Почему я не стал Генералом! - 1 глава - 20

Глава 20

 
Уроки иностранного языка.

  В те далекие времена везде в школах, как правило изучался немецкий язык, как мне кажется потому, что наша многострадальная Россия, очень часто сталкивалась с немцами в войнах, да немецкая национальность у нас была еще со времени Петра-1   даже раньше.
Ведь была же у нас «Республика Немцев Поволжья», организованная как помнится Екатериной 2 , этот район охватывал, левый берег Волги с центром в городе Энгельс.
Сейчас ее уже давно, давно нет, свое существование она прекратила в Великую Отечественную войну 1941-1945 годах.
И так немецкий язык. Он никогда   не был любимым предметом  учеников, даже у учеников немцев.
Все, и даже они ныли от зубрешки правил правописания и грамматики немецкого языка.
К нему мы относились всегда с пренебрежением, как  к тягостной обузе  в нашей школьной учебной программе и не только к немецкой грамматике, но и  к русской . 
Часто, очень часто,  с приятелями  я сбегал с этих уроков.  А почему все это так происходило? Преподаватели были плохие?
Нет, они старались вдолбить в наши « буйные» головушки всю эту премудрую грамматику и,  причем очень терпеливо делали это.
 Нет  дело, как мне кажется совсем в другом. Вот теперь много, много лет спустя я лично очень сожалею, что с таким великим безразличием мы к нему относились,  а жаль, очень жаль.
 Ведь знание иностранного языка, это познавание совсем иного мира, познавание другой жизни, других устоев, законов и   обычаев иного народа.
  Мне кажется, что вся эта постановка вопроса в учебных программах, изучение иностранного языка поставлена совершенно не правильно. 
Кажется мне , что изучение его надо в корне изменить и сделать его одним  из любимых предметов школьниками, сделать его одним из ведущих предметов в школе.   
Вряд ли тогда понадобится его еще изучать в институте,  где также студенты сдают по нему зачеты в течение 3-4 курсов, а  знание их не превышают 6-7 классов обычной школы.
Знание, ведущих языков мира, нашим народом,  по - моему,   является для большего понимания других народов и других устоев обществ.
 
А что мы знаем сейчас о них? Да только то, что преподносят нам на тарелочке.
Я   считаю, что обучение иностранному языку надо начинать не с 4, 5 класса школы, да и долбить его до четвертого курса института, а в результате – нуль знаний его.
А с   самого раннего детства, начиная с детских садов, а затем продолжить его в школе и обучать овладению им не с грамматических правил и правописаний, а просто с  простой разговорной речью, обычной обиходной без высоких материй и боже сохрани каких либо правил и их применения.
И только потом когда человек перешагнет через разговорные взаимопонимания, можно говорить о правилах грамматики.
Да, да! Это именно так и только так надо поступать, если хочешь знать другой язык и вот почему:
 Мы русские - родились, подрастаем кое что начинаем гукать, но мы ведь еще безграмотные - немые с точки зрения разговора.
Мы начинаем улавливать звуки родителей, мы подсознательно вникаем в звуки отдельных слов произносимых нашими родителями, которые говорят ребенку 5-6 месячному, держа его на руках.
Вот это папа, а вот эта баба, а это мама и показываем ему пальцем ,где баба, папа, мама, ребенок начинает понимать и различать где баба, папа, мама.
 Ведь не  учим же мы его правилам произношения, правилам грамматики , нет ведь, а?
И так  постепенно мы родители начинаем расширять круг название предметов - мы  учим этого немого пока еще только гукавшего и мычавшего, знать папу, маму, бабу, нельзя, замолчи, то есть самыми простыми обиходными для его мира словами.
И вот этот « великий немой» начинает говорить, мы беседуем с ним и стараемся втолковать ему обычные простые  названия предметов, простые обращения: дай то-то и показываем, что делай то-то и дополняем жестами, а слово нельзя сопровождаем соответствующими жестами и мимикой понятной всеми народами и даже животными.
Вот такой метод обучения является основным у всех народов. И вот тогда, когда ребенок хорошо понимает свой родной язык, тогда можно , да и нужно его учить другому языку.
Методом разговора, тем же методом, как и учили его в младенческом возрасте,  то есть предмет- его названия, что-то спросить - как бы выразить  и так далее.
То есть вести обычный, обыденный разговор. Вот такой метод, метод разговора как бы беседы, в игре, действительно привьет любовь к нему.
В это время долой знание алфавита иностранного языка, долой всякие правила, так как правила любые – не кому не по душе и претит сущности самого человека.
Так как всегда же человек каждый эгоистичный – индивидуалист, это было, это есть и будет это заложено в природе самого человека и как бы не пытались это отрицать это все же так!
А методу обучения иностранному языку, который существовал при нас, да и существует и сейчас в школах нуль цена. 
Все начинают с правил, грамматики алфавита ( ну уж он известен обычно бывает раньше каждому) учат его в школе, техникуме, вузах и в результате - «двум свиньям щей не могут разлить», все в этом вопросе « бельмейдим».
О  том, что это именно так , говорят тысячу примеров. Вот спроси  любого только что окончившего  вуз , инженера проучившего 9-10 лет немецкий язык, в школе и в вузе, как на немецком спросить :
 « Я хочу пить? «  (ich mil trinx )  и он сразу  растеряется, ну может быть вспомнит слово я (ich) вот и все, вот так и учим все в пустую , в пустую держим преподавателей этого языка, которые и сами это прекрасно понимают и ставят, ставят отметки тройка, изредка четверка, а ставить надо кол, да еще осиновый!
А может быть это кому то надо? Надо чтобы  мы не могли свободно говорить на немецком, английских языках ( кроме избранных).
Да еще особенно сейчас , когда в век радио, эфир насыщен всякими иностранными радиостанциями и тут бы глушение не помогло, если бы народ свободно мог понимать, а о чем же все – таки они толкуют? 
Ну, хватит об этом, не любимом нами предмете. Жизнь покажет, как будет дальше
 
Химия , химия….
Не могу сказать, что я не любил ее , эту науку, для меня она всегда представляла интерес своими опытами, а позднее и объяснение тех или иных жизненных процессов, она как бы переплеталась с физикой, биологией.
Но, черт возьми! Дважды в моей жизни она причинила мне неприятности, особенно первый раз:
 Все произошло совершенно случайно, из-за моего, я бы сказал чистого баловства, это произошло в школе в 7 классе.
В  результате этого случая, я и не получил свидетельство об окончании семилетний школы, а только справку о том, что прослушал курс семилетки, да так было, а произошло это так:
 Однажды по расписанию у нас было два урока химии, мы всем классом в перемену пришли в кабинет химии, и тут  мне в голову пришла « жестокая химическая шутка» так как у меня в карманах всегда были разные,  разности, кроме дохлых крыс- как у  Тома Сойра .
 Я решил произвести химический опыт ( дело было в большую перемену). Вылил из чернильницы , стоящей за кафедрой учительницы чернила, протер ее насухо, насыпал в нее немного, до половины пороху,  сверху уложил пистон, от охотничьего патрона.
В это время весь класс сидел на своих местах и тихонько похохатывал, ребята знали некоторые, что сейчас произойдет, а девчонки нет.
Сел я за стол преподавателя, сделал глубокомысленный вид и только хотел произнести: - Итак  ребята, кто у нас сегодня дежурный, - и макнуть пером в чернильницу,  откуда должен произойти фейерверк.
Как в класс зашла наша преподавательница, я несколько растерялся и шмыгнул на свое место, все затихли.
Преподавательница  прошла на свое место, надела очки (пенсне), раскрыла журнал, спросила, кто дежурный, взяла ручку с пером, обмакнула ее в чернильницу.
И …… раздалось шипение, слабый взрыв, полетели искры, огонь и клубы дыма…. Она страшно испугалась, побелела и на  какое-то время оцепенела прижав руки к глазам , затем бросилась к дверям и исчезла……               
Мы в клубах порохового, а это был черный порох,   сидим также замерев от страха, а что же теперь будет?

А произошло дальше следующее: Через несколько минут в класс вошла директор школы Будницкая в сопровождении завуча   и учительницы по химии.
Все мы встали, в классе воцарилась гробовая тишина. Садитесь, раздался голос директорши, мы дружно сели и застыли.
Директор школы  оглядела весь класс по рядам и сказала:
- Кто это сделал? Мы сидим и молчим. Вторично пройдя взглядом по рядам от первых парт до  « Камчатки» , она вновь повторила :
 - Я спрашиваю, кто сделал эту гадость? Я знал, что все равно, если я даже сейчас промолчу, меня кто - ни будь, потом выдаст, а  это значит, что если я сейчас и дальше буду продолжать молчать, то буду считаться трусом. 
В полной тишине я встал из-за парты и сказал:
 -Это я.
 Все они уставились на меня , затем директор сказала:
 - Долгирев,   пойдемте с нами, - и  оставив учительницу химии в классе, вышла за дверь, в школьный коридор.
Я   плетусь сзади, замыкая  шествие. Войдя в кабинет директора я  остался стоять у входных дверей , опустив свою « буйную» головушку.
Оглядев  меня еще раз, она сказала:
 - Иди домой и пока не приведешь в школу своих родителей, в школу не являйся…..
 
Но родителям в школу ходить не пришлось, когда я вечером т.к. целый день боялся идти домой,  пришел, преодолев свой страх перед расплатой.
Они уже все знали и еще была выписана полная порция плеткой ( была у нас такая для собак) с наказом чтобы завтра же был в школе, извинился перед учительницей и директором, сказав о том , что этого больше никогда со мной не повторится.
Все это конечно мною было сделано, так как я сам понимал, что очень далеко зашел с такими « шутками».
Но, я не хотел этого ей подстроить. С тех пор, чтобы  не случилось в классе на уроках химии, всегда считалось, что виновник я.
Химию я учил на равнее с другими предметами, но меня почти никогда не спрашивали, а если и спросили то все равно не смотря на мои ответы , пусть не всегда точные, мне все равно  химичка ставила двойку, то есть неуд. 
А я  постепенно бросил учить химию , зачем трудится все равно будет неуд . Я  молчал, не роптал,  так и шло до окончания учебного года , то есть до окончания седьмого класса  (выпускного).
 
Уроки пенья! 
Преподавал мужчина лет 48-52 музыкант, всегда носивший пенсне ( были такие очки без оправы и душек, закреплялись только двумя хомутиками на переносице носа, а чтобы они не падали на пол или стол- в одно из стекол их вставлялось мелкая цепочка с твердой полу дугой ,закладываемой за ухо). Это был очень не плохой преподаватель и музыкант, но тоже почему то небрежно одетый, всегда с перхотью на пиджаке, которая  падала с его густой, буйной шевелюры.
Он никогда долго не сердился на нас , чтобы мы на его уроках не вытворяли, а творили мы на этих уроках порядочно.
Я сейчас вспоминая наши, так сказать «фокусы» удивляюсь его терпению и выдержке. 
Хорошо припоминаются такие два случая: 
Как правило, уроки пенья всегда происходили в актовом зале школы, внизу сцены с левой стороны стоял рояль - старинный Беккеровский рояль.
Вокруг него были расположены обычные деревянные скамейки , один ряд с правой стороны учителя и чуть, как бы со спины преподавателя , сидящего за роялем , второй ряд скамеек.
Итак наш учитель пенья садится за рояль, мы  мальчишки сидим на втором ряду скамеек, как бы за его спиной, а девочки справа под взором преподавателя и  начинаем по его команде , под звуки рояля.
Девочки  начинают:
«Мы красна кавалерия и про нас, быльники  речистые, ведут рассказ»…. Подключаемся мы мальчишки к песне , но вместо припева положенного по этой песне, мы поем некоторые из нас, нарочито баском:
«О том, как в ночи ясные, мы грабили колбасные,  о том, как мы в лесу, делили колбасу»….
Учитель,  разобравшись по ходу песни, что мы  поем совсем другое, резко обрывает игру.
Вскакивает со стула, и красный, взъерошенный, повернувшись к нам - мальчишескому ряду, кричит встать!.
Потом слова: - Кто, кто это пел?
 Но, махнув рукой, снова кричит: - Вон из зала.!
Мы стоим, переминаясь  с ноги на ногу и глядим на него невинными глазами.  Но он уже остыл, оглядел нас, говорит:
 - Сергей, -  по фамилии меня редко называли, а Сергей в классе я был один) и назвав затем еще двух, трех  моих же приятелей по компании.
 И добавляет: -  выйдите из зала, - но уже как бы более спокойным тоном.
Мы один,  за другим выходим. Стоим у дверей школьного зала озираемся, не попасть бы на глаза завучу или директора.
Это худшее чего мы боялись, так как в коридоре пусто и молчат только наши фигуры. 
За дверьми зала вновь начинается музыка и пение, но поют не стройно и слабо. ( основные мужские голоса были выдворены за дверь).
Музыка обрывается, слышны шаги в нашу сторону, открывается дверь и наш учитель, видя, что мы смирнехонько стоим ,произносит:
 - Идите в зал , садитесь, и бросьте свои глупости.
 Инцидент окончен,  к  стати он тоже боялся, что мы что либо выкинем, там в коридоре без надлежащего за нами надзора, а поэтому предпочел вернуть нас в зал. 
Мы были до умиления рады этому его решению. Вновь сидим на лавках и поем , но теперь уже от души и как положено. 
Звонок, урок окончен, довольны мы и доволен наш преподаватель, улыбаясь, закрывает ноты, рояль и отпускает нас на перемену, не забыв погрозить пальцем в нашу мальчишескую сторону.
Мы  подымаемся и как бы нехотя, сожалея, что звонок прервал это « удовольствие» петь, дружно выходим из зала.
 Запомнилась мне и такая наша шалость на одном из уроков пенья.               Как правило на уроках пенья все женское и мужское население класса 7б , сидели раздельно.
Девочки перед его глазами, мы мальчишки, как бы за спиной, рояль стоял так, что преподаватель сидел за ним, мог глядеть только на сцену и на девочек.
Мы у него были в тылу. И так мы рассаживаемся на свои места, наш учитель садится за рояль и мы начинаем петь:
  По морям , по волнам, нынче здесь , завтра там…..
Он оторвав глаза от нот, оглядел девочек и нас полу повернувшись в нашу сторону, не отрываясь от клавиатуры и видя, что все у нас в порядке.
 Мы поем как « львы» успокоился, увлекся игрой и пеньем, не обращая уже на нас внимания, слыша наши только « буйные» голоса, а мы 5-6 человек , сидящих на скамье приподнялись, придерживая руками скамью , отодвигаемся вместе с ней в такт словам песни, вглубь зала.
Поем, двигаемся все дальше и дальше от основной массы ребят и рояля.  Девчонки улыбаются, но поют, учитель увлекся и играет.
Отдалившись с лавкой и сидя на ней метров за 15 в пустом зале, сидим, и как ни в чем не бывало упоительно поем, делая разные гримасы нашим одноклассницам.
Но вот кто - то из них не выдержал и прыснул смехом, не удержавшись от наших ужимок и гримас.
Музыка резко  оборвалась наш  учитель взглянул на девчонок ,покрасневших от еле сдерживающего смеха,  повернулся в нашу сторону и буквально остолбенел!
Мы чинно, тихо сидим на лавке, которая стоит посредине зала. Глядим на него преданными глазами, говоря как бы, мы что?
Мы не причем, у нас все хорошо. Снова поглядел на остальных, на нас и, сам рассмеялся говоря:
 - Ну , вот этого я еще не видел ни разу, ставьте скамью на место. Давайте  лучше разучим  новую песню. Вы ведь смотрели кинокартину « Веселые ребята»? »
 -  Конечно, зашумели мы, ведь эта кинокартина только, что вышла тогда на экран.
Так вот песня действительно жить помогает, сказал он и мы запели уже без фокусов, нормально.
С того времени больше никаких выходок мы на уроках пенья не позволяли, меня, так сказать заела совесть…….

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/01/21/1854


Рецензии