Почему я не стал Генералом! - 2 глава - 2

 Глава  2

Воля…Свобода…Ура!... Много ли мы  знали о прозе  жизни  в свои 14 лет  и  еще  с богатой  фантазией  и заманчивой  романтикой?
О Аллах!  Как  безрассудны были мы в те далекие  годы.  Вышли мы в      4- 5  вечера   прошли около  12 км   может  быть  немного  больше.
 Темнело….  скоро уже  наступит  ночь  и надо  искать  ночлег    т. к.  ночи  уже  в  августе   были   холодные.   
Нам  совершенно  не  улыбалась   перспектива  проводить  ночь на свежем  воздухе.
 Вот показалась  какая- то   деревня,  мы  заходим  в нее, с краю стоит  не большая  избушка, на подобие   стрелочной  будки,  только  чуть  по больше.
 Дверь  полу  открыта,  заходим, видим, что  по стенам висят  плакаты,  стоит  стол и  две  лавки,  как видно это  какая- то   контора, хотя в ней и стоит  плита, но не топлено  и  холодно.
Решили  поискать что - либо  потеплее.  Ночевать нас  пустили в первом – же  доме,  куда мы  обратились с этим  вопросом.
Угостили  нас молоком, постелили  на полу  тулуп и мы заснули   сном  праведников. 
Я нигде  не упоминал,  что  нас  не спрашивали  откуда мы? Куда  идем?   Утро! Нас  опять  угостили  молоком  с лепешками  ,  мы  попрощались  и  ушли.
 Да ! Так  без объяснений,  кто мы  и зачем,  удалились  почему? Да  очень  просто,  мы   оказывается  ночевали   в чисто  татарской  деревне.   
Утром увидели  мы  и  не  большую  деревянную  мечеть, а по  арабским – мусульманским   законам,  не принято  расспрашивать  путника:
Кто  он  и куда  идет,  если он  сам  не  хочет  об  этом  говорить. А  закон  гостеприимства  обязывает   принять  и  угостить   любого. Вот  так – то вот !
Я и  сейчас  считаю, что эти  обычаи  очень  правильные и человечные – ( Слава  Аллаху!  И  его  пророку   Магомету) это  конечно   в шутку,  но  и в  серьез. 
Я  сперва  не хотел  тебе  описывать,  как  мы  попросились  ночевать и как   там все  у хозяев  хаты  было, а  потом  все же   решил это описать т. к.   это сразу мне ясно  вспомнилось и так:
  Мы подошли  к дому  как оказалось утром , он был  очень близко  от мечети.
 Видим  в окне  светится  керосиновая  лампа, ( во  многих хатах  уже было  темно). 
Постучались  в окно , к  нам вышел мужчина лет 60-65  сперва спросил ,  что-то  по   татарски,  но  потом разглядев   нас на чистом  русском  языке спросил:
-  Вам  кого ребята?
 Мы ответили :  - Пустите  нас  переночевать?
Он: – заходите,  - и  посторонился на крыльце,  чтобы  пропустить нас.  Зашли  в сенки,   он впереди  нас, отворил дверь в избу,  от куда на нас пахнуло теплом и вкусным, что  сразу захотелось есть.
 Проходите, проходите  пригласил  он и   мы  как  вошли , остановились у двери.
В  комнате  кроме  нас  находились еще двое  мужчин  среднего возраста лет 40-45    и две  женщины одна старше 50 лет, а  вторая  лет  35- 40, видим, что все они  с любопытством и интересом  рассматривают нас .
 Стоим,  затем присели на одну из лавок   расставленных    вдоль  стен  и молчим,  стараемся ничего не разглядывать т. к.  это было бы не  удобно с нашей стороны.
Наш  хозяин- оглядел нас  еще раз, что – то  сказал на  татарском языке,     старшей    женщине  и пригласил  нас  к   столу. 
Стол  был, как  обычный, квадратный, как и  русский только  с  сильно  почти   на  половину   укороченными  ножками,  мы подошли  к нему, а  так  как никаких стульев не было, да и они  и не нужны  были,  сели  прямо  войлок, на  корточки.
По  восточному сидеть  мы не умели, да  и не удобно нам было так сидеть. 
Старая -   мы ее сразу  стали так считать  хозяйкой,  принесла  крынку  молока,  две  пиалы и несколько  штук  лепешек , мы  конечно  знали, что  отказываться  нельзя  от еды, да  и есть    очень  хотелось,  а потому   особенно и  не  церемонились.
Правда  в начале  стеснялись  не много, а  потом  с   волчьем    аппетитом  умяли все.
Наши  хозяева  и   остальные, все   время перебрасывались   между собой  на  своем  языке,  иногда поглядывали  на  нас, но  ничего у нас  не спрашивая, а  мы  глухо  молчали, мы  же  беглые, что  им  скажешь,  что из дому  убежали?   
Видим, принесла  старшая  какой – то  рваный тулуп,  постелила  его ближе к   печи,    бросила нам     в  голову  какую-то   лапотину  и  сказала, ложитесь здесь.   
Лежим и  оглядываемся, они  теперь,  как мы легли не смотрели  в  нашу сторону, а  продолжали как бы  прерванный  нашим  приходом  разговор .
В прочем  говорили - то  больше те  двое мужчин помоложе.
А  наш хозяин  слушал   и  изредка   что- то им отвечал, при этом они его  с большим  вниманием,  я  бы  сказал   с почтением   слушали.
Женщины   в  разговоре  не  участвовали   и  ушли в соседнею комнату.  Так под разговор мы и  уснули… 
Проснулись,  светло, на  столе как видно для нас  опять стоит кринка  молока и  лепешки.   
Мы   встали, вышли во двор  умылись из  восточного кувшина, который висел  на  проволочной  петле  против    тазика, кое как пригладили  свои    лохмы   и вернулись  в избу.
Старая хозяйка  встретила нас  и сказала:
- Кушай, кушай! 
Мы  не заставили  себя  долго   упрашивать и очень  быстро по кончили с молоком и  лепешками. 
Говорим  между собой надо  заплатить,   но  старая женщина ,  услышав     нас,  сказала:
 - Не надо  деньга,  не надо ,   ек! 
Мы  поблагодарили  ее  , взяли свои сидора, ружья и вышли.
               
Выйти- то мы  вышли….а  куда идти? В  голове  что-то  не было той вчерашней  горячки,  изведать  дальние путешествия   и  приступить  к  самостоятельной   жизни.
Конечно, мы  друг  другу  об этом  пока не  говорили. Думали про  себя.   
И   у   меня  зашевелилась  мысль  раскаянья, да  зачем  я  собственно говоря решился  на  этот необдуманный,  легкомысленный  поступок, да еще  увлек  за собой своего приятеля моложе  себя, почти  на  два года! 
А  что предпринять?    Идем  опять  к речной тропе, откуда   вышли в деревню.   
Спутник  мой  Валька   шел  молча,  стараясь на  меня не  глядеть, а   вид  у  него  был  грустный, грустный…
А  мне стало   стыдно  перед  ним, вот  вчера   так  геройски  разглагольствовал,  а  сегодня сам  руководитель скис…, так и  шли до реки ,  ничего  ни  говоря  друг  другу.   
Подошли  к   месту, где мы  закончили  свой вчера путь.  Видим ,   Тобол  несет свои темные   воды и  совсем не  замечает двух «великих»   путешественников.   
Но   что- то надо было  предпринимать.  Я  поглядел  на Вальку,   вижу он  стоит   такой   грустный  ,  как в воду   опущенный,  я обращаюсь к нему,  сказал:
 - Валь! А,  может,  вернемся  а ? Зря  мы поторопились   а?   
Он  сразу  как- то повеселел и сказал:
-  Давай, я  согласен!
Тут у  меня  как какая-то  тяжесть  с плеч  снялась.Все  сразу встало на свои места.                Вот  мы  бодро  идем назад, обсуждая уже не  цели  путешествия, а наше  возвращение домой, мне  -то было немножко   страшновато  на   родительский  гнев, да  ничего думаю:  ну полупят  ремнем немного-  стерплю.
Вот  только  было  страшно : обсуждая  наше  возвращение,  мы  почти  не выпускаем  своей  пятерни  из  нашей  мальчишеской   шевелюры.
Что-то  башка  у  того и у другого  страшно  чешется….
Вот  и  паром,    переплыли  Иртыш, и  мы   на  берегу,  почти   что в  городе. 
Распрощались мы с ним,  не зная  точно , когда  увидимся . 
Валентин  пошел  домой, а  я немного подумав,  пошел  к  маминому  брату  дяде  Арсентию ( Арсентий  Борисович  Зернов).
Он с  семьей  жил  недалеко  от нас. Захожу  к  ним ,  смотрю  он улыбнулся   и  как  ни  в  чем  не  бывало  говорит:
 - Ты  что так рано пришел?  Или  на  рыбалку   отправился  да  попутно  и  зашел?»  ( их  квартира  была  в другой стороне ,  чем  река).Я промолчал.
 – Ну  раз  пришел ,  раздевайся  , Лиза,  налей чаю, это   обратился  к своей  жене т. Лизе.
-  Сергей поди   есть  хочет.
Я  опять промолчал
 - Ну  ладно,  выкладывай, в   чем у тебя  дело?
Я вижу  по его  глазам, что он сам  все еще  вчера  знал, а  хитрит.               
Делать   нечего,  я  все  ему  рассказал,  как  было. Дядя  Арсений  всегда  ко мне  относился с  симпатие ,  как  к   взрослому, никогда не  высмеивал  меня  и не  говорил  со  мной  свысока, одним  словом,  я  иногда  и  раньше  рассказывал ему свои тайны.
Говорю  ему, а  в  тепле совсем  голова   раззуделась, ну   хоть  рук  из  головы   не  выпускай …
Закончил  я  свою « приключенческую»  повесть,  он  мне и  говорит :
 - А ну -ка , дружок, почеши   свою  голову гребнем ,  что-то  у тебя  там  за « звери»  завелись, что  ты  рук  от  головы не  можешь  отнять.
Начал  чесать  я  гребнем  и  о,  ужас! Из   моей  головы, вернее  с  моих  волос  посыпались  на бумагу  десятки вшей, тут  были  большие  и   маленькие, белые   и красные, ну как  в  революцию…
Всего  было  вычесано,  как я помню, 146 штук  вшей.
Снабдил  нас  с  Валькой    ими, как   сейчас  стало  ясно,  хозяйский  драный  тулуп.
Это  был  у  меня  рекорд  по  вшивости. Нагрела мне  горячей  воды  т. Лиза, я стал мыть  голову, а  дядя Арсентий  ушел  улаживать мой  конфликт с  папой и мамой.
Прошло  около  часа, я был как  новорожденный,  с мокрой  головой,  но она  уже не чесалась.   
Пришел  мой   парламентер    и  объявил мне :
 - Иди  домой , тебе  ничего не  будет.  Получив  дома  довольно   длительную   лекцию   о  моем   поведении,  и  дав  обещание ,  что  этого  больше  не  будет  , я  был отпущен…..
 Зашел  я  в свою  комнату, где  стояли  недоделанный  мною  радиоприемник  и   вся  моя  механизация,  книги,  журналы , я  и подумал: « Дурак  ты дурак …. Куда это  ты  думал уехать.., а ведь  дома - то лучше».


Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/01/23/2065


Рецензии