О тех, кого я помню и люблю

Мне 82 года, я пережила 10 правителей, но из нужды не могла выбиться, только при Брежневе была чуть спокойней и легче жизнь. Я живу сейчас не одна, в семье дочери, и всё вроде есть, но обидно за молодых, у которых нет работы, нет будущего, особенно в глубинке России, в селе.
Молодежь покидает сельскую местность, едет на заработки в Москву, нанимаясь вахтовым методом на работу, которой избалованные привилегиями москвичи за такую зарплату и не интересуются. А для наших 10-15 тысяч за две недели - огромные, деньги.
Что же говорить о стариках. Хорошая медицина нам недоступна, дорогие лекарства покупать - никакой пенсии не хватит, приходится ограничивать себя во всем. Хотя вроде что нам, пенсионерам, нужно - халат и тапочки, я из дома не выхожу никуда по состоянию здоровья.
Хотелось бы дожить достойно, не в нищете. Нас в доме трое, все пенсионеры, дочь еще работает, чтобы помогать детям и себе хоть на лекарства зарабатывать, так как пенсии все равно не хватит. Власть только засыпает обещаниями, а помощи никакой нет.
Про свою жизнь писать не буду, она похожа на судьбу миллионов таких же людей, которым досталось пережить военное детство, реформы, перестройки.
Хочу рассказать о своем муже Стукове Павле Осиповиче. Он родился в Верхнетоемском районе Архангельской области 1 ноября 1922 года и жил там до войны. Детство его было тяжелым. Отца не было, до школы жил у бабушки в деревне Шихино. после смерти бабушки мать определила его на год в детский дом, видно, тоже жилось тяжело. Через год забрала его мать к себе, пошел в первый класс, а после школы милостыню собирал, чтобы прокормиться и мать с сестрой кормить.
В двенадцать лет мать отдала Павла в ученики к сапожнику, а потом до самой войны он уже работал на лесозаготовках в местном леспромхозе. В сентябре 1941 года пошёл воевать с фашистами. На фронте он был недолго, в январе 1941 года был тяжело ранен в правое плечо. Пока добирался в санбат, потерял много крови, упал в снег. В сорокаградусный мороз лежал раненый, пока его не подобрали санитары. В госпиталь он попал с ранением и крупозным воспалением легких.
К осени сорок второго года Павла подлечили, хотя правая рука так и не
поднималась кверху, все научился делать левой. К строевой службе признали негодным, так как винтовку поднимать, стрелять невозможно было. Отправили на курсы сапожников в Москву, потом в Хабаровск, в Южно-Сахалинск. До 1946 года он все служил в армии, шил сапоги, а после демобилизации тоже работал сапожником на Сахалине.
Я попала в те края из Мордовии по вербовке, был тогда такой призыв партии: «Девушки, на Сахалин!» Через всю Россию проехала, чтобы там познакомиться с Пашей и в 1949 году выйти за него замуж.
Он был очень хорошим человеком, 37 лет мы прожили, ни разу не слышала от него худого слова. Несмотря на никакое образование, все умел делать. Выучился на курсах на шофера, на токаря, мог и электромотор перемотать, и часы починить, и телевизор. Не зря родился на Архангельской земле - родине Михаила Ломоносова.
В Казахстане возил хлеб на целине, имел похвальные грамоты за рацпредложения. Я тогда часто болела, худая была, слабая, он на руках меня носил.
В 1964 году переехали в Волгоградскую область, там он своими руками выстроил дом, печь сложил как заправский печник, сам электричество провел, мебель сделал. Денег все время не хватало, вот и приходилось все самим делать. И другим всегда помогал бескорыстно. Тогда на нашей улице все строились, друг у друга учились, друг другу помогали. Так у нас появился свой дом, а то все скитались по квартирам.
Дочери уже двенадцать лет было, уже нам помогала строиться, как могла.
Двадцать два года прожили мы с мужем в своем доме, дочь выучили в институте.
 Она замуж вышла, внуки родились, подросли, в гости часто приезжали.
А вот здоровье Паши было плохое, сказалось трудное детство, ранение, больные легкие.
В конце концов врачи не уследили за развитием болезни, пришлось ампутировать одну ногу, затем вторую. Несмотря на такое увечье, муж всегда был бодрым, жизнерадостным, старался дома что-то сделать, мне помочь. Всегда встречал меня с работы у дверей, пока я работала. По-прежнему помогал соседям с электричеством, механизмами разобраться.
Свой инвалидный «Запорожец» с ручным управлением сам содержал в прекрасном состоянии, пока силы были. А в 1986 году, незадолго до чернобыльских событий я похоронила мужа в г. Суровикино Волгоградской области. Таких людей, как он, я больше не встречала.
Пишу теперь, чтобы выговориться, и надеюсь, что кто-нибудь помнит моего мужа, может, кто из его родных, детей его сестры Глафиры, жив, вспомнит о нем. Ведь человек живет, пока его помнят.
Сама болею, из развлечений телевизор, газеты, кроссворды, хоть зрение подводит. Да вот пишу воспоминания. С нетерпением жду, может, кого-нибудь заинтересует мой рассказ, и кто-нибудь откликнется.


Рецензии