10. На дальней станции сойду

   Космонавты говорят о необыкновенной красоте  нашей планеты. Я это также
знаю, хотя и не бывал в космосе. Судьба носила в основном по земле и морям
одного полушария - с севера на юг и с запада на восток бескрайных просторов
Советского Союза. Прежде всего "виноваты" родители. "И долг военного отца сулит
пути мне без конца" - напишу как-то четверостишие. Как же благодарен им за
возможность самому дотронуться до гладких камешков на берегу Тихого океана,
потрогать горячий песок южных границ, мёрзлый грунт севера, искупаться в нежных
балтийских водах. Увидеть собственными глазами торжество фауны и флоры на
Земле, пожить какое-то время в их великолепии, ощутить первозданность мира.
   Начиналось это с рождения. А продолжение нашло в 1958 году, когда предстояло
осуществить более чем десятитысячный километраж по шпалам железной дороги. Из
Ленинграда, где, как правило, мы проводили отпуск у родственников по
материнской линии, до Москвы, затем до самых восточных окраин страны. Причём
совсем не знал куда еду и где сойду. Что это за дорога такая, в моё время на
дымной тяге и продолжительностью в 10 суток (включая время часовых поясов)?
Когда садились в ленинградский поезд, был вечер, а на Дальнем востоке уже
зарождался новый день. Великий сибирский путь заложен по императорскому указу в
1891 году, через 10 лет по нему прошёл первый поезд (на снимке выше царский
наследник Николай Александрович собственноручно везёт тачку земли на полотно
дороги недалеко от Владивостока). Запланировано было 350 миллионов рублей
золотом, казне обошлось в три раза более (воровали, однако). Транссиб, он и
сегодня достраивается Байкало-Амурской магистралью и модернизируется. Увидеть
хотя бы тот, что существовал в середине прошлого века - многого стоит. Я
сравниваю эту ниточку на карте с надёжным поясом увесистого и богатого жита
северян. У истоков сибирского феномена и мой дед Иван Федотович (1887-1970),
родившийся в бывшей Вятской области и осевший после революции 1917 года в
Амурской.
   За Москвой и Нижним Новгородом мелькают лесные холмистые просторы Восточно-
европейской или Русской равнины, с пересечением великой Волги. Под боком
промышленных центров залежи нефти и газа, железных руд, торфа и каменного угля,
других полезных ископаемых. Затем поезд проходит через гряду Уральских гор. Они
поражают богатством недр, создавших им славу подземной кладовой страны. По
запасам платины, асбеста, драгоценных камней, калийных солей Уралу принадлежит
одно из первых мест в мире. Чего только стоят железные руды с примесью титана,
никеля, хрома или медные с цинком, золотом и серебром! Об этом знает сказочная
хозяйка медной горы и мы, советские в глубине души. Просвещал меня в дороге
геолог, направлявшийся в очередную командировку в таёжную глухомань. Когда
ехали по Западно-сибирской равнине между Обью и Енисеем, он раскрыл прямо-таки
государственную тайну: "Только сейчас мы начинаем осваивать эти места. Залежи
неисчислимые!". Кстати, в этих местах под Томском давно живут три семьи моих
родственников. Я смотрел в окно вагона, и хотелось тут же, на близлежащей
станции, сойти, взяться за лопату и поискать чего-нибудь драгоценного.
   От фантастических мыслей отвлекли промелькнувшие пролёты грандиозного
сооружения на реке - шестиарочного железнодорожного моста через Енисей в
Красноярске. Таких мир ещё не знал. Сегодня здесь стоит новый мост, старый
порезан на металлолом в 2007 году. Но творение  Л.Д.Проскурякова, построенного
Е.К.Кнорре, выдержало более 100 лет эксплуатации и признано ЮНЕСКО "вершиной
человеческой инженерной мысли". В 1900 году модель только что построенного
моста получила золотую медаль (наряду с Эйфелевой башней) на Всемирной выставке
в Париже. Я имел честь познакомиться с этим чудом наяву. Затем открылись
другие. После Иркутска - озеро Байкал. Около 20%  мировых запасов пресной воды,
которая всё более и более приобретает свою ценность и значимость. Удивительно,
но уровень воды на Байкале выше мирового океана на 455 метров, а самая глубокая
точка - более чем на километр ниже. В Слюдянке (южная равнинная часть Байкала)
местные жители прямо у поезда предлагали нам рыбные деликатесы озера - омуль и
сиг. Вкус специфический, как говаривал когда-то Аркадий Райкин.
   Про Бурятию, Читинскую область у меня ещё будет повод рассказать. Там свой
колорит. А про амурскую колею, где ещё перед войной жил и трудился мой дед, где
родился и учился отец (село Тамбовка у Благовещенска), не могу пропустить.
Могучий Амур по границе с Китаем (на снимке) сопровождал наш поезд в сотне
километров. Слева и справа от дороги города и посёлки, где жили и поныне живут
мои родственники: Тыгда и Тында, Свободный, Благовещенск. Отсюда взор
устремляется к северу, также богатому на природные дары. Мой попутчик поведал
байку о том, как в соседней Якутии, её юго-западной части, найдено
месторождение кимберлитовой трубки, год назад давшей стране свои алмазы.
Оказывается, геологи обратили внимание на высокую лиственницу с обнажёнными
корнями. Под деревом обнаружили лисью нору с землёй сине-зелёного цвета. В
Москву тут же пошла телеграмма-шифровка: "Закурили трубку мира, табак отличный.
Авсеенко, Елагина, Хабардин". Карьер получил наименование "Мир", хотя и
разрабатывался в годы холодной войны с западом. Замечу, с тех пор около
полувека шла добыча алмазов здесь открытым способом. Встречались очень крупные.
Законсервированный сегодня под будущее строительство подземного города (глубина
более 500 метров, ширины - 1200 м.), карьер ведёт успешную добычу шахтным
образом. На севере Республики Соха ещё мощнее разработка "Удачная".
Разведанных месторождений более полутора тысяч. Тут же олово- и
золотодобывающие. Развито оленеводство и заготовка пушнины. Мы якобы с горечью
киваем в 2016 году на упадок мировых нефте-газоцен - российская крокодилова
слеза, поверьте. Поплакаться не вредно, так как есть порох в пороховницах. Не
зря строим Байкало-Амурскую магистраль в сотнях километрах выше той, по которой
я катил в 1958 году и любовался величием Сибири и Дальнего востока.
   Так где же сойду, наконец! Впереди Приморский край - тысячи километров. Еду
в незнакомый Владивосток. В Хабаровске наш попутчик сошёл с поезда, чтобы
двинуть дальше на север. Этот человек оставил мне не только глубокие познания
географии, но и любовь к местам проживания предков. А ещё - научил игре в
шахматы. Об этом будет отдельный разговор. За окном мелькали не совсем
обжитые места, но заселяемые впоследствии моими родственниками - Корфовский под
Хабаровском, Уссурийск у Владивостока. Умалчиваю о несметных богатствах края -
устанешь перечислять. Прибыли в город на холмах у самой дальней станции страны,
устроились в гостинице. Несколько дней пришлось ожидать здесь очередной
транспорт, теперь уже по морям. Виделась бухта с кораблями, вспоминались
промелькнувшие пути-дороги с посёлками и городами, и неожиданно сами собой (в
то время песня вокально-инструментального ансамбля "Самоцветы" ещё не
прозвучала) напрашивались слова: "Мой адрес - не дом и не улица. Мой адрес -
Советский Союз!"


Рецензии
Замечательные воспоминания, Александр!
Мне так и не удается побывать за Уралом.
С улыбкой.

Инна Овчинникова   10.02.2016 21:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.