ОТЕЦ

    После смерти жены-нашей матери,отец, оставшийся сорокалетним вдовцом  больше  не помышлял о женитьбе.
    Не потому, что он не нравился женщинам или они не нравились ему. Нет! Многие женщины  даже  пытались заполучить надежного и интересного мужчину  с моей помощью, склоняя меня к переговорам с отцом.
    И, уставшая от сиротства, от онемевших комнат,от пронзительной пустоты зеркал, в которые так любила глядеться моя красивая мама, - я соглашалась...

    Меня пугало молчание отца, проводившего вечера перед дешевенькой репродукцией с картины Карла Брюллова "Девушка собирающая виноград"("Знойный полдень").
    Мой отец, никогда особо   не интересовавшийся искусством, купил ее в книжном магазине, обнаружив потрясающее сходство изображенной женщины с моей матерью.
     -Правда, она очень похожа на нашу маму!- сказал он и повесил репродукцию над обеденным столом. Отец сам смастерил большую раму под нее и вырезал стекло. И это было последнее, что он сделал для женщины, которую любил, после того, как также самостоятельно высек на мраморном  надгробии цветок розы и ветку лавра.
    Он продолжал обедать и ужинать в ее обществе до самой своей смерти.

    Мое сознание 14-летней девочки металось между горем утраты и безумным состраданием к отцу. И однажды , пытаясь найти слова утешения , я сказала отцу , что никогда не оставлю его.
    Отец помолчал, а потом ответил в свойственной  только ему манере поучительного назидания,захватывающей полностью  все  внимание собеседника. Потому что это всегда была  притча. То ли услышанная им  когда-то, то ли самим сочиненная...
    Отец был великолепным сочинителем, непревзойденным рассказчиком  и талантливейшим воспитателем.
    Его голос  с сильным болгарским акцентом, соединивший в себе все оттенки отцовской любви : от нежной заботы и всепрощения  до неотвратимости  кары - ведет меня и поныне по жизни, оберегая от самообольщений и непоправимых ошибок.
    "Жила-была орлица",- начал он в тот вечер свое повествование. "И были у нее маленькие орлятки. Орлица была  молодой, красивой и очень сильной.
Взмах ее могучих крыльев  вызывал страх и зависть у врагов и восхищение у друзей.
Но эти могучие крылья принадлежали безраздельно ее маленьким  орляткам, беспомощно разевающим клювики в ожидании еды.
    Орлица нежно заботилась о них. И каждый день , покормив и почистив орлят , она сажала их на свои  огромные крылья и они отправлялись учиться летать.
Это надо было "для жизни", -так говорила своим детям орлица.

    Ах, какое это было волшебное время!
Орлята познавали небо, тренируя свои слабенькие крылышки под зорким материнским оком.
А когда, что-нибудь не получалось и кто-нибудь из орлят заваливался , стремительно приближаясь к земле, - тогда , опережая скорость и время сильные мамины крылья подхватывали его.
   
    Учеба всегда заканчивалась тем, что в награду за усердие мама-орлица просто катала своих птенчиков на своих могучих крыльях - "для  радости", как говорила она.
И благодарные орлятки щебетали наперебой ,обращаясь к матери :
"Мамочка, мамочка, когда мы вырастем и станем большими и сильными орлами, а ты станешь старенькой и слабенькой мы тоже будем тебя кормить, подхватывать при падении  и катать  тебя на своих крыльях "для радости".

    Прошло время.
 
Орлята выросли и превратились в могучих орлов, взмах крыльев которых вызывал страх и зависть врагов и восхищение друзей. Они давно покинули материнское гнездо и поселились высоко в горах , на краю неба.Постаревшая и ослабевшая орлица видела теперь своих детей очень редко...
    И вот однажды,собрав все свои силы, она покинула свое жилище и отправилась к гнездовьям своих детей.

    Молодые орлы очень обрадовались своей матери. Они любили ее. И эту любовь она почувствовала сразу , как только взглянула им в глаза.
И все же она сказала им то, ради чего пришла.
   -Дети мои, -сказала орлица,-помните , когда вы были маленькими я учила вас летать "для жизни" и катала вас на своих крыльях "для радости"?
   -Помним, мама ,-ответили орлы.
   -А вы помните, как обещали тогда, что когда я стану старой и слабой вы будете поступать так же?
   -Помним , мама,- сказали орлы.
   -Так вот это время пришло...- промолвила орлица,-я стала старой и слабой.
   
    Некоторое время орлы молчали , не смея глядеть в глаза своей матери.
Затем , горестно вздохнув один из них сказал:
   - Мы все помним , мама,и часто грустим по  этому самому счастливому времени нашей жизни рядом с тобой. Мы бы с радостью выполнили свое обещание,но посмотри сюда!..
   Орлица заглянула в гнездо,на которое ей указал говоривший молодой орел. А в нем копошились маленькие орлятки,раскрывая клювики в ожидании еды. А их крылышки едва сносили дуновение воздуха..."

 
     Мой папа умер поздним южным  вечером за тысячи километров от меня,дав  мне знать о своем уходе ночным грохотом внезапно упавшего в пустой комнате  чемодана с инструментами.И я мгновенно поняла, что случилось непоправимое. Разница во времени между нами составляла 4 часа. Но Душа моего отца в последнем порыве родительской любви, сумела   преодолеть   пространство  и время. Она  коснулась  моей души, ободряя на прощанье..."для жизни" и "для радости"...
   


Рецензии