Техногенная катастрофа в Калифорнии

Прошло всего несколько лет после техногенной катастрофы в Мексиканском заливе, от которой, наверняка, еще до конца не оправились ни пострадавшие жители региона (двуногие, четвероногие, крылатые, холоднокровные), ни компания-виновница – British Petroleum. А за ней уже последовала другая, на противоположном конце страны – в Калифорнии, не уступающая первой, как считают некоторые специалисты, по масштабам причиняемого ею вреда.
4 января губернатор Калифорнии Джерри Браун посетил зону бедствия, а 6 января объявил в графстве Лос-Анджелес Чрезвычайное Положение, одновременно отдав указание в срочном порядке проверить все газохранилища штата.
Речь идет об утечке метана из природного подземного хранилища в Портер Ранч, невиданной интенсивности и продолжительности.
               
Это хранилище второе по величине в США. По оценкам специалистов, оно может содержать до 86 миллиардов кубических футов газа. Природным оно называется потому, что используется естественный резервуар, образовавшийся в результате выработанного месторождения нефти. Газ подводится к Калифорнии по гигантской системе газопроводов, проложенных из штатов Техас и Колорадо, и Southern California Gas (SoCal Gas), дочерняя компания Sempra Energy, закачивает его в резервуар через трубу в скважине. Такие газохранилища очень удобны тем, что помогают обеспечивать бесперебойность снабжения потребителей бытовым и промышленным газом.
Располагается оно на глубине 8750 футов (почти 3 тысяч метров). В трубе, по которой вот уже с полвека извлекали или закачивали газ, образовалась пробоина. И метан вытекает наружу в огромных количествах, отравляя живущих вокруг людей и загрязняя атмосферу в глобальном масштабе – более 50 метрических тонн метана ежечасно, 1200 тонн – каждый день. А в целом, как пишут в прессе, в атмосферу уже вытекло 77 000 метрических тонн.

                Каково это, дышать метаном?

Аварийное газохранилище находится под богатым и престижным жилым районом Porter Ranch в Гранада Хиллс – городе-спутнике Лос-Анджелеса. Географически – в горах Aliso Canyon, нависающих с севера над густо населенной Долиной Сан-Фернандо, в которой, кстати сказать, расположено несколько крупнейших киностудий Голливуда, таких как: Warner Brothers, Walt Disney, Universal Studios. В ясную погоду с холма, где возвышается его надземное устройство, хорошо просматриваются небоскребы даунтауна Лос-Анджелеса.
Porter Ranch славился всегда чистотой воздуха. Вряд ли его жители даже знали о том, что под их домами, под их ногами, на большой глубине, разлеглось крупнейшее на Западе США газохранилище – до тех пор, пока не произошла эта техногенная катастрофа, грубо нарушившая их размеренный и упорядоченный образ жизни.
Наш дом находится километрах в 10 от места катастрофы, на склоне горной гряды, опоясывающей Долину Сан-Фернандо с востока, ровно посредине между Гранада Хиллс и Лос-Анджелесом. Не могу сказать, что мы как-то ощущаем присутствие метана или что оно отражается на нашем здоровье. (Хотя, как знать, быть может часто возникающее плохое самочувствие мы зря приписываем нестабильности осенне-зимней погоды.) А вот наших родственников, живущих рядом с Гранада Хиллс, на днях должны эвакуировать. Их мучают головные боли. При сильном ветре от запаха сероводорода у них кружится голова.
Поскольку метан не имеет ни цвета, ни запаха, в бытовой газ добавляют одорант, чтобы в случае утечки его можно было почувствовать. Отсюда и мерзкий запах тухлых яиц, повисший над зоной бедствия.
Метан, как известно, естественный газ, присущий жизнедеятельности нашей планеты. Человек давно уже использует его для отопления помещений и приготовления пищи. Газовая смесь поступает по трубам практически в каждый дом, горит синим пламенем на наших газовых плитах, не принося ничего кроме пользы. Но каждый из нас знает, что будет, если оставить горелку открытой, без огня...
Метан относится к числу токсичных газов. При больших концентрациях он оказывает разрушительное воздействие на центральную нервную систему. Пострадав-шие жалуются на головные боли, тошноту, вплоть до рвоты, головокружения, вялость, аппатию, депрессию, на снижение трудоспособности и даже – на кровотечения. Дальше может появиться нарушение координации движений. А в тяжелых случаях возможен и летальный исход. Кроме того, высокая концентрация метана в воздухе чревата и опасностью возникновения пожаров или даже взрыва, поскольку газ этот, как известно, легко воспламеняется.
               
                От протеста до эвакуации

Когда именно произошла авария в трубе газохранилища у Porter Ranch, неизвестно. Впервые она была замечена 23 октября. SoCal Gas, владеющая хранилищем, явно не собиралась заявлять о случившемся во всеуслышание, избрав тактику замалчивания. А после того как жители региона, на собственной шкуре ощутив, что происходит что-то неладное, вышли на улицы с акциями протеста и начали объединяться для подачи коллективного иска (на данный момент под ним подписалась тысяча пострадавших) газовая компания вынуждена была уступить их требованиям и начать за свой счет эвакуацию оказавшихся в зоне бедствия людей (выплачивая до 8 тысяч долларов каждой семье ежемесячно).
О том, что эвакуации из зараженного района потребовали сами его жители – после того, как у многих из них, включая детей, появились симптомы отравления, сообщала NBC News. (До 50 детей ежедневно попадает в медицинские учреждения с тяжелыми носовыми кровотечениями.)
К 25 декабря более 2200 семей из района Портер Ранч были эвакуированы, и 2500 семей находятся в стадии подготовки. По состоянию на 7 января, временно переселено 11 300 человек, и более 6500 семей обратились за помощью. В декабре власти местного административного округа, по собственной инициативе, эвакуировали 1500 учащихся из двух наиболее близко расположенных к скважине школ в Porter Ranch. Остальные школы региона закрыты, а детям не разрешено выходить на улицу. Два Лос-Анджельских Объединенный школьных округа закрыли школы.

                Подземные хранилища тоже стареют

Новую техногенную катастрофу считают уже даже более серьезной, чем та, что произошла на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе. Ее корни уходят во вторую половину ХХ века. После того, как запасы нефти под Лос-Анджелесом были истощены, нефтяной король Пол Гетти продал опустошенную им подземную емкость калифорнийской компании Pacific Lighting. В 1972 году эту емкость превратили в подземное хранилище газа – закаченного и природного. Пробоина или трещина, давшая течь, образовалась в  металлической трубе – в 7-дюймовом корпусе нагнетательной скважины SS 25, на глубине почти 3 км.
Изначально, во избежание подобных неприятностей труба была снабжена предохранительным клапаном, который удалили в 1979 году, так как он одряхлел и уже не выполнял свои функции. И ничем его не заменили. Вот тут-то и зарыта собака! Устье скважины, говорят ученые-специалисты, проработало 61 год, поэтому нет ничего удивительного, что оно в конце концов прохудилось, дав массивную, неконтролируемую утечку газа в окружающую среду и атмосферу. То есть налицо явная халатность компании, эксплуатирующей газохранилище.

SoCal Gas предприняла шесть попыток подобраться к пробоине, и все оказались безрезультатными. Работники компании вынуждены были признаться, что просто не знают, что делать. Остается один вариант – прорыть вдоль старой скважины новую, на ту же невероятную глубину, и пустить газ по ней, а старую перекрыть. Но потом заговорили о том, что задача эта практически невыполнима – невозможно найти на такой глубине в горной породе методом магнитных кругов 7-дюймовые (17,8 см) трубы, не повредив остальные.  К тому же работа должна вестись в условиях сильнейшей концентрации метана, что представляет прямую угрозу для жизни бурильщиков.      
И что же? Появились сведения, что SoCal Gas хочет, в буквальном смысле, пустить все на самотек. То есть подождать, пока весь метан из газохранилища не вытечет наружу. По крайней мере, было официально заявлено, что катастрофа будет оставаться катастрофой еще как минимум три месяца.

                Не все подвластно замалчиванию

Некто Стив Конли, ученый-метеоролог Калифорнийского университета, в одиночку производит измерения выбросов различных газов. Для этого он летает в избранный район на необычном собственном самолете, оснащенном всеми необходимыми измерительными приборами. Так вот Конли рассказал, что рейсы над Алисо Каньоном были для него самыми трудными из всех, что он когда-либо совершал – из-за головной боли, нестерпимой вони и сильнейшей турбулентности. Поначалу он не поверил своим приборам, решив, что они вышли из строя, потому что ему никогда раньше не приходилось видеть такие огромные показатели.
Так совпало, что незадолго до обнаружившейся утечки, он вошел в состав энергетической комиссии Калифорнии. Если бы не это, говорит Конли, к нему бы не прислушались и никто, возможно, так и не узнал бы о масштабах утечки.
Не исключено, что после доклада Конли Федеральное управление гражданской авиации ввело до марта месяца ограничения на полеты над зоной бедствия.
Эта техногенная катастрофа уже классифицирована, как самая мощная в истории Америки, а возможно и в мире. Поднимаются разговоры о том, что метан, выбрасываемый в таких количествах в атмосферу, неминуемо распространится по всей планете, усилив на ней парниковый эффект, так как он интенсивно поглощает тепловое излучение Земли в инфракрасной области спектра. Не случайно метан так и называют – парниковым газом.
Считалось, что парниковый эффект, возникающий от наличия в атмосфере метана, в 25 раз выше, чем от углекислого газа. Но научные исследования последних лет дали другую картину: парниковый потенциал метана не в 25, а в 34 раза выше, а в 20-летней перспективе – аж, в 86! На естественную нейтрализацию 72 тысяч метрических тонн этого газа, уже поступивших в атмосферу за три месяца аварийной утечки, понадобится 10-12 лет. Но хранилище под Porter Ranch еще не исчерпало свои ресурсы, определенные, как упоминалось, в 86 миллиардов кубических футов.

Губернатора штата обвиняют в запоздалом реагировании на катастрофу такого масштаба, более того – на ее замалчивание. Ведь посетил он скважину только в январе и тогда же объявил ЧП, хотя события шли полным ходом с октября. Кроме того власти штата обвиняются в халатном подходе к эксплуатации таких объектов, как нефтяные скважины и подземные газохранилища. Зная, что все они давно обветшали и представляют потенциальную опасность, грозя спровоцировать серьезные техногенные катастрофы, никакие меры до сих пор не принимались.
Видимо, поговорка, весьма характерная для русской безалаберности, работает и в Америке: Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.



P.S. Опубликовано в газете «Комсомольская Правда» за 22 января 2016.


Рецензии