Почему я не стал Генералом! - 1 глава - 21

Глава 21

Уроки истории:
 
Почему то у меня они ускользнули из памяти, я не помню даже преподавателя. Он это был или она.
Историю, как и всякие истории, я любил и надо сказать, и сейчас ею очень увлечен.
Особенно  древней историей и не только нашего государства, а и других народов. Это мое хобби!
Одно из многих , я увлечен и сейчас будучи, когда я пишу эти строки уже 66 летним «пионером».
К стати об истории - об исторических фактах причем не так уж  и далеких, для нас с тобой .
Вот в эти дни случайно попалась мне книга « Покоя нет» автор Всеволод Воеводин ( год издания, место издания было вырвано).
 Книга охватывает в основном конец 20 годов, начало 30 года.  Действие в основном происходит   в сельской местности, в период коллективизации.
К сожалению автор искажает действительность, как это происходило , вернее развивает свою мысль, только в хорошую сторону, уменьшая серьезные ошибки и их  последствия.
Автор утверждает, что сперва была поголовная коллективизация (перегиб) , а потом через два месяца, после статьи Сталина» Головокружение от успехов»  якобы колхозы почти распустились, осталось только 3-7% крестьян охваченными колхозами.
Остальные вышли из него и стали снова единоличниками, а их уговаривали,  с ними цацкались, чтобы они вновь вступили в колхоз.
Ан, нет уж дудки, этого - то уже и не было, так как раз организовавшись, они так и остались, и только 3-5% остались или вернее единоличниками, да и те скоро вновь вступили , так как одному уже , то есть одной семьей было невозможно жить.
Хорошие земли забрали, покосы также,  и человек сам вынужден был или идти в колхоз , или бежать,  бежать без оглядки , в город, бросив все.
Неверно и то, что автор, да и не только в этой книге, сплошную коллективизацию ( перегиб), сваливает все на местные власти, не так это было, « не было дыма без огня» на это было твердое указание свыше, а когда, увидали, что очень много напортачили в этом деле,  то все свалили на  «стрелочника».
Сами , выходят сухими из воды. Придет время, оно это время скажет, как все это было на самом деле.
 Очень жалко, что Никита Хрущев начал все это выводить на чистую воду, да и скис ! 
Я постараюсь еще кое, что помянуть об  этой книге, но позднее. А вообще то, книга написана очень не плохо, в целом она отражает то,   как было.
Если она когда - либо попадется тебе, то советую ее почитать. Вспоминались мне сейчас и наши методы разрешения, наших мальчишеских споров.
Когда один, кто- либо проявлял в своих словах оскорбительные, для другого выражения. Что ж, пойдем, подеремся «любя». Драки « любя». Да!....
 Тут уж я частенько выступал на « арену» битвы. Я никогда не боялся грубой физической силы,  пусть противник и выше, и сильнее меня, но быстрота, ловкость и неожиданность маневра - всегда делали свое дело, противник был посрамлен и стоял или сидел с разбитым носом или губой, а то и с подбитым глазом.
В их виде, я никогда не был, об этом в школе знали все и редко когда, кто- либо связывался со мной.
Конечно, и мне изредка попадало - шишки были, но без проявления крови. А появление крови - это конец разрешения спора.
Эти ребяческие драки «любя» несколько походили на боксерские соревнования с той лишь разницей, что бить можно было куда угодно.
Без раундов, до появления у кого- либо крови. Или пока кто либо из дерущихся не крикнет слова хватит - это его поражение.
О том, что сегодня  состоится драка «любя», как правило в школе знало все мальчишеское племя.
Обычно они проходили после уроков, за школьным забором, со стороны речки Куртюмки.
Вот кончились уроки, и гурьба мальчишек человек по 15- 25, разбившись на две группы сторонников одного из противников идут через так называемый черный ход, выходящий во двор школы, а там через ворота , на берег речки Куртюмки, идут к месту боя .
Здесь, образовав круг диаметров 5-6 стоим, вот подходит близкие приятели, того и другого, чтобы у них не было острых и тяжелых предметов (драка ведь  только на чистых кулаках, да и без перчаток и рукавиц).
 «Секунданты твои, обыскивают твоего противника, а его тебя и выяснив условия драки, говорят, давай! В этих драках, как я уже говорил,  был я закален.
Но не только такие драки « любя» велись для разрешения споров и оскорблений, были они и в самом классе, где мы разбивались на две группы мальчишек и устраивали бой.
Правда,  в этом случаи редко доходило до крови. Надо было повалить или прижать противника, это было полу борьба, полу драка, но  осторожная без ссадин и шишек, как бы возня и куча – мала. 
Были драки и класс на класс, тут уж правила допускали и разбитые носы, но все же ярых драчунов растаскивали обе стороны.
Бывало и так, что такая массовая потасовка выливалась потом в 2-3 пары драки «любя» на вышеупомянутой мною  территории, но это бывало очень редко.
Время шло, мы взрослели и бывшие противники частенько оказывались хорошими друзьями (за редким конечно исключением).
Я не разу не помянул о девчонках наших классных, как они на это все реагировали? Да они просто презрительно - презирали нас за драки, и  не считали нужным обращать на нас внимания.
Они нас как - бы не замечали  и жили своими девичьими заботами и сплетнями друг о друге, так во всяком случаи думали мы.
Заканчивался учебный 1932 год. Дирекция школы совместно с «ячейкой» комсомола тогда еще не было названия «комитет» комсомола( я так предполагал) решили   отвлечь меня от моей  «бурной» деятельности по организации разных, не всегда невинных шалостей и драк «любя».
Мне предложили стать комсомольцем, причем агитацию вели с указанием, как пример моего отца, его заслуги и разную другую мораль.
Вот я и комсомолец, но увы оказалось, что это только одно название, да книжечка в кармане, а на груди значок КИМ ( коммунистический интернационал молодежи).
 Ничего как оказалось мы не делали героического, после моего вступления никто мною и не интересовался ( с точки зрения воспитания в коммунистическом духе).
 Периодически назначали комсомольское собрание, но как? Висит объявление в школе:  « Сегодня в четыре часа состоится комсомольское собрание, явка всем комсомольцам обязательна, без опозданий.»
 Я прихожу за пол часа раньше, вот собрались 5-7 человек, время четыре часа, ходим, слоняемся по коридорам школы, приходят еще двое, трое , но надо 25-30 человек.
Жду еще пол часа, время 4 часа  30 минут, собрались человек 12-15, но кабинет- класс, где будет собрание закрыт.
Нет секретаря, нет еще многих, проходит еще 20-30 минут, я и говорю ребятам» я просидел здесь целых полтора часа , а  секретаря нет, где же у них самих дисциплина, они не генералы чтобы их ждать , у меня есть и другие дела, а поэтому я пошел.
 Вот так собирались на собрание,  и при чем систематически, так было  два, три раза, я прождав полтора, два часа, уходил, так как терпеть не мог неточности и опозданий. 
Мне стали говорить:
 - Почему ты Сергей не ходишь на собрания?
Я ответил:
 - Я, то хожу, а вот почему Вас  по два часа нет по сравнению с объявлением, что вы- то за бароны?
У меня дома много разных дел,  ваше величество когда изволит прийти ,я не намерен ждать
 Еще через одно собрание, которое также не было вовремя меня вызвали на « комсомольский актив»( уж бог его знает, что это  за актив и чем они занимались, я что –то не слыхал в школе об этом) в большую перемену.
 Захожу, вижу ,сидят 6 - 8 человек ребят и секретарь за столом. Спрашивают:
 - Ты Долгирев думаешь ходить на собрания?
Я на вопрос, ответил вопросом:
 - А Вы думаете соблюдать дисциплину и самим вовремя приходить? Назначили значит спрашивайте во время с себя и нас.
  Секретарь (я не помню его фамилии и имя, он был старше нас и в нашей школе не учился, не знаю кто его назначил) так вот он и говорит:
 - Есть предложение исключить Долгирева из комсомола за  систематическое не посещения собраний. Кто, за? ( все   конечно подняли руки, а как же иначе, ведь Актив).
  Долгирев, сдай комсомольский билет, я подошел к столу и спокойно, положил его ему на стол и вышел из комнаты.
На кой черт мне эта пустая говорильня, где сами нарушают дисциплину, а языком треплют, что- то, кого –то воспитывают, а кого ? Неизвестно!
И опять я беспартийный большевик…..
Весна! Вскрылся и очистился от льда Иртыш, открылась навигация.
Обычную тишину города  часто нарушают то жалобные, то басовитые гудки пароходов.
И время прибытия их, всегда собирало много людей на пристани, так как других видов связи с другими городами Тобольск в то время не имел.
Зимой только санные обозы, и ни каких там сотни машин не сновали по улицам города, как это сейчас пишут Борзописцы в своих романах , а  лошади?
 Иногда попадались (как говорит отец героя в оперетте « Сильва»). Наступала пора увлекательной  рыбной ловли, что, что, а уж это дело мы мальчишки любили, да и всегда, во все времена у племя мальчишек это было одно из любимых занятий.
Да и взрослые грешным делом  не забывали свое мальчишеское время рыбалки , слово то, что одно стоит.
Вот однажды, ты, я и еще пара наших друзей собрались порыбачить, попробовать свое «рыбацкое счастье»  на городской стороне Иртыша.
Пришли на пристань где был городской паром, и видим, что на рейде в 15-20 метров от берега на якорях стоят  какие-то баржи, а на них люди, там были в основном женщины, старики, дети.
Слышался, плачь, крики. В чем дело? Недоумевали мы, кто это такие? Что за люди, куда, кто их везет?
Этот вопрос нас сразу как –то  заинтересовал. Мы подошли по берегу ближе к бортам,  смотрим, по берегу ходят двое, какие-то полувоенные люди с винтовками и наганами.
Кричат нам: - Не подходите к берегу, сюда нельзя.
Мы  остановились, не понимая толком, что здесь происходит. Видим у самого берега на кромке воды лежат мертвые люди: старики, женщины , дети.
Что это? С борта барж до нас доносятся слова:
 - Долго вы над нами будет издеваться? Вы звери, вы не люди, ведь мы с голоду умираем, детей бы изверги пожалели, хлеба, хлеба дайте хлеба!
 Плачь, стоны.. Мы  были поражены, нам было не до рыбалки. Наши ребячьи сердца разрывались от жалости к этим людям, а их охрану мы инстинктивно сразу же возненавидели.
Видят все это. Трупы людей на берегу, стон и плач детей и женщин, и тупое, как нам казалось безразличие людей, которые их охраняли.
Сейчас? В наше время? Когда везде говорят: « Самое дорогое это человек» Когда нет войны,  нет буржуев. Мы за рабочих и крестьян и вдруг такое!?
 В наши головы все это не укладывалось . Охрана нас старалась прогнать, но как правило во все времена, дух противоречия стучал в мальчишеские тела.
 Надо чем – то  помочь этим людям, а как ? Конечно, у нас  было не сколько кусков хлеба и картофелин, которые мы собирались испечь на костре. Но этого мало, да и как передать?
Из разговоров старших мы знали, что идет сплошная коллективизация, что организуют колхозы, что есть кулаки, препятствующие этому, есть их «прихребятники» или как говорили подкулачники, что убивают коммунистов, то есть тех, кто был за Советскую власть, а мы тоже были за нее.
Все это так, да! А причем здесь малые и грудные дети, женщины и старики? Это ведь наши люди, русские крестьяне, худые, оборванные, изможденные; полуживые люди, совсем не похожие на тех пузатых кулаков, в жилетах и с обрезом в руках, рисованных на картинках.
Это ведь обычные полу неграмотные крестьяне и их дети, куда их везут, зачем, почему? Вот с баржи упал человек- какой –то старик.
Он мертв, течением реки его прибило к берегу…… Вот плывет мертвый ребенок, девочка, женщина…. Ужасно… Страшно…. Что это? Как это назвать?
Мы стоим и словно чувствуем какую-то вину перед ними, нас обуял ужас всего происходящего и вместе с тем огромное желание в чем- то  помочь этим несчастным людям.
Решение пришло внезапно! Хлопцы, давай ты Сашка и ты Витька дуйте домой,  берите дома хлеб, картошку, ну еще, что можно из еды, да заскочите к нам скажите Нинке ( моей сестре) пусть она что – либо передаст и быстрее, быстрей тащите сюда.
 А мы с Мишкой сейчас лодку будем искать, шпарьте, мы  будем тут, ладно. Понятно, и замелькали голыми пятками , в сторону городских улиц.
Мы прошли несколько сот метров вверх по реке, лодок было много, но весел, весел нигде не было.
Пройдя еще метров 150 все же в кустах мы обнаружили два весла и греб - рулевую уже в другом месте.
Выбрав не большую лодку - долбленку (облосок) весла нам в ней были не нужны, она  легко управлялась одной  кормовой греблей и  сели обсуждать виденное нами, поджидая своих ребят с продуктами.
Для нас то, что мы увидели, был первый жизненный удар! Такого мы еще не видели, да и не ожидали.
Прошло около часа, вот показались трое ребят с каким-то мешком на плечах у одного из них. Это видим , идут, спешат наши- рыболовы.
И так добыча: Три булки черного хлеба, да ведро картошки, что же не так много, но и это хорошо , сами- то ведь мы в то время , хлеб да остальные продукты, сахар, крупу получали по продовольственным карточкам или спискам и было тоже не легко жить.
Спустили наш облосок на воду,  погрузили мешок с добытыми продуктами, ребят послали для отвлечения охраны по берегу, а  с тобой вдвоем поплыли вниз к баржам.
Слышим крик:
- Не подплывать к баржам, стрелять будем!
А мы как бы не слышим ,и не видим их гребем одним веслом и разговариваем между собой громко, но на всякий случай в стороне от барж метров за 8- 10.
Как только первая баржа поравнялась с нами и закрыла своим корпусом охрану на берегу , я резким поворотом подвел лодку к борту баржи, а ты стал молчком выбрасывать на палубу баржи хлеб и картошку….
Всё ….Мы веслом  оттолкнулись от баржи и поплыли вниз по течению Иртыша. Больше мы ничем им помочь не могли.
Наши ребята в это время для отвлечения охраны выкрикивали им разные « красивые» слова, этот лексикон у нас уже был богат, опыт в ругани мы имели, он легко перенимался от старших, это не химия , с математикой.
Но надо и признать, что и охрана не очень добросовестно соблюдала свои обязанности; ругалась и отгоняла нас так для очистки совести, им, как видели мы, тоже не по душе была « такая работа»
Ниже баржей метров за 300 , где мы  причалили к берегу у самой кромки воды лежали колтыхаясь, в набегавших волнах ;трупы, трупы- взрослых и детей.
Это было первое соприкосновение нас с грязной действительностью, с политикой сплошной коллективизацией и ликвидаций тех, кто на первых порах не хотел идти в колхоз.
С политикой  незабвенного - отца  родного русского народа. Будущего- корифея  наук ( так называли  его, его же подхалимы,  бурно хлопающие в ладошки).
Всякая рыбалка была уже не мыслима, мы были  поражены и убиты морально виденным.
Мы с тобой после этого как бы сразу повзрослели, нам было стыдно  за свою беспомощность, за свою довольно благодушную жизнь.
Но спустя несколько дней, мы снова были сами собой, стараясь не вспоминать виденное нами, ужаса которого остался навсегда в глубине нашей души………


       Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/01/21/1460


Рецензии