Икона Божьей Матери

    Начало 90-х. Голодное, безденежное время. Развал Советского Союза. Заводы ещё работают, но зарплату почти не платят или задерживают на полгода и больше. Между предприятиями  идёт натуральный обмен продукцией и вместо зарплаты дают муку, лампочки или чугунные мясорубки. В заводских столовых кормят под запись в счёт получки.  Появляются чеки - бумажки с написанной на ней суммой: 10, 20, 40 рублей. И ещё надо найти магазин, где эти чеки примут. Цены каждый день растут, продавцы не успевают  переписывать ценники. Многие, из экономии, пекут хлеб дома. Я в это время устроился работать на железную дорогу на станцию Кушва. На "железке"  худо-бедно ещё что-то платили. Часто встречал поэта Григория Бабушкина, у которого в том районе жили пожилые родители. Как-то утром увидел его на перроне, он сидел на лавочке в ожидании электрички.

- Далеко собрался, Гриша?

- В Нижний Тагил. Бывает нахожу где-нибудь или покупаю, по случаю, ненужные  иконы, и в Тагиле на рынке продаю их скупщикам. Вот и сейчас поехал. Жить-то как-то надо...

- Ну, ты коммерсант, Григорий! - подивился я. А спустя некоторое время говорю: - Слушай, а  мне бы тоже хотелось какую-нибудь недорогую икону.
 
- Хорошо, буду иметь в виду.

    В то время в Кушве кажется не было человека, который бы не знал Бабушкина или хотя бы не слышал о нём. Лично мне такие люди не попадались.  Стихи Григория часто публиковались на страницах районной газеты. Его светлые образные строки не оставляли читателей равнодушными. Многие с интересом читали его прозаические миниатюры об удивительных случаях на охоте и рыбалке, которые были наполнены любовью к природе и написаны ярким поэтическим языком. А его мистические истории, что так щекотали нервы читателя! Люди потом подолгу обсуждали между собой - неужели это и вправду было?! И ещё Григорий был вездесущ. Возможно этому способствовали его тогдашняя  работа корреспондентом газеты - его часто можно было встретить в самых неожиданных местах. Бывает, идет по улице торопливым шагом, левым плечом вперёд, в силу его заболевания будто кто-то изнутри дёргает верёвочкой его голову и правую руки, а он спешит по своим неотложным делам, потому что всегда был наполнен или новыми оригинальными идеями или раскрывал какие-то необыкновенные тайны. Григорий  сильно заикался, но круг его знакомств был так широк, что начинался  с первых лиц города и заканчивался криминальными личностями.

    Случилось так, что Григорий Бабушкин, поэт Юрий Виноградов и я с начала 80-х годов   продолжительное время вместе работали в Кушвинском лесхозе и жили там же на его территории. Стояло три деревянных дома. В каждом жили по четыре семьи. Кухня и одна комната. Вечером натапливали печь как в бане, а утром от холода зуб на зуб не попадал и в углах надувало сугробы. Сейчас  бы эти дома  назвали  бараками. Но тогда это было своё жильё,  мы были дружны, молоды и энергичны. Все трое писали стихи, посещали литературное объединение, часто публиковались в газетах. Вот такой был приют поэтов.

    Но, вернёмся к нашей встрече на вокзале. Через несколько дней Гриша принёс мне икону: на потемневшей от времени  доске размером 20 на 25 см,  со святым тщанием, маслом выписан поясной портрет Богородицы с младенцем Иисусом на руках. Но что удивляло в этой иконе - у Богородицы было три руки! Внизу красной киноварью на церковнославянском языке написано "Троеручица Пресвятая Богородица"...  Денег Григорий, как я ни предлагал, с меня так и не взял, видимо в силу того, что я довольно часто принимал участие в его непростой судьбе.

    Мне было интересно, что это за икона у меня оказалась и я попросил мать, которая время от времени ходила в церковь, показать там икону.

    Священнослужитель долго её рассматривал, а потом сказал, что икона редкая и он видел такую только в учебнике, когда учился в семинарии. Объяснил, что на эту икону молятся о здравии и она помогает страждущим.

    Икона продолжает висеть у меня на стене. В эти годы политические события продолжают сотрясать страну, перестройка заканчивается и мы, голодные и безденежные, зажав в руках карточки и талоны на основные продукты питания, дружно идём в капитализм. Тут же эпоха гласности и свободы слова. Открывается правда о расстреле царской семьи в Екатеринбурге. Оказывается, когда семья Николая Второго находилась в заточении в  доме инженера Ипатьева, они молились   на икону Троеручицы. Видимо образ ранее принадлежал кому-то из бывших владельцев дома или прислуге.  После 78 дней заточения  ночью 17 июля 1918 года в подвале дома были расстреляны и заколоты штыками 7 членов семьи Романовых и 4 человека прислуги. Не пощадили ни женщин, ни детей.

    Так завершилось царствование рода Романовых: в  1613 году в Ипатьевском монастыре под Костромой совершили торжественный обряд призвания на царство Михаила Федоровича Романова, а через 305 лет в Ипатьевском же доме тайком казнили последнего русского царя Николая Александровича Романова с царицей, наследником и дочерьми. Династия кончилась.

    25 июля красные сдали Екатеринбург и в него вошли части Сибирской армии и чехословацкий корпус. Многие белые офицеры первым делом бросились к "тюремному замку", где содержались и были злодейски убиты Романовы. Комнаты особняка были в неописуемом беспорядке. Внимание одного из офицеров привлекла валявшаяся на полу икона. Подняв образ, он сразу узнал "Троеручицу" и решил взять икону с собой, чтобы при случае передать ее великой княгине Ольге Александровне (сестре царя Николая II), с которой был знаком: ведь перед этим образом молились Романовы в дни своего заточения, эта икона стала свидетелем их страданий и мученического подвига.

   Этот офицер (имя его неизвестно) вышел живым из ада гражданской войны. И в начале 20-х годов он привез икону в Данию, где тогда проживали мать Николая Второго - государыня императрица Мария Федоровна и семья ее дочери, великой княгини Ольги Александровны. Последней и была передана духовная реликвия из ипатьевского дома. И этот образ уже не покидал круга семьи Романовых, передаваясь из поколения в поколение.

    Интерес к дому Ипатьева вспыхнул с новой силой  летом 1975 года, когда в ЦК Политбюро  было принято решение о сносе здания. Вопрос о сносе поднял  Ю. Андропов. Председатель КГБ был обеспокоен вниманием к дому иностранцев, посещающих Свердловск. Приближалось 110-летия со дня рождения Николая Второго и 60-летия со дня его расстрела. Эти годовщины должны были привлечь внимание зарубежной прессы и радиостанций. Ходили слухи, что дом хотят включить в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Во время принятия постановления Свердловский Обком партии возглавлял Яков Рябов. Но дом стоял нетронутым ещё два года. Рябов не торопился исполнять постановление ЦК.

   Летом 1975 года я приехал в Свердловск и стал учиться там в институте. Дом Ипатьева на улице Толмачёва  мне показал кто-то из свердловчан и полушепотом рассказал, что здесь была расстреляна царская семья. Вслух говорить об этом боялись. Много раз я  проходил мимо этого основательного, каменного, побеленного извёстью дома, но то, что его  судьба уже решена, я и не подозревал. В 1976 году Свердловский обком возглавляет Ельцин и в 1977 году здание сносят.

   И  чем показательна наша тогдашняя жизнь - в последние годы, перед сносом, в этом доме находился учебно-методический центр областного управления культуры. Здание одноэтажное и полуподвал. Так и представляешь: - приехавшие со всей области работники культуры за письменными столами повышают свой профессиональный уровень, а в полуметре от них, под ногами, кирпичные стены, пропитанные ужасом и кровью невинно убиенных...

    В 2003 году на месте Ипатьевского дома возводят "Храм-на-Крови". Полное название: "Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших" — один из крупнейших православных храмов России. В июле этого  же года вдова племянника Николая II Ольга Куликовская-Романова  привезла из Канады икону Божьей Матери "Троеручица" и передала её в дар  Храму на вечное хранение.  Спустя 85 лет икона вернулась на родину.

    Но...  уже в   октябре тёмной  ночью священная реликвия была похищена! Все силы милиции были брошены на поиски пропавшей святыни. И уже через день икона была найдена. На нелегальном антикварном рынке на улице Вайнера двое молодых людей предлагали желающим купить её за 500 рублей! В то время как специалистами царская реликвия оценивается в 200 тыс. долларов. В ходе следствия выяснилось - похитителем оказался охранник этого же храма, сотрудник частного охранного предприятия.

   Тут можно было бы закончить эту историю, но остаётся вопрос: почему на иконе у Божьей Матери три руки? В некоторых религиях изображаются многорукие божества, но в православной?! Церковь рассказывает  об этом так: в 716 году от Рождества Христова  на византийский престол вступил лютый иконоборец Лев Исаврянин. По его приказу людей, имевших иконы, казнили, а сами иконы сжигали на кострах. При императоре был советник Иоанн Дамасский. Не убоявшись гнева правителя, он стал обличать преступные действия и выступил в защиту икон. Пришедший в бешенство император отдал приказ и  смельчаку отсекли кисть правой руку, которую повесили на городской площади. Иоанн всё же испросил разрешения вернуть ему отрубленную руку  и поздней ночью забрал её с позорного столба. Затворившись у себя, он приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой.  «О, Пресвятая Богородица,— взывал он к Царице Небесной, — если мою руку вернут, то я всю жизнь посвящу описанию дел Господа и Твоих, Заступница наша». Вскоре, ему приснилось, что Матерь Божья коснулась его, а когда проснулся - рука была цела и невредима, а на том месте, где её отсек палач, остался только рубец. Весть об этом чуде разнеслась по всему свету. В благодарность за исцеление  Иоанн заказал мастерам серебряную руки и приложил её к иконе Пресвятой Богородицы. Так появилась икона "Троеручица".

       Теперь, когда я смотрю на свою икону,  сначала всегда вспоминаю безвременно ушедшего от нас  поэта Григория Бабушкина. А потом, будто цепь из колодца, звено за звеном, идут и идут  воспоминания.

               
               


Рецензии
Отличный текст, Анатолий Владимирович! Очень органично личные моменты вошли в контекст общей и религиозной истории.

Владимир Азязов   01.02.2016 13:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Володя! Этот материал в газете опубликовали в Крещение. 4 фото рядом поместили: икона, царская семья, Ипатьевский дом и Храм-на-крови. Получилось достойно. Через 16 лет на страницы газеты вернулся.

Андреев Анатолий   01.02.2016 17:12   Заявить о нарушении
ЗдОрово! Рад за тебя. Кстати,в тот год,когда дом Ипатьева уже разрушили,а бульдозер ровнял поверхность, мы с однокашником Юркой Кузнецовым шли мимо со своей Комсомольской общаги в кинотеатр,что под горой, у Исетского пруда(забыл сейчас, спустя 40 лет, как он назывался).. Так вот идем мы по ипатьевскому крошеву и поднимаю я обломок старого кирпича, и говорю ему типа:"На память бы взять, Юра,реликвия ведь какая,кровь последнего царя на нём.." А он мне: "и куда ты его в кинотеатре денешь?". Так и бросил обратно сей редкий экспонат, а потом не раз пожалел.

Владимир Азязов   01.02.2016 21:37   Заявить о нарушении
Любопытная история с кирпичом. Я сейчас Виктора Коклюшкина читаю, так продолжение так и проситься на язык.

Но чем я могу утишить вашу печаль: белогвардейцы стену, у которой был расстрел, разобрали и увезли. В отличии от тебя. И второе: канал РЕН-ТВ показал, что царскую семью не расстреляли и сын Николая Второго Алексей - это Председатель Правительства Алексей Николаевич Косыгин.

В свете вышеизложенного хотелось бы узнать: как ты относишься к подмене Петра Первого?
Евгений Байда "Самозванец Великий"

Андреев Анатолий   02.02.2016 16:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.