Контакт рассказ космонавта

Контакт (рассказ космонавта)

Первый контакт случился не на Марсе, а в моём детстве. Я жил тогда у бабушки в деревне. На краю населённого пункта был большой заросший зеленью лог. Про него местные жители рассказывали много страшных историй: что там Баба Яга живёт, нечистая сила и так далее. Столетние старики утверждали, будто много лет назад туда упал метеорит, и даже какая-то научная экспедиция приезжала обследовать это место. Я всегда жутко боялся проезжать мимо лога. Но так манило промчаться на велосипеде рядом с краем обрыва, пощекотать себе нервы. Начитавшись сказок, придумываешь, что из лога выпрыгивает Змей Горыныч и бежит за тобой, оглянуться боишься и только крутишь педали быстро-быстро. Это мистическое место притягивало всех ребят в деревне. Но меня особенно: всё своё детство я прямо таки мечтал спуститься в самый низ и проверить, что же там. Но страх удерживал меня. Взрослея, я постепенно переставал бояться вампиров, оборотней и прочих вымышленных созданий, а мой интерес к огромному оврагу становился всё более исследовательским.
Мне было 13 лет, когда колесо моего велосипеда поскользнулось на краю обрыва, и я скатился вниз. По склону росли деревья, за которые я хватался по пути вниз, но всё равно падение было болезненным. С ободранными до крови коленями я очнулся на сумрачном дне лога, куда едва проникали солнечные лучи. Вокруг нависали ветви деревьев, было сыро и пахло прелыми листьями. Наверно, тогда сердце моё колотилось примерно так же, как во время высадки на Марс тридцатью годами позже. Отдышавшись, я медленно пошёл по дну оврага. Ни Лешие, ни Кощеи не прятались за деревьями. Я был уже достаточно взрослый, чтобы не верить в сказки про книжную нечисть. Птицы чирикали где-то над головой, и меня успокаивало их присутствие и пение. Листва шуршала под ногами, и случайная паутина порой щекотала лицо. Перед глазами был обычный густой лес. Глядя под ноги, я заметил около дерева странный механизм, ярко блестящий полированными боками. Ничего подобного я не видел ни до, ни после. Я взял это устройство и стал внимательно рассматривать. Оно было пирамидальной формы, с какими-то насечками по бокам и тонким шлангом, торчащим из основания. Когда я вращал эту пирамидку в руках, мне показалось, что внутри неё что-то легко щёлкнуло. И тут произошло то, что позже изменило мою жизнь. Внезапно раздался голос.
- Привет.
Я выронил из рук механизм и судорожно отполз к дереву.
- Кто это говорит? – испуганно вскрикнул я, озираясь по сторонам.
- У меня нет имени.
- Откуда ты говоришь? – я не мог понять источник звука. Голос был без эмоций, неживой какой-то, как будто из динамика магнитофона.
- Из того, что ты держал в руках.
Я взглянул на пирамидку.
- Что ты такое? – опасливо прошипел я.
- Тебе будет трудно понять.
Я чувствовал, как пересохло в горле. Попытался сглотнуть и не смог.
- И всё же я хочу знать. Не каждый день со мной заговаривает железка, - от страха во мне проснулась неожиданная смелость.
- Я не говорящая железка. Я бестелесная субстанция.
- Откуда ты взялся?
- Прилетел на корабле, но он недавно потерпел крушение. 180 лет назад по вашим земным меркам. Ты первый, кого я увидел с тех пор.
Я сидел, сжав сухие листья в кулаках и испуганно вращая глазами. Мысли беспорядочным вихрем проносились в голове. Бежать? А вдруг «оно» погонится. Ещё неизвестно, какой силой обладает это существо. Лучше остаться, но не двигаться. Голос не нёс в себе враждебности, а значит, острой опасности пока не было.
- Этого не может быть, - я был в бурном замешательстве и лучшего ответа не придумал.
- Я знал, что ты придёшь, и ждал тебя.
- Как ты мог знать?
- Я всё знаю.
- Абсолютно всё? – вместе с возвращением самообладания во мне просыпалось осторожное любопытство. Чтобы знать, чего бояться, нужно было узнать носителя голоса.
- Нет, но то, что касается вас и этой планеты – да. В масштабах всего космоса я почти ничего не знаю.
- Ты… инопланетянин? – выдавил я дикое предположение.
- Да, я прилетел с другой планеты.
Странно, но моя реакция была спокойной, как будто я заранее знал. Наверно потому что возможность наличия в логе инопланетян, как и сказочной нечистой силы, я тоже предполагал. Только пришельцы никогда не казались мне страшными, поэтому я редко представлял встречи с ними, а если и представлял, то в моих фантазиях действие почему-то происходило у них на космическом корабле, и между нами была дружба.
- Зачем?
- Я бежал от войны.
- Почему именно к нам?
- Вашу планету я знаю лучше всех. Это мой как бы второй дом.
- Почему?
- Потому что с моей помощью здесь было создано всё живое.
- Ты… бог? – робко и недоверчиво промолвил я.
- Получается, что для вас – да.
Я посмотрел на пирамидку и выдавил скептическую полуулыбку.
- Можешь мне не верить. Это не имеет значения.
- Докажи.
- Каким образом?
- Ну…, - ничего не пришло в голову, кроме самого простого, - расскажи про меня.
- Тебя зовут Арсений, тебе 13 лет. Сегодня утром ты ел на завтрак клубнику, а блины отдал собаке, пока бабушка не видела. Твоя мать умерла, когда тебе было 6 лет. Прошлым летом ты впервые поцеловался с девушкой, её звали так же, как и мать. Позавчера…
Всё было верно. Он ещё что-то говорил, но я уже почти не слушал, зная, что там будет правда. Меня заняла единственная мысль: как это возможно? Голова закружилась, в глазах всё поплыло, заплясало радужными бликами.
- Ты как? – вопрос вывел меня из состояния прострации.
- Это всё…, - я не мог найти подходящее слово, - невероятно. Мне трудно поверить. Но ты ни в чём не ошибся. Где тут подвох?
Я сделал глубокий вдох, задрал голову вверх и с шумом выдохнул. Ветви деревьев как ни в чём не бывало нависали надо мной. Где-то в вышине чирикали птицы. Окружающая природа была настоящей, привычной мне. Я цеплялся за неё органами чувств, как за опору, связывающую меня с реальностью. И одновременно пытался проанализировать, насколько было подлинно то, что происходило со мной. Голос из механизма молчал. Он ждал, пока я приду в себя.
- Я хочу узнать… я так много хочу спросить, - прошептал я. И почему-то заплакал. То ли оттого, что встретил, наконец, того, кому посвящал мольбы в тишине ночей, то ли от вопроса, который теперь мог ему напрямую задать.
Горячие слёзы обжигали щёки. Ещё никогда мне не было так приятно плакать.
- Как там она?
- Она в порядке.
- Ты видел её?
- Нет.
- Тогда откуда знаешь? Может ей там плохо.
- Только разумные существа пользуются оценочными категориями «хорошо» и «плохо». Всё происходит так, как нужно. И это не «хорошо» и не «плохо», это никак. И за порогом смерти нет ничего страшного. Там такой же дом, как и здесь. Везде дом, а дома всегда приятно находиться.
- Я не понимаю, - проговорил я, сопя носом.
- По моей вине люди так устроены, что никогда этого не поймут.
Я вытер слёзы и придвинулся спиной к стволу дерева. Страха больше не было. Меня распирало любопытство. В голове рождался вопрос, но я не знал, как его правильно сформулировать. Голос из пирамидки помог мне это сделать.
 - Знаю, что ты хочешь спросишь. Этот вопрос тревожит вас так же, как и нас. «Кто я такой?» Это вопрос вечный даже в космических масштабах.
- Так кто же мы, люди? Зачем ты нас создал? – чуть ли не с упрёком спросил я. Уверен, что в тот момент мои ещё влажные глаза были как никогда широко распахнуты от любопытства, а сам я весь превратился в слух.
- Ваша планета на заре своих дней была не пригодна для любой формы жизни. Я добавил в неё те ингредиенты, которые помогли зародиться простейшим микроорганизмам. Почему я это сделал? Видишь ли, у людей есть дачи, деревни, загородные места для отдыха, где они возделывают огород, выращивают овощи и фрукты, разводят домашних животных. Я тоже решил себе сделать такое место. Мои стоянки были на многих необитаемых планетах, и там было тоже хорошо, но пусто, и здесь я решил сделать как бы оранжерею или ботанический сад. Создать свой мир и ухаживать за ним, а также иметь место для уединения, куда бы можно было иногда наведываться.
- Но это звучит… , - я был ошеломлён от этих слов.
- Да, я понимаю, что ты хотел услышать что-то более величественное. Человек рождается с ощущением какого-то важного предназначения. И это не зря: людей я создал отдельно, когда второй раз прилетел сюда. К тому времени планета уже покрылась зеленью, на ней жили разнообразные животные, и мне было приятно наблюдать это цветение. Но я решил, что этому миру нужно существо, которое будет главным среди всех других. Разумный вид. Я взял животное с самым развитым мозгом – это была обезьяна – и генетически немного усовершенствовал её. Так появились вы. Несколько тысяч лет я наблюдал за людьми и понял, что эксперимент не вполне удался: в человеке было много дефектов, его мозг развивался не так, как я предполагал, от этого существо много страдало, хоть и возвысилось над остальными животными. Я решил переделать людей, но не успел: на нашу планету напали, мне нужно было срочно лететь. Всё это время у нас шла война. Недавно в бою меня подбили, и я, чтобы починиться, направил свой корабль сюда. До вас в космосе никому нет дела, это безопасное место. Но удачной посадки не получилось, приборы вышли из строя, как только я преодолел атмосферу.
Я находился в состоянии транса, обескураженный от того, что услышал. Но нашёл в себе силы разлепить губы и промолвить:
- Наша религия рассказывает совсем другое.
- Я знаю. Люди любят придумывать красивые сказки.
Во мне с оглушительным грохотом рушилась картина мира, заботливо выстроенная за 13 лет домашним воспитанием и школьным образованием. Растерянный и подавленный, я нервно обняв свои окровавленные колени.
- Где твой корабль?
- Зарылся под землю от удара.
- А это что за пирамидка? – зачем-то кивнул я на лежащий на земле механизм.
- Это как у вас капсула катапультирования.
- То есть внутри этой штуки находишься ты?
- Да, я внутри.
- Как джинн в лампе? – вырвалось у меня.
- Да, у меня же нет физического тела. Но оно мне сейчас очень нужно.
- Нужно тело?! – чуть не вскричал я. А ещё секунду назад полагал, что меня после всего услышанного уже ничем не удивить.
- Да, я должен починить корабль. Мне пора возвращаться. Мой народ проиграл войну и переселился в другую часть космоса.
- Ты хочешь…, - у меня перехватило дыхание, - взять моё тело? – с трудом договорил я ужасную мысль.
- Я мог бы его взять, но ты слишком юный и слабый. Мне нужно тело взрослого самца. Корабль довольно глубоко ушёл под землю. Мне нужна твоя помощь: приведи сюда самого сильного в этой местности. Кузнеца Ефима.
- Что ты с ним сделаешь? – подозрительно проговорил я.
- Просто вселюсь в него. Это не причинит ему вреда.
Странно, но меня не удивил этот способ контроля над чужим телом. Как будто это было нормально, в порядке вещей.
- И он больше не будет самим собой?
- На определённое время им стану я. Когда всё кончится, он проснётся у себя дома и даже не заметит ничего.
- Но если ты бог, то почему не можешь сделать всё сам – найти кого угодно и вселиться? Или вообще своей магической силой просто одним махом вытащить корабль и улететь.
- Я не волшебник, и хоть и участвовал в создании вашей планеты и вас самих, но не всесилен здесь. Этот мир живёт по своим законам, как и вселенная.
- А кто создал тебя?
- Я не знаю.
- Ты не знаешь?! – разочарованно воскликнул я.
- Нет. У меня есть только предположения. В своём мире я знаю столько же, сколько и вы в своём.
- Может вас создали те, кто на вас напал? – предположил я.
- Нет, они той же субстанции, что и мы. Немного другие, но почти тот же уровень организации.
- Мы, люди, наверно самые слабые в космосе, - печально пробормотал я.
- Вы не хуже и не лучше. Во вселенной нет иерархии: и самая крупная звезда равна самой мелкой бактерии. Умирает и та, и другая.
- И вы умираете?
- И мы. Но живём гораздо дольше вас. Хотя нам это кажется мало.
- А ты молодой или старый?
- Я прошёл половину пути. Когда я рассеюсь, ваша планета уже не будет существовать.
- Ты знаешь, как погибнет наша планета?
На самом деле мне было всё равно. Я был уверен, что это произойдёт точно не во время моей жизни.
- Знаю.
- А как погибну я?
- И это мне известно.
- Как?! – на одном выдохе бросил я и заранее испугался ответа.
- Ты действительно хочешь это знать?
Минуты две я молчал, обдумывая, нужно ли мне это знание. Смогу ли я изменить свою жизнь и не пойти по предначертанному пути, если мне будет известен его конец? Или, раз уж есть сама возможность предсказать судьбу, то всё заранее предрешено и не получится ничего изменить? А вдруг этот конец будет не таким уж страшным: тихая смерть во сне в глубокой старости. Тогда можно будет расслабиться. А если это тяжёлая болезнь или убийство, то жить потом в постоянном напряжении, ожидая неприятный финал?
Так ничего и не решив, я зачем-то кивнул головой в знак согласия.
- Ты погибнешь на Марсе, первым из людей ступив на поверхность этой планеты. На тебя большое впечатление произведёт встреча со мной. Всю жизнь ты будешь вспоминать нашу беседу, рассказывать об этом, но тебе никто не поверит. Решишь стать космонавтом.
Потрясённый, я опустил глаза, не зная, как реагировать на предсказание. Я не представлял себя взрослым, а уж космонавтом, летящим на Марс, – тем более. Неожиданная развязка. И далеко не во сне от старости.
- Не расстраивайся, смерть – это не конец.
- Это как?
- Гибнет только бренная оболочка.
- А что случится со мной?
- Сольёшься с энергетическим океаном.
- И как я буду тогда выглядеть?
- Никак. И там никакого «я» не будет. Обособлять себя – удел живого разумного существа.
Я медленно провел рукой по лицу, как бы стараясь удостовериться, что ещё жив, и что это не сон. Пальцы слегка дрожали.
- Что это, вселенная? Кто её вообще создал?! – как бы защищаясь от неведомого, что неотвратимо ждёт меня, выкрикнул я.
- Я не знаю.
Опустошённый, я замолчал. Столько эмоций и впечатлений, пережитых за этот разговор, психически утомили меня.
Может, всё это не по-настоящему? И я через лог, как Алиса через кроличью нору, попал в сказку? Что ж, тогда у меня был последний вопрос.
- Ты отблагодаришь меня, если я приведу тебе кузнеца?
- Да, как в ваших сказках, - озвучил голос мою мысль.
- Что ты мне подаришь?
- То, что мы с тобой больше всего ценим. Жизнь. Я спасу тебя на Марсе. Починю твой корабль, заправлю и верну обратно. Ну а теперь ты помоги мне возвратиться домой. Иди, позови Ефима. Но сам не приходи больше. У меня будет много работы.
Для 13-летнего мальчика весь этот разговор был тяжкой ношей. Обессиленный, с сумбуром в голове я побрёл к отвесному склону и, цепляясь за стволы деревьев, начал карабкаться вверх. Путь был долгим, но чем дальше я взбирался, тем больше сил ко мне возвращалось.
Кузнецу я сказал, что нашёл на дне лога какой-то механизм, который блестел, как золото и выглядел дорогостоящим. Я не знал, что ещё сказать, чем привлечь его. Наверно, мой возбуждённый облик и изумлённые глаза были очень убедительны, раз Ефим сразу же стал собираться.
С тех пор я целыми днями думал об инопланетянине, корабле и Ефиме, который, к слову, исчез из деревни. Только я один знал, где он. В те дни сотни раз я бродил рядом с логом, топтался у края обрыва и смотрел в его густую зелень, но не мог найти в себе силы спуститься вниз. Я боялся увидеть там Ефима, не того, которого знал, а чужого. И беседы боялся, от которой у меня до сих пор был беспорядок в голове. А ещё больше боялся нарушить просьбу не приходить, мало ли что пришелец мог сделать со мной, разозлившись.
Через неделю кто-то видел в ночном небе над логом огненный шар больших размеров, от сияния которого на секунду стало светло как днём. Он метнулся над лесом и исчез. Утром об этом уже говорила вся деревня, списывая это явление на проделки нечистой силы. В тот же день вернулся Ефим, похудевший, осунувшийся, не помнящий ничего. Ну а исчезновение кузнеца было списано за запой. «Неделю где-то пьянствовал, скотина, - причитала его жена, - даже не помнит, где был». Кстати, после того случая дела у Ефима пошли на лад: он открыл кузницу и стал широко известным в стране мастером кузнечного дела (может это тоже подарок инопланетянина?).
Нужно ли говорить о том, что потом в моей жизни не было дня, чтобы я не вспоминал то, с чем столкнулся в детстве? Можно бы было объяснить это задним числом галлюцинацией или сновидением, но всё было слишком реально, и последствия от контакта только росли с годами. Я хотел, но не мог вычеркнуть из памяти то, что пережил. Эта встреча породила во мне интерес к исследованию космоса, желание стать космонавтом. Без неё я бы не ступил на Марс. И, скорее всего, не вернулся бы назад. Я уже писал в отчёте, и данные Центра управления полётами официально подтвердили мою мысль – мое возвращение с Марса на Землю было абсолютно невозможно без постороннего вмешательства. Потеря сознания, пожар, разгерметизация, сгорание топлива – слишком серьёзные проблемы, которые не могли быть решены ни моими усилиями, ни усилиями бортовой автоматики. Я должен был погибнуть на Марсе. Но теперь я герой, и миру всё равно, как я выжил. Главное, что я теперь здесь, дома. А дома, как говорил кто-то, всегда приятно находиться.
Не знаю, правду ли он говорил о том, что участвовал в создании всего живого на Земле и людей. Инопланетяне могут врать? А боги?
Знаете, о чём я сожалею? Только об одном. Что не задал тогда других, более детальных вопросов об устройстве вселенной и нашей природе. Но что мог сформулировать 13-летний подросток?


Рецензии