Почему я не стал Генералом! - 1 глава - 23

Глава 23


Прибыл,  я    в свои  родные края, иду от станции в родную деревню и думаю…неужели    я  живой  вернулся?   
Как- то так и не верилось, что домой иду, и вроде как- бы все, что было со мной в эти годы ,как в тумане  каком  - то прошло, да было ли все это?
 Увидел с пригорка  свою родную деревню, и тут аж сердце за полыхнуло……. 
Думаю как там дома?...родные мои…
Все ли вы  живы и здоровы? Ведь почти 6 лет прошло. Сам-то я изредка                письма писал, а вот ответа, не получал ни одного, да и где этим письмам было меня искать.
Иду по нашей деревенской улице, под взглядами незнакомых  мальчишек и девчонок, да старух сидящих на завалинках  у  своих изб, а сердце замирает….
Вот и отчий дом, открыл я калитку в воротах, вхожу во двор….
И тут  из хаты  с криком, плачем, с разбросанными по  плечам волосами бросилась ко мне, моя краса, моя любовь….И не  выдержал я, вместе с ней заплакал горькими слезами….
 На крик жены, выбежали из хаты мои дети, вышли старики.
За шесть лет , выросли  сыновья, а их у меня было   трое - стали уже настоящими помощниками, да две дочери- тоже уже скоро невестами будут…
Хозяйство наше, когда я прибыл домой, состояло из худенькой коровенки с бычком,  да захудалой лошаденки, не считая десятка курей с петухом вместе….      
Ртов  много, скотины мало, ну а земли слава Богу нам прирезали по составу семьи. Надо было,  засучить  рукава и налаживать жизнь…
Спустя несколько дней, пришел я в наш  сельсовет, посмотреть, побалакать, да кое – что попросить.
Зашел к председателю он  был не наш- приезжий стал  говорить ему, что вот мол хата у меня мала, семья большая, прошу  мне  выделить    деляну   леса  для нового сруба.
А в ответ слышу:
 - Кто ты таков? Может ты с беляками, против нас воевал? Почем мы знаем.
 Стал я доказывать, горячиться, но ничего из этого не получилось т.к. свидетелей у меня с кем воевал нет, да и документов никаких, какие тогда документы  были, никаких, кроме справки из  лазарета, так и не с чем  и ушел….
 Эх! И  досталось мне и моей семье все эти годы вплоть до 1928 года.
Работали как волы не разгибая спины, порой и жену ночью приласкать не приходилось.
Придешь с поля, да как убитый и спишь. Однако, прикупили мы за труд  наш еще две телки,  да пару жеребят, которые уже  выросли за эти годы труда и коровами , да лошадьми стали.
Семья то моя Слава Богу еще на две души за это время тоже  прибавилась.
 Стало у меня  семь человек детей, да нас четверо  взрослых, так что едоков  и работников прибавилось…..
Подошел 1930 год стали у нас проводить сплошную коллективизацию т.е.  всех в один колхоз  сгонять.
Все наше хозяйство потом и кровью нажитое, всю скотину, все общественное  стадо   сдай, а  также сбрую, плуга, бороны тоже отдай.
Оставь у себя только огород   да 5-6  куриц. Хлеб- зерно тоже сдай, а на  семью –всем по норме, что положено.
Получать же, мол, будете. Как уродиться, всем поровну по  едокам.
Я конечно сразу отказался от такого колхоза, говоря у меня у самого  свой колхоз  11 душ  людей, а сам думаю как – же так я все эти годы спину  гнул.
Не доедал, недосыпал, кровью и потом своим все создавал, а порой и детям покою не  давал работой, а другие жили на  легче, пьянка да гулянка, да вольный ветер в голове -  такие сразу в колхоз записались.
А теперь все равны, все отдай и живи да радуйся, что твой хлеб едят, да еще посмеиваются.
Нет братан  не за то я воевал, в  гражданскую, что- то тут не так!...
 К этому времени сыновья мои двое  старших,  уже совсем взрослые стали, вечером и говорят:
 - Ты батя, как хочешь, а мы в город подадимся, а то неровен час в кулаки нас вместе с Вами запишут, не посмотрят, что  ты красный командир был.   
И той – же ночью  собрав себе котомки они ушли…. Остались мы с еще  малолетними да стариками  одни.
Через пару дней, сыновья   мои оказались правы. Хозяйство наше, дом и все имущество, что было  нажито нами у нас описали, а нас объявили кулаками и  врагами Советской власти и теперь мы подлежим  высылке, в Сибирь на исправление.
Тут  – же на наших глазах  все увезли, оставили  кое какие изношенные  лапатошки,  да муки, сала на  несколько дней.
 Утром после бессонной ночи и бабьего рева,  погрузили нас всех на подводы и повезли на станцию, вместе с такими - же  как я,  еще шесть   семей такие  –же кулаки, да мироеды, как моя семья, потом  и  солью пропахшие, хлебопашеские семьи крестьянские.
Прибыли на станцию, погрузили  нас в  вагоны телячьи,   закрыли  задвижками  и повезли, как преступников  под  охраной   ….
Я  перебил моего рассказчика, спросив :
- А, Вы, что так и не пытались писать о том,  что  Вы сами воевали за Советскую власть, сами  были   участником   революции?
- Писал,   да ответа в ту пору,  не получил .
И  он продолжал  дальше :
-  Привезли нас  в Новосибирск, (бывший Ново- Николаевск).
Вагоны  загнали в дальние тупики, сутки продержали, никуда  не выпускали.
Духота, вонь, дети  стали болеть  животами, воды не хватало и еда какая была почти что кончилась.
Ночью нас опять  повезли на грузовую пристань в тех – же вагонах.
Открыли вагонные двери и перегрузили всех на баржи деревянные, правда, дали на дорогу по буханке  хлеба на одного, да приварку немного.
 Плывем  мы на буксире у маленького парохода  вниз по Оби, остановок нигде не делаем - не разрешено.
Хлеб , что был  давно съеден детьми, сидим как говорится голодные, да холодные, ребятишки  малые, кое у кого и помирать стали- молоко – то у баб пропало от  волнений и  да забот.
Одним  словом голод да понос делали свое дело.  Прибыли мы на пятые сутки в Нарымский край.
Выгрузили нас у устья реки  Тыма и погнали в тайгу вверх по реке, верст так за двадцать, на одну из таежных  заимок.
Вот тут –то уж начался повальный падеж людей   т. к. бросились голодные на  разные коренья и зелень, и стали  умирать  большие и малые от каких- то  кореньев, да от кровавого поноса.
Многие там Богу душу отдали и у меня в семье умерла дочь  ей было только полтора года.
Вот если – бы  разрешили  тогда кресты на могилках ставить, поверишь, нет вся тайга  Нарымская  в крестах бы стояла.
 Вот сколько нашего брата- хлебороба погибла в те годы…..
  Но, что мы  могли  сделать? Начали мы понемногу обживаться в  тайге:
Лес валить, избы ставить - сперва - то в шалашах жили.
 Пни  корчевать, поля для посева  разрабатывать, но вот  теперь – то действительно колхозом, т. к.  в одиночку никто бы не одолел ту годину.
 Так мы и зажили понемногу. Правда государство позднее дало лошадей, коров,  да птицы для разводу, и  зерна  для посевов даже привезли.
Очень, очень  трудно было,  всю  свою  жизнь начинать с голого места, да иного выхода- не было.
Выехать или  уйти за пределы нашего поселка, мы  никуда, никто не имели  права, т. к.  считались кулаками под  Комендатурой, и  нас  периодически проверяли, все ли мы на месте. 
Надо сказать, что комендант нам попался человечный  мужик, старался   всем  чем  мог  помочь, в нашей горькой године.
Но люди  мерли  как мухи, особенно пожилые и малые. Потеряли и мы там отца с матерью - не вынесли этого, нагрянувшего на нас горя .
 Схоронили мы их,  одного за другим и  потянулись  месяцы труда и пота.
 Ребятишек , которые  осиротели, увезли в детские дома, много их тогда по Нарымскому краю было.
Так потихоньку , да  помаленьку и  скотинку кое, какую завели и избы поставили . А наш комендант стал нашим  первым  председателем колхоза.
Хоть в этом – то мы  были счастливы, душевный, справедливый, хоть и горяч порой он был, но  быстро отходчивый, от него мы не слышали слово  - кулак.  Он все больше по именам , да по фамилиям нас называл , да  и советовался, и
  часто,   зайдя   на огонек, ни только ко мне, но и к многим.
Одним  словом  жил,  нашими горестями и радостями….Живем. работаем, как - то раз  рассказал я  нашему коменданту свою судьбу - неказистую.
Он  посоветовал  мне  еще раз написать в Наркомат обороны т. к.  я  , то  был  Красный  командир.   
Написал  , жду….Стали  мы мужики, так  как   немного оттаяли, беседовать  меж собой,  кто где  жил,  и вижу я, что из сорока семей с которыми меня свела судьба, кулаков-то  и нема!
В основном таки - же   как я, хлеборобы, потом  пропахшие, да  не пожелавшие сразу в колхозный хомут идти. Страшно было.       
Так прошло около  полутора  лет и вот  однажды вызывают меня в сельсовет, да еще  срочно, а он от нас верст за десять был,  ну думаю, не иначе как бумага на меня пришла, другого  ничего не могло быть.
 Собрался   утречком, попросил разрешение у  председателя,  да и пошел  . пешим порядком.
Прихожу, доложится о прибытие, а мне и говорят :
- Тут  товарищ  Сафронов для  Вас документы пришли,  - как назвали меня словом товарищ, я аж задрожал от волнения.
Два года этакого  обращения не слыхал, только кулак , да  гражданин.
 Взял я в свои дрожащие руки  документы, а глаза  как туманом заволокло, строчки  вижу, а  слова не разбираю.
Видя мое такое состояние, председатель сельсовета и говорит:
 - Да  Вы сядьте, я Вам сейчас  сам прочитаю.….
А  написано там в одном из  листов, было следующее, что Советская  Власть рассмотрев  мое заявление и документы полученные из   Наркомата обороны, как бы извиняется передо мной и сожалеет о случившимся,  восстанавливает меня  во всех правах,  предлагает вернуться на Родину.
 С  возвращением  мне моего имущества и  о  том  что  виновники будут  наказаны. 
Был еще один документ,  где мне было предложено прибыть в  Районный военкомат,  для  вручения мне награды - «Ордена Красного Знамени» , за мои заслуги в революцию и борьбу с  белыми .
Там  было сказано, что меня  искали тогда после ранения, да я выбыл из госпиталя, не указав места жительства, а поэтому и не знали где я нахожусь….
 Плохо мне стало, хоть и крепким  я  мужиком в ту пору был, но не   выдюжил  всего, того, что на меня сейчас  навалилось. т.к. сразу вспомнилось все, что я пережил за эти годы, не мог говорить, заплакал….
 Я  слушал своего  попутчика    у  самого тоже что- то в горле запершило….
. Попутчик  мой  умолк   посопел,  затем  расстегнул  полушубок ,  пиджак до гимнастерки военного типа и говорит:
 - Вот  он смотри, может  не веришь?
Мне как-то стало  не по  себе, от его слов, вроде стыдно за кого-то…
Вижу да,  Орден в красном  кружке бантика(так тогда носили).
Он   застегнулся,  и мы  продолжали  идти  с ним  некоторое   время  молча.
 Остановились,  молча  сели на  снежный сугроб, свернули  и закурили самокрутки.
Мой  попутчик  глубоко  затянувший   табачным  дымом    наконец  сказал:
 - Вот так-то  Сынок, в жизни бывает!  И  снова  замолчал.
Перекурили и перекинувшись  ничего не значившими словами, встали и продолжали путь по снежной, малоезженой    дороге.
Прошло около получаса , неожиданно он заговорил сам :
- Дней через десяток , когда  я уже  был в деревне, пришло письмо от одного сын , а затем  через  несколько времени и от второго.
 Оба  они искали нас, но никто не знал где мы, и  только вот недавно, как писали  они, получили письмо из нашей Российской деревни от друзей с указанием  нашего адреса.
Как видно после того, как узнали , что выслали  нас  напрасно….
Сыновья приехали летом  в  1934 году, побыли , погостили, да и уехали , к своим местам.
Они оба работали на каких – то  заводах,  где-то ближе  к шахтам на Украине, у них уже  у самих  были свои семьи, свои дети….. 
Так  вот  прибыл я, в свою ссыльную, лично строенную деревню – домой, зашел к  председателю колхоза , к нашему бывшему  коменданту и рассказал  все как было.
Он поздравил  меня  и сказал: 
 -Чудак – человек, я ведь тебе  говорил, что  не может у нас наш Советский человек, зря страдать, тебе давно  надо было написать, еще  там в России, да не один раз.
Ну,  а теперь, что думаешь делать? Поедешь  обратно иль нет?»
Я подумал , да и говорю ему :
 - Куда- уж  мне ехать, я прижился теперь, здесь  и старики мои  похоронены и дети, нет уж мне хода назад , никто меня там теперь не ждет, буду теперь здесь в Нарыме жить, как видно судьба!
Вот так  и жили  до 1937 года . Растил детей, пахал землю, валил лес, да сплавлял  его по Тыму до устья.
Предлагали мне  опосля  разные должности  в колхозе, в сельсовете, да я отказывался, не мог после  всего пережитого быть начальством и не потому , что какую- то обиду или злобу  затаил, нет просто душа за полохнула, не принемала она  кроме простой работы, да семьи никого….
В  1937 году опять  что- то  неладное началось. Нашего председателя, ночью сотрудники НКВД увезли в район, да  с ним  вместе прихватили агронома.
 Утром представитель  сельсовета объявил, что они оба  были – враги народа,  какой-то заговор устраивали  якобы,  и мне  сразу  предложили принять колхоз.
Быть его председателем, но я наотрез отказался - какой из меня председатель,  малограмотный я.
Так кое-как и отделался, да отбрыкался. Покосились, покосились на меня, да и отстали.
Пашу землю, соплю в свои норки,  думаю не дай Бог, опять в  какую не будь   оказию   попасть, с меня  хватит и того, что  было. 
Через несколько   дней слышим, что почти всех председателей  колхозов да  сельсоветов  НКВД забрало и до  секретарей  райком добрались. 
Все они говорят  вредители  были, враги народа. И  ни слуху ни духу с тех пор о них не стало.
Я прости меня сынок  так своим умом  думаю: «Враг- то  народа,  где - то там у нас в верхах сидит, нами командует, а  кто почестней, да  по  совестливей того и  врагом народа объявляют.»
Не Ленинская это  политика нет, что-то там стряслось в верхах.
Он опять помолчал, прошли мы с километр  молча, затем он  продолжил, но и это время миновало, подошел и 1941 год…
Тяжело нам сейчас, ох! как тяжело, сами состарились….тут бы жить, да жить - дети выросли , по переженились, да опять Война…
Теперь мы живем со старухой уже вдвоем, четверо сынов на фронте, двое младших еще пишут, а от двоих нет ни одной  весточки…  где они? Что с ними? Сыны мои.
И когда она проклятая  кончится, нет нам Русскому народу спокойной, мирной жизни….
Вот я сейчас иду в Томск, к дочери она - то сама  на заводе  работает, тяжело ей бедной одной с  двумя малолетними детьми.
 
Муж – то тоже где-то  воюет, а в городе голодно, хуже чем у нас в деревне, вот и думаю забрать внучат к себе по первому пароходу, все нам веселее будет, да и ей облегчение….
 Многое еще рассказывал мне старый  солдат - Российский простой мужик, но это были другие  истории…..
Вот дорогой друг  мой, я тебе пересказал  только одну  историю – судьбу случайного попутчика.
Сколько  их таких Русских мужиков, соль и пот  нашей  Родины.
Неразумными ,  идиотскими   приказами  отправили в мир иной….Сколько сгубили женщин, детей и ради чего?
Почему все так случилось? Почему? Я  ,лично  по  своему  считаю так: « Не Советы, а Диктатура»,  а  этим все  сказано.
Жажда власти, беспредельной  власти   одного, несет  гибель и насилие миллионам  простых  граждан .
Он сказал! Так было, а как  Будет?.......
    
               

Продолжение - Книга - 2  - http://www.proza.ru/2016/01/22/1291 


Рецензии