Должна быть третья сторона

Две сто­ро­ны од­ной ме­да­ли –

вой­на и мир, мир и вой­на,

но в иде­а­ле, в иде­а­ле

долж­на быть тре­тья сто­ро­на.

 

Хо­тя бы раз в ты­ся­че­ле­тье

долж­но воз­ник­нуть что-то тре­тье…



Бы­ту­ет мне­ние, что Рос­сия гиб­нет или уже по­гиб­ла... У ме­ня на это есть свой от­вле­чён­но-уте­ши­тель­ный от­вет, что им­пе­рии име­ют свой­ст­во гиб­нуть.

Сколь­ко се­бя по­мню (ес­ли ве­рить злым язы­кам), я за­ни­мал­ся в са­мом пло­хом клас­се и в са­мой пло­хой шко­ле; в учеб­ном за­ве­де­нии учил­ся на са­мом пло­хом кур­се; слу­жил в са­мой пло­хой ро­те и ба­та­ль­о­не; и, на­ко­нец, все­гда жил в са­мой пло­хой стра­не.

Су­ще­ст­ву­ет и об­щая пре­об­ла­да­ю­щая оцен­ка про­шло­го: царь был пло­хой, Ле­нин – пло­хой, о Ста­ли­не и го­во­рить не­че­го, над Хру­щём сме­я­лись, от Лё­ни ва­ля­лись, Ан­д­ро­пов был пло­хой, Чер­нен­ко – ни­ка­кой, Гор­би – про­сто пре­да­тель, Бо­рис… Что ж, ви­шен­ка от яб­лонь­ки да­ле­ко не па­да­ет.

Од­на­ко, счи­та­ет­ся, по­след­нее сло­во о ми­ре не ска­за­но. Не знаю, не знаю… По мо­е­му глу­бо­ко­му убеж­де­нию, на­при­мер, «Бо­ро­ди­но», а вслед за ним и «Ге­рой на­ше­го вре­ме­ни», и есть по­след­нее сло­во о ми­ре, сколь­ко б этот мир ещё ни тре­пы­хал­ся.

Не­дав­но встре­тил про­фес­со­ра Сер­гея Не­боль­си­на. В плот­ном раз­го­во­ре он, как все­гда, был пре­дель­но кон­кре­тен: ка­пи­та­лизм – ту­пи­ко­вый путь. Как, впро­чем, и лю­бой дру­гой путь, хо­тел я до­ба­вить, но смол­чал. Мол, ну­жен ли­дер, го­во­рил Не­боль­син, го­то­вый пой­ти на смерть.

И я по­ду­мал: по край­ней ме­ре один та­кой ли­дер у нас был. Ле­нин, ко­то­рый, мож­но ска­зать, бро­сил се­бя на пла­ху: в тюрь­ме пи­сал мо­ло­ком из хлеб­ной чер­ниль­ни­цы, то­мил­ся в ссыл­ке, скры­вал­ся в ша­ла­ше и на кон­спи­ра­тив­ных квар­ти­рах, опять же «он не пил, не ку­рил, не раз­врат­ни­чал…», гри­ми­ро­вал­ся под ра­бо­че­го; ри­с­куя жиз­нью, был тя­же­ло ра­нен…

Сей­час над этим сме­ют­ся…

Но Ма­я­ков­ский мо­лил­ся на Ле­ни­на, Есе­нин од­но вре­мя то­же был бли­зок к это­му, тот же Клю­ев, Горь­кий… Пастернак. Не са­мые глу­пые лю­ди. И сот­ни, ты­ся­чи и да­же мил­ли­о­ны дру­гих…

Се­го­дня го­во­рят: они за­блуж­да­лись. Пусть на­зо­вут то­го, кто в этой жиз­ни не за­блуж­дал­ся…

Мол, Ле­нин от­да­вал рас­ст­рель­ные при­ка­зы… А что ос­та­ва­лось?.. Не все и не сра­зу воз­лю­би­ли но­вую власть. И чем луч­ше (или ху­же) стал рас­ст­рел Бе­ло­го До­ма в 1993 го­ду…


Николай СЕРБОВЕЛИКОВ


Рецензии