Глава 2 Другая жизнь

«Какие странные стихи»- подумал Коль и открыл глаза. Ничего не изменилось черная тишина окружала его. Он лежал на ледяном каменном полу. Камень был гладкий и влажный на ощупь.
-Колки- шепотом позвал братца коль, ощупывая пространство вокруг себя- Колки-и ты здесь?
Он нащупал что-то мягкое, лежащее рядом с ним, на ощупь узнал братца. Колки вздрогнул и тут же вскочил.
-Где мы?- спросил Колки. Он сидел, открывая и закрывая глаза, и не ощущал никакой разницы. Откуда-то сверху раздался шорох и еле слышное шипение.
-Тут кто-то есть. - прошептал Колки. Коль начал быстро тереть живот лапами. Взметнулись сполохи искр выхватив из мрака стены пещеры. Кто-то огромный метнулся по потолку и скрылся в черной нише.  Мелки успели заметить только чешуйчатый хвост. Из черноты раздался шипящий крик:
- Перестаньте или я откушу ваши мерзкие ручонки! – оцепеневшие от ужаса мелки затихли и пещера снова погрузилась во мрак.
-Это моркл? – еле слышно сказал Коль- Все мы пропали.
Мелки сидели прижавшись друг к другу, боясь пошевелится.
-Хм что я вижу? Глупые зверюш-шки зачас-стили тропою мудрых. С-сначала бес-словесные кос-сочки- лакомс-ство. Потом с-стракишка, зануда, все с-спрашивал дорогу, да хотел выйти. Жес-сткий, невкусный с-стрикашка. А теперь ещ-ще зверьки, пушис-стые, вксуные зверьки. И как мы называемс-ся?
-Мы мелки. Мы ядовитые. Откусишь от нас и сразу сдохнешь. - Ответил Колки, слегка осмелев. У него появилась надежда, что с говорящим монстром удастся договорится.
- Вы мелки?- прошипел разочарованно моркл. Шипение приблизилось, он прополз вокруг них, разглядывая со всех сторон. Мелки крутили головами, тщетно пытаясь увидеть что-нибудь. - Дейс-ствительно мелки. Мелков ес-сть нельзя. Жалос-сть какая. Но с-с мелками можно поговорить.  Тот с-старикашка был из Приозерного Леса. Вы тоже оттуда? Расскажите. Как вы нашли путь?
Шипение притихло, видимо моркл приготовился слушать
-Мы нашли дом Мудрого мелка, спутились в погреб, все завертелось и мы очутились здесь. - Сказал Коль.
- Вы нашли дом Хозяина? Он вам понравилс-ся? Крас-сивый дом мы вместе его с-строили. Много лет назад. Я тогда только училс-ся говорить. Хозяин был Мудр, Мудрый мелк. Нас-с было двое, с-стражей. В том доме тоже жил моркл, охранял вход с-с той стороны. Вы видели там моркла?
- Там уже давно никто не живет, крыша провалилась и песку намело.
- Крыш-ша? Мы не вынос-сим света. Вы видели моркла?
- Мы нет, но как-то раз в нору к старейшине пробрался один моркл. И наш дед отрубил ему ухо. Ой!- вскрикнул Колки, Коль больно ущипнул его бок.
- Отрубил ухо!- шипение стало громким и угрожающим.- Сделал больно? Съел?
- Нет что-ты. Просто отрубил ухо и отпустил.
- С-сомневаюсь. Гадкие зерюш-шки убили моркла!
-Ну нам пора.- сказал Коль и они начали ощупывать пол в поисках своих рюкзаков.
-С-спешите? Торопитес-сь? От-ссюда нельзя выйти!
-Но ты же сам сказал что охраняешь вход. Значит сюда можно пройти, а значит и выйти.
-Коварные, мерз-зкие зверюшки. Откуш-шу вам уш-ши и хвосты.
-Так где здесь выход?
-Здес-сь нет выхода. Вы ос-станетесь здес-сь. Надо поговорить.
-Он наверняка стоит у выхода и загораживает- Сказал Коль
Они взялись за руки и пошли на голос.
-Мне грус-стно здес-сь одному. Мудрый мелк много разговаривал с-со мной, рассказывал. Ос-станьтесь не надолго, на год или два, наговоримс-ся.- в шипении послышались жалобные ноты.
-Ну уж нет. С Болки ты уже поговорил.
-С-с Болки…. Ах с-страрикашка. Плохо рассказывал- моркл был прямо перед ними.
Коль почесал живот и искры осветили приоткрытую пасть моркла, и желтые глаза. Моркл угрожающе зашипел, отворачивая голову, но с места не двинулся, за его спиной угадывался ход. Зверьки яростно зачесались обеими лапами, пещера осветилась и они увидели причудливые очертания наростов на стенах и потолке. Стены искрились каплями влаги. Моркл метнулся в угол и злобно прошипел:
-Уходите! Только перес-станьте. Мерз-зкие, злые мелки.
Братья побежали по проходу. Ход был узкий, так что они шли касаясь лапами противоположных стен. Злобное шипение моркла становилось все тише и вскоре стихло Казалось прошла целая вечность, когда они почувствовали порыв свежего воздуха и увидели сероватый свет.
Они стояли на склоне горы, вершина скрывалась облаках. Ослепительной белизны снег резал отвыкшие от дневного света глаза. Далеко внизу колыхалось серое море деревьев, с белыми проплешинами полян.
-Мы пропали.- обреченно сказал Колки и сел в снег. Коль тяжело вздохнул и присоединился к нему. Они сидели, прижавшись друг к другу. Ветер пробирал до самых костей. Все вокруг было чужое и казалось, что в этом мире нет места для теплых пушистых зверьков. Холод злей и беспощадней морклов, ему нет дела до того мелк ты или бессловесный зверек, ему не до чего нет дела, он холод.
-Неужели здесь жили наши прадедушки?- Нарушил молчание Коль-Они рассказывали, что здесь холодно, но не то, что здесь всегда и везде лютая стужа.
-Наверно, стало еще холодней- сказал Колки и встал- Надо идти.
-Куда?
-Если мы замерзнем здесь это будет не самый хороший конец этой истории. Пойдем вниз. Там должно быть селение наших прародственников. Не могло же все исчезнуть.
-Почему нет? Все могло завалить снегом столько лет прошло.
-Если так думать, то пожалуй стоит вернуться к морклу и рассказывать ему сказочки до старости. Пойдем.
-Есть охота. Жалко что наши рюкзачки не перенеслись вместе с нами.
Они спускались, барахтаясь в снегу. Через некоторое время ветер стих, стало теплее. Снег больше не кололся, стал мокрым. Снежными шариками он  нарастал на их меху. Выйдя за перегиб они увидели деревушку в несколько десятков домов, с островерхими крышами. Из труб уютно поднимался сизый дым и узким слоем растекался над домами. Увязая в снегу вымокшие насквозь мелки стали спускаться к домам.
*****
Лохматый Меврь, раздраженно гремел посудой, выискивая ложку. Мокрая шерсть его топорщилась и впитывала тепло комнаты, отдавая уличный холод. Тисовый лук размером больше самого высокого мелка был прислонен к стене у порога.
-За целый день ни одной мыши. Моркл задери всех этих волков, кого не съели тех распугали- глухо ворчал Меврь- скоро уже на траву перейти придется. Буду пастись как последняя косочка.
И тут же хмыкнул, представив грузного лохматого мевря, щиплющего травку.
Похлебка весело бурлила, перекатывая картофелины и пряные овощи. На улице уже смеркалось, но зоркие глаза мевря сразу заметили кончики ушек в окне...
Мелки, съедаемые любопытством,  как раз собирались заглянуть внутрь дома, как вдруг окно с шумом распахнулось и тут же две огромные мохнатые лапы схватили их за уши.
- А вот и ужин!- радостно взревел меврь, втаскивая мелков в комнату. Будет сегодня зайчатинка в моей похлебке.
мелки отчаянно вырывались царапаясь и пытаясь освободиться от железной хватки.
- Мы не зайцы мы мелки. Вырываясь и пыхтя от напряженья крикнул колки.
- Отпусти нас, толстый!- поддержал Коль
Меврь был пожилой и удивить его было трудно, но как оказалось возможно
-Зайцы говорящие- констатировал меврь- да еще и с хвостами как у белки.
-Мы не зайцы!!! хором закричали братья- они уже выдохлись, но все равно продолжали вяло трепыхаться.
Меврь застыл в нерешительности, в распахнутое окно задувал пронзительный холодный ветер, в то же время лапы его были заняты зверьками.
- Похоже до него доходит- тихо проговорил колки- давай хором.
- Мы Мелки закричали они дружно. В следующий миг меврь разжал лапы и зверьки плюхнулись на пол.
-Какой же он огромный! Пробурчал Коль, потирая ушибленное место. Хозяин выглянул в окно и, не найдя больше мелков,  захлопнул раму. Сразу стало теплее, печка вздохнула и загудела, похлебка забурлила еще громче
Меврь повернулся к братьям и начал их с сомнением разглядывать
Зверьки нахохлились и настороженно озирались. Все в доме было огромное и  невообразимых размеров стол, и огромный лук у стены, и невероятно большой котелок распространявший невероятно вкусные запахи.
- Значит мелки- наконец заговорил меврь- и кого только не заносит июльским ветром. Голодные небось? Уроки скромности и воспитания не были на хорошем счету в лесной школе и потому мелки на перебой начали описывать свои голодные чувства.
Через полчаса мелки во всю уплетали похлебку, прихлебывая из ложек размером с хорошую миску. Они на перебой рассказывали историю сегодняшнего бесконечного дня,   с морды Мевря по прежнему не ходило выражение удивления, но судя по его ухмылкам гости ему нравились. Иногда глаза его недоверчиво щурились, но чаще всего были полны интересом и участием. К чаю мелки описали вкус вишневого варенья и в итоге меврь был окончательно покорен и настроен на самый дружелюбный лад. До глубокой ночи мелки рассказывали меврю про свой мир, своих друзей и все пересказывали все известные легенды о далеком прошлом. Незаметно подкралась ночь и мелки, убаюканные мерным гудением печки, заснули, свернувшись пушистыми клубками на скамейках.
Утро началось многообещающим блеском солнца. Оно тут же скрылось за туманными облаками, но света его хватило на то, чтобы братья одновременно открыли глаза. Они подскочили как ужаленные и окончательно убедились, что вчерашние приключения были  не сон.
 Тревогу за оставшихся в далеких далях родителей  вытесняло ощущение нового, они там даже представить себе не могут зимний холод промерзшего леса, ветра переметающие снежные хлопья и  деревню огромных меврей, в которой горемычные братья нашли себе ночлег. Все это стало вдруг невообразимо далеко. Не стало  ни утренних умываний, пропали ранние завтраки и даже сам дух родительского присмотра потускнел и иссяк как солнечный луч  в облачном небе.
На глаза коля навернулись слезы,
-Наверное нас ищут- произнес он вслух.
-Вряд ли они найдут наши следы сказал колки- мамаша небось плачет, а папа пытается ее утешить, что мост далеко, что мы заплутали в вечерних сумерьках, и заночевали в хвое на Холме...
В доме никого не было. Встав на скамейку колки увидел на столе листок бумаги на котором грубым почерком было написано "На улицу не выходите скоро буду."
Коль в это время подпрыгивал пытаясь достать до висящего на стене лука. на конец ему удалось ухватиться лапами и повиснуть. в этот момент лук и висящий рядом колчан с грохотом рухнул на пол больно ударив мелков, но ничуть не уменьшив их любопытство. ..


С раннего утра к большой избе стекались меври они входили в просторную комнату залу освещенную четырьмя каминами по углам залы
Меври останавливались в дверях, привыкая к мраку, бурчали  приветствия и проходили к своим местам. Прижатые уши и прищуренные глаза входящих говорили о сильной озабоченности. К тому же все осознавали отсутствие повода для всеобщего сбора. Свадьбы справляли только весной, а все праздники отмечались только с наступлением зеленой поры, которая в этом году опять не наступила.
Когда все скамьи заполнились, в центр зала вышел старейшина. Серебристые полосы вдоль спины выдавали преклонный возраст, который совершенно не соответствовал пружинистой мощной походке. Старейшина издал глухое рычание, призывая собравшихся к тишине. Гул стих и стало слышно потрескивание каминов и сопение.
- Все в сборе? – Спросил старейшина и с рядов раздался утвердительный гул- Никто не знает зачем мы сегодня собрались, но я думаю все догадываются. Слишком долго большая изба  пустовала. Все мы в этом году так и не увидели лета, не состоялось ни одного праздника. Все мы знаем, что в этом году не родится ни одного мевреныша. Но не было повода топить камины большой избы только для того чтобы поболтать. Сколько не мели языком мы не в силах разговорами изменить законы природы и заставить лопнуть хоть одну почку. Испокон веков считалось, что весь мир осенью покрывается снегом и снег этот растет слой за слоем до весны, пока солнце не растопит его и не превратит в мутные реки.
Но вчера к нам явились зверьки, родина которых в краях,  где вообще не бывает зимы! Где деревья стоят вечно-зеленые, а трава никогда не вянет. Гул переходящий в рокот прокатился по всем рядам.
- Меврь Дер  -Продолжал, дождавшись тишины старейшина- Выйди и повтори всем удивительную историю, которую ты поведал мне вчера ночью.
Дер неспешно начал рассказ. Так охотник в засаде медленно раздвигает листья, чтобы не спугнуть добычу, и увидеть во всей красе пасущуюся косочку. Все слушали невероятную историю и видели, что Дерр целиком верит в нее и эта вера как дыхание ветра разносилась по всей избе.
 
***
В это время мелки, подержав в своих лапах все мало-мальски интересное, начали вспоминать, где что лежало. Уборка последствий своего хулиганства  их быстро утомила, уж слишком все вещи были громоздкие, а крюки на стенах непомерно высокие. Приведя комнату в порядок, удовлетворенные, они устроились на подоконнике и стали смотреть на тонувший  в снегу лес, проплавив в замерзшем стекле окошки для глаз.
-Идет- хором крикнули мелки и прижались носами к  стеклу так плотно, что оно окончательно запотело. Выдыхая клубы пара, к дому торопился меврь.
Раздался звук вытираемых о половицу лап и дверь распахнулась
-Ну ка малышня собирайтесь, наступил ваш звездный час. Сейчас вы увидите столько меврей сколько не снилось ни одной маломальской зверюшке.
- Хвала лесным феям, мне меври никогда не снились и надеюсь не будут. У меня сон лопнет и от одного мевря, не говоря уж о целом стаде.- Проговорил Колки балансируя на краю подоконника
-Если будете называть большой совет стадом, то старейшина из вас сделает рукавицы или тапочки- вас как раз двое.
Мелки спрыгнули с подоконника,  проскользнули мимо Мевря в дверь и в припрыжку побежали от дома. Меврь еще стоял в дверях, а мелки уже лепили снежки, готовясь к отражению атаки мохнатого монстра. Пока они шли к большой избе меврю так и не удалось настроить их на серьезный лад.
Когда дверь в залу распахнулась, все уже изнемогали от нетерпения. В клубах морозного воздуха показались, внезапно притихшие мелки. Они застыли на пороге и стояли, пока мохнатая лапа Дерра не вытолкала их на середину залы. Меврю  изрядно досталось от расшалившихся мелков. Снег комками свисал с его длинной шерсти.
Старейшина встал со своего места, чтобы рассмотреть зверьков поближе.
-Расскажите нам о своих краях- сказал он и в зале воцарилась тишина, какую только могут создать  сопящие от нетерпения  меври.
Начал рассказывать Коль. Он говорил о могучих дубах и прозрачных реках, в которых стрелою мечется форель. О солнце, которое никогда не исчезает надолго. О ветре, который согревает не хуже камина. Когда слова Коля иссякали рассказ подхватывал Колки. Перед глазами меврей вырастал мир утопающий в море зелени, не знающий холода, волков, долгой безнадежной ночи и бесконечной зимы.
Когда Коль перешел на описание всех своих друзей по песочнице Дерр шепнул на ухо старейшине и тот  прервал  Коля
- Малыш. Расскажи-ка о легендах вашего народа, о снежной пелене и великом исходе.
Мелки начали даже повизгивать от восторга. Никогда у них не было столько внимательных слушателей. Никогда затертые языками до дыр легенды не блистали так ослепительно и не выглядели такими правдивыми.
Когда все истории великого плавания были рассказаны старейшина вышел в середину залы, встал рядом с мелками и обратился к собранию. Я  вижу, судя по вашим открытым ртам, ни одно слово не проскользнуло мимо ваших ушей. Кто сомневается в правдивости рассказанной истории- пусть выскажется. Старейшина обвел взглядом собрание. Сопение стало громче и все головы повернулись к Рребу. Рреб взъерошил лохматые щеки и произнес:
-Не верю.
Рреб никогда не мог дослушать не одну из местных легенд, чтобы не уличить рассказчика в невежестве и в его пересказе все древние легенды представали глупыми сказками. Он подошел  к мелкам и подозрительно повел носом.
-Слова лгут их нельзя потрогать и увидеть –Произнес Ребб- мы все повторяем древние сказки, которые нельзя ни опровергнуть, потому как герои их совершавшие и свидетели великих деяний давно нас оставили. Так было до сего дня. Расскажи эту историю кто-то из вас я смеялся бы до слез. Но здесь другое дело. Наконец-то появились зверки из сказок, история которых еще более не обычна чем их хвосты и длинные уши. Я чувствую, что не спроста старейшина собрал нас всех в этом зале слушать чудесные истории. Многие из вас уже поверили всему, что сказано, но не многие из вас знают  как опасно верить в сказки. От всех бредней эта история отличается тем что у нее есть хвост, за который можно вытащить правду из норы.
Со слов мелков, они чудом спустились с гор вчера вечером из пещеры, в которую перенеслись еще более чудесным образом. За ночь не упало ни одной снежинки и следы, которые они оставили, должны выходить из пещеры в которой живет моркл.
Я хочу пойти по следам и выяснить, могут ли эти зверьки сказать хоть немного правды. Ребба с шумом выдохнул и сел.
-Слова ненадежны как вода, но и в воде можно плавать- Начал старейшина- Рреба, сомнения твои ясны. Выбери попутчика и отправляйся в путь. Подтвердив часть истории ты все равно в нее не поверишь, но можешь заставишь поверить усомнившихся. Наши животы и дела не будут терпеливо ждать, пока вы набегаетесь по горам  и решение будет принято сейчас. Настало время перемен, второй год мы не видим лета. Зверья в округе становится все меньше, последние орехи съедены еще прошлой осенью. Вчера моя жена видела волка на окраине деревни. Завтра они будут шастать между нашими домами и недалек тот день, когда меврь, идя к соседу, будет брать лук и палицу. Поглядите на этих мелков, их шерстка не годится даже для местного лета, не говоря уж о зиме. Посмотрите на их лица- они пришли в логово меврей, которых боится весь звериный народ и без тени страха стоят в центре зала. Иди Ребб и возьми с собой всех неверующих, но всем остальным я скажу. Давно  пришло время двигаться в путь. Но не было у нас ни цели, ни дороги. Эти зверьки принесли нам и то и другое. Теперь известна цель и известен путь, которым мы должны идти.
Пока дни длинны, пока наше зимнее лето в разгаре мы должны идти.


Рецензии