Проект века
Проект века или
Первый Облигационный заем города Новороссийска в 2 000 000 рублей
1 июня 1901 года было ВЫСОЧАЙШЕ утверждено мнение Государственного Совета о преобразовании взимаемых в Империи портовых сборов из специальных средств Комитета по портовым делам при главном управлении торгового мореплавания и портов.
Суть закона заключалась в оставлении три пятых доли денежных поступлений с каждого пуда груза на специальных счетах Министерства финансов Комитета по портовым делам. Комитет ежегодно был обязан выделять деньги на покрытие издержек на содержание портовых сооружений и устройств, подъездных путей, а также землечерпальных, дноуглубительных работ.
Именно этим законом и руководствовались городские гласные, возбудившие в январе 1904 года ходатайство о разрешении Новороссийскому городскому общественному управлению произвести облигационный заем в размере 2.000 000 нарицательных рублей.
За год Городской Думой был выработан «Проект условий выпуска г.Новороссийском облигационного займа». Только редактирование этого документа заняло более 3-х недель. 14 декабря 1904 года условия займа были подписаны городским головой А.А. Никулиным.
Полученные от реализации займа деньги планировалось обратить на насущные потребности города и Новороссийского порта. Предстояло построить судоходный канал и внутренний бассейн на Цемесском болоте, устроить городской водопровод, электрическое освещение, замостить подъездные пути.
Канал проектировался согласно заключению местного портового присутствия, шириною 80 саженей (160 м.) по верхним краям откоса у ординара, длинной 200 саженей. Главным управлением торгового мореплавания предлагалось устроить при канале плавучие доки. Таким образом. город под канал и плавучие доки уступал казне 19 десятин ( гектар) болота.
Устройство водопровода, оборудование, ремонт и содержание водопровода городское управление принимало на себя и обязывалось бесплатно снабжать порт, и посещающие его суда.
Тоже самое относилось и к устройству электрического освещения с обязательствами безвозмездного освещения порта 15 фонарями, силой 750 свечей каждый.
Замощение некоторых улиц и признание их подъездными путями
вызвало оживленные споры, но впоследствии из предложенных городским управлением улиц 11 были признаны подъездными:
Романовская (ныне Свободы), Цемесская(Губернского), Вельяминовская(Революции1905г.),Торговый переулок(Сипягина) , Шоссейная(Васенко),Элеваторная, Серебряковская(Советов),Дмитриевская(Энгельса),часть Слепцовской(Исаева), Крюковская(Краевая), Анапское шоссе. Все эти улицы подлежали замощению на средства портовых сборов.
Все операции из сумм Облигационного займа Городское общественное управление планировало вести открыто, с подробным указанием расходов, какие будут производиться.
Уплата процентов и погашение по облигациям рассчитывалась из сумм, ежегодно отпускаемых городу Комитетом по портовым сборам.
Были выработаны условия выпуска облигаций, размеры процентов роста и их погашения, которые утверждало Министерство Финансов. Облигации займа, должны были приниматься в залоги по подрядам и поставкам и в обеспечение ссуд. При производстве заказов в счет облигационных сумм предпочтение отдавалось отечественным заводам.
Городской голова А.А. Никулин специально в поддержание ходатайства города о займе в 2 000 000 рублей выехал в С.- Петербург, где находился с 8 ноября по 18 декабря 1904 года.
Ходатайство городского головы Новороссийска, мотивированное расчетами, сметами и другими документами, совпало со взглядами Главного Управления Торгового Мореплавания и Портов, и в этом учреждении почти никаких возражений не было.
Однако добиться разрешения на выпуск облигаций А.А. Никулину не удалось, и 11 декабря 1904 года городской голова подает докладную записку Его Сиятельству господину Главноначальствующему Гражданской частью на Кавказе Г.С. Голицыну с просьбой «поддержать ходатайство города в подлежащих сферах».
Наступивший 1905 год спутал все планы. Начавшаяся Первая русская революция заставила правительство пойти на жесткое подавление революционного движения, в том числе и в революционном Новороссийске. Грандиозный проект развития города так и остался невыполненным.
03. 05. 2010 г.
Свидетельство о публикации №216012101363