О честности

В предыдущих главах уже описывались многие качества, присутствие которых у каждого достойного человека более, чем желательны. Но надо сказать, что все эти качества могут быть сведены на нет, если не будут опираться на один всеобъемлющий фактор. Этот фактор - честность! О чем бы мы ни говорили, но если в этом разговоре отсутствует честность, то чаще всего, он теряет смысл.
Вот как Википедия определяет честность:
«Это одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое отражает одно из важнейших требований нравствености.
Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит. Честность - реальная оценка мотивов своего поведения.
Противоположностью честности являются: обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие ».
Хотя и несколько пространное определение, но и оно не в полной мере выражает ту моральную и психологическую нагрузку, которую несет в себе понятие «честность».
Истоки честности, как и многие другие важнейшие качества человека, как правило, формируются в семье. Поэтому мы еще раз должны отметить, что родительские обязанности по воспитанию будущего поколения поистине безграничны. Недаром существует представление, что самая крепкая и счастливая семья та, в которой все ее члены честны друг перед другом, а родители, не подающие ребенку примера лжи даже в мелочах, воспитывают его честным человеком.
Все авторы, пишущие что-либо, связанное с понятием «честность», отмечают, что иногда все же приходится во имя правды допускать небольшую ложь.
Небольшой пример, связанный с моей семьей.
Моему сыну 6-7 лет. Вместе с товарищами он во дворе играет в футбол. Во время игры разбили стекло в подъезде. Ребята посчитали, что это разбил мой сын. Вероятно, это на самом деле было так. Когда я спустился во двор, один из соседских мальчиков, видимо ябеда по натуре, не без радости, тут же доложил мне: «А Ваш сын разбил стекло». Я спросил сына: «Ты разбил стекло?» Он ответил, что не разбивал. И хотя для меня было очевидным, что именно он разбил, не желая публично унижать сына, уличая его во лжи, в том числе перед торжествующим доносчиком, я сказал: «Своему сыну я верю. Он никогда мне не врет. Раз он сказал, что не разбивал, значит - не разбивал». Все мальчишки оторопели, удивленные такой демонстративной поддержкой родителя. Мы с сыном молча поднялись домой. Этот эпизод не обсуждали ни в тот день, и вообще никогда. Прошло без малого 40 лет. Мой сын, разумеется, вырос, закончил ВУЗ, защитил диссертацию, создал семью, давно работает.
И вот однажды, в кругу своей семьи, когда я был у них в гостях, он в связи с каким-то разговором, совершенно неожиданно для меня, вспомнил этот эпизод.
Он сказал, что в тот день очень сильно переживал, что поставил отца в неловкое положение, и считает, что для него это был первый суровый и наглядный урок, когда неправда, нечестность создает для всех довольно трудную ситуацию. Вместе с тем, мой сын сказал, возможно, уже в назидание своим детям, что этот эпизод на всю жизнь заставил его в любой ситуации избегать неправды.
Если рассматривать вышеизложенный пример с точки зрения суровых адептов морали, в том числе честности, они, скорее всего, скажут, что я был неправ, покрывая нечестность.
Но я был твердо убежден, что выдавая такой публичный вексель, я подтолкну сына к желанию соответствовать тому уровню, на котором он находится по представлению родителей.
К счастью для всех нас, это оказалось верной позицией.
Должен сказать, что у нас в семье не принято было изобличать кого-либо во лжи. Мы избирали другие методы, которые без унижения человека могли служить побудительным мотивом к правде.
Требование честности обусловлено необходимостью совместной деятельности людей в процессе социальной практики, взаимной координации их действий и потребностями повседневного общежития.
Честность - это качество, всегда особенно ценимое русскими людьми. В древнерусских наставлениях отцов своим сыновьям это понятие стоит на первом месте - «жить по совести, честно и без обмана», «честно исполнять свой долг», «лучше жить в честной бедности, чем в богатстве неправедном».
Честность даёт возможности – добиваться торжества справедливости, как в малом, так и в большом, и обеспечивает уважение – даже непорядочный человек признает превосходство честного.
Однако, существуют ситуации, когда допускаются значительные отступления от честности, в особенности в тех случаях, когда она создает угрозу жизни и здоровью. Кроме того, негласный моральный кодекс ограничивает правдивость тогда, когда информация может травмировать собеседника.
Особенно часто это ограничение связано с искренностью, то есть выражением своего отношения к собеседнику, если таковое беспристрастно.
Некоторые врачи считают этически правильным скрывать от пациентов смертельные диагнозы. Многие люди скрывают от близких свои неприятности, чтобы избавить их от лишнего беспокойства.
В отношении высказанных соображений существуют заведомо противоположные взгляды. На западе врачи считают, что больной должен все знать о своей болезни, в том числе и смертельный диагноз, если такой установлен.
На всем постсоветском пространстве принято считать, что такую информацию не следует доводить до сведения больного, чтобы излишне не травмировать его.
Мне лично больше импонирует щадящая методология.
Примерно четверть века назад в одну близкую нам семью пришла большая беда. Хозяйка дома заболела раком. Женщина она была образованная, и пока доложила членам семьи о своей болезни, успела прочитать много материалов, описывавших течение болезни, возможный ход лечения, и наиболее вероятный исход.
Поэтому, когда она сообщила близким о своей болезни, диагноз которой сама себе поставила, она взяла с мужа слово, что обо всем, связанном с ее болезнью и лечением, он всегда будет говорить ей правду.
Муж вынужден был согласиться, и лет восемь семья занималась лечением и выхаживанием больной, ничего от нее не скрывая, и все проблемы обсуждая вслух.
К концу этого срока состояние больной резко ухудшилось. Врачи пригласили главу семейства и сказали: «Заберите больную из больницы домой. Ей осталось 1-1,5 месяца. Пусть лучше побудет этот срок в кругу семьи». И вот тут-то глава семьи и заколебался. Что делать? Сказать жене о смертном приговоре врачей и этим самым лишить ее всяких надежд на день грядущий, либо попытаться продолжить борьбу, но уже в другой стране.
Посоветовавшись со своим сыном, бывшим рядом, они решили не говорить больной о прогнозе медиков, увезти ее, и продолжить борьбу за ее жизнь.
Таким образом, было нарушено слово, данное больной, но вопреки мнениям врачей ее удалось продержать еще целых два года. За этот срок у нее были периоды существенного просветления, несколько раз из-за рубежа приезжали ее дети, она чувствовала, что вновь находится в общем русле семьи, отмечались дни рождений, как самой больной, так и других членов семьи, с присутствием хозяйки за общим столом.
И весь этот период на больной не лежала печать панихиды, и она даже перестала говорить о предстоящем уходе.
На какой-то период она вновь почувствовала радость бытия.
Пусть мои читатели, если они у меня будут, сами оценят, что в данной ситуации было более оправданно? Выполнить данное слово и лишить человека последних надежд, заставив его прислушиваться к бою часов, гадая какой из них для нее последний?
Или, пусть путем невероятных усилий, подарить ей еще два года жизни, в которые жестокая болезнь не смогла все время держать ее мертвой хваткой за горло?
Моя позиция здесь очевидна по стилю и манере изложения.
Честность и искренность – понятия вроде похожие, однако в то же время и различающиеся. Честность – это избегание обмана и мошенничества в отношении других людей, а искренность – один из аспектов честности, который актуализирует отсутствие противоречий между реальными чувствами, их проявлением и их словесным выражением. Эти два качества мы ищем в других людях, хотя зачастую нам и самим их временами недостает.
Сейчас, когда многие привыкли бросать слова на ветер, проблема честности стоит довольно остро. Сложно доверять близким, когда уже не раз видели их ложь. И тем не менее, именно принцип честности позволяет выстраивать отношения с близкими людьми правильно, на доверии. Честность человека заставляет окружающих относиться к нему с доверием и уважением – а как известно, отсутствием этих двух черт может сильно испортить отношения как с этими, так и с другими людьми.
Нередко на повестку дня встает такой вопрос, - а надо ли говорить всю правду? Ведь не сказав всей правды, Вы, тем не менее, не говорили неправды. Очень часто, просматривая зарубежные фильмы, в том числе американские, мы видим, как в суде свидетели, принимая присягу, клянутся говорить правду, только правду, и ничего кроме правды. В этой формуле отсутствует обязательство говорить всю правду.
Хорошо это, или не хорошо? Мне кажется, что хорошо. Хотя, иногда сокрытие части правды наносит вред и тому, кто сокрыл, и тому от кого сокрыли.
Беря пример у Монтеня, который описывал только те ситуации и соображения, которые либо были с ним, в его семье, либо пропущены через его душу, позволю себе привести один небольшой пример, хорошо известный мне.
Возвращаясь к вышеизложенной теме о больной с онкологическим заболеванием, надо сказать, что когда она обнаружила у себя признаки этого грозного заболевания, она несколько месяцев никому ничего не говорила. Дело в том, что в то время в городе было очень неспокойно, много было выстрелов, и появляться на улице было не совсем безопасно. Не желая никого ставить под риск, она, смертельно переживая по поводу своей болезни, все же хранила полное молчание.
Когда, наконец, она рассказала в семье о своей беде, тотчас были приняты все возможные меры. Но время был упущено. За этот период болезнь чересчур прогрессировала, лечение оказалось намного сложнее и труднее, чем при своевременном реагировании на нее.
Всех тех, кто был близок к этим делам, все время мучил вопрос: а если бы обращение к медицине было бы вовремя, может удалось бы избежать летального исхода?
Разумеется, больную никто никогда не только не упрекал, но и не позволял себе даже вскользь коснуться этого вопроса.
Это один из скорбных примеров использования принципа «не всей правды». В сегодняшней моей оценке от этого, в первую очередь, пострадала сама больная, а вместе с ней все члены ее семьи и близкие.
Я не хочу делать каких-либо всеобъемлющих выводов. Вероятно, можно привести и другие примеры, когда не вся правда оказалась для кого-то спасением, а для кого-то несчастьем.
Поэтому, наверное, каждый должен хорошо подумать, а не вся правда, это во благо, или во вред?
Строго говоря, не вся правда - это тоже одна из форм нечестности, но, наверное, несущая в себе минимальную дозу нарушения нравственности.
Свою оценку честности и бесчестности давали практически все великие умы, начиная от Сократа и Платона, и заканчивая нашим временем. Надо сказать, что их оценки были намного жестче, чем те, которые мы даем сегодня.
Кстати говоря, именно уже упомянутый Монтень, считал нечестность, ложь самым страшным грехом, для которого не видел никакого искупления.
Очень серьезно относился к вопросам честности и крупнейший русский поэт 18-го века В.П.Сумароков. Он написал очень большое и жесткое стихотворение на эту тему. К сожалению, привести его здесь целиком, вряд ли целесообразно. Поэтому я приведу только несколько заключительных строк, содержащих своего рода наставления, не потерявшие свою силу и сегодня.

Не соплетай кому ласкательства и лести,
Не ползай ни пред кем, не буди и спесив;
Не будь наладчиком, не буди и труслив,
Не будь нескромен ты, не буди, лицемерен,
Будь сын отечества и государю верен!

Нередко люди - носители правды, задумываются, а что дает им правда? Конечно, прямых дивидендов не дает. Но человек должен понимать, что правда, как минимум, является основой существования общества, и скрепляет личные отношения. Очень трудно общаться с человеком, который склонен привирать. Потому, что в этом случае нам необходимо все время напряженно раздумывать, а что из того, что он говорит правда, а что ложь. В результате, все расценивается, как ложь.
Говорить человеку правду - это основополагающий знак уважения. Многие авторы считают, что это, однако, не означает, что мы всегда должны говорить всю правду.
Например, человек, выдающий государственные тайны, вовсе не проявляет честность, - он попросту изменник.
Честность лишь одна из многих добродетелей, и ее не следует абсолютизировать. Наряду с честностью нам необходимо обладать такими качествами, как верность, вежливость, терпение, умение понимать других людей, и наше поведение в той или иной ситуации не может определяться только одной из составляющих нашего характера.
Отсюда второй вывод, что быть честным - не значит всегда и при всех обстоятельствах говорить только правду…
Это может зависеть от других факторов, и зрелый человек должен знать, когда и как высказываться напрямик. Честный человек полностью открывает в надлежащем месте, надлежащему человеку и в надлежащее время все, что он совершил, видел, думал или чувствовал, учитывая при этом свои и чужие обстоятельства.
Многие человеческие качества, о которых уже шла речь в этих записках, такие, как честь, совесть, такт и некоторые другие, плюс правдивость, о чем сейчас пишется, по мнению некоторых,создают для человека достаточно серьезный жизненный груз, целесообразность которого может быть поставлена под сомнение.
На самом деле это не так. Человек, который перед самим собой, перед своей совестью, может сказать самому себе, что все-таки я был прав, получает ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение.
 


Рецензии
Честность - простое понятие. Но последствия могут быть не простыми, даже
губительными. Стараюсь быть честным, но это людям, окружавшим меня, непонятно.
Вы напоминаете Астафьева В.П., уж простите. Я был у него перед его смертью.

Сергей Титов 757   26.02.2018 17:54     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей!
Спасибо за отзыв. Благодарю и за сравнение с Астафьевым.
Я живу в Грузии. Здесь его не долюбливают за одну едкую
сатиру, которую он написал когда-то о Республике.
Но я лично его очень уважаю за его образ жизни и
характер творчества.
С уважением.

Михаил Шаргородский   26.02.2018 18:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.