Почему мы не читаем?

   


   Риторичный вопрос. Нельзя утверждать, что мы перестали читать, но вот интерес к чтению катастрофически падает. Президент России В.В. Путин в ноябре 2013 года на Российском литературном собрании отметил, что «российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки, причём отмечается тенденция к сокращению и этих 9 минут. Такую ситуацию принято считать следствием бурного развития цифровых технологий и утраты книгой своего статуса ведущего носителя информации и знаний. Люди раньше находили ответы на интересующие их вопросы именно в книге, сейчас есть и другие возможности, а раньше практически почти только там учились мыслить, анализировать, чувствовать и, конечно же, правильно говорить, поскольку именно в литературном тексте живёт и создаётся язык».

   Трудно с этим не согласиться. Но речь идет о падении интереса к чтению. Многие по-прежнему гоняются за «новеньким» или «жаренным», чтобы не отставать от современности. Это касается и подростков, и молодежь, и убеленное сединой старшее поколение. Размылось значение классической литературы, несущей смысловую нагрузку, но не упал интерес к «желтой прессе» или «бульварной литературе». Тиражи книг модных и «раскрученных» современных авторов, подчующих читателей кровожадными боевиками или слащавыми любовными историями, раскупаются, как и прежде. Но это погоня за модой, а не интерес к чтению.

   В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению Президент России В.В. Путин 12 июня 2014 года подписал Указ № 426 о проведении в 2015 году в Российской Федерации Года литературы, в котором рекомендовал органам исполнительной власти субъектов РФ осуществлять необходимые мероприятия в рамках Года литературы.

   Сегодня в стране более 30% взрослого населения вообще не берут книгу в руки, 44% наших соотечественников за год не прочли ни одной книги, книжный тираж за 10 лет сократился в четыре раза, газет и журналов – почти в пять раз. В условиях экономического кризиса закрываются книжные магазины, резко сокращается книжный фонд библиотек. Следовательно, проблема падения интереса к чтению не только в развитии информационных технологий, в которых планшет и смартфон становятся для молодёжи главным источником информации, но и в отсутствии добротной «мыслящей» литературы, в безразличии читателя, в его пассивности и безграмотности. Телевидение уже более десяти лет ориентировано на развлекательный жанр, под которым искусно прикрыто «оболванивание» молодёжи в виде плоских шуток, сексуальной озабоченности и кровавых боевиков. Читать стало «немодно», а разговорная речь приобрела форму сленга.

   А обратите внимание на систему образования. На любую – общеобразовательную, среднепрофессиональное или высшее образование. Здесь только декларируются новые проекты, вводятся новые стандарты образования, но содержание выхолащивается введением малозначимым спецкурсов и факультативов, всевозможной экспериментальной деятельностью, погоней за победителями олимпиад, конкурсов и проектов. В таких условиях и говорить не приходится о мотивации культуры чтения, если срабатывает «американский принцип» самостоятельной добычи знаний из Интернета. В воспитательной работе преобладает участие детей, подростков и молодёжи в акциях, «спущенных сверху». Музыкально-танцевальный флешмоб стал куда популярней литературной гостиной.

   Да и родителям некогда проводить вечера со своими детьми. Сидят подростки за компьютером, ну, и ладно, зато – дома. Проблемы с учебой своих чад можно уладить через знакомых или финансами. А заглянуть в душу подростка просто некогда.

   Неужели из сложившейся ситуации нет выхода? Есть, и не один. Конкретные предложения были предложены ещё в сентябре 2001 года в Концепции национальной программы «Чтение» Всероссийского совещания «Регионы России: читающие дети – читающая нация».

   Начинать надо с детства. «Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца», - утверждал известный педагог и писатель В.А. Сухомлинский. От семейной среды общения родителей и близких зависят наши первые детские впечатления. Проверенная веками старинная русская пословица гласит: «Воспитывай ребенка тогда, когда он поперек лавки лежит». Не правда ли очень мудро? Не пропустите этот возраст! Ушедший поезд всегда тяжело догонять, лучше сесть в него за полчаса до отправления… Что вы не сумеете заложить в ребенка до трехлетнего возраста, то сделает позже за вас кто-то другой. Не забывайте никогда об этом.

   Да и в системе образования можно найти выход. Конечно же это сложно, но в любом учебном заведении найдутся энтузиасты и истинные сподвижники, которым нужна не только материальная поддержка, но и моральная. Почему бы их не поддержать, не создать им условия для реализации социально-значимых для подростков и молодёжи проектов? Это посильно администрации любого учебного заведения.

   А сколько возможностей в библиотечной системе страны. Здесь тоже трудятся настоящие патриоты, которым не безразлично будущее нации. В каждом городе или селе можно найти малоизвестного поэта, краеведа, журналиста или прозаика, встреча с которыми станет отправной точкой дальнейшего разговора. Встречи со своими земляками всегда незабываемы. Пригласить на встречу с живой легендой своего края учащихся или студентов не составит особого труда ни библиотекарям, ни работникам образования. Подобный опыт накоплен в Азовской городской централизованной библиотечной системе. Кроме этого, заслуживает внимания практика выездных выставок книг и литературных встреч сотрудниками Донской государственной публичной библиотеки, привлечение молодёжи к поэзии через поэтические конкурсы Ростовского областного отделения Союза российских писателей, проведение ежегодного фестиваля «ЛиРа-фест» (ростовская литературная ассоциация «ЛиРа»), конкурса-фестиваля литературного творчества «Взлет» детей и молодежи Ростовской области (творческий клуб «Взлет» г. Новочеркасска) и многие другие акции в поддержку молодых талантов и привития интереса к литературе.

   «Книга - это зеркало. И если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола", - говорил когда-то известный немецкий учёный и публицист. Только в совместных усилиях семьи, системы образования, библиотек и сподвижников чтения, журналистского и литературного сообщества, при конкретной финансовой поддержке государства и власти на местах, можно добиться того, чтобы наша страна вновь стала самой читающей в мире.


   Николай Дик, отличник народного просвещения, кандидат социально-педагогических наук, член Союза журналистов России, Союза писателей России и Союза литераторов Европы.


Рецензии
Наше современное образование куплено на корню миллиардером, финансовым аферистом, Соросом, по его болонской оглупляющей системе, по его программам и учебникам учатся-калечатся наши дети, разве они после всей этой мути западной идеологии возжелают взять в руки книгу и насладиться чтением?

В обществе, где на первом месте деньги, не может быть нравственности, а книга - это прежде всего высота духа и мысли, разума и познания, а зачем нуворишам правда и истина, если они прикрываются искусно задрапированной ложью о святости частной собственности, чтобы свободно беспрепятственно хапать и хапать за наш счет!

Владислав Попов 2   27.04.2018 11:54     Заявить о нарушении
Как я с вами согласен, уважаемый Владислав Викторович. После сорока лет в педагогике (от рядового учителя до зам. начальника городского Управления образования) именно в этом и убеждаюсь... И не только Сорос приложил к этому руку...
Спасибо вам за неравнодушие.

Николай Дик   27.04.2018 19:04   Заявить о нарушении
И это ужасно ... что побеждают деньги ... пока побеждают ...

Владислав Попов 2   27.04.2018 22:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.