Случайность?

      ВЖИК!  ВЖИК! — шуршит метла по асфальту. Чистит, метёт улицу, готовит к новому дню. А утро раннее, небо только начинает светлеть, покрываясь розовыми барашками. В домах то тут, то там загораются огни и все такие разные, как и люди включающие выключатели. Город медленно пробуждается лениво потягиваясь и позёвывая, ёжась от ночной прохлады, вдыхая чистый и влажный воздух предутренней зари. Радиоприёмники первыми аккордами рояля сбросили с тех кто ещё нежился в постели одеяла и ...
"Начинаем утреннею зарядку с ходьбы на месте ... Раз ... два ... раз ... два ...
     Вжик!  Вжик!  Уже более радостно раздаются звуки берёзовой метлы. Дворник метёт улицу. Для него новый день начинается раньше других, дабы эти другие могли улыбаться при первых лучах солнца, радоваться началу нового дня, чтоб как можно больше было добрых лиц на улице, и их взгляды не видели разрушенного палисадника и кучи отбросов у скамейки. Что бы каждый мог доехать до работы с хорошим настроением, и не испортить это настроение другому. Метёт метла, шуршит по серому асфальту, сгоняя мусор к обочине, очищается дорожка от нанесённой за ночь листвы, окурков и пробок, всё это сметает метла, всю эту грязь и не нужный хлам, всё то, что засоряет улицу. Вот и кучка собралась. Появляется совок в помощь метле, мгновение и чистота, порядок.
      На автобусную остановку начал прибывать народ, спешащий на первый автобус. Дворник уже вымел всю площадь и стоит в стороне улыбается.  Вновь прибывающие здороваются с ним и тоже улыбаются, видя его добродушное лицо. Кто-то обронил пустую пачку от сигарет. Рядом стоящие с укоризной покосились на него. Застыдившись, молодой человек поднял мусор и отнёс в  урну. Подошёл автобус, толпой все бросилась к дверям, на тротуар полетели не докуренные сигареты, оторванные пуговицы, посуетившись, пассажиры вскоре разместились в салоне. Двери закрылись и автобус выехал на маршрут.
      В это время я подошел к остановке. Не выспавшись, я был совершенно разбит, и собирать себя по частям было лениво. Быстрее бы сесть на мягкое место и задремать, до работы добираться около часа так, что можно хорошенько выспаться. Засунув руки поглубже в карманы стал прогуливаться вдоль дороги. Скоро, что ли приедет?!
     Народ прибывал, толпа стала расти как на дрожжах. Подходящие автобусы отрывали от этой массы кусок и вырвавшись исчезали в дорожном потоке. День начинался как обычно. Улыбаться мне точно не хотелось даже глядя на нашего  дворника, который неугомонно гонял метлой мусор и полусонных граждан.
     Ну, наконец-то — обрадованно воскликнул я, заметив номер нужного маршрута, и помогая себе локтями бросился вперёд в нужное русло. И поток понёс меня к дверям. Тут краем глаза заметил подъезжающий ещё автобус под другим номером. Конечная точка та же, но идущей более короткой дорогой. Не без труда вырулил из одного потока и с головой окунулся в соседний. Какие-то мгновения меня било о крутые пороги и тянуло в стремнины, но жажда к трудовой славе была сильнее и я оказался внутри селёдочной бочки на довольно сносном месте.
     Автобус тронулся несколько раз притормозив утрамбовывая пассажиров. Каждый вкатился в полагающееся для него место и расположился с возможным набором удобств. Расплатившись с кондуктором и устроившись поудобнее я немедленно погрузился в транс отключив своё сознание от окружающей меня действительности и пустился вдогонку за ночными сновидениями.
     Долго ли, коротко ли длилось моё отсутствие, но все побеждающее бытие вернуло меня голосом репродуктора объявившем о нужной остановке. Ещё не совсем проснувшись поднялся с места, и пробежав по уже пустому салону выскочил на улицу, и застыл как вкопанный ничего не понимая. Увиденное мною совсем не соответствовало пейзажу к которому привык за последние месяцы.
     Стоя на месте, я собирал обрывки мыслей и пытался всё склеить воедино в нужном порядке. Как я оказался здесь? Это совершенно другой район. Да и автобусы здесь не ходят.
      Что за наваждение?
      Часы секунда за секундой отсчитывают время. Скоро хватятся на работе, а я здесь прохлаждаюсь. Не обидно было бы если  вчера чуть перебрал, но насчёт этого совесть чиста.
Место это знакомое, прожил здесь свои молодые годы, можно сказать родной район, но что-то здесь не так.
      Невероятно!
      Троллейбус, цепляясь дугой за провода, прокатил вниз по улице.
Троллейбус!? Улица эта лет десять как пешеходная, и с домами что-то произошло. Я был здесь недели две назад, заезжал к старым друзьям. А теперь не узнаю эти места. Ускорив шаги и забыв про работу почти бегом переходил от одного дома к другому заглядывая во дворы как бы ища что то. Невероятная догадка молнией блеснула в моём сознании.
     Свернув с одной улицы нырнул в переулок, прошёл через проходные дворы, вышел на перекрёсток где стояла водяная колонка покрашенная в голубой цвет.
    — Спичек не будет?— этим вопросом остановил меня лысоватый мужчина разминая папироску. Внимательно разглядывая его и роясь по карманам я размышлял, как у него спросить — какое сегодня число, какой день?
Вынул наконец зажигалку, чиркнул и поднёс к его папиросе. Прикурив мужчина глубоко затянулся пустив в сторону густую струю дыма, и спросил указывая на зажигалку.
     — Хорошая вещь!  Газовая?
     —Да. В Москве купил, — ответил я и чуть помедлив добавил, — в воскресение, вчера приехал. Мужчина странно на меня посмотрел. Отступил на шаг.
     —Вчера был понедельник, ты что то путаешь, — и, не оглядываясь, заспешил по своим делам.
      Вот это да, и дни недели поменялись. Куда же я попал? В какие времена? Забавный случай, и что  делать? Может это только сон?
      Какая то нехорошая дрожь пробежала по телу и остановившись в боку болезненно заныла. Схватившись за бок, я принялся его растирать, озираясь по сторонам ища место где бы присесть.
     Вот и знакомая скамеечка у знакомого дома. На ней должна быть надпись выжженная увеличительным стеклом от кинопроектора. Мне тогда было..., точнее я учился в пятом классе или шестом.
      Подойдя к скамейке, не глядя опустился на неё, боясь взглянуть  и увидеть надпись. Через мгновение, устыдившись своего малодушия, склонился к потертой доске и губы произнесли, — Атос, Портос, АрамОс. 
Д"Артаньян — я не успел дописать, меня прогнали со скамейки с довольно отрицательными отзывами о моём творчестве. Тогда я только что прочёл книгу о их приключениях и все мои мысли были рядом с неразлучной четвёркой шпаг.
А сейчас что?
     Вдруг мне в ноздри ударил резкий запах. По улице вяло, склонив низко к земле свою голову, проклацала лошадь таща телегу с ароматной бочкой золотаря, с боку лежал огромадный ковш на длинном шесте. Рядом шествовал держа вожжи в одной руке одетой в брезентовую рукавицу сам хозяин, облачённый в халат серо-бурмалинового цвета. У соседних ворот он резко окликнул кобылу, и та встала подрагивая мышцами и омахивая себя хвостом, отгоняя назойливых мух.  Золотарь широкими шагами решительно направился к воротам и огромные деревянные створы под напором не дюжих его плеч нехотя, со скрежетом и визгом распахнулись. Карета золотых дел мастера въехала во двор.
      Я достал сигарету и закурил. Вместе с дымом в мои лёгкие влился какой-то головокружительный благовест. Мне стало  вдруг легко и отрадно. Под воздействием какого то провидения оказался я здесь, видать мне предначертано побывать в своём прошлом. Не каждому дано.
     Вот те же деревья стоят по которым я лазил, пытаясь добраться до самой макушки. Вот этот забор, возле которого зимой был огромный сугроб и где я на самом верху устроил смотровую башню и вечерами там происходили грандиозные сражения. Черёмуха за которой я похоронил синицу, что погибла у меня в чапке (ловушке) за что получил по шее от старший ребят.
     Всё это вдруг нахлынуло на меня как прибойная волна. Накатилась, закрутила, не давая мне вынырнуть за глотком воздуха. Била, пихала со всех сторон. Не знаю, сколько времени я бултыхался и варился в этом бульоне воспоминаний. Время для меня остановилось.
     Утро. Тени от домов и деревьев на нашей стороне ещё отдавали ночной прохладой. Листва, в дико разросшейся черёмухе, впав в объятия лёгкого
дуновения ветерка  трепетала и ёжилась. Во всём этом витал аромат скошенной травы смешанный с рабочей деятельностью золотаря.
     В коридоре громко хлопнула дверь, всполошив зелёных мух сидевших на деревянной перегородке, послышался топот, и деревянные ступени, пропев свои фуги вновь погрузились в немую дремоту коридора. Во двор выбежал мальчишка. На мгновение, зажмурившись от дневного света, пошарил в кармане. Достав, что то посчитал. Результат выразился на лице неопределённой гримасой. Сунув то что было на ладони в карман, паренёк не обращая на меня внимания вышел со двора на улицу.
Схватившись за голову я стал тереть виски не спуская с мальчугана глаз.
      Это же был я!!!
      Как то, смирившись с окружающей действительностью, со всем этим перекосом времени я не ожидал встретить самого себя. Как это вообще возможно! Что эта встреча сулит в будущем!?
      Дрожащими пальцами достал вновь сигарету и в неопределённой задумчивости овеял себя облаком дыма.
     Одинокая фигура мальчика на пустынной улице всё дальше и дальше удалялась. Вот сейчас он свернёт за угол и никогда я его больше не увижу. Нечего тут размышлять, пусть будет как будет! И я поспешил следом. Догнать его мне не стоило труда, но пришлось бросить измятую  сигарету и перейти на другую сторону улицы, от туда было удобнее наблюдать.
     Мальчуган не куда не торопился, но по видимому шёл с определённой целью и его маршрут мне пока был не ясен. Я в голове прокручивал все возможные варианты пути следования, но придумать ничего не мог.
      Летние каникулы ни тебе школы, ни уроков, спи сколько влезет, гуляй сколько хочешь, читай что достанешь, хоть днём хоть ночью. Над тобою чистое без облачное небо, много обещающее, восходящее солнце,  сулящее впереди ещё много радостных дней. А воздух? Свеж, чист и прозрачен. В предутреннею пору ещё не заражен всё покрывающим смогом. Дворы, улицы и парки не превращены автопромом в гаражные сообщества. Бегали мы по улицам, играли на проезжей части в футбол, разбитые коленки лечили подорожником, воду из колонки пили пригоршнею взахлёб.
      Слава богу, уберёг нас Господь от компьютеров и провайдеров, от айфонов и успешных менеджеров.
      Счастливая пора беззаботного детства!
      Вихрастый мальчуган юркнул в проходной двор и исчез. Вот куда я иду! Запоздало догадался я и прибавил шагу. Проплутав по дворам неспешно вышел к известному магазину. "Книжная лавка"  значилось над стеклянной витриной. Любимый магазин, сколь сладостных минут он мне доставил, позволяя соприкасаться с искусством искусств - литературой, вершиной человеческой мысли - книгой. Не передаваемое наслаждение покопаться в Букинистическом отделе сохранилось во мне и по сию пору.
      Я решительно распахнул дверь. Три ступени полуподвала прошел я, медленно погружаясь в тёплые, ласкающие воды океана человеческой фантазии. Книжные полки как не открытые, неизведанные острова звали и манили к себе голосами сказочных сирен. На берегу одного из островов стоял маленький Робинзон в окружении бесчисленного множества всевозможных книг. Вот он взяв одну из них, раскрыл и тут же со страниц книги вырвалась бушующая волна, которая вспенившись разметала всё  вокруг, затопила помещение и раздвинув стены пролилась за горизонт. Маленький Робинзон несомненно был бы унесён в море
 если в самый критический момент со страницы ему не пришел на помощь капитан корвета "Коршун"( именно эту книгу он держал в руках). Сильной загорелой рукой он схватил мальчугана за  шиворот и водрузил на зыбкий плот из половых досок. Океан утихомирившись, сине-зелёной мармеладной волной подкатил к ногам его и ластился как котёнок. Страницы шелестели в руках у читателя и горизонты сужались, вода стала убывать обнажая песчаное дно, последние капли просочились чрез песок, остаток влаги испарившись дыхнул знойным жаром пустыни. Иссушенная почва образовала причудливые узоры мертвой земли. Из далека послышался не ровный звон колокольчика, где-то там за барханами шёл караван. Моя рубашка была мокра от проступившей влаги на моём теле. Но не успел я смахнуть и десятой доли пота со лба, как вдруг потемнело и снежная буря ворвалась к нам. Этим вихрем меня сбило с ног и бросило возле заснеженной палатки. Нежная ткань мокрой рубахи в секунды превратилась в жесткий ледяной панцирь. Маленькому Робинзону повезло меньше, он оказался на краю пропасти ещё не покорённой вершины. Его крик казалось был проглочен леденящим ветром сковавшим мертвой хваткой окружающие скалы, заснеженный край треснул и, я бросился вперёд не раздумывая, утопая в снегу по пояс я полз, барахтался глотая смёрзшийся лёд, обледенелыми руками разгребая вечные снега, впереди я видел только его вытянутую, скрюченную от холода руку и я схватил её. Тепло полилось по телу. Всё окружающее стало бледнеть, тени стали прозрачны и бесцветны. Фантастический мир грёз исчез выплеснув нас в реальность и медленно отхлынул обратно на книжные полки.
      Я стоял в отделе научно-популярной литературы и листал книгу Мориса Эрцога "Аннапурна" покорение первого восьмитысячника". Маленький Робинзон был в отделе художественных произведений и с увлечением разглядывал книгу Станюковича. Взглянув на цену он приуныл. Явно денег у него не хватало. Жаль, такую книгу не каждый день можно встретить. Но я знаю, что он сейчас сделает. Повертев книгу в руках он отошёл к дальним полкам и запрятал её за второй ряд технической литературы. Это был верный способ сохранить нужную тебе вещь на день, другой пока не накопятся деньги. Эта книга есть в домашней библиотеке, именно это издание, значит она была мною куплена.
      Я с сожалением покинул волшебную лавку, осторожно прикрыв за собой стеклянную дверь. Почти бегом припустился обратно в проходной двор там есть местечко, где спрятаться, вот здесь и подожду.
      В кармане у меня лежал рубль, обыкновенный бумажный. Достав из кармана развернул его и разгладил. На белом поле стояла цифра 90 написанная красным карандашом. Наверное какой-то счетовод пометил подсчитывая, или проставил год. Зажав его в руке я приоткрыл дверь за которой стоял, смотреть было не удобно и я, поискав глазами, заметил валявшийся кирпич, подняв его, подложил под дверь, что бы она не закрывалась, а сам встал в тени.
      Вот и я иду с удручённым видом, ни на что не глядя, распинывая по сторонам разный мусор. Я выступил из темноты и взмахом руки бросил на землю измятый рубль. Не успел скрыться в тени как налетевший ветер широко распахнул створы, камень выскочил и дверь возвращаясь с размаху ударила меня.
Искры полетели из глаз !
      Резко открыл глаза от удара в грудь. Крики и вой молнией вонзились и застыли в салоне. Искры сыпались откуда то сверху, лобовое стекло было разбито, на руле неуклюже лежал водитель, в последний момент увернувший машину. Какой-то лихач подрезал автобус и скрылся. Нас занесло, выкинуло на обочину и только столб спас от глубокого откоса.
      Сейчас загорится — мелькнуло в голове. Упавшие начали подниматься с пола. С одной стороны сидения были сорваны и завалились вперёд. Больше всего пострадали те, кто находился на переднем сидении, они приняли на себя и остановили всю массу стоявших в салоне. Дверь заклинило и открыть её изнутри не было возможности. Её рвали, били, молили, но она стояла на своём месте не шелохнувшись.
      Вдруг  снаружи послышались  металлические удары и скрежет. Проезжавшие мимо шофера пришли на помощь. Дверь поддавшись двойному натиску открылась. Больше всех пострадал водитель, пассажиры отделались синяками ушибами и ссадинами.
     Оказавшись на улице, потирая ушибленное место, побрёл к виднеющейся невдалеке остановке. Подъезжал автобус и мне пришлось прибавить шаг. Уже у самых дверей заметил, что это тот самый автобус, в который хотел сесть в самом начале у себя на остановке.
      Хорошенько утвердившись на задней площадке,  я видел, как к месту аварии подъехала скорая. Вот так можно было проехать мимо, лишь скользнув взглядом из окна, но судьба сделала меня участником этого события.
     Что со мной произошло?  Сон или явь? Случайность?
      Расплатившись мелочью с подошедшим кондуктором, вспоминал книгу, когда-то купленную в том магазине. За давностью лет не мог припомнить никаких деталей, от чего и решил — всё происшедшее обыкновенный сон.
А вот если не поехал в том автобусе, сразу сел в этот, что могло измениться ? Задачка?
     Ломая себе голову подобным образом не заметил, как доехал к месту рабочей деятельности. Рабочий люд сюда стягивается как муравьи к муравейнику, тянуться со всех сторон, протаптывая новые тропы, не ведомые для остального населения. Огромный строительный организм оживал, втянув в себя отдохнувший пролетарский потенциал для преобразования силы его в созидательную энергию труда. Я тоже влился во всеобщую перестройку и исключительно благодаря техническому прогрессу и технологиям производственного процесса  преобразовал рабочее время в несколько часов недополученного ночью сна. Автокран, к которому я подвозил бетонные изделия, был остановлен технадзором и стоял недалеко от моего трубоукладчика, в котором я наращивал темпы строительства.
     Близился обед, когда ко мне подступили с предложением отобедать втроём, для этого необходимо было внести некоторую сумму денег. Работы у меня до конца дня не предвиделось и поэтому я дал согласие. Порывшись в карманах с удивлением обнаружил, вернее сказать ничего не обнаружил и вспомнил историю с автобусом, которую считал за сон. Мистика, какая то. Но рубля не было, вносить пай было нечем, и я ответил вежливым отказом от заманчивого предложения, сотоварищи удалились.
     Наступил час обеденного перерыва, строительная площадка опустела. Оставшись в одиночестве, я устроился в тенёчке возле техники, полистав немного для успокоения журнал, отложил его в сторону. На другой стороне стройки забухал копер, забивая сваи, земля стала содрогаться от их ударов. Взбрело же им в голову работать в обед. Только это подумал, как копровой молот захлебнулся и заглох. Видать устыдился.
     Мой взгляд скользнул по сторонам и остановился на автокране. Он двигался, бесшумно скользя под горку. Я встал,  внимательно смотря на кран. Кабина было пуста, рядом ни души. За воротами строительства через дорогу был детский сад, детишек недавно вывели на прогулку они резвились и звуки их веселья, не заглушаемые гулом техники, доносились до меня. Только в этот час, час отдыха строителей можно было услыхать детские голоса.
      Машина увеличивала скорость, не видя пред собой препятствий и  рядом ничего нет, что можно было бы сунуть ей под колеса. Подбежав, я вскочил на подножку и попытался открыть дверь, однако она закрытая на ключ не поддавалась. Окна поднятые почти до верха не позволяли просунуть руку.
      Кран уверенно набирал скорость по укатанной дороге. Стекло рукой не разбить, соскочив с подножки подхватил увесистый кусок щебня и с силой швырнул в окно. Стекло треснуло, превратившись в мозаичное полотно, но не рассыпалось. До ворот оставалось десятка полтора метров. Многотонная махина, набрав порядочную скоростью, прямиком неслась в сторону детских игр.  Догнав её, на ходу вскочил на подножку и кулаком, словно свайным  молотом добил треснутое стекло. Времени открывать кабину не было, просунув руку я схватил руль и рванув его на себя стал выворачивать машину в сторону, она неслась яростно  подскакивая на кочках. У ворот лежали бетонные блоки и куча песка, направив бездушный механизм в эту сторону, я соскочил. Кран со скоростью врезался в песок, но остановился не сразу, а пролетев до блоков, со скрежетом  вмял их в своё правое крыло до самой подножки и встал.
      Я достал пачку Примы и закурил. Только сейчас почувствовал, как дрожат руки, обмякли колени и хочется присесть. На другой стороне улицы за ярким деревянным забором верещала детвора, радуясь своему беззаботному детству.
      Защипало руку, взглянув на неё заметил капающую кровь, поднеся к губам по собачьи зализал царапины и поплёлся к своему трубоукладчику, найдя там в ветоши чистый лоскут замотал руку и развалился у себя в кабине. Потянуло в дремоту. Растолкал меня взволнованный крановщик, и с тревогой стал расспрашивать. Я обругал его, отчего тот еще пуще занервничал, начал уговаривать меня никому не рассказывать о происшедшем. Помятое крыло у машины сказал, что возьмёт на себя, — магарыч с него. На том и порешили.
     С задержкой придя домой после работы дыхнул на жену сто граммами с прицепом за кои получил заслуженный выговор и неприятности на весь вечер. И уже после ужина заметил лежащий в прихожей бумажный рубль, с удивлением развернул его, прочитав на белом поле цифру 90 написанную красным карандашом. На мой вопрос, что за деньги здесь лежат, жена, пожав плечами ответила.
     — Не знаю, не видела никаких денег.
     — Вот это да! — только и вымолвил.
     Разгладив денежку, нашел в книжном шкафу известную книгу, полистал её и вложил этот рубль между страниц.
Пусть храниться здесь.


Рецензии