирикадзе.

   В 2011 году награждена Памятной  медалью  Министерства культуры РФ в честь                «150-летие А. П. Чехова».

   В 2011 году  награждена Национальной кинематографической премией «Ника» за                фильм «Китайская бабушка» в номинации «Лучшая женская роль второго плана».

  В 2011 году на Фестивале актёров российского кино «Созвездие» получила  Приз                в номинации «Лучший исполнитель роли второго плана».

              В её актерском репертуаре есть две антрепризы:

   1996 год  — «Жена-интриганка, или Актёры меж собой», водевиль Д. А. Сухарева,         на музыку C.Я. Никитина. Режиссёр: Л. Д. Эйдлин;               

  2015 год — « На струнах дождя » - лирическая комедия -  Белла. Режиссёр Аким Андросов.
    
                Муж — режиссёр Леонид Эйдлин (1937—2014),
            Они жили вместе более 40 лет, вплоть до его кончины.               

У них двое Сыновей: Даниил (р. 1975 г.) и Евгений (р. 1983 г.). Оба сына снялись в сериале «С новым счастьем!» в эпизодических ролях — курьеры (посыльные  с цветами).

 Я помню, как однажды в 1983 году, когда я приехал в Москву и договорился с ними встретиться,  то они – Ирина и Леонид приехали в гостиницу Украина с Евгением в коляске.   

   Хочу сказать, что Ирина Муравьева прекрасна в любых ролях, она обладает талантом передать тонкое комедийное начало и драматическую сущность своих героев.
         
                Здоровья ей и много прекрасных ролей.   


                *    *    *

                ДЯДЯ ФЕДЯ – АКТЕР ЕВГЕНИЙ ЕВСТИГНЕЕВ
              По знаку Зодиака  ВЕСЫ, а по году рождения  ТИГР –

                Евге;ний Алекса;ндрович Евстигне;ев
                — выдающийся советский актёр театра и кино.

  Евгений Александрович Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде.

    Детство Евгения прошло на окраине, в посёлке им. Володарского.

  Его отец был на двадцать лет старше матери. Оба они были рабочими:
  Александр Михайлович — металлист, Мария Ивановна — фрезеровщица.
  Женя рано, в шесть лет, остался без отца, мама второй раз вышла замуж, 
  но и отчим умер, когда мальчику было семнадцать.
    
  До войны Женя успел окончить семилетку и в сорок первом пошёл работать электромонтёром.
    
   Потом год проучился в дизелестроительном техникуме, но после смерти отчима 
   пошел зарабатывать деньги на жизнь.
 
   С 1943 по 1947 год,  четыре года,  работал слесарем на заводе «Красная Этна»
   и после работы  занимался в  художественной самодеятельности,  играл джаз.
   
   Он был очень музыкален, виртуозно играл на разных инструментах: на гитаре,               
   на рояле и даже на вилках. Выступал в разных местах.  Однажды в 1946 году в   
   кинотеатр, где в составе джаз-оркестра Евгений играл ударником, пришёл
   директор Горьковского театрального училища Виталий Лебский. Он обратил   
   внимание на игру ударника, на его артистичность больше всего. Он играл так   
   виртуозно и самозабвенно, вытворял с барабанными палочками нечто 
   невообразимое, заслоняя собой целый оркестр и приводя публику в восторг.
                От него нельзя было оторваться.

   В перерыве  Виталий Лебский подошёл к музыканту и спросил его: «Молодой 
   человек, не хотите ли вы стать драматическим актёром?» На что Евстигнеев
   простодушно ответил: «Я не знаю». — «Тогда вот вам мои координаты, и я
   жду вас у себя», — продолжил Лебский и вручил парню бумажку с адресом
   училища.

   В 1946 году Евгений был зачислен на первый курс Горьковского театрального
   училища. 

   В 1951 году окончив  учебу в театральном училище он  был распределён во
   Владимирский областной драматический театр имени А. Луначарского.
   
       Сегодня это театральное училище носит имя Е.А. Евстигнеева.   
               
                *    *   
               
              С 1951 года по сезон  1955 года работает во               
      Владимирский областной драматический театр им. А. В. Луначарского
              Среди ролей сыгранных в этом театре следующие:

  —1951 г. — третий матрос в  « Разлом » Б. А. Лавренёва;               
  —1951 г. — Володя шофёр в « Поют жаворонки » К. Крапивы;               
  —1951 г. — Джон в « Снежок » В. А. Любимовой;               
  —1952 г. — Княжич в  « Иван да Марья » В. А. Гольдфельда;               
  —1952 г. — почтмейстер Шпекин в « Ревизор » Н. В. Гоголя;               
  —1952 г. — Швандя, Котов в « Любовь Яровая » К. А. Тренёва;               
  —1953 г. — Притыкин в « Варвары » М. Горького;               
  —1953 г. — Тони Лумкинс в « Ночь ошибок » О. Голдсмита;               
  —1953 г. — Меркуцио в « Ромео и Джульетта » У. Шекспира;               
  —1953 г. — главарь анархистов в « Оптимистическая трагедия » В. Вишневского;               
  —1953 г. — дядя Яков в « Алёша Пешков» И. А. Груздева и О. Д. Форш;               
  —1953 г. — Мендоза в « Дуэнья » Р. Б. Шеридана;               
  —1954 г. — Иван Терешкин в « Порт-Артур » И. Ф. Попова и А. Н. Степанова;               
  —1955 г. — Энтони Эпсолют в « Соперники » Р. Б. Шеридана
 
   В 1954 году поступил в Школу-студию МХАТ, причём сразу на второй курс.

 В середине 1955 года студенты Школы-студии МХАТ создали «Студию молодых актёров», которая через год стала базой для нового столичного театра —«Современник».
 
        В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского).

                *    *

    С  сезона 1956 года работает в  Московском  театре «Современник».
 
  Первую свою значительную роль в «Современнике» Евстигнеев сыграл в 1960 году                в спектакле « Голый король » по пьесе Евгения Шварца. После этого спектакля исполнитель главной роли — короля — Евстигнеев проснулся знаменитым.
 
             Среди ролей сыгранных в Театре « Современник » следующие:

  1956 г. — Чернов в « Вечно живые » В. С. Розова;               
  1957 г. — дядя Вася в « В поисках радости » В. С. Розова;               
  1958 г. — Абрам Ильич Шварц в «Матросская тишина» А. А. Галича (спектакль был запрещен после просмотра);               
               
  1958 г. — дон Чиро в « Никто » Э. Де Филиппо;               
  1958 г. — Захар Захарович в « Продолжение легенды » А. В. Кузнецова;               
  1959 г. — Глухарь в « Два цвета » А. Г. Зака и И. К. Кузнецова;               
  1959 г. — Роль в « Взломщики тишины » О. Скачкова;               
  1959 г. — инженер в « Пять вечеров » А. М. Володина;               
  1960 г. — Король в « Голый король » Е. Л. Шварца;               
  1961 г. — Старичок и Отец в « Третье желание » В. Блажека;               
  1961 г. — Тэдди Франк в « Четвертый » К. М. Симонова;               
  1962 г. — Мединский в « Старшая сестра » А. М. Володина;               
  1962 г. — Управляющий в « Пятая колонна » Э. Хемингуэя;               
  1962 г. — Ларин  в « По московскому времени » Л. Г. Зорина;               
  1963 г. — Куропеев —Муравеев в « Назначение » А. М. Володина;               
  1963 г. — Отец Дмитрий в « Без креста » В. Ф. Тендрякова;               
  1964 г. — Алексей Салов в « В день свадьбы » В. С. Розова;               
  1965 г. — профессор Аброскин в « Всегда в продаже » В. П. Аксёнов;               
  1966 г. — Граф в « Обыкновенная история » И. А. Гончарова;               
  1967 г. — Усов в « Традиционный сбор » В. С. Розова;               
  1967 г. — Чернышев в « Декабристы » Л. Г. Зорина;               
  1967 г. — Александр-I  в « Народовольцы » А. П. Свободина;               
  1967 г. — Луначарский в « Большевики » М. Ф. Шатрова;               
  1967 г. — Австрийский князь  в « Случай в Виши » А. Миллера (спектакль запрещен после просмотра, возобновлен в 1987 году без участия Е. А. Евстигнеева);               
 
  1968 г. — Сатин в « На дне » М. Горького;               
  1970 г. — Дорн в « Чайка » А. П. Чехова.
 
        В 1968 году ему присвоено Звание « Заслуженный артист РСФСР » .

         Последней ролью Евстигнеева в «Современнике» был Дорн в «Чайке»                А. П. Чехова в 1970 году.

             В 1971 году вслед за Олегом Ефремовым, перешёл в труппу МХАТа.

         Первой его ролью на новой сцене стал Володя в спектакле               
                «Валентин и Валентина» по пьесеМихаила Рощина.
         
                *    *
   С 1971 года работал в Московском художественном академическом театре               
                Среди ролей сыгранных в МХАТе следующие:

  —1971 г. — Володя  в « Валентин и Валентина » М. М. Рощина;               
  —1972 г. — Пётр Хромов в « Сталевары » Г. К. Бокарева;               
  —1973 г. — Иван Адамыч в « Старый Новый год » М. М. Рощина;               
  —1975 г. — Соболевский в « Медная бабушка » Л. Г. Зорина;               
  —1975 г. — Фёдор Карлыч в « Эшелон » М. М. Рощина;               
  —1975 г. — Соломахин в « Заседание парткома » А. Гельмана;               
  —1975 г. — Желвин в « Нина » А. Д. Кутерницкого;               
  —1976 г. — Чебутыкин в « Три сестры » А. П. Чехова;               
  —1976 г. — Шабельский в « Иванов » А. П. Чехова;               
  —1977 г. — Окунев в « Обратная связь » А. И. Гельмана;               
  —1979 г. — Девятов в « Мы, нижеподписавшиеся…» А. И. Гельмана;               
  —1979 г. — Хайтмански в « Кино »  И. Чурки;               
  —1982 г. — Дорн в « Чайка »  А. П. Чехова;               
  —1985 г. — Серебряков в « Дядя Ваня » А. П. Чехова;               
  —1985 г. — Выборнов в « Серебряная свадьба » А. Н. Мишарина;               
  —1987 г. — Пришвин в « Колея » В. К. Арро;               
  —1987 г. — Табак в « Перламутровая Зинаида » М. М. Рощина;               
  —1990 г. — Чубуков  в « Чеховские страницы » А. П. Чехова );
 
             В 1960 году   Е. Евстигнеев вступил в члены КПСС    
 
            1974 году присвоено  Звание « Народный артист РСФСР ».

  В 1974 году стал Лауреатом « Государственной премии СССР »  за исполнение                роли Петра Хромова в спектакле «Сталевары»Г. К. Бокарева.

             В декабре 1980 года у Евстигнеева случился инфаркт.
 
         В 1983 году ему присвоено Звание « Народный артист СССР ».
               
                *    *
             Сниматься в кино актер начал еще в 1957 году .               
           Это была эпизодическая роль в фильме « Поединок »      
.    
      Настоящая всесоюзная слава пришла к Евстигнееву в 1964 году — после роли Дынина в фильме режиссёра  Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним                вход воспрещён».

              Всего он снялся в более 110 фильмах.
                И среди них следующие :               

  1959 г. « Баллада о солдате » — водитель грузовика;               
  1962 г.   — « Девять дней одного года » — Николай Иванович;               
  1962 г.—    « Никогда » — Александр Иванович Алексин               
  1964 г.   — « Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён » —  Дынин, начальник пионерского лагеря               
  1965 г. — « Верность » — Иван Терентьевич;               
  1965 г. — « Гиперболоид инженера Гарина » — инженер Пётр Петрович Гарин;               
  1966 г. — « Скверный анекдот » — Пралинский;               
  1966 г. — « Берегись автомобиля » — режиссёр народного театра;               
  1969 г. — « Зигзаг удачи » — Калачёв;               
  1970 г. — « Бег » — Парамон Ильич Корзухин;               
  1971 г. — « Старики-разбойники » — Валентин Петрович Воробьёв;               
  1971 г. — « Вся королевская рать » — Ларсон;               
  1973 г. — « Семнадцать мгновений весны » — Вернер Плейшнер, профессор;               
  1974 г. — « Последнее лето детства » — Валентин Валентинович Навроцкий, расхититель мануфактуры;               
  1976 г. — « Легенда о Тиле » — священник;               
  1976 г. — « Повесть о неизвестном актёре » — Пал Палыч Горяев ;               
  1977 г.—  « По семейным обстоятельствам » — Николай;               
  1978 г. — « Кровь и пот » — Чернов, генерал;               
  1979 г. — « Место встречи изменить нельзя » — Пётр Ручников               
  1981 г. — « Любимая женщина механика Гаврилова » — дядя Риты;               
  1983 г. — « Демидовы » — Никита Демидович Антуфьев;               
  1984 г. — « Ещё люблю, ещё надеюсь » — Василий Васильевич;               
  1984 г. — « Перикола » — Вице-король;               
  1985 г. — « Зимний вечер в Гаграх » — Алексей Иванович Беглов;               
  1987 г. — « Моонзунд » — фон Эссен, адмирал;               
  1987 г. — « Гардемарины, вперёд! » — Алексей Петрович Бестужев, вице-канцлер;               
  1988 г. — « Собачье сердце » —Филипп Филиппович Преображенский, профессор;               
  1988 г. — « Новые приключения янки при дворе короля Артура » — Архиепископ;               
  1990 г. — « Сукины дети » — Андрей Иванович Нанайцев;               
  1992 г. — « Как живёте, караси? » —Анатолий, диссидент, карась-эмигрант;               
  1992 г. — « Лавка «Рубинчик » и… — Профессор (последний фильм);               
  1996 г. — « Ермак » — Иван Грозный(фильм закончен после смерти актёра, роль озвучена Сергеем Арцибашевым). 

                И это почти все главные роли.

  На рубеже 90-х годов он сыграл в Театре Антона Чехова Фирса в «Вишнёвом саде»,
 
 в 1991 году — в АРТели АРТИСТОВ Сергея Юрского — Глова в спектакле «Игроки-XXI».
Последней ролью Евстигнеева в кино был царь Иван Грозный в фильме В. Ускова и В. Краснопольского «Ермак».

  « Евгений Евстигнеев — актёр широкого диапазона ролей, но наиболее удачными
  были характерные роли. Неброская внешность — сутулая фигура, голова с большой
  проплешиной, длинным носом «картошкой» и оттопыренными ушами —
  компенсировалась большим артистизмом, цепкой наблюдательностью и большим
  обаянием. Евстигнеев достиг такого мастерства в профессии, что практически
  моментально угадывал и формировал персонаж, создавая импровизациями то, что
  было нужно режиссёру. Евстигнеев вписывался в любой актёрский ансамбль, был
  абсолютно убедителен и органичен в любой роли, даже в эпизодах. Очень быстро               
  он заработал себе высокую профессиональную репутацию, участие его в фильме и
  спектакле гарантировало сенсационный успех.
   Евстигнеев был универсален. Положительным героям он даровал скромность,
  душевную открытость и теплоту, обаяние, интеллигентность; отрицательным —
  чёрствость, мстительность, умственную ограниченность, отталкивающее               
  поведение.» 
               
       К этой характеристике актера я полностью присоединяюсь.
   Я был свидетелем, когда в 1990 году он снимался в Киеве в фильме "Яма".               
   Один из эпизодов с Татьяной Догилевой  снимался в помещении театра
   «Сузiрр’я» в котором я тогда работал. Смотреть как он готовился к съемке 
   и играл было очень интересно и поучительно.

                1990 году  в  Театре Антона Чехова 
               играл  Фирса  в  спектакле « Вишневый сад»   А.П. Чехова
   
   А в 1991 году С. Юрскиий поставил спектакль по Н.В. Гоголю « Игроки ХХ1 ».
              и пригласил Евгения Евстигнеева играть в нем.
      
   Артель Артистов Сергея Юрского была последней сценой на которую он выходил 
            в роли гоголевского  карточного шулера  Глова.
               1 марта 1992 года состоялся последний спектакль с его участием.

  2 марта, на следующий день, он вместе с женой Ириной вылетел в Лондон, где               
              ему должны были делать операцию на сердце. 

       Евгений Александрович Евстигнеев ушел из жизни 4 марта 1992 года
           (по другим источникам — 5 марта)  перед  этой операцией.
                Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
               
                *    *
                Он был женат три раза:
                Первая жена Галина Волчек (р. 1933).
                Они прожили вместе с 1955 года по 1964 год.
  Их сын  Денис Евстигнеев родившийся в 1961 году, оператор, кинорежиссёр, продюсер.

   Вторая жена Лилия Евстигнеева (Журкина) – была актрисой  театра «Современник»,  потом  МХАТ (1937—1986).  Прожили вместе  с 1965  по 1986 год.

   Их дочь  Мария Селянская pодилась в 1968 году,  актриса театра «Современник».

        Третья жена Ирина Цывина (р. 1963) — актриса театра и кино.
           Они жили с  1986 года до его смерти в 1992 году.
 
                *    *
  После его смерти в  Нижнем Новгороде возле Нижегородского академического               
       театра драмы установлена скульптура Е. А. Евстигнеева.
               
 Нижегородскомкому театральному училищу, в котором он занимался, с 06.10.2003 присвоено имя Е. А. Евстигнеева.

  А в Нижегородском  театре  «Комедия» проводится  традиционный фестиваль-конкурс имени Евгения Евстигнеева.

Во Владимирской области, в театре которого актер работал, учреждена театральная премия имени Е. А. Евстигнеева.

   Его именем названы улицы в белорусском Витебске и в городе Шумиха Курганской области.
   
                *     *    *
     И еще об одном актере, снимавшемся в этом фильме хочу рассказать. 
     Его судьба интересна во всех отношениях. Таких судеб в советском
  кинематографе немного.Много общего с судьбой Георгия Степановича Жженова,
  и перекликается в некоторых обстоятельствах с судьбой Иннокентия Смоктуновского. 

    И все они очень хорошо показывают атмосферу жизни и обстоятельства в
   которых находились многие деятели советской культуры. Судьба этих людей
   это тоже история советского театра и кино.
               
                ВОДИТЕЛЬ ЖИГУЛЕЙ – АКТЕР  ПЕТР ВЕЛЬЯМИНОВ
              По знаку Зодиака - Стрелец, а по году рождения - ТИГР
      
                Пётр Серге;евич Вельями;нов
                — русский советский актёр театра и кино.
               
  Пётр Вельяминов  родился 7 декабря 1926 года в Москве, в семье потомственного
  военного из древнего дворянского рода Вельяминовых известного с ХI века.

  Родословная Вельяминовых восходит к племяннику норвежского короля Хокона II,
  который в 1027 году во главе трёхтысячной дружины пришёл служить Ярославу
                Мудрому.

  Их предками были: командующий Кавказской Черноморской оборонительной линией
  в войне 1812 года (в его честь императорским указом Туапсе был переименован
  в порт Вельяминовский)
         Иркутский генерал-губернатор времён восстания декабристов.      
   
   Их имена увековечены в Георгиевском зале Московского Кремля, а портреты
   занимают достойное место в Эрмитаже в Галерее героев Отечественной войны 1812 года.
 
   Отец Сергей Петрович Вельяминов  (1898 – 1976 ) происходил от брата               
   известных в XIX веке генералов Ивана и Алексея Вельяминовых. Перед               
   революцией отец окончил  Павловское пехотное военное училище в Петербурге. 

  В 1918 году вступил в Красную Армию, входил в состав высшего командования               
  Красной армии. Был арестован в 1930 году, провёл в лагерях в общей сложности
  17 лет,  мать жила  в ссылке.

   Она - Вельяминова Татьяна Ермиловна  родилась в 1893 году - ушла из жизни в 1972.

   В 1932 году Сергея Петровича Вельяминова, как бывшего офицера царской армии,        отправили на строительство Беломорканала.
                Освободили его в 1936 году.
 
  Но репрессии против семьи Вельяминовых на отце и матери не закончились.

  В марте 1943 года 16-летний Пётр был арестован по обвинению «в участии в
  антисоветской организации « Возрождение России », был приговорён по 58-й               
  статье к 10 годам исправительных работ без права переписки  и отправлен в
                пересыльный лагерь в Котласе         

  В канун нового 1944 года с фронта приехал отец — Сергей Петрович Вельяминов,
  и застал перевёрнутую после обыска квартиру. Мать, Татьяну Ермиловну 
  Вельяминову, арестовали днем раньше. Самого Сергея Петровича арест ждал на
  четвёртый день пребывания в Москве.

  По словам драматурга В. С. Фрида, находившегося под следствием в лубянской 
  тюрьме одновременно с отцом Вельяминова, 17-летний Пётр был арестован по
  одному делу с отцом — бывшим царским офицером.
 
    Хотя если анализировать обстоятельства ареста сына, а потом отца, то                становиться понятно, что это было не так.
               
   В лагере до Петра Сергеевича дошла весть об аресте матери. Он был так               
   потрясён известием, что вскрыл себе вены, однако юношу удалось спасти
   В лагерных условиях у Петра Вельяминова, на протяжении всего 1944 года
   не получавшего никакой поддержки из дома, быстро развилась дистрофия, он
   страдал пеллагрой — дело дошло до помещения в центральный лазарет. Ему
   помогла встать на ноги завхоз лазарета, с дочерью которой он учился в
   московской школе.

   После лазарета был переведён в Краснотурьинск, где работал на строительстве
   жилых домов и по совету одного из заключённых стал участвовать в 
   самодеятельности.
   
   В Краснотурьинске был так называемый «освобождённый джаз», где были               
   профессора-музыканты из Эстонии, недоучившиеся студенты консерватории и
   любители. После одного из концертов, на котором Пётр Вельяминов читал
   отрывок из «Евгения Онегина», к нему подошёл руководитель оркестра, Виктор   
   Илиодорович Пржездецкий, и попросил почитать стихи.
    
     В результате Вельяминов проработал в джазе с 1948 года по 1949 год,               
   «гастролировал» по лагерям краснотурьйнского района. Ещё одной удачей               
   стала роль Макферсона в спектакле по пьесе Симонова «Русский вопрос»
   Сценическое мастерство молодого актёра оценило руководство колонии — ему
   сократили срок на 163 дня.
      
  В конце 1950 года Петра Вельяминова отправили этапом на Куйбышевскую ГЭС. 
 
  В 1952 году 9 апреля, получив еще полгода зачетов (один день за три), он был
  освобождён (в лагере провёл 9 лет и 9 дней).

  По действовавшему в те годы паспортному режиму, проживать в Москве он не
  мог. По совету одного актёра (ещё в лагере) поехал в Абакан, чтобы поступить
  на работу в театр. Первое время пришлось работать на лесоповале, но при
  содействии начальника управления культуры Мухина был принят в Абаканский
  русский театр драмы имени М.Ю. Лермонтова, несмотря на «негативные»
                биографические данные.
 
             С 1952 году — актёр драматического театра в Абакане,

     Первая роль в театре — Максим Кошкин в пьесе «Любовь Яровая».

 В 1955 году был приглашён на работу в Тюменский областной драматический театр.
 
        с 1955 году — Тюменского областного драматического театра.

 В 1956 году реабилитирован отец Петра Вельяминова, Сергей Петрович Вельяминов.               
 
    Он приезжал в Тюмень, чтобы навестить своего «невыездного» сына.               

   Впоследствии С.П. Вельяминова реабилитируют и по второму делу, его
   восстановят в звании подполковника, Татьяна Ермиловна добьётся для него
   военной пенсии и вместе они проживут ещё 19 лет.
 
   С 1956 - 1962 годы  Петр Вельяминов работал актером Дзержинского городского               
   театра им. ХХХ-летия Ленинского комсомола.

   Сезон 1962 – 1963 года – актер Новочеркасского драматического театра.

   С 1963 по 1966 год - актер Республиканского русского драматического
                театра Чувашии в Чебоксарах.

    Сезон 1966-1967 года – актер Ивановского Большого драматического театра 

      С 1967 по 1969 год – актер Пермского драматического театра.

       Сезон 1969-1970 года – актер Свердловского театра драмы. 
      
                Из интервью «Российской газете»:
  « Я был совершенно независим. Если казалось, что мне плохо или хочется
  чего-то другого — искал этого другого, благо, меня приглашал один театр
  за другим. Сначала казалось, что режиссёр, с которым начинал работать, 
  интересный. А потом, когда возникали творческие претензии (мои собственные),
  — уезжал».

                *    *
  В Свердловском театре его  увидели Валерий Усков и Владимир Краснопольский               
  и пригласили сниматься в многосерийном  ТВ - фильме «Тени исчезают в
  полдень»  в роли председателя колхоза Захара Большакова.

  В 1972 году после успеха фильма «Тени исчезают в полдень», Пётр Вельяминов
        переехал в Москву и пришёл в труппу театра «Современник».
 
  В «Современнике» Вельяминов сыграл в первом режиссёрском спектакле Г. Б.
  Волчек «Восхождение на Фудзияму» и многих других постановках.

           В 1974 году перешёл в Театр-студию киноактёра.

  Несмотря на всенародное признание через кино, власти не забывали о прошлом
  актёра. Так, в 1979 году его не пустили во Францию с делегацией, которая
  везла  туда фильм «Тени исчезают в полдень».
 
                В 1983 году актёра реабилитировали.

   « Я — счастливый человек, потому что тяжёлая ситуация не сломила меня.               
   До 50-х годов в лагерях не было разделения на уголовников, дезертиров и   
   политических. Но так получилось, что рядом со мной всегда оказывался
   человек, который меня спасал. Когда я попал на Урале на строительство
   гидролизного завода в бригаду малолеток-уголовников, я уже окончательно
   обессилел — весил 47 килограммов. С дистрофией меня поместили в лазарет.
   Начальница больницы тоже была москвичкой, и, как оказалось, её дочь училась
   со мной в одной школе. Благодаря этой женщине я тогда и выжил. Я работал
   на лесосплаве, бригадиром плотников, нормировщиком. Нормировщик Кармазин,
   который «держал» в лагере весь механический завод, говорил мне: «Ну, чего
   ты пойдёшь в этот джаз? Песенки петь „До свиданья, мама, не горюй“?
   Занимайся этой профессией, и ты будешь сыт и пьян». Но я ушёл в оркестр,
   который сопровождал заключённых на работу, играл на барабане. Музыкальное               
   образование имелось — четыре года музыкальной школы по классу скрипки ».
         
        В 1976 году ему присвоено Звание « Заслуженный артист РСФСР ».
      
        В 1979 году он стал Лауреатом  «Государственной премии СССР »  за               
   исполнение роли Поликарпа Матвеевича Кружилина в телесериале «Вечный зов».

         В 1985 году ему присвоено Звание « Народный артист РСФСР »
               
       Петр Вельяминов снялся в более семидесяти фильмах и среди них :

  1971 г — « Тени исчезают в полдень  — Захар Захарович Большаков;               
  1972 г. — « Командир счастливой « Щуки » — командир Алексей Петрович Строгов;               
  1972 г. — « Иванов катер »  — Иван Трофимович Бурлаков;               
  1973 г. — « Вечный зов »  — Поликарп Матвеевич Кружилин;               
  1974 г. — « Скворец и Лира » — Фёдор Греков («Скворец»);               
  1977 г. — « Гонки без финиша » — Мещерников;               
  1977 г. — « Воскресная ночь » — Новицкий Георгий Максимович;               
  1978 г. — « Пыль под солнцем » — Муравьёв;               
  1978 г. — « На горе стоит гора » — Лосев;               
  1979 г. — « Пираты XX века » — капитан Иван Ильич;               
  1979 г. — « Опасные друзья » — замполит, майор Николай Калинин;               
  1980 г. — « Ночное происшествие »  — следователь Сергей Петрович Митин;               
  1981 г. — « В начале игры » — директор футбольного клуба Николай Петрович Селиванов;               
  1982 г. — « Срочно… Секретно… Губчека » — капитан Кандоуров;               
  1984 г. — « Челюскинцы » — капитан Владимир Иванович Воронин;               
  1985 г. — « Встретимся в Метро » — начальник «Ленметростроя» Андрей Иванович Зарубин               
  1986 г. — « Железное поле » — фронтовик Владимир Фёдорович Бобылёв;               
  1986 г. — « Знаю только я » — архитектор;               
  1986 г. — « 55 градусов ниже нуля »— Иван Петрович Кузнецов;               
  1987 г. — « Среда обитания » — полковник Корнилов;               
  1988 г. — « Гражданский иск » — Бутов;               
  1991 г. — « Прости нас, мачеха Россия »;               
  1992 г. — « Полёт ночной бабочки »;               
  1996 г. — « Ермак » — поп Милентий;               
  2005 г. — « Чертогон » — Илья Федосеевич

После фильма «Тени исчезают в полдень» сыграл главную роль в картине «Командир "Счастливой Щуки», затем начались съёмки в фильме «Вечный зов» и Пётр Вельяминов решил оставить театр и полностью посвятить себя кинематографу.

В 1979 году после выхода на экраны фильма «Тени исчезают  в полдень» была поездка в Париж  с премьерой. Оформили на выезд Валерия Ускова, Владимира Краснопольского                и Петра Вельяминова, которому разрешили поездку только после разрешения КГБ.               

   В 1990 году стал действительным членом Российского Дворянского собрания,                получив диплом № 20.

  В 1994—1997 годах был вице-предводителем Санкт-Петербургского Дворянского   
  собрания, а в мае 1995 г. возглавлял делегацию Санкт-Петербургского               
        Дворянского Собрания на IV Всероссийском дворянском съезде.

   С 1995 года — актёр Санкт-Петербургского академического театра комедии
     имени  Акимова, участвует в спектаклях «Приюта комедианта».

    В 1995 году Пётр Вельяминов вступил в петербургскую масонскую ложу               
    «Астрея»  № 3, которая находилась в составе Великой ложи России.

   Преподавал в Балтийском институте экологии, политики и права на кафедре
             актёрского мастерства театрального факультета.
 
   Актёр много читал, любил проводить свободное время на природе, являлся
   попечителем строительства приюта для бездомных животных в Санкт-Петербурге.

  В день празднования 50-летия творческой деятельности Петра Вельяминова
  ректор Питерской Театральной академии торжественно вручил актёру подарок — 
  символический студенческий билет. У народного артиста России, сыгравшего
  около 300 ролей в театре и кино, нет актёрского образования.
   
   Свои «театральные университеты» он проходил в лагерной самодеятельности…

  Последние десять лет Пётр Вельяминов изредка выходил на театральную сцену.               
                В кино снимался крайне редко.
               
           В 2002 году  стал  обладателем титула «Человек года» .
   
       Ушел из жизни от пневмонии 14 июня 2009 года в Санкт-Петербурге.

     17 июня 2009 года в Санкт-Петербургском театре комедии состоялось               
    прощание  с актёром, в тот же день он был похоронен на Литераторских               
        мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге .      
               
                *    *
                Актер был женат пять раз:               
     Первая жена — актриса Людмила Вельяминова (урожд. Нюхалова)(1923—2012)               
         Заслуженная артистка РСФСР. Поженились в 1953 году,
     Прожили они вместе несколько лет.
                Их дочь  Екатерина - актриса Омского ТЮЗа.

     Вторая жена — Галина Гришина. Вместе прожили они с 1963 по 1971 год.               

     Их дети:   сын Сергей (род. 1964) и дочь Ирина (род. 1968).

     Третья жена — актриса Галина Добровольская. Вместе жили мало.
 
     Четвёртая жена — художница и дизайнер Елена Маневич, дочь кинорежиссёра
            Иосифа Маневича. Вместе прожили около десяти лет.               
         Пётр Сергеевич усыновил Михаила, сына Елены Маневич.

     Пятая жена — Татьяна Танакова, работала диспетчером на стройке, после               
              вступления в брак в 1988 году стала домохозяйкой.

          Все  трое детей : Екатерина, Сергей, и Ирина  стали  актёрами.
               
                *    *    *

   Одну из ролей водителей ожидающих, когда откроется переезд, того самого,               
        кто вызвался написать письмо «турецкому султану» сыграл               
                Александр Вигдогоров.
   
                С ним Олег Видов  был хорошо знаком.               
         Они вместе снимались в 1972 году в фильме « Стоянка поезда 2 минуты ». 
                Александр тогда сыграл очень интересную роль. 
  Еще с тех времен у Олега остались самые хорошие воспоминания о нем, его игре. 
               
                Александр Семёнович Вигдоров 
                — советский и российский актёр.

            Александр Вигдоров родился 29 января 1942 года.

  Дебютировал в кино в 1965 году в историко-революционном фильме режиссёра
  Аиды Манасаровой «Двадцать лет спустя», где сыграл роль юного комсомольца-
  подпольщика Васю Каменского. Пик активности актёра пришёлся на 1970-е годы,
  он сыграл в небольших эпизодических ролях в популярных фильмах
      
   В 1972 году Александр Видгооров сыграл одну из главных ролей в музыкальной
           комедии режиссёров Марка Захарова и Александра Орлова
          «Стоянка поезда — две минуты», где его партнёрами были
           Юрий Белов, Олег Видов и Валентина Теличкина.
      
              Среди фильмов в которых он снимался  следующие:

  1969  г. — « Король-олень » ;               
  1970 г. — « Удивительный мальчик » — гангстер;               
  1971 г. — « Мальчики »  — Аполлон Лукьянов;               
  1971 г. — « Возвращение к жизни » — вор;               
  1972 г. — « Стоянка поезда » — две минуты — Михалко;               
  1973 г. — « Как закалялась сталь » — «Бритоголовый»;               
  1973 г. — « Иван Васильевич меняет профессию » — стрелец;               
  1974 г. — « Чисто английское убийство » — секретарь Джулиуса Уорбека ;               
  1974 г. — « Отроки во Вселенной » — Михаил Кондратьевич;               
  1974 г. — « Любовь земная » — Митрий Поливанов;               
  1975 г. — « Маяковский смеётся » — доктор / парень в общежитии;               
  1976 г. — « Два капитана » — Валя Жуков;               
  1977 г. — « Переезд » - водитель грузовика;               
  1977 г. — « А у нас была тишина »… — однополчанин Манефы;               
  1980 г. — « Тайна Эдвина Друда » — возница Джо;               
  1987 г. — « Ночной экипаж » — доктор               
  1989 г. — « Визит дамы » — художник;               
  2000 г. — « Особый случай » — тамада;               
  2004 г. — « Дальнобойщики-2 »;               
  2005 г. — « Золотой телёнок » — Трикартов;               
  2006 г. — « Сыщики-5 — Рогай.
      
   Начиная с 1990-х годов снимается в основном в телевизионных сериалах.               
 

                *   *   *      

    К сожалению,  этот короткометражный фильм, как и многие другие
    короткометражки советского кино, не имел большого экрана, его не
                видел массовый зритель.
               
        Тем более что он был дипломной работой студента ВГИКа.               

    В этом случае фильм, хотя и был снят на Мосфильме, но делался как бы по
    заказу ВГИКа. И чаще всего его судьбу решали не только в институте, но и
    на киностудии..

     Вполне возможно, что было сделано всего несколько копий: для института
     и для киностудии.

    Когда этот фильм посмотрел Сергей Бондарчук, который был руководителем 
            Первого Творческого Объединения Мосфильма, то сказал:

     « Олег, Ты на меня не обижайся, но если бы я был тогда на студии, я бы
     не разрешил тебе снимать этот сюжет.» 

    И он, конечно, был прав, ничего хорошего Олегу  съемка этого фильма не
    сулила. Некоторые чиновники кино в дальнейшем могли бояться режиссера
    Олега Видова, а поводом тому был « Переезд ». В некотором смысле – (по
    сюжету) это был почти документальный фильм. Ведь он был не только
    режиссером, но и сценаристом.
               
                ОТЗЫВ О ФИЛЬМЕ « ПЕРЕЕЗД »   
   
    На сайтах посвященных кино отзывов об этом фильме нет, как впрочем и               
                подробной информации.   

    Но в моем распоряжении есть мнение двух человек. Судите сами – можно ли
                им верить.

    Первый это Ролан Быков. Так случилось, что ему с Олегом Видовым вместе
    пришлось участвовать в мероприятиях посвященных дню Кино на ВДНХ.
    Там были показаны их фильмы. И когда Ролан Быков посмотрел « Переезд »,
                то он сказал Олегу:   
             « Ты сделал  хороший фильм. Хорошо сделал ».      

    И второй  отзыв, который есть в моем распоряжении, это слова актера – 
    режиссера Александра Лазарева, который, посмотрев «Переезд» в 2014 году, 
                сказал:  –

    « Теперь я понимаю, что страна потеряла не только хорошего актера, но и               
                отличного режиссера ».    

      Возможно, что к отзывам  можно отнести и высказывание актера
                Петра Вельяминова: -   
   « Согласившись сниматься в этом фильме, я хотел, с одной стороны поддержать          
   колллегу в его работе, но с другой стороны, тема была очень интересная
                и роль тоже, хоть и небольшая. ».
--               
                *   *   * 
               
                ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ « ПЕРЕЕЗД »
                Короткометражный художественный фильм. 

   Режиссер-постановщик - Олег Видов               
   Сценарий - Олег Видов               
   Оператор - Владимир Фастенко               
   Художник - Константин Степанов (II)               
   Звукооператор -  С. Воскальчук               
   Режиссер О. Макарихин               
   Художник по костюмам  – Н. Бузина               
   Гример -  З. Егорова               
   Монтаж  – Э. Фейгинова               
   Редактор – Э. Смирнов               
   Директор Картины – Сергей Вульман               
   
                В фильме снимались актеры:   
   Ирина Муравьёва – дежурная на переезде,               
   Пётр Вельяминов – водитель Жигулей.               
   Евгений Евстигнеев – Дядя Федя работник железнодорожной службы,               
   Роман Громадский – приятель дежурной на переезде.               
   Михаил Кокшенов - водитель,               
   Виктор Шульгин - водитель,               
   Гурген Тонунц - водитель,               
   Александр Вигдоров - водитель,               
   Борис Гитин - водитель,               
   Азер Курбанов (II) - водитель,               
   Ибрагим Барги - водитель,               
   Виктор Уральский - водитель               

     Производство -  Мосфильм 1977 Первое ТО.               
   Фильм цветной, звук моно, на русском языке, пленка 35 мм.               
   Продолжительность фильма 20 минут               
   Премьера фильма в ноябре 1978.      
               
                *   *   *   

 И под занавес моего рассказа об этой работе Олега Видова,  хочу поведать случай. который имел место во времена ефремовского «Современника» и является очень яркой иллюстрацией искрометного таланта  Евгения Евстигнеева.  Этот случай относят к категории «актерских баек». Но в реальности его никто не сомневается.
Я её позаимствовал из интернета, за что, надеюсь, на меня никто не будет в обиде!               
                « Поведала её актриса  Алла Покровская.
Олег Ефремов, преданный рыцарь Театра, просто заразил своих соратников любовью                к Системе Станиславского. Любые посиделки неизменно сводились к разговорам об элементах Системы: о Внимании, Общении, Оценке факта… Однажды на гастролях в Румынии актеры собрались в гостинице – отметить окончание рабочего дня. Отметили, после чего Александр Калягин и Валентин Гафт затеяли спор о Системе, а Евгений Евстигнеев, «отметивший» покруче прочих, завалился на кровать и моментально захрапел. Он вообще споров об актерском мастерстве не уважал и теорией не интересовался, полагаясь больше на талант и интуицию.

Гафт же с Калягиным сцепились крепко и доспорились до того, что решили тут же в номере, на суд прочих товарищей по профессии, сыграть этюд на Оценку факта – кто лучше! Фабулу придумали такую: у общественного туалета человек ждет очереди по малой нужде. Туалет все занят и занят, в конце концов он не выдерживает, дергает                дверь, она открывается, а там – повешенный!   Не поленились – соорудили        «повешенного» из подушки, прицепили его в стенной шкаф и принялись играть.                Один сыграл неподдельный ужас и бросился с криком за помощью, другой, представив возможные неприятности, тихонько слинял, пока никто не увидел… Актеры-то блистательные, что Гафт, что Калягин – оба сыграли классно, «судьи» затруднились, и тогда кто-то предложил разбудить Евстигнеева – посмотреть, что он сделает! Долго расталкивали, объясняли наперебой, он отбрыкивался, пытался завалиться обратно, наконец, пробурчал: "Ладно!" – и пошел к шкафу. Уже через секунду все ржали, глядя, как Евстигнееву невтерпеж, как он приседает и припрыгивает, стискивая колени, как                он сначала деликатно постукивает, потом барабанит в дверь… В конце концов, доведенный до полного отчаяния, он рвет на себя дверь "туалета", видит этого "повешенного", ни секунды не сомневаясь, хватает его, сдирает вместе с веревкой, выкидывает вон и, заскочив в туалет, с диким воплем счастья делает свое немудреное дело, даже не закрыв дверь!

Громовой хохот, крики "браво!" и единогласно присужденная победа были наградой гениальному Евстигнееву, который, раскланявшись с аудиторией, тут же рухнул досыпать. »
                *   *   *   *   *               


Рецензии