Волшебная скрипка

Мы живем в одноэтажном доме из трех квартир. Мой сосед Вовка Гурьянов младше меня на год. Учится в музыкальной школе по классу игры на скрипке.  Мама без конца заставляет его играть гаммы.Он учится, а мы мучаемся. Напряг для слуха. Продолжалось это года три, пока я не уехала учиться в Ленинградский институт.

1965 год. Ленинград. Моя соседка по комнате в общежитии Вера Кулагина приобщает меня к серьезной музыке. Она приобрела абонемент на концерты в консерваторию. В один из сентябрьский дней Вера заявляет, что на днях мы идем в Филармония на концерт скрипача Филиппа  Хиршхорна. Я сопротивляюсь, еще свежо восприятие игры моего соседа на скрипке. С Верой спорить бесполезно и не нужно, тем более, что все она делает для моего же блага. Любому концерту предшествует подготовка. Знакомимся с биографией Филиппа. Он родился в Риге в 1946 году. Окончил  Рижскую музыкальную школу Эмиля Дарзиня, затем учился в Латвийской государственной консерватории им. Я.Витола; закончил Ленинградскую консерваторию у Михаила Ваймана.

И вот мы в Филармонии. Пришли на полчаса раньше, чтобы ознакомиться со зданием, концертным залом. Для нас, живущих на периферии, все это новое, для себя открываем архитектуру того или иного театра. Большой зал Филармония, был построен в 1839 году архитектором П. Жако (фасад спроектировал К. Росси) для Дворянского собрания Петербурга. Первоклассный по акустике зал, вмещающий более 1500 человек, с конца 1840-х годов стал центром музыкальной жизни Петербурга. 2 мая 1926 года состоялось первое исполнение Первой симфонии Д. Шостаковича. В 30-е годы он приезжал уже из Москвы на премьеры своих симфоний, а теперь Петербургская Филармония носит его имя.

Начало концерта. У нас места в первых рядах. На сцену выходит молодой худощавый человек в смокинге. Среднего роста. Невероятно красивый. Тишина. Первые звуки скрипки.

Минут через десять, двадцать я завораживающе смотрю на скрипача. Мое тело вытянулось в струну, звуки пронизывают его насквозь. Ощущение гипнотического на тебя воздействия. Виртуозное исполнение музыки Паганини. Энергетика, романтика безмерная, экспрессия исходила от Филиппа во время всего концерта.

Несколько дней я находилась под впечатлением этого концерта. Я, конечно, мечтала еще попасть на концерт Филиппа  Хиршхорна, но позднее  узнала, что он эмигрировал в Израиль. В то время не было интернета, такой связи, как в наше время с любой точкой мира. Только в наши дни я узнала, что Филипп в 1967 году блестяще выиграл Брюссельский конкурс имени королевы Елизаветы, считающийся у скрипачей одним из самых престижных.

У Филиппа, со слов его вдовы Нины Алексеевой, был один "недостаток". Он не умел лукавить, приспосабливаться и обычно говорил то, что думал. А это нравилось далеко не всем. Карьеру на Родине сделать не удалось, и это во многом предопределило отъезд в Израиль. Но никогда, находясь за границей, Филипп не отзывался плохо о своей родной земле. Он был слишком независимым для того, чтобы кто-то мог навязать ему свою волю. Лишь музыке он готов был самозабвенно служить, чего бы это ни стоило. Часто, вспоминает Алексеева, приходилось слышать от него, что нет плохой музыки, а есть плохие исполнители. Если сам допускал оплошность во время концерта, то не поправлялся, а просто прекращал выступление.
В Бельгии Филипп поселился в 1973 году. Обосноваться здесь ему помогла королева Фабиола, под патронажем которой проходит тот самый конкурс имени королевы Елизаветы. Она способствовала и воссоединению Филиппа с Ниной, с которой музыкант познакомился в Ленинграде, в мастерской, где начинающая художница работала над мозаикой.

Карьера Хиршхорна складывалась блестяще, пока его не поразила тяжелая болезнь. Филипп скончался 26 ноября 1996 года в расцвете творческих сил...

Филипп был  невероятно талантлив. Он был ближе к совершенству, чем кто-либо из других музыкантов. И это очень страшно – находится одному на такой высоте и справляться с такой скоростью. Это все равно, что вести сверхбыструю машину на скорости 400 км/ч и в какой-то момент вдруг заметить, что скорость упала до 350. И ты думаешь: "О Боже, надо гнать быстрее!" Невероятно страшно, наверное, он пытался достигнуть чего-то «недостижимого».

После окончания института судьба меня забросила в Прибалтику, где мне нравились небольшие кафе, в которых звучала живая скрипичная музыка. Такое я наблюдала и в Карпатах.

Еще один скрипач оставил след в моей памяти. Город Саки в Крыму. Мы каждый год в мае с мужем принимаем здесь грязи в санатории «Полтава». Из года в год около столовой перед обедом выступает старый скрипач. Репертуар у него ресторанный, сравнивать с Филиппом его нельзя, но чувствовалось, что он дорожит скрипкой и игра приносит ему и слушателям определенную радость.Чарующая музыка скрипки. Она струилась по воздуху, переливаясь и соединяясь с лучами солнца. Её движения были плавными и нежными. Музыка несла в себе любовь, настоящая мелодия, которая идёт из души, от чистого сердца.Некоторые отдыхающие проходили мимо. Жизнь бежит настолько быстро, что у людей нет возможности даже оглянуться назад. Просто остановиться и отдышаться, порадоваться самым простым и доступным вещам, которые уже давно перестали ценить. Таким, как музыка.

Очень воздействует на нас МУЗЫКА. Она окружает нас всюду, без неё невозможно представить жизнь. Музыка «строить и жить помогает, она, как друг, и зовёт, и ведёт». Это чудесный эликсир, избавляющий от уныния, исцеляющий душу и тело. Воодушевляет, повышает активность, наполняет нашу жизнь радостью, расслабляет, отвлекает от ежедневной суеты, приносит позитивные эмоции. Она обладает лечебным средством, оказывает целительное воздействие на душу и тело человека, избавляя от стресса, волнения, страха. Многие известные древнегреческие мыслители писали о целебной силе музыки, о том, что она формирует характер, улучшает взаимопонимание. Пифагор считал, что музыка помогает поддерживать внутреннюю гармонию. Аристотель, Гиппократ и другие, античные и средневековые врачеватели, заложившие основы медицины, утверждали, что музыка, хорошее пение снимают эмоциональное напряжение, уменьшают боль, исцеляют раны. Они предлагали с помощью музыки лечить сердечные боли, болезни желудка, принимать роды, регулировать дыхание, пульс, давление и температуру тела. Музыку использовали как анестезирующее средство в стоматологии, хирургии. Очень полезна классическая неторопливая музыка, детские и народные песни, формирующие ощущение защищённости.
 
 


Рецензии
С величайшим наслаждением
опять прочла Ваши строки.
Точный,красивый и выразительный
язык рождает эмоции как сама скрипка.

Варакушка 5   08.12.2023 07:28     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш позитивный отзыв))

Наталья Скорнякова   08.12.2023 12:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 63 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.