Гл. 5 Конго. Наемники вступают в игру

Перепуганное успехами симба правительство президента Касавубу (который вернулся к власти после преодоления катангского кризиса) решилось на крайние меры: в страну возвратился Моис Чомбе, которому была предложена должность премьер министра. Надо сказать, что Чомбе блестяще справился с поставленной перед ним задачей по умиротворению страны и прежде всего, он пригласил на службу своих старых друзей – наемников. Вновь открылись вербовочные конторы по всему континенту, в европейских газетах замелькали объявления типа «Молодых людей, умеющих обращаться с оружием и испытывающих интерес к сельскому хозяйству просят позвонить по такому-то телефону». Под знамена Чомбе собирались его ветераны: из Анголы вернулся Жак Шрамм со своими бойцами из батальона «Леопард», из ЮАР прилетел Майкл Хоар, начавший формировать свой знаменитый отряд 5 commando, покинув боевые действия в Емене, в Конго вернулся француз Боб Денар, так же ранее служивший в катангской жандармерии.

Правительство США (заключив по тому поводу секретное соглашение с Бельгией) решило оказать масштабную военную помощь правительству Конго в его войне с симба. В числе прочего предполагалось значительное усиление авиационного корпуса наемников в Конго. Собственно, никаких ВВС у Конго к началу войны не было. Специалисты, прибывшие вскоре в страну, обнаружили в исправном состоянии только несколько тренировочных Т-6 "Тексанов», захваченных в свое время у армии Катанги. Летный состав вообще отсутствовал, как таковой. ЦРУ вышло из положения, привлекая для работы в Конго кубинских летчиков-эмигрантов. Это были опытные специалисты, многие из которых воевали еще на стороне Батисты в борьбе с партизанами Фиделя Кастро. Все привлеченные летчики уже работали на ЦРУ во время попытки вторжения бусадос на Кубу в 1961 г. Свое решение участвовать в войне в Африке кубинцы обосновывали тремя доводами: . Во-первых, участвуя в войне здесь они свято верили, что продолжают свою борьбу с коммунизмом, пусть и в другом обличии. Во-вторых, ЦРУ всегда хорошо платило (например, первоначально кубинцы получали по 800 долларов в месяц). И, наконец, в-третьих, как говорил один из пилотов "я лучше буду летать, чем управляться с газонокосилкой в каком-нибудь отеле в Майами". первые кубинцы появились на африканской земле уже в апреле 1964 года. Вскоре было образовано и подразделение, командовать которым стал Йоахин Варела (во время высадки в Заливе Свиней он командовал эскадрильей В-26).
Для ВВС конго были закуплены и вооружены пулеметами и НУРС амии тренировочные реактивные самолеты «Харвард», вскоре к ним добавилась эскадрилья легких бомбардировщиков В 26К, а также с Филиппин перегнали 4 старых В 26В, уже применявшихся французами в войне в Индокитае. Их использовали как самолеты-разведчики, а также для эвакуации белого персонала и поселенцев. Стоит сказать, что летали в Конго не только кубинцы: большое количество бельгийских "советников" облюбовало транспортные "Дакоты" и вертолеты. Летали в небе Конго и старые, повидавшие катангскую компанию «Тексаны». Наёмные пилоты из Родезии, Том О'Киф и Соммерсот Уиллсон, чьи семьи были убиты Ангольскими партизанами, вели там личную войну с коммунизмом, пилотруя свои собственные самолёты П6. "Как всегда перед вылетом, они заполняют лётный лист: Место назначения - Ад, Цель прибытия - Личная...", говорится о ниъх в итальянском документальном фильме «Прощай, Африка».
Для набора специалистов-механиков ЦРУ организовало кампанию "Western International Ground Maintenance Organisation", зарегистрированную в Лихтенштейне. Эта кампания заключила официальный договор с конголезским правительством на обслуживание самолетов ВВС и персонал этой кампании находился в стране на вполне легальной основе. От желающих не было отбоя и вскорости были набраны механики-англичане и проживавшие в Великобритании поляки. В последствие контракт подписала также большая группа шведов, несколько немцев, а также по одному финну, датчанину, шведу и испанцу. Германские и польские механики получили высокую оценку своей работы от кубинских летчиков, но вот от услуг британских специалистов после нескольких случаев отказа вооружения пришлось отказаться.*

В Конго было создано три подразделения наёмников: Майк Хоар (Mike Hoare) сформировал и возглавил англоязычное подразделение наёмников The 5th Commando; бельгийский подполковник Лемулэн сформировал и возглавил франко-бельгийское подразделение наёмников The 6th Commando; его заместителем и правой рукой был французский наемник, майор Боб Денар. Бельгиец Жак Шрамм (Jeak Schramme) сформировал третье подразделение наёмников – The 10th Commando, состоящее, по большей части из чернокожих, бывших Катангских жандармов. Все три подразделения действовали преимущественно независимо друг от друга. The 5th Commando сражался на северо-востоке страны. The 6th Commando действовали на границе с Центральной Африкой. А The 10th Commando действовали на востоке страны. Основной задачей наёмников было поддержание правительственной армии в подавлении мятежа Симба.

Фактически, за деятельность наемников в Конго отвечал майор Майкл Хоар, друг и соратник Чомбе еще с катангских времен. В результате встречи Моиса Чомбе (Moise Tshombe), Джозефа Мобуту (Joseph-Desir; Mobutu) и Майка Хоара (Mike Hoare), генералом Мобуту, наемникам была поставлена задача, состоявшая из трех основных пунктов:

«Группа из 200 наемников должна незамедлительно прибыть на базу Камина. Задача – отбить города Маноно (Manono), Альбертвиль (Albertville), Физи (Fizi) и Увира (Uvira).
300 волонтеров должны быть разделены на 6 взводов, способных действовать самостоятельно.
Группа из 500 волонтеров с поддержкой КНА (Конголезская Национальная Армия, ANC - Arm;e Nationale Congolaise) должны незамедлительно отбить город Стэнливиль (Stanleyville)»
Рукописный приказ генерала Мобуту. Из книги Майка Хоара "Congo Mercenary"

Во время встречи Мобуту заверил Хоара, что вся экипировка и снаряжение для тысячи наемников уже подготовлены на базе Камина (Kamina base), соответственно осталось лишь нанять и привезти в Конго наемников.
Однако, на самом деле, с оружием и снаряжением для создающейся армии наемников дела обстояли не слишком гладко. После эпохальной встречи с Мобуту и Чомбе Хоар отправился на базу Камина, где его встретил майор Блюм (Blume), офицер бельгийских ВВС. Избегая формальностей, Хоар первым делом уточнил у Блюма, все ли готово для тысячной армии наемников. Шокированный вопросом Блюм ответил, что у них один пистолет на весь персонал базы.
После обсуждения ситуации с майором, Хоар отправился на встречу в Элизабетвиль, в штаб снабжения КНА. Вице консул Гийо (Guillot) и офицер снабжения Кошо (Cochaux) сделали все, что было в их силах, чтобы помочь Хоару. Однако снаряжения на тысячу человек попросту не было. В итоге при помощи генерала Бобозо (Bobozo), Хоару нашли снаряжение для первой группы наемников численностью в сто человек. Отряд получил бельгийские штурмовые винтовки FN FAL и испанские CETME.
Хоар подал сигнал своим помощникам, Уиксу и О’Малли прислать в Камину первую партию наемников. Однако, на тот момент, в наличии не было и сотни бойцов. Единственный самолет, прилетевший из Йоханнесбурга, доставил 38 человек, из которых 9 сразу же отказались участвовать в боевых действиях. Перед Майклом Хоаром стояла серьезная задача: в кратчайшие сроки создать  из имеющихся людей боеспособное подразделение, обеспечитьего всем необходимым для проведения глубокого рейда в тыл противника и повести его в бой, осуществляя очень серьезную спецоперацию по освобождению города  Альбертвиль от многочисленных отрядов  повстанцев, занимавших город и окрестности. 

*Михаил Жирохов. Война в Конго 1964-1967 г.
На фото наемники из отряда "Дикие гуси" на борту транспортного самолета


Рецензии