Кто не имеет, у того отнимется

       От Луки: "Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь" (Лк. 8, 18).
       Сложная мысль. Не правда ли?  Наблюдать звук... Христос предлагал нам видеть процесс слушания слов?
       На взаимосвязь звукового и зрительного восприятии указывали многие выдающиеся композиторы и художники ( Скрябин, Римский-Корсаков, Чюрлёнис, Мессиан и др.).
       Для описания этой взаимосвязи были предложены соответствующие термины : цветной слух, фонопсия, синестезия. Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит или воображает цветовые зрительные образы. Таких людей называют синестетиками. Общепринятого объяснения этого явления до сих пор нет.
       Но ни это представляется наиболее сложным в процитированном библейском стихе от Луки. Непонятно, что именно может или должен "иметь" человек, что должно обеспечить ему в будущем получение чего-то большего, и как можно отнять у человека то, чем он не обладает в данный момент, и что он ещё только думает иметь?
       Получается, что у человека  отнимается некая потенция иметь, возможность приобретения чего-то в будущем. Чего именно? Того, чего сейчас он ещё не имеет? То есть, человек, чтобы не потерять чего-то в будущем обязательно должен иметь нечто в настоящем! И если он этого не имеет, то он лишится того, что он также пока не имеет. Обидно, блин!
      Человек много чего не имеет сейчас и даже не представляет, зачастую, что он может поиметь потом.  И он должен всего этого лишиться потом, потому, что он чего-то не имеет сейчас!? Может точнее сказать, что не приобретётся, а не отнимется? Хотя, считается, что  грешно спорить с Библейскими текстами... Но, кто определяет категорию греха и измеряет его в сфере интеллектуального поиска истины?  Вряд ли можно подозревать авторов Нового завета в плохой грамотности. Они точно пишут то, что видят сказать.
       У Матфея эта мысль выражена в менее парадоксальном виде: «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 29). И у Марка также: "Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет" (Мк. 4 25). В формулировке Матфея и Марка у "неимеющего" всё же кое-что есть, что можно отнимать.
       Как следует понимать эти мысли? Как-то не очень справедливо получается: у  того, у кого чего-то много, тому ещё и прибавка, а у того, у кого нет - так и вовсе отнимается последнее и даже то, чего не было...
      Предлагался вариант, что под "имеющимся" следует понимать Христа или веру в Христа. Тогда фраза получается вполне "справедливой" и понятной: "Всякому имеющему Христа дастся и приумножится, а у неимеющего Христа отнимется и то, что имеет" (Яков Кротов). Ну это, конечно, домыслы. Приписки. В тексте такого нет. И непонятно - что именно приумножится у того, кто "имеет Христа"? Духовная составляющая или материальная приумножится или обе? Как можно приумножить веру? Вера либо есть либо её нет! Это очевидно.
      А может в тексте  пропущено слово "ум" или "желания" или...? Не нужно измышлять лишнего. Здесь уместно вспомнить бритву Оккама: «Не до;лжно множить сущее без необходимости».
      В математическом смысле "приумножить" можно только то, что имеется. Нуль "приумножить" невозможно: любое число умноженное на нуль даёт нуль. Нуль, конечно, не потеряется, но с ним и ничего не приобретёшь...
      А вот житейский опыт однозначно свидетельствует о том, что чем больше имеешь чего-то, тем больше можешь приобрести, приумножить этого же, а может и чего ещё!
      Земля к земле. Вода к воде.  Люди к людям. Деньги к деньгам. Знания к знаниям. Несчастья к несчастьям (?). Чем больше звезда, тем больше планет она может притянуть.  При этом: " И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12, 48). Справедливость торжествует. Большому кораблю, большое плавание.
      Мне думается, что содержание мысли Христа, которую отразили Лука, Матфей и Марк, состоит в том, что человеку необходимо, лучше всегда  иметь что-то, чем не иметь ничего. Только что-то имеющий человек может что-то создать, приумножить. Из ничего ничего не получишь.
      Шекспир, в знаменитом монологе Гамлета -  "Быть или не быть?" - описывал, по существу, эту же коллизию. Только в гамлетовском случае под "то, что имеет" подразумевалось "быть", делать, иметь, обладать, бороться,  жить. А под "не имеет" - бездействие, покой, небытие, нуль. 
      Думаю, что в библейском стихе речь идёт о знаниях.  Во фразе от Луки говорится о "слушании". То есть чтобы что-то "иметь", следует "слушать" - значит речь идёт о словах,  с помощью которых передаются знания, а не нечто  материальное. Следует "наблюдать" за тем, что ты слушаешь - визуализировать услышанное. Тогда лучше усвоишь и приумножишь полученные знания. Если же человек не "имеет" знания, то у него "отнимется и то, что имеет". Чаще теряют глупцы...
      Имеются и другие трактовки рассматриваемой фразы.
      В 1968 году американский социолог Роберт Мертон описал «эффект евангелиста Матфея» («Matthew effect»). Это психологический эффект: если перед редактором две статьи, очень похожих, одна из которых написана известным человеком, а другая неизвестным, редактор предпочтёт опубликовать первую.
      В 19 веке итальянский экономист Д.Парето сформулирован правило, которое можно считать мерилом человеческой эффективности в самых разных областях жизни.
      Правило 80/20 : "Если все предметы разместить в порядке их ценности, то 80 процентов ценности приходится на предметы, составляющие 20 процентов от их общего числа, в то время как 20 процентов ценности приходится на предметы, составляющие 80 процентов от их общего числа".
      Это правило косвенно коррелирует с библейской установкой на необходимость иметь что-то - в голове и за душой. Иметь то, что придаёт человеку "ценность". А наибольшую  ценность человеку придают его знания, умения, навыки, красота душевная и телесная…


Рецензии