Один из первых основателей Новороссийска

        Один из первых основателей  Новороссийска
       
      Довелось мне услышать эту историю летом 2008 года. Много времени отдавая своему любимому делу  - краеведению, стараюсь не пропускать  столь не частые   публикации  работ своих коллег - краеведов. Очень заинтересовала меня историческая рубрика в газете «Новороссийские Вести» от 24 июня 2008 года, в которой рассказывалось о  новороссийском долгожителе Константине Викеньтьевиче Хруцком,  прожившем 114 лет. Публикация эта мне очень понравилась и скажу честно, долго держала под впечатлением. Да к тому же совпала с проводимой мною  работой по исследованию истории возникновения первых  сельских поселений Зацемесской стороны, в частности, деревни Мефодиевка. Работа эта требовала самого простого - выявления старожилов этого района, бесед с ними и четкую запись воспоминаний. Так в один из дней я узнал историю, которая поведала, что были долгожители в нашем городе и значительно   старше Константина Викеньтьевича Хруцкого.
 Рассказ о Волошине Иве Яковлевиче я услышал от его правнучки  Овечкиной Валентины Алексеевны, по матери Волошиной, проживающей в Мефодиевке по переулку Особому №16.
  - Прадед мой Волошин Ива Яковлевич,- рассказывает она,- служил ветеринаром в царской армии и  был участником  десанта под командованием Н.Н.Раевского. Он рассказывал близким о том времени, когда город состоял всего из двух-трех домов и еще была не разобрана крепость Суджук - Кале на косе.
    Ива Яковлевич прослужил в армии 25 лет, да так и остался в Новороссийске. В 1841 году в его семье родился сын Волошин Григорий Ивович, который так же, как и его отец, стал военным врачом - ветеринаром. Григорий Ивович прослужил в армии 8 лет, а затем  занимался вольной практикой. Сын и отец были хорошими ветеринарными врачами, и слава о них разошлась по всей Кубанской области и Закавказью. К ним обращались не только жители города и окрестностей, но и из дальних мест, приезжали даже из Черкесии. Имея такую  престижную и востребованную в то время специальность, Волошины не бедствовали.  В Мысхако, где они жили, у них была  земля, арендованная у города и большой дом. Рядом стояли дачи соседей - Ткаченко, Болговых, Гавриловых. Семья была большая, говорит Валентина Алексеевна   более 30 человек, если все соберутся. Так и жили, работали, рожали и воспитывали детей. Род Волошиных разрастался,  тем более что и родоначальник его Ива Яковлевич, имея весьма преклонный возраст,  по Божьей воле был ещё здрав.   - Так дожили до революции, и знаете, что удивительно? - вспоминает Валентина Алексеевна: - прадеду нашему в 1918 году исполнилось 150 лет.
Я переспросил, так как мне показалось, что я ослышался.
- Именно 150 лет, подтвердила моя собеседница.
- Да и сын его, мой дедушка Григорий Ивович, тоже жил долго ровно сто лет, и умер в 1941 году. Что касается прадеда, в нашей семье все хорошо помнят эту и значительную, и вместе с тем трагическую дату. Дело в том, что Волошины приняли революцию и были за  рабоче-крестьянскую власть. Это и послужило трагедией. Когда белогвардейцы летом 1918 года захватили город, начались карательные акции. Не миновали они и Мысхако. Очевидно, по доносу казаки ворвались  и в имение Волошиных.
   Было это, продолжает рассказ Валентина Алексеевна, в Престольный праздник,  собрались за большим столом во дворе почти  все родственники -  сестры, братья, невестки, племянники. Как самый старший в семье,  прадед, приветствуя всех, говорил  торжественную речь. В это время в усадьбу на полном скаку ворвались  с шашками наголо казаки, и началась жестокая резня.
 Первым  ударом шашки наотмашь зарубили прадеда, он так и остался стоять на мгновенье, как и стоял, а его отрубленная  голова   уже катилась по праздничному столу. Не пожалели никого, ни старых ни малых, все  23 человека были изрублены.
После трагедии оставшиеся родственники, не присутствовавшие на «празднике», и в силу этого оставшиеся в живых, похоронили погибших в одной братской могиле здесь же на Мысхако. В это же время выяснилось и обстоятельство, связанное с удивительным долголетием прадеда. По какой причине, уже никто не помнит, назначено было прадеду медицинское вскрытие, которое и установило, что Ива Яковлевич Волошин был феноменальным человеком, у которого в груди билось два сердца. Рассказала мне Валентина Алексеевна и о том, что в советские годы братская могила Волошиных в Мысхако долгое время сохранялась. В последнее посещение могилы в 1970-х годах, когда я там была со своей мамой, вспоминает она, захоронение все еще было на своем месте.                04.07. 09.


Рецензии