История с мячом

               
Семён Семёнович, коллеги которого, в силу его непритязательной задушевности, называли "Семёныч",был уверен, что образно говорящего собеседника, почти всегда, слушают с большим интересом и вниманием, чем монотонно свидетельствующего о чём-то, пусть даже многозначительном.
 Мне,как автору повествования,"Семёныч", ближе и роднее-приму этим воспользоваться.
Стало быть,обладая известным свойством жестов, убирающим языковые барьеры, Семёныч,не зная французского,купил футбольный мяч, его эмоциональную просьбу продавец восприняла с улыбкой.
Мяч был необходим для дела первой важности - создания доверия внука деду.Произошло это в спортивном магазине Кольвиль-Сюр-Мер, небольшого Нормандского городка, в присутствии; внука, его родителей и жены.

 Часть французского пространства, помещённая в объём мяча, теперь находилась в ногах Ильи – внука Семёныча и полностью зависела от его благовоспитанности. Пока отец Ильи закручивал виражи на авто, с полным салоном пассажиров до пляжа «Омаха-бич», всё было в рамках приличий утверждённых негласным уставом родителей, но его эмоции выплеснулись, как только нога коснулась пляжного контура.
 Дикий пляж стал импровизированным футбольным полем двух соперников – внука и деда. Кроме того, что это место прекрасно подошло под пляжный футбол, оно всё оказалось под влиянием терявшего силу прибрежного Нормандского ветра. Это случается в конце марта,когда ветра высыхают уже от зимне-весенней мороси и неуютности, потому к середине дня солнце прогрело прибрежный песок.Неизвестно откуда взявшимся, враз, населился пляж народом. Футбольное поле стало непригодным для мяча и  превратилось в место- единственно под принятие солнечных ванн.
 Замкнутое пространство футбольного мяча, зарывшись в песок, оказалось у Ильи под головой. Атлетически сложенные парни,прыгая с песочного пригорка,крутили сальто-мортале, после чего бросались в океанические глубины, с температурой воды не больше 17 С.Большая группа заинтересованных участников, пускала воздушных змеев или драконов, красочно разрисованных.
Группы по интересам и удовольствиям возникали на пляже по непонятным законам пляжного общежития, заглушая крики буревестников и плеск океанической волны. Илья с дедом занялись исследованием песка, обнаруживая в нём большое количество ракушек.Когда это занятие надоело, пошли проверить состояние немецкого дота. На склоне невысокого холма, служившего немцам во время высадки Нормандского десанта крепостью, зарывшись по амбразуры в склон, находится дот.

 На этом пляже Стив Спилберг отснял сцену высадки десанта для фильма «Спасти рядового Райна». В предверии 70-летия этих событий побывал здесь Илья с родителями, дедом и бабушкой, не просто так, а с уважением к истории. Первым к бункеру дота поднялся дед. Илья едва успевал за ним.Долго исследовали это сооружение и не нашли серьёзных повреждений, кроме нескольких небольших выбоин в бетоне, наверно от снарядов десантных эсминцев.

Илья умудрился проникнуть внутрь дота и сообщал оттуда стратегические сведения деду. Выяснили важную для себя деталь, бетон из которого сделаны блоки, сложенные в стены дота, настолько прочен, что годы не вымыли следов опалубки, и песок прочно содержался в его составе, правда кое-где проглядывала арматура.
Семёныч имел возможность ознакомиться со снимком гибели солдата – американского пехотинца, прорвавшегося к бункеру, возле которого они сейчас стояли.
 Это документальное фото наглядно характеризует укрепсооружение на 6 июня 1944г и трагическую судьбу участников событий операции «Оверлорд», а точнее первой её части, имеющей кодовое название «Нептун» и завершившейся только 01.07.1944г. За это время к этим берегам ,через Ла-Манш, из Англии было переправлено около 2-х млн. солдат Второго фронта, из них около 130 тысяч погибло, участвуя в этой операции. Укрепления на пляже «Омаха—бич», дали немцам возможность упорно сопротивляться противнику. На этом, самом трудном участке, наступала американская пехотная дивизия.
 Вечная им память!
 
К исследованию бункера и дота присоединилось несколько человек, один из которых, среднего возраста, уважительно произнёс:
-Bonjour les amis.
-Здравствуйте,- понимая, что с ними здороваются, ответил Семёныч.
  -Bonjour,- отреагировал Илья, он учился во французской школе, правда первый год, но на французском, с товарищами-ровесниками общался с трёхлетнего возраста.
-Интересуетесь историей,- перевёл Илья деду вопрос французского туриста
-Да, это очень интересно, я не знал раньше в деталях эту историю, - ответил дед. Илья перевёл слова деда.   
- Сегодня воскресный день и из разных провинций приедут экскурсанты, французы тоже хотят знать свою историю,- голосом Ильи продолжил общение француз. К доту неспешно подтягивались родители Ильи и его бабушка.
-Qui vois parl - спросил француз      .
-Это мои родители и бабуля (Mes parehts et meme)-ответил Илья   
-Au revoir amis. (До свидания друзья.)

Распрощавшись с Ильёй и дедом, французы пошли в сторону флагштока, свечкой стоящего на вершине холма, где страны коалиции Второго фронта 6 июня соберутся на торжественное поднятие флага, в связи с 70-летием высадки Нормандского десанта. Проходя дальше, по краю пляжа, Илья несколько раз постучал мячом о землю и стал играть в «набивалы»– получалось раза три, не больше. Семёныч взял мяч и сразу набил семь раз. Илью это подогрело и завело, так с дедом минут десять они попеременно набивали мяч. Максимально Илья набил 5раз, а дед 8 раз- он в детстве носил прозвище: «Эйсебио», его кумир-знаменитый футболист, умер в январе этого года, португальцы объявили трёхдневный траур. 

Чтобы посетить ещё одно исторически важное место, проехали вдоль
побережья около 70км в местечко Курсёль-сюр-Мер (Courseulles–sur–Mer). Прошли на холм, который является границей между пляжами Джулио и Голд. Совсем рядом находится флагшток и огромный каменный крест.
К флагштоку поднялись все вместе. Открылась площадка из утрамбованного песка и мелкого гравия. В центре её возвышается на 20метрах, облицованный итальянским мрамором гигантский крест. Девизом французского сопротивления были слова «Честь и Родина», а эмблемой – лотарингский крест.
Со стороны моря, овальную площадь огораживает забор из стального профиля, к забору плотно подошла пожухлая прошлогодняя трава. Со стороны дороги, вдоль которой стоит большая группа туристических кемпингов, спускаются три ряда ступеней, видом подковы, окаймляющей ритуальную часть площади.

В полутора метрах от забора, по направлению океана, вверх устремился флагшток без флага. В основаниях подковы ступеней установлены мраморные доски. Павел-зять Семёныча,прочёл текст на них, информирующий о событиях 6 июня 1944г. В основании креста на ромбической грани надпись:               
                14 JUIN 1944
                GENERAL CHARLES DE GAULLE

Скупая, лаконичная надпись – краткая и понятная всем просвещённым людям.
Именно здесь, прибыв на военном корабле из Англии, генерал де Голль практически возглавил Французское освободительное движение и стал вторым историческим лицом, после Жанны Д ;Арк, прогрессивно изменившим ход истории Франции. Президент Франции Жорж Помпиду в день смерти де Голля , 9 ноября 1970г, объявит по национальным каналам вещания: - « Сегодня умер де Голль, Франция овдовела» 
Немного поодаль от этой площади, ближе к дороге, обнаружили два небольших обелиска сообщающих о гибели 15канадских солдат и 150 солдат союзнических армий при штурме бункеров-дотов.

 Известно, что за один первый день высадки морского десанта в пяти местах Нормандского побережья, погибло более шести тысяч человек.
 Сейчас, здесь, Семёныч ясно осознал сходство глубины трагедии в судьбах-его и его соплеменников, с теми, кто нашёл покой на этих прибрежных холмах.
-У нас общее горе, у нас общая беда,- перекрестился он, глядя на гигантский крест.
Путешествуя по холмам воинской славы, не заметили, как солнце перестало пригревать, захотелось есть, толком то они ещё и не обедали. Подошли к авто  и разместившись в салоне, прекрасно насытились , дома приготовленным обедом. Илью обед и вовсе не волновал,- Чем живёт?

 Порой думаю святым духом,-говорит мать Ильи, но всё-таки больше походило на спортивный дух - Илья примерял свой мяч к ноге во всех удобных ситуациях. Не много погодя, решено было возвращаться домой. Проехав пять километров, Павел остановил машину и спросил:

- Кто хочет посмотреть самый большой паром в мире?
Конечно всем захотелось посмотреть. От дороги до порта, где стоял паром «Нормандия», было около 300 метров. Расположились в красивой беседке из белого камня, на пригорке, отсюда, открывался великолепный вид на паром и всё, что его окружает. Рядом с беседкой, закрывая обзор, красовался высокий кедр-на ветвях его росли большие кедровые шишки:

-Совсем как в «Демьянке»,-подумал Семёныч про кедры, величиной и массивом которых он удивлялся,будучи командированным в этот посёлок. Только ухоженные, зелёные газоны, на которых лежали люди, да пляж со множеством отдыхающего народа, отличали эти места от родных мест. Паром состоял из двух рядов большого количества кают, трёх палуб, на верхней было много всякого рода надстроек. В центре, на борту, красовалась большая надпись на английском - «Британия». Выше надписи, на палубе, находилась многоярусная открытая площадка, заполненная большим количеством всякого типа автомобилей. В той стороне парома, где надпись «Нормандия», производилась погрузка портовым краном автомобилей и контейнеров.    
Издалека паром смотрелся, как большая белая птица, подплывшая к берегу.
 
По дороге домой решили: Илья с дедом завтра идут на футбольное поле опробовать мяч.
Завершив, все скучные дела и хорошо выспавшись, дружной командой из двух игроков, наутро, отправились они на футбольное поле. Правильно было бы сказать, на несколько- рядом расположенных полей,которые находились в пригороде Caen (Кан), где и проживают Илья и его родители.  Одно поле, непонравившееся, было с тартановым покрытием и ворота имели металлическую сетку, а также к нему плотно прилегала баскетбольная площадка.
 Другое, прилегающее к трибунам, имело искусственное травяное покрытие и настоящую матерчатую сетку, на нём-то и выбрали ворота на солнечную сторону.
Чередовались вратарь и бомбардир. Семёныч вспомнил, что у него когда-то была травмирована,в области щиколотки, правая ударная нога, вспомнил тогда, когда метров с двадцати, вложил в «девятку» вратарю-Илье кручёный, коварный и хорошо исполненный мяч. С трибун донеслись аплодисменты.
Не понимая, кто это им аплодирует, они продолжали ещё минут двадцать свой безлимитный поединок, трибуны аплодировали всякий раз удачно забитому голу. Когда Семёныч  окончательно устал, то сообщил Илье о необходимости продвигаться в сторону дома. Перемирие меж соперниками было достигнуто.
 Когда проходили мимо трибун, увидели там настоящих футболистов в форме, которые уже довольно долго ожидали конца поединка Ильи и его деда и только сейчас вышли на поле, улыбаясь им.
Потом выяснилось, что поле предназначено для профессиональных команд, которые проводят на нём регулярные чемпионаты и эти игроки смиренно дожидались пока наиграется не молодой человек со своим внуком в свой футбол, ещё и поощряя их игру аплодисментами.
 Семёныч не понимал этих людей:разве им трудно было выгнать новоявленную команду с этого поля на тренировочное, тем более предстояла, судя по большому количеству всё прибывающих зрителей, серьёзная игра-что-то здесь не так,не отвечая на свой вопрос, думал он.
 Закончился первый день обкатки мяча. Впереди- до отъезда на родину,у Семёныча было ещё три, выпавших из культурной программы, дня совместных с внуком тренировок.

20.03.2014г.
Фото автора-вид с открытой террасы
высоты 276 метров Эйфелевой башни
на футбольное поле.


Рецензии
Прочитал с большим интересом. Творческих успехов.

Александр Аввакумов   01.02.2016 16:12     Заявить о нарушении
Спасибо Александр за рецензию,я рад что пробудил в Вас интерес к известной мне истории. Всего Вам доброго и успехов в творчестве!

Николай Лахмостов   01.02.2016 18:15   Заявить о нарушении
Для читателей,я думаю: не только моих детей и знакомых "жизнь кому велела", хочу всё-таки пояснить отношение мяча к истории -толерантное отношение хозяев футбольного поля, к случайным людям занявшим его. В шестидесятых годах прошлого столетия, состав детской футбольной команды, в которой играл и я, запросто- пинками выгнали с хорошего профессионального поля в моём родном городе, но не во Франции, а в России.. Поэтому история с мячом, довольно долго волновала моё сознание.

Николай Лахмостов   17.03.2016 08:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.