87. Осмысление термина всёединство

Вл. Соловьёв и ряд других были сторонниками "философии всёединства". Но вряд ли правильно считать этот термин приемлимым гносеологически. Удачнее было бы холистическое понимание. Что же такое "всёединство" в смысле познавательным (особенно если учесть, что онтология часто это тайная гносеология? Это значит, что имеется в виду некое целое и познаваемое "всё" - реальность, причём это "всё" можно рассматривать в трёх аспектах =- физическом, идеальном и в их связи. Но мы до сих пор не знаем конечен космос или бесконечен. Предпочтение второй интерпретации больше говорит о потребности духа и знания, чем об объективном положении вещей, которое вряд ли поддаётся опыту и эксперименту - бесконечное нельзя окинуть взглядом в целостности, как конечный объект, нельзя его измерить, но измеряемы лишь части реальности. Причём ведь идеальная бесконечность может коренным образом отличаться от бесконечности идеальной или темпоральной. Например, только от нашей позиции зависит вывод - состоит ли время из бесконечного ряда мигов или один и тот же миг бесконечно возобновляется и не зависит от своего фактического заполнения. "Всёединство предполагает конечное целое, даже если говорит о бесконечном. Ведь только конечное мы можем определить как абсолютно конечное, вне которого нет более ничего, или как часть бесконечности множества конечный сущностей-явлений. Далее, идея "всёединства" предполагает рациональность сущего, поскольку иррациональность допускает и нарушения закона всёединства и есть вообще отрицание Закона. Вообще всякая мысль о Целом иррациональна, так как рассматривает бесконечное в качестве конечного. Целое предполагается лишь громаднейшим конечным. Возникает идея "целого лишь для нас" или Целого не вообще а в определённых сферах жизни человека. Но в таком случае имеет место иерархия ценностей по принципу "матрёшки". Человечество как целое - высшее, но именно в человеческом мире.Причём это целое материально по форме и идеально по содержанию. Но и космическое целое мыслится таковым именно нами и в смысле абстракции. Человеческая логика приходит к тому, что к любому множеству можно прибавить единицу и этот процесс может продолжаться бесконечно.Иррациональное имеет ряд форм - полное нарушение всякой рациональности - физической или идеальной - это лишь высшая форма иррациональности в рациональном мире и причём лишь в мире человеческом, из которого мы судим и о внешней природы. Другие формы иррационального - иррациональное отчасти, иррациональное в рациональной целостности. Группа такого рационально-иррационального - парадокс и противоречие(часть этого вида иррациональности, неоднозначная в себе, моральная реальность человека). И наконец, можно выявить иррациональное в форме антиномии.  Логика же имеет иррациональные начала-основания.
Термин "всёединство" указывает на общее и универсальное состояние реальности, какой бы она не была. Конечное не может мыслить универсальное как такое же конечное, как часть. Возникает какой-то мифологический термин "бесконечного целого или супер-конечности".  Гносеология просто обязана принять термин "бесконечное бытие" , так как само сознание бесконечно и следовательно как таковое не может быть в бытии конечном. Но если утверждение "бесконечная реальность" берётся как абстракция, то ведь главное внимание необходимо уделяется именно конечному содержанию опытного человеческого бытия. И "всёединство" тогда означает более конкретно: связь отдельной вещи в любой целостности со всеми другими вещами данной целостности, произвольно схваченный сознанием как отрезок времени-бытия. А это уже холический подход к реальности человеческого мира.


Рецензии