Реставратор душ

В мастерской был тусклый желтоватый свет. Он не лился плавно, как льётся подчас выплывающий из облаков дневной солнечный свет, не прыгал по стенам, как прыгает свет от зажжённой свечи, и не горел ровно и неподвижно, как горят современные лампы в квартирах обычных людей. Нет, этот приглушённый, с лёгким рыжеватым оттенком свет был каким-то особенным, какой не могут создать не только светильники, но и само солнце. Свет этот шёл от накрытых грязно-жёлтыми с налётом ржавчины, как, кажется, всё в этом доме, тряпками предметов неопределённой формы, которые лежали по всей комнате в самых разных местах, от шкафчика с инструментами, назначение большинства из которых могло бы стать загадкой для учёных на долгие столетия, и до обеденного стола. Непросвещённый человек, впервые оказавшись в мастерской, мог бы решить, что её хозяину нет совершенно никакого дела до этих предметов, раз они так разбросаны, и, конечно же, ошибся бы.

Впрочем, гости в этом доме были явлением нечастым, хотя правильнее было бы сказать, что их не было никогда. Хозяином дома был маленький сморщенный старичок с непропорционально длинными ногами и руками, оканчивающимися ещё в большей мере непропорционально длинными пальцами и с такими мудрыми серыми глазами, что ни у кого из тех, кто его видел, не оставалось сомнений в наличии у него душевных расстройств. Он постоянно носил грязно-коричневый в пятнах от чего-то, напоминающего машинное масло изношенный официальный костюм и высокий цилиндр с такой большой дырой на верхушке, что казалось, будто его надкусила мышь, и в городке, где жил старичок, иногда перешёптывались, что он и спит в таком одеянии. Конечно же, спал старичок вовсе не в костюме, а в такой же старой и грязной пижаме со звёздами, которая когда-то, наверное, была тёмно-синей, но теперь выцвела и обрела цвет пыли, но никто об этом не знал, и горожане продолжали судачить без умолку.

Конечно же, если бы его спросили, старичок мог бы рассказать не только про пижаму, но и ещё множество других, очень интересных историй, которые он слышал (а в некоторых даже и сам принимал активное участие!) за свою очень долгую жизнь. Но никто его ни о чём не спрашивал, и не столько потому, что придумывать идиотские выдумки и шептаться за спиной гораздо проще, чем поговорить лично, сколько от того, что никто не мог выдержать взгляда этих древних безумных почти белесых глаз, которые, кажется, с одного взгляда видели человека насквозь. Этого взгляда, в котором не было ни осуждения, ни страха, ни злобы, а только глубинное понимание и сочувствие, люди боялись больше, чем историй про городских маньяков, потому что нет ничего страшнее, чем осознание того, что тебя, со всеми твоими грехами и слабостями, со всеми проступками, ошибками и неудачами, понимают и видят насквозь, а после ещё и жалеют, вместо того, чтобы посмеяться и осудить. Один раз посмотрев в глаза старику, люди больше не рисковали поднимать на него взгляд и либо убегали прочь, либо застывали на месте как вкопанные, а он вздыхал, спокойно и устало, словно понимал все их чувства, и просто возвращался в свою хижину, такую же дряхлую и старую, как и он сам, чтобы продолжить свою работу.

Он не злился на людей, ибо нельзя злится на того, кого полностью понимаешь. Он знал, что они чувствуют, но не из-за какой-то особенной силы или магических чар, о чём любили болтать глупые бабы, привыкшие собираться на площади и перемывать косточки окружающим, а просто благодаря профессиональным навыкам, выработанным за долгие годы работы. А работал никем иным, как реставратором душ.

Когда приходило время взяться за новую работу, старичок выходил из дома и ходил по городу, внимательно глядя под ноги в лужи грязи и придорожную пыль в поисках очередной души, выброшенной своим хозяином, для которого она стала рудиментом, мешающим нормально существовать в современном обществе. Он бродил по улицам, выслушивая насмешки и шепотки за своей спиной, и, рано или поздно, всегда находил то, что искал. Впрочем, в последнее время "рано" стало сильно доминировать над "поздно", и с каждым годом находить разбитые и выброшенные души становилось всё легче - сейчас они буквально валялись на каждом шагу. Иногда за душами возвращались - в основном, это были подростки и молодые люди, у которых ещё оставался шанс одуматься и, наплевав на необходимость выживать в медленно наступающем тяжёлой походкой веке машин, забрать обратно самые важные предметы в своей жизни. Такие души - почти целые и лишь слегка побитые и помятые слабыми обидами и выброшенные под наставлением более опытных взрослых - старичок давно умел отличать с первого взгляда и никогда не подбирал, на случай возвращения хозяев. Выбор у него всё равно был немаленький.

Вернувшись домой, старичок складывал добытый объект на стол и долго старательно изучал. Смотрел на каждый скол, каждую вмятину и трещину, вертел душу в руках и представлял себе, как она выглядела раньше, до того, как была разбита и выброшена равнодушным хозяином. Он часами сидел над вещицей и постигал каждое малейшее волнение, каждое чувство и каждую эмоцию, что были когда-то испытаны её хозяином. Это было очень просто для него, выполнявшего подобное тысячи раз, и очень сложно, потому что каждый раз всё было совсем не похоже на предыдущие. Каждая душа была как чудесный роман, как потрясающая картина, и так же она была особенной, неповторимой, со своим чарующим шармом и потаёнными смыслами, которые нельзя разгадать при первом прочтении.

Изучив же душу вдоволь, поняв каждый её изгиб и каждый элемент волшебного свечения, он приступал к починке. Стучал, гладил, что-то вкручивал и выкручивал, спиливал и добавлял, работая своими длинными и тонкими пальцами, держащими очень странного вида инструменты. Он мог без сна и отдыха вдохновенно сидеть за работой несколько суток, и в это время его дряхлое старческое тело наполнялось такой силой, какой точно нельзя было от него ожидать. Он работал самозабвенно, возвращая душе её первозданный вид, и даже в чём-то, подобно любому художнику, творящему шедевры, вносил что-то своё, тем самым делая её ещё прекраснее и не успокаиваясь, пока перед ним не будет лежать полностью законченное произведение искусства.

Когда же творец, нанеся последние штрихи и позволив творению пройти проверку самым строгим - своим собственным - суждением, признаёт работу завершённым, он не спешит откладывать душу в сторону, а начинает разговаривать с ней, и душа ему отвечает. Они говорят долго, но в это время старичок уже позволяет себе отвлекаться, он может поесть и задремать посреди разговора, но вытащенная из грязи и исцелённая душа не обижается и ждёт его, и спокойно продолжает беседу, когда он возвращается.

Старичок рассказывает много интересных вещей. Он говорит о том, что все людские души, какими бы людям они не принадлежали - добрые. Что душа, принадлежащая самому жестокому убийце попадёт в рай, потому что не она виновата в преступлениях злодея, а разум. И душа слушала и думала о том, какому человеку она принадлежала, но не могла вспомнить. Она спрашивала у старичка, но он не отвечал, говоря, что всё это в прошлом, и здесь, в его мастерской, она очистилась от всего, что было с ней раньше, и всё это более не имеет значения. Потом душа спрашивает, есть ли ад, и старый мастер, вздохнув, отвечает, что есть, и рассказывает обо всех ужасах, что что приходится пережить обитающим там душам, а затем следует закономерный вопрос о том, кто же живёт в аду, если все принадлежащие людям души отправляются в рай, но старичок не отвечает на него, а только, понурив голову и опустив взгляд своих мудрых глаз относит ставшую ничейной брошенную душу на то место в своей мастерской, которое больше всего подходит ей.

А иногда приходит заказчик. Он не стучит в дверь, а появляется словно из неоткуда, и озарённая тусклым светом прикрытых грязными тряпками ничейных душ мастерская погружается в ярко-алые цвета беснующегося адского пламени, по всей комнате расходится удушливый запах серы и, несмотря на полыхающее пламя, становится ужасно холодно, словно из жизни высосали всю радость и тепло. Он выглядит как ночной кошмар и лишь отдалённо напоминает свои изображения на картинках. У него на голове могучие острые рога, но эти рога словно состоят из засохшей крови и извиваются и корчатся, словно могильные черви. У него на ногах копыта, но эти копыта острые, словно когти, а всё его тело покрыто чем-то средним между шерстью и чешуёй тёмно-бордового и медленно переходящего в фиолетовый цвета синяка, и волосатые чешуйки словно перемещаются по всему телу заказчика. У него есть крылья, и крылья эти такие чёрные, что, кажется, поглощают окружающий свет. У него отвратительная морда, похожая на свиное рыло, такая мерзкая и жуткая, что даже старичок не может смотреть на неё слишком долго. Но самое страшное, это, конечно же, глаза. Они не жёлтые, не красные и даже не чёрные, как можно было бы подумать, исходя из привычного образа. Нет, светло-серые, почти белесые, с ярко выраженными зрачками - почти как у старика, только в них, кроме мудрости таится древняя злоба, а понимание заменяет безразличие к окружающему миру.

Заказчик смотрит на мастера, и тот начинает бегать по своей мастерской и отдавать ему души - одну за другой, неся осторожно, словно хрустальные сокровища, а жуткое создание просто сжимает каждую из них в руке и перемещает в своё царство, даже не взглянув, и лишь его звериная морда сладко морщится, когда до его слуха долетают раздающиеся из глубин ада крики чистой, целой, доброй и живой души, брошенной своим хозяином и потому оставленной гореть в адском пламени. Когда последняя душа с холодным пламенем исчезает в руке чудовища, заказчик отправляется вслед за ней, на прощание взглянув на мастера и слегка заметно кивнув ему, растворяясь в огненном вихре и забирая вместе с собой и огненно-красные всполохи света и могильный холод, оставляя напоследок лишь лёгкий запах серы, который выветрится на следующее утро.

Лишённая мягкого света душ, мастерская погружается в полную темноту, и в этой темноте стоит высокая фигурка с белесыми и, кажется, слегка светящимися глазами. Если бы кто-то вдруг решил заглянуть в хижину, то он бы мог вдруг увидеть, что там, где должен стоять старичок в старом костюме и смешной шляпе, сейчас находится что-то древнее и могущественное, не поддающееся описанию. Но, конечно же, никто не заглянет, и через минуту видение пропадёт, и создание снова станет сморщенным старичком и выйдет на улицу, чтобы найти ещё одну потерянную душу. И он пойдёт не потому, что хочет выслужиться перед своим заказчиком, не потому, что ему нравится ощущение, когда адское пламя пожирает ставшую чистой и праведной душу, и даже не потому, что он сам боится этого пламени. Просто ему нравится реставрировать сломанные души.


Рецензии
Что сказать... Над формой можно поработать ещё. Например,"подобно любому художнику, творящему шедевры". Надо не "творящему", а "создающему"... и т.д.
Но! Это не так уж важно, потому что: 1-е - приятный для прочтения текст, не лишенный необходимой, в том числе и для понимания, музыкальности; 2-е - наличие целостности повествования с плавной сменой эпизодов и без скомканной концовки.

Михаил Семенков   22.01.2016 20:46     Заявить о нарушении