Дауншифтеры

     Дауншифтер дословно означает «вниз движущийся». Как технический термин, он применим к коробке передач и другим устройствам, у которых ручка опускается вниз. Если говорить о человеке, дело обстоит сложнее. Тут несколько довольно-таки тонких значений. Речь может идти о личности безынициативной или стремящейся быть безынициативной. Такая личность не тянется к богатству, но и бедность ее не устраивает.

     Дауншифтеры – умеренно благополучные граждане, довольные своим скромным достатком. Они не хотят тратить энергию и жизнь на бездумное накопительство, на   предпринимательство, которое подразумевает отторжение чужой собственности. Либералы считают их мямлями, вялыми и лишенными способностей от природы. Отчасти это, возможно, и так, но подобные люди возражают, что они руководствуются идейными соображениями. Раньше они объединялись в группы, а теперь в англоязычном мире (от Австралии до США) выросли в целое движение, насчитывающее несколько десятков миллионов человек. Это светская организация, однако корни ее уходят в христианство и буддизм, где духовная сосредоточенность ставится выше деятельности.    

     Что касается идеи, то ее можно проиллюстрировать евангельским разговором   Христа с Петром о налогах (Матфей, 17, 25-26). К Петру, настоящее имя которого было Симон, подошли сборщики пошлин и спросили, готов ли Учитель выплатить положенную сумму? Петр сообщил об этом Спасителю и Тот сказал: «Как тебе кажется, Симон, цари земные, с кого берут подати – с сынов своих или с посторонних?» – «С посторонних», – отвечал Петр. – «Итак, сыны свободны», – не без иронии заметил Наставник. Но пошлину заплатил. Иными словами, Христос подчинялся оккупационным законам Римской империи. Его миссия заключалась в том, чтобы приобщить человека к духовной свободе – единственно доступной в ограниченном пространстве земного бытия…

     Типичным дауншифтером был Обломов. Небольшой по объему роман о нем Гончаров писал десять лет и завершил в 1859 году. Илья Обломов – человек пассивный, если не сказать ленивый, неизменными атрибутами его существования являются огромный теплый халат и широкий диван. Он не стремится к карьере, почестям, деньгам, поскольку полагает затраченные усилия бессмысленными, как и собственное прозябание. В доме его царит вечный беспорядок, однако он способен к душевным порывам, к любви и товариществу. Либеральный критик Добролюбов негодовал на Обломова, поскольку такие типажи не дают России идти по западному прогрессивному пути. 

     Гончаров в своей книге противопоставляет Обломову Штольца – энергичного предприимчивого нового хозяина жизни, члена торговой фирмы. Андрей Штольц (приятель главного героя) по отцу немец, чуждый всякой мечтательности и склонный к филистерству. Русское общество того времени предпочитало Обломову Штольца. Эта недальновидная позиция привела Россию к революции, которая все никак не закончится…

     Герман Оскарович Греф ничем не оскорбил русский народ, он в очередной раз подтвердил свою фанатичную веру в либерализм, который сегодня исчерпал себя, а в чистом виде неприемлем ни для кого, поскольку неизбежно ведет к катастрофе.

21.01.2016 


Рецензии